Скачать 128.42 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «Герои и образы средневековья и раннего нового времени» (факультатив) для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Авторы программы: Бабкова Г.О., к.и.н., gbabkova@hse.ru Шарова А.В., к.и.н., asharova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры политической истории «__»____________2010 г. Зав. кафедрой А.Б. Каменский Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2010 г. Председатель Н.А. Проскурякова Утверждена УС факультета истории «__»____________2010 г. Ученый секретарь О.С.Воскобойников Москва, 2010
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Герои и образы средневековья и раннего нового времени». Программа разработана в соответствии с стандартом НИУ ВШЭ.
Целями освоения дисциплины «Герои и образы средневековья и раннего нового времени» являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу «Социальная история» и блоку факультативных дисциплин. Изучение данной дисциплины дополняет изучение таких дисциплин БУПа, как «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Специальные исторические дисциплины», «Источниковедение и информационные ресурсы истории», «Теория и история исторического знания», «Исследовательский семинар», «Всемирная история» «История российской государственности» и др.
Часть 1
Часть 2
Реферат – продемонстрировать владение первичными навыками реферирования научной литературы. Зачет – знание определений «места памяти», «политики памяти», воспроизведение основных этапов складывания отдельных исторических образов средневековья и раннего нового времени в России и Западной Европе, умение использовать первичные навыки анализа исторической продукции.
Раздел 1. Введение в курс лекций. Что такое «историческая память»? Концепт «место памяти». Образы «великих» людей и наиболее значимых исторических событий создаются в определенной социальной реальности, которая исходя из присущих ей внутренних черт и характеристик определяет, что и как помнить. В этом контексте исторические исследования (с различной степенью политической и идеологической ангажированности в разные исторические эпохи) участвуют в производстве образов и наборе их оценок и интерпретаций. Воспринимаясь как объективная реальность прошлого, они солидаризируют социум, создавая «общее» для всех прошлое и используя его в качестве моделей восприятия и объяснения настоящего и будущего. Таким образом, историческая продукция (монографии, исторические романы, фильмы и т.д.) выступают своего рода «уликой», изучение которой дает больше информации не о действительно имевших место событиях, а о произведшей ее социальной реальности и свойственном ей типе исторического мышления. Литература к разделу 1. Обязательная Савельева И.М., Полетаев А.В. Историческая истина: эволюция представлений// Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории.Вып.4.М.2001.С.162-181 Дополнительная: Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.С.29-92,139-176. Раздел 2. «Поэма об идее государства»: «Иван Грозный». 1 и 2-ая серии Литература к разделу 2. Источники: Эйзенштейн С.М. Исторический комментарий к фильму «Иван Грозный»//Киноведческие записки.1998.№38.С.173-246 Дополнительная: Юзовский Ю. Эйзенштейн// Киноведческие записки. 1998.№38.С.40-63. Вишневский В.В. Из дневников// Там же.С.65-80. Раздел 3. «Как Гамлет»: И.В. Сталин смотрит кино. Литература к разделу 3. Источники: Марьямов Г. Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино. М.,1992.С.84-92. Обязательная: Юрганов А.Л. Сталин и Эйзенштейн. (Дискуссия о фильме «Иван Грозный»)// Россия XXI век. 2004.№3.С.92-129. Дополнительная: Platt K.M. Allrgories of Stalinist Historiography: Eisenshtein’s Ivan the Terrible// Ab Imperio.2007.#4.P.3-22. Perrie M. The cult of Ivan the Terrible in Stalin's Russia. NY,2001. Раздел 4. Прогрессивный царь. Историография 1930-е-1950-е гг. Иван IV – великий вождь и организатор. Р.Ю.Виппер и его тезис о «демократической монархии в России XVI в. Ливонская война как «акт обороны» (Б.Г. Верховень). «Централизация» государства как основная цель политики Ивана IV (С.В. Бахрушин, И.И. Смирнов). Литература к разделу 4. Источники: Виппер Р.Ю. Иван Грозный.М.,1944. Обязательная: Платт, Кевин М.Ф. Репродукция травмы: сценарии русской национальной истории в 1930-е гг.// НЛО.2008.№2(90).С.63-85. Дополнительная: Смирнов И.И. Иван Грозный.М.,1944 Бахрушин С.В. Иван Грозный.М.,1945 Раздел 5. Иван Грозный. Документальный образ. Литература: Источники: Переписка Ивана Грозного с А. Курбским.М.,1993. Штаден Г. Записки о Московии: в 2 т. / Отв. ред. Хорошкевич А. Л. М.,2008 Обязательная: Мадариага И.Де.Иван Грозный. Первый русский царь.М.,2007.С.159-267. Дополнительная: Флоря Б.Н. Иван Грозный.М.,2009 Раздел 6. Иван Грозный. Историографический образ. XVII-XVIII в. Правление Ивана IV как причина Смуты (И.Тимофеев); «монархическое государство всего полезнее» (В.Н. Татищев); аристократия вне подозрений, а царь неизвестно по каким причинам превратился в тирана, опричнина «как наинадежнейшее войско» (М.М. Щербатов). Раздел 7. Иван Грозный. Историографический образ. XIX в. Иван Грозный – государственный строитель. Единство самодержавия и дворянства, осуждение борьбы Ивана IV с боярством как «искони» привязанном к самодержавию (М.М. Карамзин), правление Ивана IV - заключительный этап борьбы между «государством и удельными князьями» (К.Д. Кавелин); победа государственного начала над родовым (С.М.Соловьев); абсолютная монархия с аристократическим «персоналом» (В.О. Ключевский) Литература к разделам 6 и 7: Обязательная: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.6. Гл.4. Опричнина. http://az.lib.ru/s/solowxew_sergej_mihajlowich/text_1060.shtml#400 Дополнительная Карамзин М.М. История государства Российского.Т.9.Гл.2,3 http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_1090.shtml Ключевский В.О.Курс русской истории. Лекция XXIX. http://az.lib.ru/k/kljuchewskij_w_o/text_0020.shtml Богатырев С.Н. Царский совет в сочинениях Дж. Флетчера и В.О. Ключевского// В.О. Ключевский. Сборник материалов. Вып.1.Пенза, 1996.С.45-50. Раздел 10. Загадочное явление опричнины: централизация, борьба с уделами или новая земельная политика? Опричнина как форма борьбы с пережитками удельной старины (А.А. Зимин), как способ создания боеспособного войска (А.Л. Хорошкевич), как способ перераспределения земельного фонда (С.Б. Веселовский) Литература в разделу 10. Обязательная: Веселовский С.Б. Монастырское землевладение в Московской Руси во второй половине XVI в.// Исторические записки.Т.10.М.,1940.С.95-116 Дополнительная: Павлов А.П. Земельные переселения в годы опричнины//История СССР.1990.№5.С.89-100. Зимин А.А. Опричнина.М.,2001.С.62-96 Раздел 10. «Современный» Иван Грозный: феноменология versus биография. Феноменологические истолкования опричнины. Опричнина и Страшный суд (А.Л. Юрганов). Иван Грозный – «юродивый» государь (П. Хант) Литература к разделу 10. Обязательная: Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры.М.,1999.С.306-438. Дополнительная: Hunt P. Ivan IV’s personal mythology of kingship// Slavic review. 1993. Winter.P.769-809.
Данная дисциплина представляет собой лекционный курс. Отдельные лекции строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссии по отдельным вопросам.
9.3. Примерный список тем рефератов и курсовых работ 1. Образ Ивана IV в советской историографии 1930-х – 1950-х гг. 2. Опричнина и Страшный суд. Плюсы и минусы концепции. 3. Опричнина и земельная политика Ивана IV. 4. Кинематографический образ Ивана Грозного и Александра Невского. Сравнительный анализ. 5. Кинематографический образ Ивана Грозного и Петра Первого. Сравнительный анализ.
Преподаватели оценивают самостоятельную работу студентов: степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях – Осам Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания реферата – Ореф. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле: Оитоговый = k1Oзачет + k2Oреф.+k3Oсам
11.1 Базовый учебник Мадариага И.де. Иван Грозный. Первый русский царь.М.,2007 11.2 Основная литература Фроря Б.Н. Иван Грозный.М.,2009 Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры.М.,1998 |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |