Рабочая программа составлена на основе





Скачать 144.57 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена на основе
Дата публикации21.03.2015
Размер144.57 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа


Оглавление
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………….. 3

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА ……………………………. 3

2.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………... 3

2.2. Место дисциплины в учебном процессе ……………………………………………. 3

2.3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего обучение данной дисциплины ………………………………………………………………………………... 3

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………. 4

3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий ………………………... 4

3.2. Содержание дисциплины …………………………………………………………..… 4

3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий ……………... 4

3.2.2. Самостоятельная работа аспирантов ……………………………………………. 6

3.2.3. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине ……………… 8

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………... 8

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине …………………………………. 8

3.4.1. Основная и дополнительная литература ………………………………………... 8

3.4.2. Перечень тем рефератов …..……………………..…………....……..…………... 9

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рабочая программа составлена на основе:

- федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- программы-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» «История физики», разработанной Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН и одобренной экспертными советами ВАК Минобразования России по истории и по физике;

- учебного плана УГЛТУ по основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности 01.04.07 «Физика конденсированного состояния»
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТА


    1. Цели и задачи дисциплины

Цель и задачи учебного курса – продемонстрировать рост и развитие знаний в области физических наук, начиная с древности вплоть до современного состояния, показать прогресс в развитии физических научных исследований, проследить основные этапы исторического развития физики.


    1. Место дисциплины в учебном процессе

Соотношение учебных дисциплин по их назначению


Обеспечивающие

Сопутствующие

Обеспечиваемые

«История и философия науки» (Современные философские проблемы физики)

«Планирование и анализ результатов эксперимента»;

«Эколого-экономические аспекты отраслей лесопромышленного комплекса»;

«Системный анализ в исследовательской работе»

Кандидатский экзамен по «Истории и философии науки»




    1. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение данной дисциплины


После окончания изучения дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • основы методологии исторического анализа данных физических наук;

  • основные этапы исторического развития физики;

  • этапы и специфику развития области темы диссертационного исследования.

Уметь:

  • охарактеризовать особенности основных этапов исторического развития физики, основные теоретические и практические достижения каждого этапа;

  • знать основных представителей каждого этапа, их основные идеи и труды;

  • ориентироваться в специфике современного этапа развития физических наук, представлять место темы диссертационного исследования в историческом развитии физики.

Владеть:

  • логикой исторического анализа развития науки;

  • навыками рассмотрения темы диссертационного исследования в историческом контексте развития физики;

  • навыками рассмотрения диссертационной темы в историческом, культурном и общенаучном контексте;

  • категориальным аппаратом истории физики.



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Распределение зачетных единиц / часов учебных занятий

Вид занятий

Трудоемкость

Зач. ед.*

Час.

Лекции

0,3

10

Семинары

-

-

Лабораторная работа

-

-

Практические занятия

-

-

Самостоятельная работа

0,1

4

ИТОГО

0,4

14

*Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

3.2. Содержание дисциплины
3.2.1. Наименование тем, их содержание, объем лекционных занятий

Порядко- вый

номер

лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекций

Трудоемкость

Зач. ед.

Час.

1

2

3

4

1

Доклассическая физика

Физические знания в Античности. От натурфилософии к статике Архимеда и геоцентрической системе Птолемея.

Физика Средних веков (XIXIV вв.). Освоение античного знания арабской наукой: статика и учение об удельных весах (аль-Бируни, аль-Хазини и др.), оптика (Альхазен и др.), строение вещества (Аверроэс). Влияние арабов на возрождающуюся европейскую науку XI–XIII вв. Возникновение университетов.

Физика в эпоху Возрождения и коперниканская революция в астрономии (XVXVI вв.). Физические открытия, механика и изобретения Леонардо да Винчи (законы трения, явления капиллярности, фотометрия и геометрическая оптика и т.д.). Статика и гидростатика С. Стевина. Н. Тарталья, Дж. Бенедетти и др. - предшественники галилеевского учения о движении. Создание Н. Коперником гелиоцентрической системы мира - важная предпосылка научной революции XVII в.

0,06

2




1

2

3

4

2

Научная революция XVII в.

Кеплеровские законы движения планет. Механика Г. Галилея. Метод мысленного эксперимента. Законы сохранения. Исследования У. Гильберта в области электричества и магнетизма. Геометрическая оптика Кеплера, В. Снеллиуса и Декарта; принцип П. Ферма. Конечность скорости света (О. Рёмер). Наблюдения дифракции света (Ф. Гримальди, Р. Гук). Учение о пустоте, пневматика, учение о газах и теплоте (О. Герике, Э. Торричелли, Б. Паскаль, Р. Бойль и др.).

Создание Ньютоном основ классической механики: «Математические начала натуральной философии». Представление о пространстве и времени. Три основных закона ньютоновской механики. Закон всемирного тяготения и небесная механика. Вывод законов Кеплера. Место законов сохранения в системе Ньютона. Ньютоновская космология. Геометрические и дифференциально-аналитические формулировки законов механики. Вклад Г. Лейбница в механику. Оптика Ньютона.

Успехи небесной механики, особенно в трудах П.С. Лапласа.

Исследование электричества и магнетизма – на пути к количественному эксперименту (Г. Рихман, Г. Кавендиш, О. Кулон). Флюидные и эфирные представления об электричестве Б. Франклина, Ф. Эпинуса, М. В. Ломоносова и Л. Эйлера. “Гальванизм” и явление электрического тока (Л. Гальвани, А. Вольта, В. В. Петров).

Развитие основных понятий учения о теплоте. Корпускулярная оптика: от Ньютона до Лапласа. Элементы волновых представлений о свете (Эйлер).

0,06

2

3

Классическая наука (XIX в.)

Начало формирования классической физики на основе точного эксперимента, феноменологического подхода и математического анализа (1800–1820-е гг.).

Волновая теория света О. Френеля (её развитие в работах О. Коши). Электродинамика (от Х. Эрстеда к А.М. Амперу). Теория теплопроводности Ж. Фурье. Теория тепловых машин С. Карно. Формирование физики как научной дисциплины в России (от Э.Х. Ленца до А.Г. Столетова). Единая теория электричества, магнетизма и света: от М.  Фарадея к Дж. К. Максвеллу (1830–1860-е гг.).

Физика тепловых явлений. Закон сохранения энергии и основы термодинамики (1840–1860-е гг.).

Второе начало термодинамики для обратимых и необратимых процессов, понятие энтропии и проблема “тепловой смерти” Вселенной. Третье начало термодинамики В. Нернста и элементы термодинамики неравновесных процессов.

Кинетическая теория газов и статистическая механика (1850–1900-е гг.).

Кинетическая теория газов Клаузиуса и Максвелла (и их предшественники). Создание основ статистической механики: распределение Максвелла – Больцмана. Кинетическое уравнение Больцмана. Развитие статистической механики

0,06

2

1

2

3

4




Гиббсом. Теория Броуновского движения и доказательство реальности существования атомов (А. Эйнштейн, М. Смолуховский, Ж. Перрен). Эргодическая гипотеза и её развитие в XX в. Статистическая физика.







4

Научная революция в физике в первой трети XX в. и её вершина – квантово-релятивистские теории

Экспериментальный прорыв в микромир; кризис классической физики; электромагнитно-полевая картина мира. Квантовая теория излучения М. Планка. Световые кванты А. Эйнштейна (1900-е гг.). Специальная теория относительности (1900-е гг.).

Общая теория относительности. Релятивистская космология. Проекты геометрического полевого синтеза физики (1910–1920-е гг.). Квантовая теория атома водорода Н. Бора и её обобщение (1910–1920-е гг.). Квантовая механика (1925–1930-е гг.). Квантовая электродинамика, релятивистская квантовая теория электрона и квантовая теория поля (1927–1940-е гг.).

Физика атомного ядра и элементарных частиц (от нейтрона до мезонов). Космические лучи и ускорители заряженных частиц (1930–1940-е  гг.).

0,06

2

5

Основные линии развития современной физики

Ядерное оружие и ядерные реакторы. Проблемы управляемого термоядерного синтеза. Физика конденсированного состояния и квантовая электроника. Физика высоких энергий: на пути к стандартной модели. Релятивистские астрофизика и космология. Проблема единой теории 4-х фундаментальных взаимодействий. Квантовая теория гравитации и суперструны. Проблема грядущих научных революций в физике.

