Скачать 0.65 Mb.
|
Программа дополнительного образования детей «Моя родословная» Вознесенская Л.С. – заведующая отделом КГОУ ДОД «ДООЦ «Алтай» Пояснительная записка. История семьи, традиционные семейные ценности, родословие… Все эти понятия, в последние годы, обретают новое звучание. В контексте осуществления национальных проектов значительное внимание уделяется укреплению института семьи, что, в конечном счете, будет способствовать возрождению России, преемственности государства и поколений, воспитанию чувства любви к Родине. Этот процесс невозможно представить без знания своих истоков. Тенденции формирования современных культурных традиций таковы, что вопрос – кто мы и откуда, кем были наши предки рано или поздно задает себе каждый, независимо от возраста. Ответить на эти вопросы, правильно собрать и сгруппировать материал поможет Генеалогия ( с греч. qenealoqia – родословная) – историческая наука, изучающая происхождение и родственные связи лиц. «Изучая предков, изучаем себя» - эти слова известного русского историка О.В. Ключевского выражают особое предназначение генеалогии в становлении личности. Знание своих корней дает человеку ощущение солидарности и преемственности с членами собственного рода, способствует укреплению родственных связей, более успешной социализации детей, развитию патриотических чувств и исторического самосознания. Воспитать достойного гражданина своей страны совсем не просто и осознание преемственности поколений, чувство духовной близости с теми, кто был в нашем роду до нас, играет в этом не последнюю роль, являясь одной из важнейших составляющих общего процесса воспитания детей. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что старая система ценностей утратила свое значение. Обеспечить социальное согласие, сохранить единство, сформировать у учащихся ощущение принадлежности к цивилизованному обществу возможно лишь на основе единой национальной идеи — патриотизма, включающего в себя уважение к историческому прошлому, любовь к родным местам, своим ближним. Современные программы по истории в ограниченном объеме учитывают данные по вопросам генеалогии. Практика же показывает, что учащиеся обладают недостаточной информацией о своих предках, своих родословных. Между тем, генеалогия, как ни одна другая наука, обладает огромным образовательным потенциалом, изучая не только достоверные доказательства факта родства, но и исследуя исторические биографии, истории семейств, их имущественное положение, социальный статус, вклад в общественную и культурную жизнь государства. При этом существенно, что генеалогия как наука изучается только в вузах. В ходе изучения курса «Твоя родословная»учащиеся получают ключи к открытию тайн собственного поведения, доступ к родовой памяти, накопленной предками на протяжении веков, что поможет определению их жизненной позиции на основе опыта предшествующих поколений. Кроме того, генеалогия весьма притягательна и интересна для учащихся сама по себе, что позволяет ей прочно войти в систему вариативного и дополнительного образования. Предметом курса "Твоя родословная" является генеалогия, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением происхождения, истории и родственных связей родов и семей, составлением родословной. Через изучение генеалогии ученики глубже изучат историю Отечества, познакомятся с историей российских родов, научатся приемам составления генеалогических росписей, таблиц, картотек, начнут работать над историей своей семьи, своей родословной. Цель программы: формирование у школьников навыков научно-исследовательской деятельности через изучение родословной и вспомогательных исторических дисциплин. Задачи: - обучить методам исследовательской работы, приемам работы с генеалогическими источниками, архивными документами и материалами; - привить интерес к истории своего рода, составлению своей родословной, созданию семейного архива; - познакомить с возможностью изучения истории через историко-генеалогические исследования. Программа "Твоя родословная" ориентирована на учащихся среднего и старшего школьного возраста и рассчитана на курс занятий продолжительностью два года. В течение первого года обучения учащиеся осваивают теоретические направления генеалогии, постигают основы научно-исследовательской деятельности. Преобладают групповые занятия. Наполняемость группы первого года обучения - до 15 человек. В основу второго года обучения положен принцип индивидуальных занятий, проведение самостоятельной исследовательской работы. Наполняемость группы второго года обучения – 10-12 человек. Генеалогия взаимодействует с родственными науками. В связи с этим в программу включены занятия по краеведению, и изучению вспомогательных исторических дисциплин – «Геральдика», «Ономастика». Курс предполагает классно-урочную систему, клубные занятия, индивидуальную работу; в работе используются возможности типового оборудования школы. В программу, также, включено посещение музеев, выставок, архивов, библиотек, участие в семинарах, конференциях, краеведческих чтениях, конкурсах и т.п. Предлагаемая программа может корректироваться в зависимости от возраста учащихся, опыта и интересов педагога, обеспеченности учебно-методической и научной литературой, а также других факторов. Ожидаемые результаты и способы их проверки По итогам занятий обучающиеся должны знать:
должны уметь:
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка творческих работ, защита исследовательских работ, оформление летописи семьи (рода). Тематический план
Содержание программы. Введение в программу Теоретические занятия Введение в образовательную программу. Что значит: «я», семья, дом, Отечество. Что значит Родину любить? Историческое время. Практические занятия Анкетирование «Моя семья» (Приложение ). Родной край в истории государства российского. Теоретические занятия Историческое краеведение. Как заселялась земля алтайская (историческое исследование). Административно - территориальное деление. Из истории населенных пунктов. Основание города Барнаула. Прошлое и настоящее края. Герб и флаг. Гимн. Историческая Родина предков. Легенды и сказания об Алтайском крае. Практические занятия Экскурсия в Алтайский государственный краеведческий музей. Сочинение –описание «Историческая родина моих предков» Мой город. Экскурс в прошлое. Теоретические занятия История основания города. Принципы расположения улиц в городе. Старые и новые улицы родного города. История названия улиц. Достопримечательности улиц. Практические занятия Экскурсия в музей «Город». Создание фотоколлажа «Город старый - город новый» (История моей улицы. Ее место в городе. История названия улицы. «Лицо» моей улицы) Моя семья и край родной. Теоретические занятия Я и моя семья - исходные данные (даты жизни, места жительства, сословия, занятия). Интервьюирование родственников. Домашняя ревизия (сбор документов и фотографий, семейных реликвий). Эпистолярное наследие семьи. Мои родные – защитники Родины. Письма с фронта. Книга Памяти. Семейные традиции. Практические занятия Интервьюирование родственников. (Приложение ) Создание презентации «История моей семьи в истории страны». Сочинение «Гордость моего рода». История генеалогии. Теоретические занятия Что такое генеалогия. Появление генеалогических знаний. Генеалогия, как наука. Генеалогия в странах Европы в эпоху феодализма. Родословные росписи в России (XV – XVIв.в.). «Бархатная книга». «Государев родословец» Государственные органы ведавшие делами родословия в России до 1917 года. Значение генеалогии на современном этапе. Практические занятия Тест по истории генеалогии (Приложение ). Генеалогические термины. Теоретические занятия Основные понятия. Термины родства (отношения по крови). Термины свойства (отношения по бракам). Термины близких (духовных) неродственных связей. Перечень древних родственных наименований. Практические занятия Игра «Лабиринт» (Приложение 4). Генеалогические источники. Теоретические занятия Генеалогические источники: официальные и неофициальные, прямые и косвенные. Письменные и вещественные источники. Разрядный приказ. Палата родословных дел. Особенности работы с генеалогическими источниками. Семейный архив, как исторический источник для составления родословия семьи (рода) Теоретические занятия Что составляет семейный архив. Какие документы использовать? Классификация документов: классификация по группам, классификация по разделам. Официальные документы. Неофициальные документы. Как хранить документы (Таблица 1) Практические занятия Изучение семейного архива. Составление описи документов. |
Конкурс «Минем ШӘҖӘРӘ» ("Моя родословная") Республики Татарстан проводит Открытый конкурс сочинений и рефератов "Моя родословная" («Минем ШӘҖӘРӘ»). В конкурсе могут участвовать... | Итоговый протокол подведения итогов рассмотрения работ Всероссийского... Признать лауреатами и призерами участников Всероссийского конкурса генеалогических исследований «Моя родословная» согласно приложению.... | ||
Презентация «Моя родословная», презентация «Моё генеалогическое древо» Какие ещё слова вы видите на доске? («род», «родословная», «генеалогия», «предок», «потомок») (Презентация, слайд №2) | Урок кубановедения тема: «Моя родословная» Познакомить учащихся с понятием «родословная», научить составлению родословной, дать краткую энциклопедическую справку имен учащихся... | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... | Итоги проведения Всероссийского конкурса генеалогических исследований... Итоги проведения Всероссийского конкурса генеалогических исследований «Моя родословная» | ||
Итоговый протокол подведения итогов рассмотрения работ Всероссийского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическими требованиями... | ||
Публичный отчёт муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Истоки»- многопрофильное образовательное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Тнескина М. Н., заведующая отделом этнопедагогических технологий Центра развития образования гоу дпо «Чукотский институт... | ||
Классный час «Моя родословная» Цели Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры, протокол № от 2011г | Проект этнопедагогического воспитания «Моя родословная» («Торуччу») Данная программа представляет собой комплекс практических и теоретических работ воспитателя с учащимися и их родителями | ||
Реферат по истории Моя родословная Автор: Мальцев Дмитрий Алексеевич, ученик 11Б класса моу «Гимназия №9» г. Шадринска Курганской области | Внеклассное мероприятие по истории «Моя родословная» Характеристика русского костюма. Основа мужского и женского северного костюма |