Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии





Скачать 37.17 Kb.
НазваниеФилософская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии
Дата публикации19.03.2015
Размер37.17 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > История > Программа курса
Программа курса «Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии»

(Академия народного хозяйства, факультет государственного управления, 1-й курс, апрель-май 2010).
I. Материал для предварительного ознакомления (к занятиям 12 и 19 апреля)

k_pervomu_zanjatiju.doc   Введение, лекция 1 и схемы к пособию «История науки: Введение в методологию гуманитарного знания» (см. ниже).
12 и 19 апреля – вводное занятие / лекция

Характеристика целей курса: упражнение в языке понимания и обсуждения теоретических конструкций в гуманитарном знании, умение определять координаты исследователя (в том числе, и свои собственные) на «карте» гуманитарной мысли.

Технология достижения этих целей: знакомство с самыми характерными программами, известными в истории гуманитарного знания (позитивистской, интуитивистской, умозрительной, критической), ради того, чтобы соотносить координаты исследовательских проектов (в том числе и собственных) с этими «полюсами».

Ресурсы к курсу:

сайт http://www.aperlov.narod.ru (конкретно для курса – страница http://www.aperlov.narod.ru/anh.htm),

учебное пособие: Перлов А.М. История науки: Введение в методологию гуманитарного знания. М.: РГГУ, 2007. Объяснение логики текста и извинения за издержки.

II. Материал для предварительного ознакомления (к занятиям 26 апреля и 17 мая)

Полный текст учебного пособия: Перлов А.М. История науки: Введение в методологию гуманитарного знания. М.: РГГУ, 2007. Будет вывешен на сайте или разослан.
26 апреля и 17 мая – коллоквиум

Коллоквиум предполагается построить как продолжение разговора на первом занятии. В той мере, в какой у студентов получится ознакомиться с текстом учебного пособия и сформулировать осмысленные вопросы, занятие может строиться как попытка ответа на эти вопросы. Удачно, если для ответа смогут быть использованы условные «исследовательские кейсы», соответствующие реальным или правдоподобным проектам самих студентов – на этом материале было бы полезным иллюстрировать самые существенные черты европейских гносеологических стратегий. В той мере, в какой порожденные учебным пособием вопросы студентов будут исчерпаны, я сам планирую задавать вопросы: в меньшей степени нацеленные на простую проверку усвоения прочитанного (прежде всего, на понимание используемых в тексте терминов, см. «словник»   http://www.aperlov.narod.ru), в большей степени – на способность приложить прочитанное к исследовательской практике.

III. Материал для предварительного ознакомления (к занятиям 24 и 31 мая)

Шюц А. Понятие и формирование теории в социальных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994; С. 481 – 496. - www.aperlov.narod.ru/schutz1.doc.
24 и 31 мая – семинар

1. Пожалуйста, прочтите статью «Понятие и формирование теории в социальных науках» А. Шюца.

Составьте подробный конспект этого текста – желательно, не в форме гладкого повествования, а как последовательность из нескольких десятков тезисов – это пригодится при выполнении упражнений и самостоятельных заданий. Зафиксировав тезис, обязательно отметьте, от чьего имени (или имен) этот тезис провозглашается в статье Шюца, и формулируется ли он как самодостаточное высказывание или исключительно как мишень для критики. Будьте внимательны к прямому цитированию, пересказу, утрированию и т.п.

Еще одним полезным ресурсом для Вас может стать словарик ключевых категорий текста Шюца.

Пожалуйста, вышлите (arkadiy.perlov@gmail.com) и словарик, и конспект, составленные Вами при работе со статьей А. Шюца.

При чтении, обращайте, пожалуйста, особое внимание на следующие вопросы:


  1. Какова логика статьи Шюца, кто с кем спорит, кто с кем соглашается?

  2. Как выглядят аргументы сторонников доказательного знания в гуманитарных (общественных) науках?

  3. В чем усматривает Шюц внутренние логические противоречия и слабости бихевиористской методологии?

  4. Почему, по мнению Шюца, интерсубъективная интерпретация возможна в социальных науках, какую роль играют в этом категории «жизненного мира», «понимания», «идеальной типизации», «конструкций второго типа»?

  5. Что, с точки зрения Шюца, делало оправданной часть критики сциентистов в адрес специфически гуманитарного знания и каким образом его собственный подход позволяет преодолеть эти проблемы?

  6. Какую роль выполняют приводимые Шюцом в статье примеры-притчи: о почтальоне, или о сеттере Ровере?

  7. Какое соотношение усматривает Шюц между «обыденным знанием» и «научным мышлением»? Что можно сказать о целесообразности, возможностях и границах достижения объективности (контролируемой индивидуальности) в концепции Шюца?


IV. Отчетность

Предполагается, что некоторое количество оценок (курс заканчивается дифференцированным зачетом) будет возможно поставить по итогам коллоквиума и семинара. Для тех слушателей, которые не успеют проявить себя на коллоквиуме или семинаре, возможны три варианта выполнения внеаудиторной письменной работы: «словник», рефераты по отдельным блокам учебного пособия или рецензия на пособие целиком (подробнее о всех вариантах см. http://www.aperlov.narod.ru/anh/otchet.htm)
Аркадий Перлов
(к.и.н., доцент «Высшей школы
европейских культур» РГГУ,
arkadiy.perlov@gmail.com)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconУрок литературы и православной культуры. Тема урока: «Нравственно-философская...
Тема урока: «Нравственно-философская проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эпилог»
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconУчебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание...
Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconФилософская антропология Философская антропология как область философского знания
Фгбоу впо «поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconРеферат по предмету «Социальная философия» на тему: «Социально-философская...
...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconКонцептуальные аспекты гражданской культуры в современной гуманитарной...
Глотова В. В. Краткий курс лекций по истории и философии науки: учеб пособие / В. В. Глотова. Воронеж: фгбоу впо «Воронежский государственный...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconКультура времени в современной картине жизни 09. 00. 13 Религиоведение,...
Как правило, подавляющее большинство не знакомо с теорией и практикой искусства цвета, как жизненно необходимой, естественной общечеловеческой...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью изучения истории социально-гуманитарной мысли является ознакомление студентов с основными идеями мировой социально – гуманитарной...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconИнструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных...
Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной...
Философская проблематика современной культуры / Введение в основы гуманитарной гносеологии iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск