Скачать 168.1 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «УТВЕРЖДАЮ»: Директор института сервиса и социально-культурных коммуникаций _____________________ /Е. М. Акулич/ «____» _______________ 20___г. ОД.А.03. Педагогика высшей школы Рабочая программа для аспирантов специальностей 07.00.02 «Отечественная история» 07.00.09. «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» 09.00.01. «Онтология и теория познания» 22.00.04. «Социальная структура, социальные институты и процессы» 24.00.01. «Теория и история культуры» 24.00.03. «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: _____________________________/Лицерова С.А./ «______»___________20___г. Рассмотрено на заседании кафедры педагогики и социальных технологий «____»_____________201__г., протокол № ________ Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Зав. кафедрой ______________________________/Фомичева И.Г./ «______»___________ 201__ г. Соответствует ФГТ ППО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Мазенкова А. А./ «______»_____________201__ г. Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) и учебным планам подготовки аспирантов «СОГЛАСОВАНО»: Начальник научного отдела ____________________ / Балина Л. Ф. / «СОГЛАСОВАНО»: Директор научной библиотеки _____________/Соколова Н. П./ «______»_____________201__ г. СОДЕРЖАНИЕ
ВведениеИзучение курса педагогики высшей школы направлено на вооружение будущих (и уже работающих) преподавателей вузов необходимыми педагогическими знаниями, является основой повышения их квалификации и педагогического мастерства. Деятельность преподавателя высшей школы требует сочетания научной, педагогической и методической работы. Это обстоятельство учтено при составлении тематического плана, программы, тематики рефератов и докладов. Лекции по курсу педагогики высшей школы посвящены узловым вопросам (общие основы педагогики высшей школы, принципы, формы, методы обучения, а также внеучебной работы). Учитывая небольшой объем курса (всего 24 часа аудиторных занятий), семинарские занятия отводятся на доклады и защиту рефератов аспирантов. Тематика рефератов посвящена как общим педагогическим и методическим проблемам, так и проблемам, отражающим специфику специальностей аспирантов. Цель преподавания курса педагогики высшей школы: знакомство с теоретическими основами педагогической деятельности преподавателя вуза. Задачи: - воспитание любви и интереса к педагогической деятельности; - содействие развитию педагогических способностей; - знакомство с передовым опытом преподавателей вуза (в прошлом, в настоя- щее время); - совершенствование навыков, самообразовательной работы; - содействие развитию исследовательских качеств аспирантов. Педагогика высшей школыТематический план занятий.
Содержание программыТема 1. Предмет и задачи педагогики. Система высшего образования как предмет вузовской педагогики. Социально-экономические потребности общества в подготовке кадров высшей квалификации для разных сфер жизни и производственной деятельности как объективная предпосылка возникновения и развития вузов и вузовской педагогики. В проблематику входит определение целей, задач высшего образования, содержания общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов, разработка наиболее эффективных способов организации обучения, сравнение различных систем высшего образования в целях избрания оптимальных вариантов; определение функций субъектов образовательного процесса в сфере высшего образования. В задачи вузовской педагогики входит исследование закономерностей педагогического процесса в высшей школе, мониторинг протекания этого процесса и его результатов, выявление и распространение передового опыта, внедрение новых технологий и достижений науки, прогнозирование развития системы высшего образования и своевременная разработка необходимых рекомендаций. Педагогика высшей школы и другие науки. Широкое использование педагогикой высшей школы идей, теорий, фактов, методов педагогики школы. Связь вузовской педагогики с философией, социологией, историей, экономикой, культурологией. Вузовская педагогика и психология. Педагогика и теория управления. Обзор литературы. Интенсивное развитие вузовской педагогики во второй половине ХХ века. Роль опыта выдающихся преподавателей вуза в развитии педагогики высшей школы. Тема 2. Методология и методы научного исследования проблем высшей школы. Методология как учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования действительности. Проблема определения статуса методологии в зависимости от уровня абстрактности знаний. Иерархия методологий: общенаучная, частнонаучная и предметно-тематическая. Интенсивный рост методологических исследований в ХХ в. Методологическое обеспечение постановки и решения научных и практических задач в области образования. Процесс активного проникновения методологии из области научного исследования в педагогике в сферу практической деятельности, в область управления педагогическими системами. Методология научного исследования как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методы исследования в педагогике. Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности, документации; ранжирование, рейтинг. Опытная работа и эксперимент. Изучение и обобщение педагогического опыта. Использование в педагогике методов других наук (психологии, социологии, математики). Теоретические методы исследования: методы работы с научной литературой. Анализ, контент-анализ, обобщение. Методы прогнозирования (моделирование, экстраполяция, метод экспертных оценок). Обогащение методов исследования как условие совершенствования педагогической науки. Тема 3. Из истории развития высшей школы и вузовской педагогики. Возникновение вузов, особенности развития высшего образования в разных странах мира. Высшее образование в России. Роль университетов в развитии образования; типы высшей школы в России в ХIХ — начале ХХ века (университеты, лицей, институты). Интенсивное развитие высшей школы в ХХ веке. Начало исследования проблем высшей школы. Развитие опыта преподавания в вузах, усложнение форм и методов работы; интенсивное развитие вузовской педагогики в ХХ веке. Реформирование отечественной системы высшего образования; концепция модернизации; проблемы и перспективы развития. Тема 4. Содержание образования. Понятие содержания образования. Объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку и отбор содержания (цели как социальный заказ общества, цели и задачи конкретного образовательно-воспитательного учреждения, политика государства, экономические возможности страны, научная разработанность, психологический фактор и другие). Педагогические теории и концепции отбора содержания образования. Документы, определяющие содержание образования: учебные планы и Госстандарты; учебные программы, учебники и учебные пособия. Наука и учебный предмет. Соотношение предметов общеобразовательных и специальных. Федеральный, региональный и вузовский компоненты содержания образования. Учебники и учебные пособия. Тема 5. Принципы и методы обучения. Общедидактические принципы обучения, особенности их применения в высшей школе. Характеристика принципов обучения: принцип научности; принцип доступности; принцип сознательности и активности; принцип профессиональной направленности; принцип наглядности; принцип связи с жизнью; принцип прочности; принцип учета социально-психологических особенностей студентов. Понятие о методах обучения. Классификация методов обучения; различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. Основные средства обучения. Тема 6. Пути активизации познавательной деятельности студентов. Оптимальный выбор методов и средств обучения в зависимости от поставленных задач, содержания учебного материала, реальных возможностей студентов и условий обучения. Проблема активизации познавательной деятельности. Технологии обучения. Технология сообщающего, проблемного, программированного обучения; технология модульного и компьютеризированного обучения. Тема 7. Организация самостоятельной работы студентов. Роль самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа в связи с аудиторными занятиями. Самостоятельная самообразовательная работа. Источники самообразования. Книга и другие печатные материалы как источник самообразования. Методы работы с книгой. Методы чтения. Методы документального отражения прочитанного. Использование источников информации на электронных носителях. Интернет в системе самообразования. Элементы НОТ в работе студентов. Культура умственного труда. Формирование индивидуального стиля работы. Тема 8. Учет и оценка знаний студентов. Значение проверки и оценки знаний. Учет и оценка знаний как важнейший вид обратной связи, средство управления качеством образования. Виды учета: предварительный, текущий, тематический, итоговый; их значение, методика проведения. Методы проверки знаний и умений студентов: письменные работы репродуктивного и конструктивного характера (алгоритмические и творческие), доклады, коллоквиум, решение задач и анализ ситуаций, защита проектов (планов, разработок), викторина, конкурс, олимпиада, тестирование, обсуждение книг, дискуссии, составление аннотаций и рецензий, деловая игра. Организация и проведение зачетов и экзаменов. Оценивание результатов усвоения программного материала, критерии и принципы оценивания. Тема 