rukaberzp@yandex.ru
МОУ «Кушмангортская ООШ», Чердынский район, Пермский край
Рукабер Зинаида Павловна, учитель истории и обществознания
07.12.2010 г.
Тема: «Во владениях Великого Хана» (§24: учебник Бойцова М.А. и др., М.: 2007).
Предмет: Всеобщая история (история средних веков), 6 класс
Форма организации работы учащихся: самостоятельная работа
Технология: ТИО с использованием ИКТ
Цель и задачи урока: сформировать у учеников представление об образе жизни и завоеваниях монголов, о крупнейшем государстве средневекового Востока – державе монголов.
О.: подвести учащихся к пониманию причин образования и распада монгольского государства
Р.: развивать умение сравнивать однотипные исторические процессы и делать выводы. Продолжать формирование навыков работы с историческими источниками, картой.
В.: воспитывать негативное отношение к войнам, к завоеваниям, сочувствие к борьбе народов. Ход урока
Оргмомент. Целеполагание
У.: Сегодня мы познакомимся с возникновением огромной державы, наверное, самой большой из всех, что когда - либо существовали на земле – Монгольской империи, раскинувшейся от берегов Тихого океана до Черного моря. Дадим характеристику её основателю – Чингисхану. Согласно дошедшим до нас историческим летописям Чингисхан осуществил немыслимые по масштабу завоевания почти всего мира, никому до него и после не удалось сравниться с ним в величии завоеваний. Познакомимся с Тамерланом, создавшим на обломках Монгольской империи свою державу. Скажем о своём отношении к завоевательным войнам, которые они вели.
Поставьте перед собой цель, которую хотите достичь на уроке. Работать будем по карточкам трёх уровней: А, Б, В. Карта достижений поможет фиксировать ваши достижения.
Я хотел (а) бы заработать отметку _____________________________.
Беседа, предваряющая самостоятельную работу учащихся
В беседе у учеников формируется представление о географических познаниях людей средневековья. Беседа послужит также необходимым переходом к изучению основной темы урока.
III. Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками.
Уровень А «3»
Путешествие Марко Поло.
Прочитайте (§24 пункт 1 «Семья Поло из Венеции», стр. 228-229)
Докажите, подчеркните карандашом, что дальние страны интересовали не только Марко Поло, стр. 228, документы, стр. 234-235
2. Завоевания монголов.
Прочитайте (§24 пункт 2 «Нежданные завоеватели», стр. 229-230; атлас стр. 40-41)
Подчеркните карандашом в учебнике, покажите друг другу по карте направления завоевательных походов монголов.
Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 г.? 1) Мамай; 2) Батый; 3) Чингисхан; 4) Тохтамыш.
Рассмотрите миниатюру «Монгольская армия», стр. 231. *Какие характерные особенности монголов старается передать автор миниатюры?
*Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках:
В _________ кочевые племена _____________ объединил под своей властью ___________ , взявший титул ________________. Ему удалось создать мощную __________________ с сильной _____________ . Ему подчинялись знатные ____________ , его гвардию составляли храбрые ______________. Чингисхан завоевал государство _____________ и Северный _____________ . После его смерти в ______ году государство было поделено на четыре _________. Его потомок, хан ____________ прославился завоеванием восточной _______________.
(Улуса, нукеры, Чингисхан, армией, Чингисхан, 1227, XIII веке, Европы, державу, Бату, нойоны, Темучин, Китай, хорезмшахов, монголов).
3. Держава монголов.
1. Прочитайте (§24 пункт 3,4 «Монголы на завоёванных землях» и «Власть монголов», стр. 230-233; атлас стр. 40-41)
Подчеркните карандашом в учебнике, докажите:
монголы с невиданной жестокостью относились к непокорным;
обширные земли Средней Азии запустели на многие десятилетия;
в ханском войске монголы были в меньшинстве.
4. Тимур-Хромец.
Прочитайте (§24 пункт 5 «Последняя угроза», стр. 233-234; атлас стр. 41)
Какую кличку носил Тимур? Почему?
2. *Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках:
В ______ году власть в городе _____________________ захватил __________________ . прозванный в Европе _____________________. Он не принадлежал к потомкам ________________ . Он принял титул _____________ и управлял от имени хана-__________________________ . Он был ___________________ завоевателем. Созданное им ______________________ простиралось от реки ___________ до __________________ моря. Но он был не только __________________, время его правления – это время процветания_____________________, он строил _____________, приглашал к себе поэтов и __________________ . Его внук _______________ был ________________________ правителем, он построил ____________________ , ввёл в преподавание в ______________ светские науки.
(Тимур, 1370, эмира. Чингисхана, завоевателем, Самарканда, государство, дворцы, Ганг, художников. Жестоким, миролюбивым, Тамерланом, Чёрного, медресе, обсерваторию, Улугбек, Самарканде, чингисида). 5. Разгадайте путаницу. Переставьте буквы в словах и у вас получится:
Город, из которого Марко Поло отправился путешествовать в Китай «ИЯВЕЦНЕ» ___________.
Внук Чингисхана, который нанёс в 1237 году сокрушительный удар по Руси «ЫБЙАТ» _______.
Город, в котором обычно находился стан великого хана «УМКОРКАРА» __________________.
Название единого для всех монголов императорского сборника законов «ИКАВЕЛЯ _АСЯ» _______________ ________.
Город, который Тимур сделал своей столицей «НДАРКМАСА» ____________________.
Примечание: количество вопросов в задании 1 уровня (*1-5) для некоторых учащихся может быть уменьшено.
Уровень Б «4»
1. Укажите, кто здесь лишний. Объясните, почему?
Марко Поло, Чингисхан, Тамерлан. Расскажите об одном из них.
2. Соотнесите даты и события:
1.
| 1295 год
| А
| полководцы Чингисхана раз-били объединённое войско несколь-ких русских князей на реке Калке;
| 2.
| 1223 год
| Б
| годы правления Тамерлана;
| 3.
| (1370-1405 гг.)
| В
| Марко Поло морским вокруг Индии вернулся в Италию;
|
|
|
|
|
|
|
|
Соотнесите даты жизни и имена монгольских ханов:
1.
| (10.04.1336 г. - 17.02.1405 г.)
| А
|
Темучин (Чингисхан)
| 2.
| (1209 г. - 1256 г.)
| Б
|
Тимур (Тамерлан)
| 3.
| (1162, 1155? г.–1227 г.)
| В
|
Батый (Бату-хан)
|
-
Уровень В «5»
В чем состоит сходство и отличие империи Чингисхана и державы Тимура?
К кому из завоевателей относится каждое из высказываний, обосновать свое мнение?
1) Ему удалось разгромить соперников и объединить монгольские племена под своей властью.
2) Он происходил из знатного монгольского рода.
3) Он захватил власть в одном из небольших самостоятельных государств в междуречье Аму-дарьи и Сырдарьи.
4) Собрание представителей ханского рода и кочевой знати подтвердило его верховную власть и принятый им титул.
5) Укрепив свое государство, он начал завоевание других стран.
6) Его войска всегда действовали очень жестоко, придерживаясь тактики устрашения.
7) Он видел свой идеал в воине-завоевателе, смысл жизни которого в том, чтобы насладиться гибелью и позором врага.
8) Отказ любого народа признать его власть рассматривался как неповиновение, которое следу-ет подавить силой.
9) Считал, что весь мир не стоит того, чтобы иметь двух повелителей.
10) Его власть была ограничена правом сородичей на участие в управлении и правом знати утверждать нового хана на курултае.
11) Его воины, сплоченные железной дисциплиной и жаждой добычи, имели отличную боевую выучку.
12) Он взял под контроль караванные пути и разорил торговые центры, конкурирующие с горо-дами его владений.
13) Правил от имени подставного безвластного хана.
14) Сначала помог Тохтамышу, а потом стал его врагом.
15) Европейские страны видели в нем возможного союзника против турок.
16) Сыновья и внуки разделили его державу на части.
17) Его держава ненадолго пережила своего создателя.
18) Был язычником.
19) Был мусульманином.
20) Был «человеком степи».
21) Соединял в своем мировоззрении черты кочевника-степняка и горожанина.
Беседа по вопросам самостоятельной работы (презентация). Ответы учащихся.
1. Как вы думаете, почему монголы смогли победить всех своих противников?
(Учащиеся отмечают многочисленность войска монголов; жестокую дисциплину в войске; хитроумные тактические приемы, применяемые монголами; умение монгольских воинов метко стрелять из лука и хорошо ездить верхом; применение осадных орудий; особую жестокость к покоренным народам и др.).
2. Почему распалось государство монголов?
3. Каково ваше отношение к завоевателям и войнам, которые они вели?
Какой бы вы дали совет всем завоевателям?
Может быть, вам поможет репродукция картины В.В.Верещагина «Апофеоз войны», 1871
Выводы:
Ребята, средние века в мировой истории насчитывают 1000 лет. Они оставили нам чудесные
картины, памятники литературы, архитектурные сооружения, основали королевские династии, явились свидетелями образования и распада Великих империй.
Иногда поступки людей, живших в средние века - образец для подражания. Иногда – повод для раздумья, предостережение, а то и пример, достойный отрицания. Но независимо от того, как мы оцениваем это время сегодня, знать о нем должен каждый культурный человек. Возвеличивание тиранов, каковыми являлись Чингисхан и Тамерлан, не только несправед-ливо, но и безнравственно. Очень важно, чтобы, войдя в новое тысячелетие, мы серьезно задума-лись о добре и зле, осознали необходимость нравственной оценки места и роли некоторых исторических личностей.
Итоговый контроль (компьютерный тест по теме «Во владениях великого хана», §24 Приложение 1).
Рефлексия
Составьте на основе полученных знаний синквейн о Марко Поло, Чингисхане или Тамерлане (в группе 2 человека) пятистрочие:
первая строка – существительное, ________________________________________________
вторая – два прилагательных, ____________________________________________________
третья – три глагола, ___________________________________________________________
четвертая – смысловая фраза, ____________________________________________________
пятая – смысловое существительное _______________________________________________
У.: Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Проанализируем карту достижений. (В классе 6 человек, из них уровня В достиг … человек, уровня Б - … , уровня А - … человек). Видим, что есть к чему ещё стремиться: внимательнее читать текст, …
Индивидуальное домашнее задание
Приложение 1
Компьютерный тест (итоговый контроль):
1. Венецианский путешественник Марко Поло совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. Написанная с его слов "Книга о многообразии мира" (1298) стала одним из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии. Он странствовал …
1) с 1371 по 1395 г.г.;
2) с 1271 по 1295 г.г.;
3) с 1171 по 1195 г.г.;
4) с 1071 по 1095 г.г.
2. Правителем монголов в 1206 году стал:
1) Темучин;
2) Мамай;
3) Батый;
4) Тимур.
3. Монгольское государство называлось:
1) орда;
2) империя;
3) улус;
4) султанат.
4. Мужчинам разрешалось заниматься, так предписывалось Чингисханом в Ясе, только
1) ремеслом и торговлей;
2) скотоводством и земледелием;
3) войной и охотой;
4) правильный ответ отсутствует.
5. В 1211-1217 годах монголо-татары завоевали:
1) Китай;
2) Закавказье;
3) государство хорезмшахов;
4) Русь.
6. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году?
1) Мамай;
2) Батый;
3) Чингисхан;
4) Тохтамыш.
7. Почему монголы смогли победить всех своих противников?
1) у них было многочисленное дисциплинированное войско;
2) они применяли осадные орудия;
3) монгольские воины метко стреляли из лука и хорошо ездили верхом;
4) всё перечисленное верно.
8. В 1370 году власть в Самарканде захватил:
1) Тимур;
2) Мамай;
3) Темучин;
4) Батый.
9. Тимур, захватив власть, принял титул:
1) хан;
2) эмир;
3) султан;
4) халиф.
10. Эту картину «Апофеоз войны», изображающую груду выбеленных солнцем черепов в безжизненной пустыне, художник поместил в рамку с надписью:
«Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим»,1871 г.. Его имя…
1) И.Е.Репин;
2) В.В.Верещагин;
3) В.И.Суриков;
4) В.М.Васнецов.
№ вопроса
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| Эталон ответа
| 2
| 1
| 3
| 3
| 1
| 2
| 4
| 1
| 2
| 2
|
Проект урока
№
| Этап урока
| Время
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1
| Организация урока
Целеполагание
| 1,5/
| Знакомит с темой урока и задачами
| Ставят перед собой цель: достичь определённого
результата
| 2
| Беседа, предваряющая
самостоятельную работу уч-ся
| 1,5/
| Организует работу учащихся
| Отвечают на вопросы учителя
| 3
| Самостоятельная работа с разноуровневыми карточками, учебником, дополнительной литературой, ресурсами интернета.
| 22/
| «Карта успеха»
Имя
| «3»
| «4»
| «5»
| Оценка
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Наташа
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
| Консультирует учащихся, помогает тем, кто испытывает затруднения.
| Работают с текстом. Готовят ответы на предложенные вопросы
| 4
| Беседа по вопросам с/р
(презентация)
| 9/
| Организует дискуссию.
| Участвуют в беседе, отстаивают свою точку зрения.
| 5
| Закрепление
(итоговый контроль).
| 7/
| Инструктирует.
| Выполняют компьютерный тест
(Приложение 1)
| 6
| Рефлексия
| 3,5/
| Подводит итоги.
| Оценивают свои собственные достижения, сопоставляют с предполагаемым результатом.
| 7
| Домашнее задание
| 0,5/
| Выполнить задание на карточке
| Записывают по желанию
домашнее задание
| |