Содержание учебного курса
Класс – 8
Название предмета – история
Количество часов всего - 38 ч
Количество часов в неделю – 2 ч
Автор учебника – Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М., Просвещение, 2009
№
| Основные содержательные линии | Тема | Количество часов | Знать/понимать, уметь, использовать
| Средства обучения
| Виды контроля
|
| Введение.
| История России как часть мировой истории
| 1
| Называть хронологические рамки курса, называть численность населения, этнический и конфессиональный состав, народы, проживающие на территории империи, определять роль и место России в истории человечества, работать с исторической картой, обозначая границы России и сопредельные с ней регионы
| Учебник А.А.Данилов,Л.Г.Косулина «Ис-тория России XIX век», карта «Российская империя в начале XIX в.»
|
|
| Россия в 1801-1825 гг.
|
1) Россия на рубеже веков.
| 10
|
Называть характерные, существенные черты развития страны на рубеже веков, охарактеризовать социальный состав, описывать условия жизни различных слоёв общества, давать характеристику сословиям, объяснять значение понятий: самодержавие, мещанство, крепостничество, разночинцы, казачество, почётные граждане, называть важнейшие препятствия модернизации страны (крепостничество и самодержавие)
|
Учебник, карта «Российская империя в начале XIX в.»
|
|
|
| 2) НРК Рост территорий Коми края
|
| Называть и показывать на исторической карте территорию края на рубеже веков, обобщать, делать выводы, охарактеризовать занимаемые территории, условия для ведения хозяйства и развития промышленности,
| Историко-культурный атлас «Республика Коми»
|
|
|
| 3) Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
|
| Называть и описывать цели внутренней политики Александра I, давать общую характеристику и оценку первым преобразованиям царя, называть даты важнейших событий (1801, 1802, 1804, 1810 гг.), высказывать и объяснять свою оценку личности М.М. Сперанского, П. Новосильцева, составить план преобразований Негласного комитета, объяснить значение понятий: Негласный комитет, министерство, Государственный совет
| Учебник, таблица, портреты
|
|
|
| 4) Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
|
| Определять цели, задачи, направления внешней политики страны в начале века, оценивать их результативность на первом этапе правления Александра I, называть даты основных событий (1803, 1805, 1807, 1808-1812 гг), охарактеризовать положения Тильзитского договора, показывать на карте и называть территории, присоединённые к Российской империи, объяснять значение понятий: континентальная блокада, коалиция, обобщать, делать выводы
| Учебник, карта «Отечественная война 1812 года», контурная карта
| Самостоя-тельная работа
|
|
| 5) Отечественная война 1812 г.
|
| Излагать суждения о причинах и последствиях войны, приводить, изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей: М. Кутузова, М. Барклая де Толли, Багратиона, Тормасова, Наполеона, составлять план Бородинского сражения, показывать на исторической карте ход военных действий, называть соотношение сил, планы сторон и результаты войны, анализировать причины победы русской армии .
| Учебник, карта «Отечественная война 1812 года», контурная карта, схема битвы
|
|
|
| 6) НРК Участие коми в Отечественной войне.
|
| Охарактеризовать наборы ополченцев, участие в войне коми-охотников, сбор пожертвований на военные нужды, размещение французских военнопленных на территории Яренского и Усть-Сысольского уезда, обобщать и делать выводы
| Атлас, рабочая тетрадь
|
|
|
| 7) Внешняя политика Александра I в 1813-1825 гг. Заграничные походы русской армии
|
| Охарактеризовать изменения международного положения России в результате разгрома наполеоновской армии, называть характерные черты внешней политики самодержавия, решения Венского конгресса, анализировать содержание исторической карты, объяснять значение понятий: «Битва народов», Венский конгресс, Священный союз, реставрация, обобщать, делать выводы
| Учебник, карта «Заграничные походы русской армии», контурная карта, схема битвы
| Самостоя-тельная работа
|
|
| 8) Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг.
|
| Давать характеристику и оценку деятельности Александра I во второй период правления, проанализировать причины неполной реализации реформаторских проектов, высказывать и аргументировать свою оценку личности А. Аракчеева, называть даты основных событий (1818, 1821, 1816-1817, 1822 гг.), доказать и объяснить противоречивость политического курса в послевоенные годы, объяснять значение понятий: военные поселения, аракчеевщина, конституция, воинская повинность, конституционная монархия
| Карточки-задания, учебник, текст исторического документа
|
|
|
| 9) Общественные движения I четверти XIX века.
|
| Называть причины зарождения, идейные основы и этапы эволюции общественного движения I четверти XIX века, сравнивать позиции, программные положения тайных обществ («Союз спасения», «Союз благоденствия», «Северное общество», «Южное общество»), численный состав, объяснять значение понятий: тайные общества, “Зелёная книга”, “Русская Правда”, “Конституция”, работать с дополнительной литературой, историческим документом
| Учебник, текст исторического документа, портреты, таблица
|
|
|
| 10) Династический кризис 1825 г. Восстание декабристов.
|
| Называть причины династического кризиса и выступления декабристов, выявить причины их поражения, охарактеризовать основные события, произошедшие на Сенатской площади, причины отсутствия общественной поддержки, итоги и значение восстания представителей тайных обществ, аргументировано высказывать своё мнение, оценивать исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы
| Учебник, текст исторического документа, иллюстрация «Выступление декабристов на Сенатской площади»
| Контроль-ная работа
|
| Николаевская Россия (1825-1855 гг.)
|
1) Внутренняя политика Николая I.
| 10
|
Показать неэффективность крепостнической системы хозяйства в условиях начинающегося промышленного переворота, называть особенности внутренней политики Николая I, охарактеризовать личность императора и его роль в русской истории, называть причины ограниченности реформаторских начинаний, называть даты важнейших событий (1826, 1826-1830, 1837, 1839 гг.), причины создания канцелярии, её отделений, анализировать положения «Теории официальной народности», объяснять значение понятий: бюрократизация, «Теория официальной народности», канцелярия, Тайная полиция, цензура
|
Учебник, текст исторического документа
|
|
|
| 2) Социально-экономическое развитие России
|
| Высказывать и аргументировать свою оценку событий, анализировать содержание карты, этапы социально-экономического развития страны, итоги кризиса крепостнической системы, причины экономического кризиса 1812-1815 гг., охарактеризовать рост внутренней торговли, развития транспорта, изменения в социальной структуре общества, слои населения, объяснять значение понятий: товарно-денежные отношения, уклад экономический, ростовщичество, готовить сообщения
| Карточки-задания, учебник, текст исторического документа
|
|
|
| 3) НРК Положение крестьянских масс.
|
| Называть каким было положения крестьян коми деревень в XIX веке, условия проживания, повинности, рассмотреть будни крестьянской семьи, типы ведения хозяйства, причины низкой урожайности, самостоятельно делать выводы, анализировать цифры, указывающие на показатели в сельском хозяйстве
| Рабочая тетрадь
|
|
|
| 4) Народы России в I половине XIX века.
|
| Называть этапы присоединения к государству новых территорий с проживающими на них народами, на основе учебника составлять таблицу с привлечением дополнительной литературы «Народы России», рассмотреть и проанализировать направления национальной политики в целом и на примере Польши в частности, обобщать, делать выводы
| Учебник, карточки-задания
|
|
|
| 5) Внешняя политика Николая I. Кавказская война.
|
| Называть характерные черты внешней политики самодержавия, основные её направления, перечислить истоки кризиса в отношениях России с ведущими странами Запада, называть причины войны на Кавказе, работать с дополнительной литературой, историческим документом, анализировать, обобщать, делать выводы времени, объяснять значение понятий: теократическое государство, газават, имам, мюридизм, жузы
| Учебник, карта «Европа в середине XIX в.», текст исторического документа
|
|
|
| 6) Крымская война.
|
| Излагать суждения о причинах и последствиях войны, показывать мужество и героизм защитников Севастополя, оценить вклад войны в осознание российским обществом необходимости немедленного реформирования страны, анализировать содержание исторической карты, показывать места военных событий и сражений, условия Парижского договора, итоги войны
| Учебник, карта «Крымская война», текст исторического документа
| Самостоя-тельная работа
|
|
| 7) НРК Участие коми в Крымской войне
|
| Называть мероприятия, проводимые в Коми крае для поддержки и помощи армии, сбор пожертвований, теплых вещей, участие в Крымской войне коми-охотников в качестве ополченцев, работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы
| Атлас, рабочая тетрадь
|
|
|
| 8) Общественные движения 30-50-х гг.
|
| Называть исторические причины активизации общественного движения и его особенности, определять результативность общественного движения данного периода, охарактеризовать основные направления: западничество и славянофильство, давать сравнительную характеристику их программ, объяснять значение понятий: западники, славянофилы, обобщать, делать выводы
| Учебник, карточки-задания, текст исторического документа
| Самостоя-тельная работа
|
|
| 9) НРК Создание школ, библиотеки в Усть –Сы-сольске. Традиционная культура коми.
|
| Характеризовать систему народного образования в Коми, называть старейшие школы края, значение открытия в Усть-Сысольске первой общественной библиотеки, развитие традиционной культуры коми, обобщать, оценивать исторические факты и явления, аргументировано высказывать своё мнение
| Карта, рабочая тетрадь по «Истории Коми», иллюстрации, фотографии
|
|
|
| 10) Золотой век российской культуры. Образование и наука.
|
| Называть литературные направления, объяснять, в чём состояли цели и результаты деятельности представителей науки и образования, объяснять в чём проявилось влияние системы образования на развитие научных исследований, охарактеризовать структуру образования и сословные ограничения, характеризовать произведения А. Пушкина, В. Жуковского, А. Грибоедова, М. Лермонтова, описать процесс формирования русского литературного языка, архитектурных стилей (поздний классицизм, ампир, эклектика), излагать главные вопросы темы, выступать с сообщениями
| Учебник, альбомы по искусству, портреты
|
|
| Россия в период правления Александра II
| 1) Кризис империи Николая I.
| 10
| Называть причины военной, технической, экономической отсталости России, доказывать необходимость модернизации России, социально-экономические и политические противоречия, анализировать данные таблицы, делать выводы, работать с источниками и дополнительной литературой
| Учебник, карточки-задания, текст исторического документа
|
|
|
| 2) Россия накануне преобразований. Отмена крепостного права.
|
| Называть предпосылки, причины отмены крепостного права, соотносить факты и общие процессы, называть явления, предшествующие реформе, излагать суждения о последствиях реформы, анализировать основные положения реформы 19 февраля 1861 г., объяснять значение понятий: кризис крепостнической системы, земство, отрезки, временнообязанные, называть причины крестьянских волнений, условия освобождения крестьян
| Учебник, карта «Российская империя во II половине XIX в.»
|
|
|
| 3) Реформы 60-70-х гг., их значение.
|
| Знать суть реформ Александра Освободителя (земскую, городскую, судебную, военную), их результаты, значение, давать сравнительную характеристику развития России до и после реформ, высказывть и аргументировать свою оценку событий, называть даты реформ (1861, 1864, 1874 гг.), объяснять значение понятий: земство, гласные, состязательный процесс, присяжные, мировой суд, всеобщая воинская повинность, адвокат, прокурор, анализировать итоги реформ, их характер и последствия, аргументировано высказывать своё мнение, составлять план-конспект параграфа
| Учебник, текст исторического документа
| Самостоя-тельная работа
|
|
| 4) НРК Земские учреждения в Коми.
|
| Называть органы управления Коми краем, доказывать важность создания земств, называть полномочия земских гласных, составить сравнительную таблицу земских органов власти в России и в Коми крае, в чём их сходства и отличия, анализировать результаты, проведённой реформы, обобщать и применять эти знания
| Атлас, таблица, рабочая тетрадь
|
|
|
| 5) Либеральное и консервативное движение 60-70-х гг.
|
| Доказывать что непоследовательность власти в проведении реформ привела к формированию либеральной оппозиции, называть причины слабости либерального движения, проанализировать каким было отношение консерваторов к реформам, сравнивать программные положения общественных организаций, аргументировать свою оценку деятельности руководителей движений
| Учебник, таблицы, карточки-задания
|
|
|
| 6) Радикальные общественные движения 60-70-х гг.
|
| Называть особенности теоретических воззрений идеологов народничества, объяснять значение понятий: утопический социализм, народничество, хождение в народ, называть существенные черты идеологии и практики общественных движений, уяснить суть и формы революционного террора, оценивать его тактику, выдающихся представителей народничества, их биографии и взгляды, давать сравнительную характеристику трёх течений народничества
| Учебник, карточки-задания, текст исторического документа, портреты
|
|
|
| 7) Кризис внутренней политики Александра II.
|
| Называть причины кризиса реформаторского курса, покушения на императора, ход борьбы с терроризмом, давать оценку проекта одобренного императором, характеризовать политику М. Лорис-Меликова, сравнивать деятельность Александра II и его предшественника Александра I, анализировать проекты изменения политической системы, цареубийства 1 марта 1881 г., его последствия, работать с источниками и дополнительной литературой, обобщать, делать выводы, аргументировано высказывать своё мнение, составлять план-конспект параграфа
| Учебник, текст исторического документа
|
|
|
| 8) НРК Политическая ссылка на территории края во второй половине XIX в.
|
| Называть причины выбора Коми края как место для политической ссылки, лагеря на территории Коми края, последствия «лагерного пути развития» экономики края, итоги социально-экономического развития края, анализировать, обобщать, оценивать исторические факты и явления, аргументировано высказывать своё мнение
| Текст исторического документа, атлас
|
|
|
| 9) Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
|
| Называть и показывать на исторической карте основные направления внешней политики 60-70-х гг., определять цели и задачи внешней политики, показывать на исторической карте территории, присоединённые к Российской империи, называть причины, характер Русско-турецкой войны, раскрывать её ход, анализировать итоги и значение, называть даты важнейших событий военной кампании (1871, 1873, 1877-1878, 1878 гг.)
| Учебник, карта «Русско-турецкая война 1877-1878 гг. война», текст исторического документа
| Контроль-ная работа
|
|
| 10) НРК Промышленность края, пути сообщения, торговля.
|
| Охарактеризовать развитие промышленности, транспорта и торговли, называть отрасли промышленности, получившие развитие в крае, крупнейшие заводы, нефтяные и газовые разработки, причины слабого развития промышленности в крае, характеризовать основные торговые пути, совершённые экспедиции, обобщать, делать выводы, готовить сообщения
| Карта, рабочая тетрадь по «Истории Коми»
|
|
| Россия в период правления Александра III.
|
1) Внутренняя политика Александра III.
| 8
|
Охарактеризовать личность Александра III, показать роль К.Победоносцева в формировании политической программы императора, объяснять сущность внутренней политики, являющейся коррективной реформой 60-70-х гг., называть даты важнейших событий (1881-1894, 1882, 1884, 1887, 1890, 1892 гг.), охарактеризовать данные первой переписи, проводимые контрреформы, причины ужесточения правящего режима, усиления контроля над обществом, работать с дополнительной литературой, историческим документом, анализировать, обобщать, делать выводы
|
Учебник, текст исторического документа научно-популярная и справочная литература, портреты
|
|
|
| 2) Социально-экономическое развитие в 80-90-е гг.
|
| Называть причины относительной отсталости производства, показать новые явления в развитии сельского развития, промышленности, характеризовать экономические реформы, анализировать данные таблицы, сравнивать развитие капитализма в России и других странах, работать с дополнительной литературой, историческим документом, анализировать, обобщать, делать выводы, готовить сообщения
| Учебник, текст исторического документа, таблица, диаграммы
|
|
|
| 3) Внешняя политика Александра III.
|
| Называть приоритеты и основные направления российской дипломатии, цели европейской политики, охарактеризовать Русско-французский союз, русско-китайские отношения, причины усиления противоречий с Японией, показывать на исторической карте территории, присоединённые к Российской империи, анализировать миротворческие инициативы
| Учебник, текст исторического документа, таблица
|
|
|
| 4) НРК Население края по данным переписи 1897 г.
|
| Объяснять как менялась численность населения Коми края в течение века, анализировать данные переписи, сравнивать с показателями в целом по стране, называть численность населения в процентном соотношении по уездам, составить таблицу изменений численности населения, устанавливать причинно-следственные связи
| Текст исторического документа, атлас
|
|
|
| 5) Появление новых течений в общественно-политической жизни в 80-90-е гг.
|
| Давать характеристику последнему царю России – Николаю II, сравнивать требования либерального движения 90-х гг. с программой «Земского союза», «Колокола», называть изменения происшедшие в общественном движении 80-90-х гг., называть условия для распространения марксизма в России, общие положения марксистского учения с народническими, работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы
| Учебник, текст исторического документа, таблица
| Самостоя-тельная работа
|
|
| 6) Контрреформы Александра III.
|
| Охарактеризовать консервативную политику Александра III, причины и содержание контрреформ, причины ужесточения правящего режима, последствия контрреформ и их значение, этапы усиления правительственного надзора за деятельностью городского и земского самоуправления, работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, объяснять значение понятий: национализм, контрреформы
| Учебник, текст исторического документа
|
|
|
| 7) НРК Писатели коми.
|
| Охарактеризовать деятельность видного писатели и учёного К. Жакова, первые художественные произведения Коми в XIX веке В. Куроатова, П. Клочкова, П. Распутина, Г. Лыткина, И. Куратова, работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать основные вопросы темы
| Текст исторического документа, атлас, портреты
|
|
|
| 8) Русская культура во II половине XIX века.
|
| Называть выдающихся представителей и достижения русской науки, объяснять сущность критического реализма как основного художественного направления, характеризовать творчество ведущих писателей, составлять описание памятников, живописи и скульптуры, называть новые явления в архитектуре, музыке, театре, готовить доклады, рефераты и выступать с ними
| Учебник, карта «Вторая мировая война», текст исторического документа
|
|
| Итоговое повторение |
| 1
|
|
| Итоговая контроль-ная работа
|
| Итого |
| 38
| Самостоятельные работы – 6;
Контрольные работы - 2;
Итоговая контрольная работа - 1;
НРК - 10
|
|
| |