9. Внеаудиторная работа. Значение внеаудиторной работы (образовательное, воспитательное, развивающее, организующее, научно-методическое). Основные направления внеаудиторной работы: - образовательно-просветительное; - ценностно-ориентационное; - рекреационно-развлекательная деятельность; - творческая деятельность (научная, художественная); - организация общественно-полезной деятельности; - общение. Формы внеаудиторной работы: массовая, групповая, индивидуальная, объединенная. Принципы организации внеаудиторной работы. Планирование, методика проведения. Тема 10. Преподаватель высшей школы Функции, высокое назначение в обществе. Специфика деятельности. Преподаватель высшей школы как исследователь. Профессиональная этика педагогика. Педагогический такт как одна из форм проявления педагогической этики. Педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Педагогическое мастерство, творчество, новаторство. Пути совершенствования педагогического мастерства. Личность педагога высшей школы. Выдающиеся педагоги отечественной высшей школы. Темы рефератов, докладов, сообщений. Общепедагогические темы
Темы специальные, приближенные к специфике научных направленийобучения аспирантов
10.Искусство и образование. 11.Музыка в школе. 12.Праздники, карнавалы, фестивали (педагогический аспект). 13.Библиотеки учебных заведений. 14.Информатика и образование. 15.Изобразительное искусство в школе. 16.Книги в пространстве культуры. 17.Культура, наука, интеграция. 18.Музыкальное просвещение. 19.Народное творчество. 20.Социокультурная деятельность в сфере досуга. 21.Социологические исследования. Вопросы для коллоквиума
Библиографический списокОсновная литература
Дополнительная литература
Журналы
Научные журналы
Газеты Аргументы и факты Вечерняя Тюмень Первое сентября Комсомольская правда Культура Московский комсомолец в Тюмени Парламентская газета «Тюменские известия» Поиск – еженедельная газета научного сообщества Тюменская область сегодня Тюменская правда Тюменские непоседы Тюменский курьер Университет и регион Экран и сцена |
Рабочая программа од. А. 09 История культуры Сибири для аспирантов... Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского... | Рабочая программа для аспирантов специальностей 07. 00. 02 «Отечественная история» Рабочая программа дисциплины и темы семинарских занятий | ||
Рабочая программа од. А. 11 Информационные технологии в науке и образовании... Методические рекомендации и задания для выполнения контрольной работы аспирантами заочной формы обучения 42 | Рабочая программа для аспирантов специальностей 09. 00. 01 онтология и теория познания Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00.... | ||
Методические указания для аспирантов специальностей 07. 00. 02 «Отечественная история» Вальковская В. В. – д-р филос наук, профессор кафедры философии и политологии фгбоу впо «Дальневосточный институт-филиал ранх и гс... | Рабочая программа фд. А. 01. История формирования нефтегазового комплекса... ФД. А. 01. История формирования нефтегазового комплекса Тюменской области в ХХ веке | ||
Рабочая программа од. А. 08. Современные методы исторического исследования... Соответствует федеральным государственным требованиям к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского... | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 03. Отечественная... Гсэ. Ф. 03. Отечественная история для специальностей естественно-географического факультета | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов всех специальностей Рабочая программа для аспирантов всех специальностей, очной и заочной форм обучения. – Тюмень, 2011. 34 стр. Рабочая программа составлена... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов всех специальностей Рабочая программа для аспирантов всех специальностей, очной и заочной форм обучения. – Тюмень, 2011. 34 стр. Рабочая программа составлена... | ||
Пояснительная записка Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» Учебно-методические материалы по дисциплине «Отечественная история» составлены на основе Государственного образовательного стандарта... | Планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» («История»,... Примерные планы семинарских занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «История» для студентов I курса... | ||
Российская академия наук Рабочая программа дисциплины «Актуальные проблемы изучения отечественной истории» (ОД. А. 05. 2) предназначена для аспирантов, обучающихся... | Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности ... | ||
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности ... | Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности ... |