0,06

2




ИТОГО

0,3

10


3.2.2. Самостоятельная работа аспирантов

Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень заданий для самостоятельной работы (рефераты, доклады, переводы, расчеты, планирование эксперимента и т.п.)

Трудоемкость

Зач.

ед.

Час.

1

2

3

4

1

Рефераты: «Физические знания Античности. От натурфилософии к статике Архимеда и геоцентрической системе Птолемея»;

«Коперниканская революция в астрономии (XV – XVI вв.)»;

Доклады: «Физика и космология Аристотеля»; «Евклид и его «Начала»;

«Архимед и Герон Александрийский: законы рычага и гидростатики, пять простых машин»;

«Физические открытия, механика и изобретения Леонардо да Винчи»

0,3

0,1

10 (реферат)*;

4 (доклад)**

2

Рефераты: «Создание Ньютоном основ классической механики»;

«Накопление физических знаний в век Просвещения»;

0,3

10 (реферат)*;

1

2

3

4




Доклады: «Механика Г. Галилея. Метод мысленного эксперимента»;

«Исследования У. Гильберта в области электричества и магнетизма»;

«Создание дифференциального исчисления»;

«Небесная механика П.С. Лапласа»;

«“Гальванизм” и явление электрического тока»

0,1

4 (доклад)**

3

Рефераты: «Формирование классической физики на основе точного эксперимента, феноменологического подхода и математического анализа (1800–1820-е гг.)»;

«Единая теория электричества, магнетизма и света: от М.  Фарадея к Дж. К. Максвеллу (1830–1860-е гг.)»;

Доклады: «Рождение термодинамики в работах Р. Клаузиуса, У. Томсона и У. Ранкина (1850-е гг.)»;

«Понятие энтропии и проблема “тепловой смерти” Вселенной»

0,3

0,1

10 (реферат)*;

4 (доклад)**

4

Рефераты: «Экспериментальный прорыв в микромир»;

«Физика атомного ядра и элементарных частиц»;

Доклады: «Квантовая теория излучения М. Планка»;

«Проблема причинности в квантовой механике»;

«Пространство-время общей и специальной теории относительности»;

«Открытие сильных и слабых взаимодействий элементарных частиц. Ядерные модели»

0,3

0,1

10 (реферат)*;

4 (доклад)**

5

Рефераты: «Развитие современной физики (вторая половина XX в.)»;

«Политические, социальные и этические аспекты “ядерной революции” во 2-й половине XX в.»;

Доклады: «Релятивистские астрофизика и космология»;

«Развитие физики чёрных дыр»;

«Инфляционная космология»;

«Квантовая механика – теоретическая основа физики конденсированного состояния (ФКС) и квантовой электроники (КЭ)»;

«ФКС и КЭ – важные источники технических приложений физики второй половины XX в.»

0,3

0,1

10 (реферат)*;

4 (доклад)**




ИТОГО

0,3

0,1

10 (реферат)*;

4 (доклад)**

* Все аспиранты выполняют реферат по разделу, соответствующему теме диссертационной работы.

** Аспиранты, не посещавшие лекционные занятия, самостоятельно осваивают программу и делают доклад по разделу, соответствующему теме диссертационной работы.

3.2.3. Контроль результативности учебного процесса по дисциплине
Итоговый контроль проводится в форме защиты реферата.

3.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийный класс: проектор, ноутбук.

3.4. Учебно-методические материалы по дисциплине

3.4.1. Основная и дополнительная литература

Основная литература

1. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. и социально-эконом. специальностям / А.А. Горелов. – М.: Высшее образование, 2007. – 335 с. (10 экз.).

2. Смолко, В.А. Концепции современного естествознания: учебное пособие / В.А. Смолко. – М.: Теплотехник; Челябинск: ЮУрГУ, 2007. – 768 с. (1 экз.).

3. Современное естествознание: энциклопедия: в 10 т. / Международ. Сорос. программа образования в обл. точ. наук; гл. ред. В.Н. Сойфер; ред. Ю.А. Быковский, В.А. Грибов. – М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2001. – Ч .7. – 296 с. (1 экз.).

4. Физика и естествознание. Практические работы: Учебное пособие [Электронный ресурс] / С.Б. Акименко, О.А. Яворук. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. – 52 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=365175.
Дополнительная литература

5. Гинзбург, В.Л. О науке, о себе и о других: [Электронный ресурс] / В.Л. Гинзбург. – М.: Физматлит, 2001. – 496 с. Режим доступа: http://fizmatlite.com/webrary/ginzburg/ginzburg.htm.

6. Джеммер, Маис. Понятие массы в классической и современной физике: [Электронный ресурс] / Маис Джеммер. – М.: Наука. 1967. – 255 с. Режим доступа: http://www.ph4s.ru/books/phys_istor/Ponyatie_massy.rar.

7. Дорфман, Я.Г. Всемирная история физики (с древнейших времён до конца XVIII в.): [Электронный ресурс] / Я.Г Дорфман. – М.: Наука, 1974. – 325 с. Режим доступа: http://www.ph6s.ru/books/phys_istor/dorfman.rar.

8. Дорфман, Я.Г. Всемирная история физики (с начала XIX до середины XX вв.) [Электронный ресурс] / Я.Г Дорфман. – М.: Наука, 1979. – 321 с. Режим доступа: http://www.ph4s.ru/books/phys_istor/dorfman.rar.

9. Кун, Т.С. Структура научных революций / Сост. В.Ю. Кузнецов; Пер. с англ. И.З. Налетова и др. – М.: АСТ, 2001. – 608 с. (1 экз.).

10. Лауэ, М. История физики: [Электронный ресурс] / М. Лауэ. – М.: Наука, 1956. – 230 с. Режим доступа: http://www.ph4s.ru/books/phys_istor/Laue.rar.

11. Марио Льоцци. История физики: [Электронный ресурс] / Льоцци Марио. – М.: Мир, 1970. – 464 с. Режим доступа: http://www.ph4s.ru/books/phys_istor/Lyocci.zip.

12. Окунь, Л.Б. Физика элементарных частиц. М.: Наука, 1988. Режим доступа: http://www.twirpx.com/signup/.

13.Уиттекер, Э.Т. История теорий эфира и электричества: [Электронный ресурс] / Э.Т. Уиттекер,– Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. – 512 с. Режим доступа: http://padabum.com/x.php?id=25418.

14. Философские проблемы классической и неклассической физики: современная интерпретация [Электронный ресурс] / М., 1998. – 180 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=345354.

3.4.2. Примерный перечень тем рефератов

1. «Физические знания Античности. От натурфилософии к статике Архимеда и геоцентрической системе Птолемея»;

2. «Коперниканская революция в астрономии (XV – XVI вв.)»;

3. «Создание Ньютоном основ классической механики»;

4. «Накопление физических знаний в век Просвещения»;

5. «Формирование классической физики на основе точного эксперимента, феноменологического подхода и математического анализа (1800–1820-е гг.)»;

6. «Единая теория электричества, магнетизма и света: от М. Фарадея к Дж. К. Максвеллу (1830–1860-е гг.)»;

7. «Предпосылки экспериментального прорыва в микромир»;

8. «История физики атомного ядра и элементарных частиц»;

9. «Развитие современной физики (вторая половина XX в.)»;

10. «Политические, социальные и этические аспекты “ядерной революции” во 2-й половине XX в.».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена...
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство. 1-9 классы»под редакцией доктора педагогических...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по технологии составлена на основе федерального государственного
...
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 10 классе...
Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по
Рабочая программа составлена на основе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программ по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования....
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Рабочая программа составлена на основе iconГС(к)оу «Школа интернат для глухих детей» рабочая программа по информатике...
Рабочая программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-го вида...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе Срок реализации...
Составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа по химии в 10 классе составлена...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно – правовых документов
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе авторской программы
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Е. Кузнецовой, «Вентана-Граф», 2011 год
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огневская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа составлена на основе iconПояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по географии для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе для 10 класса Программа составлена на основе
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и программы общеобразовательных учреждений. Литература...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая программа по литературе 11 кл Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М.: «Мнемозина»,...
Рабочая программа составлена на основе iconРабочая учебная программа по хореографии 5-6 класс
Составлена на основе Рабочая программа учебного курса по хореографии для 5-6 классов составлена на основе программ по хореографии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск