ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«ЧУКОТСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»
ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Анадырь, 2009
Составитель: Тнескина М.Н., заведующая отделом этнопедагогических технологий Центра развития образования ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации»
Рецензенты: Попов С.М., начальник управления молодежной политики, воспитательной работы и профессионального образования Департамента образования и молодежной политики ЧАО, Силукова И.В., начальник компьютерного отдела ГОУ СПО «Чукотский многопрофильный колледж»
Выпускающие редакторы: Выквырагтыргыргына Л., Кравченко Н.Л.
Утверждена Ученым советом ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации». Протокол № 02-05/01 от 19. 03.2009 г.
Представленная программа направлена на актуализацию деятельности учителей начальных классов муниципальных общеобразовательных учреждений, ведущих педагогическую практику с использованием информационных технологий с позиций компетентностного подхода, включающего в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИТ составляющие. Цель данной программы: повышение профессионального мастерства, уровня знаний, умений и опыта учителей при выполнении ими профессиональных функций.
© ГОУ ДПО «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации», 2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа адресована учителям начальных классов муниципальных общеобразовательных учреждений, ведущим практическую педагогическую деятельность с использованием информационных технологий.
При разработке программы были учтены требования Закона РФ «Об образовании», Государственных образовательных стандартов, ведомственных нормативов, регламентирующих дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации работников образования.
В основу программы положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИТ составляющие. Так как понятие «компетентность» многопланово и ещё не имеет единообразной трактовки, в данном контексте под компетентностью понимается совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие опыта является определяющим по отношению к выполнению учителем профессиональных функций.
Материал структурирован по модульному принципу. Базовые знания, умения и навыки использования средств информационных технологий в профессиональной деятельности учителя начальных классов слушатели данной программы приобретают при освоении, в первую очередь, продуктов компании Microsoft, которые были поставлены в школы в ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды».
Каждый учебный модуль представляет собой законченный раздел, предусматривающий контроль его освоения. Тематическое содержание модулей позволяет использовать их не только в составе настоящей программы, но и включать в различные интегрированные учебные курсы повышения квалификации с зачётом по соответствующим темам. Такой подход позволит организовать формирование накопительной оценки процесса повышения квалификации работников образования в ЧАО.
В ходе организации этого процесса предлагается использовать все многообразие форм и методов учебной работы: лекции, семинары, практические, в том числе, индивидуальные занятия, ознакомление с опытом коллег, обсуждение и анализ ситуаций, работу в малых группах, консультации.
Учитывая специфику взрослой аудитории, форма изложения материала предполагает предоставление возможности слушателям в ходе обучения делать логические выводы, адаптировать содержание к собственной практике и апробировать полученные умения в условиях тренингов и при выполнении специальных упражнений.
Длительность обучения – 72 часа аудиторных занятий. В соответствии с действующими в дополнительном профессиональном образовании нормами, в ходе организации по настоящей программе обучения наряду с аудиторными занятиями предусматриваются групповые консультации в объёме 3 часов.
Процесс обучения учителей начальных классов по настоящей программе завершается выполнением выпускной работы и подтверждается выдачей Удостоверения о повышении квалификации государственного образца. Удостоверение является основанием для повышения квалификационной категории в ходе аттестации работников образования.
Учебный план
курсов повышения квалификации по теме:
«Начальная школа: современные технологии» Цель: формирование знаний у слушателей в области теории и практики современных информационных технологий
Категория слушателей: учителя начальных классов
Объем программы: 72 часа, 9 дней
Форма обучения: очная
Режим работы: 8 часов в день
№
|
Наименование разделов
|
Всего часов
|
Лекции
|
Практ. занят.
|
Формы контроля
| 1.
| Общетеоретический
| 8
| 8
|
| зачёт
| 2.
| Психолого-педагогический
| 12
| 6
| 6
| зачёт
| 3. | Специально-профессиональный
| 52
| 12
| 40
| зачёт
| Всего
| 72
| 26
| 46
|
| 4. | Индивидуально-диагностическая деятельность
| 11
|
|
|
| Итого
| 83
|
|
|
|
Учебно-тематический план
курсов повышения квалификации по теме:
«Начальная школа: современные технологии»
№
п/п
|
Наименование разделов
|
Всего часов
|
Лекции
|
Практ. занятия
|
Формы контроля
| I.
|
Общетеоретический блок
| 8
| 8
|
|
| 1.1
| Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения, личностное информационное пространство учителя
| 2
| 2
|
|
| 1.2
| Организация личностного информационного пространства учителя. Введение в Microsoft Windows
| 2
| 2
|
|
| 1.3
| Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
| 2
| 2
|
|
| 1.4
| Использование статистической информации в системе школьного мониторинга
| 2
| 2
|
|
| II.
| Психолого-педагогический блок
| 12
| 6
| 6
|
| 2.1
| Реализация компетентностного подхода при изучении информатики в начальной школе
| 2
| 2
|
|
| 2.2
| Психолого-педагогическое сопровождение обучения информационным технологиям
| 4
| 2
| 2
|
| 2.3
| Понятие об эргономической и инженерной психологии. Психология взаимодействия человека и техники
| 6
| 2
| 4
| Зачёт
| III.
| Специально-профессиональный блок
| 52
| 12
| 40
| Зачёт
|
| Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office
| 20
|
|
|
| 3.1
| Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Word
| 4
| 2
| 2
|
| 3.2
| Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Excel
| 4
| 2
| 2
|
| 3.3
| Приемы подготовки наглядных средств и учебно-методических материалов в Microsoft Power Point
| 4
| 2
| 2
|
| 3.4
| Подготовка материалов в программе Microsoft Office Publisher
| 4
| 2
| 2
|
| 3.5
| Практикум «Создание наглядных и учебно-методических материалов средствами Microsoft Office»
| 4
|
| 4
|
|
| Графический иллюстративный материал в деятельности учителя
| 4
|
|
| Зачёт
| 3.6
| Информационное пространство графических документов учителя. Приёмы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов в образовательной деятельности
| 4
|
| 4
|
|
| Интернет в образовательной деятельности
| 10
|
|
| Зачёт
| 3.7
| Основы построения сети Интернет
| 2
|
| 2
|
| 3.8
| Образовательные возможности сервисов сети Интернет
| 2
|
| 2
|
| 3.9
| Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет
| 2
|
| 2
|
| 3.10
| Образовательные ресурсы Интернета (обзор и тематический поиск)
| 2
|
| 2
|
| 3.11
| Сетевые образовательные сообщества и проекты. Организация работы в форумах, чатах
| 2
|
| 2
|
|
| Использование цифровых ресурсов в педагогической деятельности
| 10
|
|
| Зачёт
| 3.12
| Подбор электронных ресурсов для использования в предметных областях. Способы хранения и переноса информации
| 4
| 2
| 2
|
| 3.13
| Планирование урока с использованием средств ИКТ
| 2
|
| 2
|
| 3.14
| Использование интерактивной доски в учебном процессе
| 4
|
| 4
|
|
| Возможности образовательного видео
| 8
|
|
| Зачёт
| 3.15
| Использование программы Movie Maker для разработки слайд-шоу и видеофрагментов
| 8
| 2
| 6
|
|
| Итого:
| 72
| 26
| 46
|
| IV.
| Индивидуально-диагностическая деятельность
| 11
|
|
|
| 4.1
| Зачёт
| 6
|
|
|
| 4.2
| Консультации
| 5
|
|
|
|
| Всего:
| 83
|
|
|
|
Содержание основных разделов курса Раздел I. Общетеоретический блок Программа модуля (8 часов)
Тема: Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения, личное информационное пространство учителя (2 часа лекции)
Формирование представлений об информационном пространстве ОУ, моделях его построения и личном информационном пространстве учителя как его органической части. Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, проектирование информационного пространства образовательного учреждения.
Знания и умения слушателей
Наличие представлений об информационном пространстве ОУ;
знание структуры и типовых моделей организации информационного пространства ОУ;
наличие представлений о структуре личного информационного пространства учителя.
Тема: Организация личного информационного пространства учителя. Введение в Microsoft Windows (2 часа лекции) Знакомство с персональным компьютером, организация рабочего места учителя. Знакомство с операционной системой Microsoft Windows, работа с файлами и папками. Основы работы с приложениями. Проектирование личного информационного пространства. Способы хранения и переноса информации
Знания и умения слушателей
Первичное представление о компьютерах;
знакомство с интерфейсом Microsoft Windows;
умение работать с файловой системой (создание, копирование, переименование и удаление файлов и папок);
умение работать с программами, использовать буфер обмена, знание стандартных программ Microsoft Windows;
умение планировать и организовать личное информационное пространство.
Тема: Порядок аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (2 часа лекции)
1. Общие положения.
2. Организация и сроки проведения аттестации.
3. Аттестационная комиссия, реализация решений аттестационной комиссии.
4. О вариативных формах и процедурах аттестации.
Тема: Использование статистической информации в системе школьного мониторинга (2 часа лекции)
- Умение работать со статистическими данными.
- Создание и использование индикаторов качества образования;
- Интерпретация результатов статистического анализа качества образования
Раздел II. Психолого-педагогический блок ( часов) Программа модуля (12)
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение обучения информационным технологиям. (6 часа лекции, 6 часов практические занятия) Психолого-педагогическое сопровождение обучения информационным технологиям. Понятие об эргономической и инженерной психологии. Психология взаимодействия человека и техники. Реализация компетентностного подхода при изучении информатики в начальной школе.
Раздел III. Специально-профессиональный Методические основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office
Программа модуля (20 часа)
Тема: Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Word (2 часа лекции, 2 часа практические занятия) Овладение основами работы с редактором Microsoft Word. Знакомство с возможностями, принципами и основными приемами подготовки дидактических материалов.
Знания и умения слушателей
Представление о программе Microsoft Word;
умение создавать и сохранять документы с различным шрифтовым оформлением;
умение форматировать абзацы документа;
вставка рисунков в текст;
знание приемов работы со списками и таблицами.
Тема: Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Excel (2 часа лекции, 2 часа практические занятия) Овладение приемами создания дидактических материалов в программе Microsoft Excel, приемами проведения вычислений и анализа данных электронных таблиц.
Знания и умения слушателей
Понимание назначения и возможностей Excel;
умение создавать и форматировать таблицы, представлять табличные данные в графическом и печатном виде;
умение проводить вычисления;
представление о приемах анализа данных;
представление о приемах использования Excel для разработки дидактических материалов.
Тема: Создание презентаций в MS Power Point (2 часа лекции, 2 часа практические занятия) Назначение и структура MS Power Point. Алгоритм создания презентации в MS Power Point. Создание презентаций, состоящих из слайдов, включающих текст, графические изображения, в том числе отсканированные. Основные операции при создании презентации: настройка окна программы, вставка, редактирование и форматирование текста, вставка рисунков и других объектов, настройка изображения, вставка фона, создание переходов слайдов, демонстрация презентаций.
Знания и умения слушателей
Умение создавать презентации с различным оформлением слайдов;
знакомство с приемами создания мультимедийных презентаций для формирования электронных и печатных дидактических и учебно-методических материалов и т.д.
Тема: Знакомство Microsoft Office Publisher (2 часа лекции, 2 часа практические занятия) Разработка собственных публикаций
Работа с текстом
Работа с картинками
Тема: Практикум «Создание наглядных и учебно-методических материалов средствами Microsoft Office» (4 часа практические занятия)
Умение применять электронные и печатные дидактические и учебно-методические материалы и т.д.
Знания и умения слушателей
умение создавать наглядные и учебно-методических материалы средствами Microsoft Office
Графический иллюстративный материал в деятельности учителя
Программа модуля (4 часа)
Тема: Информационное пространство графических документов учителя. Приёмы подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов в образовательной деятельности (2 часа практические занятия)
Сформировать представления о построении изображений растровой графики и структуре информационного пространства графических документов учителя. Систематизировать графические документы, необходимые в качестве иллюстративного материала для проведения уроков. Обработка изображения растровой графики. Оптимизировать по параметрам «качество изображения»-«размер файла» для их размещения в создаваемых электронных ресурсах.
Знания и умения слушателей Представления о принципах растровой графики
Представление об информационном пространстве графических документов, о приемах его структурирования, формирования коллекций, добавления изображений в коллекции, поиска документов в коллекциях, формирования общего информационного пространства ОУ.
Умение обрабатывать фотографии для размещения в электронных документах; улучшение качества видимого изображения.
Интернет в образовательной деятельности Программа модуля (10 часа) Тема: Основы построения сети Интернет (2 часа практические занятия) Создание представления о сети Интернет как о едином информационном пространстве, знакомство слушателей с основными понятиями и принципами организации локальных, корпоративных, глобальных сетей и всемирной сети Интернет.
Знания и умения слушателей
Знание общих принципов организации сетей разного уровня;
понимание особенностей Интернет как объединения различных сетей;
представление об адресации в сети Интернет;
представление о способах подключения к сети Интернет.
Тема: Образовательные возможности сервисов сети Интернет (2 часа практические занятия) Изучение основных сервисов сети Интернет. Назначение, область применения в учебном процессе, образовательные возможности и отличительные особенности каждого из рассматриваемых сервисов.
Знания и умения слушателей Понимание особенностей организации информационного пространства WWW;
умение пользоваться браузером Microsoft Internet Explorer;
знание основных методов работы с электронной почтой;
умение работать с почтовой программой Microsoft Outlook Express;
представление о списках рассылки;
знакомство с программами для работы с FTP;
владение приемами работы с телеконференциями и группами новостей;
знакомство с возможностями видео и аудиоконференций.
Тема: Основы поиска ресурсов образовательного назначения в сети Интернет (2 часа практические занятия) Знакомство с особенностями, методами и приемами поиска образовательной информации в сети Интернет, использованием средств поиска информации в деятельности учителя и учащегося.
Знания и умения слушателей
Представление о типах и принципах работы поисковых систем, а также о структуре языков запросов современных информационно-поисковых систем;
умение спланировать и провести процедуру поиска ресурсов образовательного назначения;
наличие представлений о дидактическом использовании процедур поиска образовательной информации.
Тема: Образовательные ресурсы Интернета (обзор и тематический поиск) (2 часа практические занятия)
Знакомство с образовательными ресурсами сети Интернет. Официальные образовательные порталы федерального значения. Региональные образовательные порталы. Обзор образовательных рубрик крупнейших поисковых каталогов. Энциклопедические и новостные порталы: общий обзор, их значение в образовании. Сайты библиотек: информационные услуги и примеры поиска библиографической информации, инициативные образовательные ресурсы. Обзор и классификация предметных ресурсов Интернета. Знакомство с иностранными и международными ресурсами.
Знания и умения слушателей Знакомство с образовательными ресурсами Интернета;
представление о видах и назначении образовательных российских, зарубежных и международных ресурсов сети Интернет.
Тема: Сетевые образовательные сообщества и проекты (2 часа практические занятия)
Познакомить слушателей с понятием сетевого сообщества, а также с возможными трактовками этого термина. Дать примеры сетевых сообществ. Изучение сетевых сообществ это - изучение возможной формы человеческих сообществ ближайшего будущего. Представление о сетевом сообществе, как о виртуальной форме человеческого общения; представления о сообществе типов «один ко многим», «многие ко многим», «многие ко всем». Определение сетевого сообщества. Представление об устойчивых (стационарных) и неустойчивых (временных сообществах)
Знания и умения слушателей Представление о сетевых сообществах и проектах, как о форме пассивного, активного и интерактивного общения, обмена информацией и обучения.
Умение выбрать форму сетевого сообщества для реализации своих профессиональных интересов.
Умение предложить форму сетевого сообщества для обучения и развития школьников.
Использование цифровых ресурсов в педагогической деятельности
Программа модуля (10 часа)
Тема: Подбор электронных ресурсов для использования в педагогической деятельности. Способы хранения и переноса информации (2 часа лекции, 2 часа практические занятия) Освоение двухэтапной методики подбора ресурсов для проведения урока.
Знакомство с основными образовательными порталами и хранилищами (каталогами) ссылок на ресурсы.
Закрепление навыков целенаправленного поиска информации, освоенного ранее
Знания и умения слушателей
Наличие представлений о подборе информации, как о системном процессе
владение основными понятиями и парадигмами, необходимыми для осуществления практической деятельности в Сети;
наличие представлений о комплекте поставок на CD в рамках проекта ИСО
умение подбирать ресурсы по методу «от общего – к частному».
Тема: Планирование урока с использованием средств ИКТ. Использование интерактивной доски в учебном процессе. (2 часа лекции, 4 часа практические занятия)
Ознакомиться с методами и приемами планирования урока с использованием ИКТ План-конспект урока. Использование учебных пособий на компакт-дисках. Создание и включение в план урока собственных ресурсов.
Знания и умения слушателей Владение приемами создания электронных дидактических ресурсов
знание особенностей структур (моделей) различных типов урока и основных принципов их конструирования;
умения планировать и моделировать уроки с использованием новых информационных технологий, оценивать возможные последствия их реализации.
умение адекватно выбрать форму электронного образовательного ресурса и построить алгоритм его использования для реализации конкретной образовательной задачи.
представления о номенклатуре и дидактических возможностях ресурсов, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность.
Возможности образовательного видео
Программа модуля (8 часа) Тема: Использование программы Movie Maker для разработки слайдов. (2 часа лекции, 6 часов практические занятия)
Выполнение обычных операций и создание фильмов в программе Windows Movie Maker. Начальные сведения о программе Windows Movie Maker понятия, требования к системе, поддерживаемые типы файлов, а также список сочетаний клавиш, которые можно использовать в программе Windows Movie Maker. Элементы интерфейса пользователя программы Windows Movie Maker. Сведения и указания по выполнению наиболее распространенных операций с помощью программы Windows Movie Maker.
Знания и умения слушателей: анализировать принципы создания и содержание учебных визуальных и видеоматериалов;
оценивать возможности использования этих материалов в учебном процессе и в своей работе;
работая совместно с другими слушателями, создавать образцы учебных видеоматериалов для определенной сферы преподавания.
Литература
Агафонова И. Н. Учимся думать. Сб. занимательных задач, тестов и упражнений. — СПб.: М и М— Экспресс, 1996.
Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. Перевод с англ. — СПб.: Музыкальный фонд Санкт-Петербурга, 1993.
Базлов И. Ф. Рабочая тетрадь по предмету «Введение в информационную культуру». Учебное пособие. — СПб.: Центр РАО, 1996.
Волина В. В. Русский язык. — Переиздание. Екатеринбург: Арго, 1996.
Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами. — М.: ACT-ПРЕСС, 1996.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя. М.: Просвещение, — 1991.
Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. — Киев,1993.
Горячев А.В. (руководитель), Волкова Т.О., Горина К. И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. — М.: «Экспресс», 1996.
Жигарев А. Н., Макарова Н. В., Путинцева М. А. Основы, компьютерной грамоты. — Л.: Машиностроение, 1988.
Зарецкий Д.В. и др. Энциклопедия профессора Фортрана. Для детей младшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 1991.
Зарецкий Д.В. и др. Информационная культура: Модуль-. Класс 1: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.
Информатика. Образовательный стандарт Петербургской школы (проект). — СПб., 1995.
Информатика. Начальная школа. Образовательные программы. К проекту образовательного стандарта петербургской школы. — СПб.: ЦРАО, 1995.
Клименченко Д.В. Задачи по математике для любознательных. — М.: Просвещение, 1992.
Коляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся 1 класса. \\ Информатика и образование, 1995, №6.
Коляда Е.П. Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся 2 класса. \\ Информатика и образование, 1996, №1.
Коломинский Я.Л. Человек: психология. — М.: Просвещение, 1987.
Лихтарников А. М. Занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы). — СПб.: Лань, МИК, 1996.
Лихтарников А. М. Задачи мудрецов. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996.
Матвеева Н. В. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики в общеобразовательной школе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. ИОСО РАО, — М., 1996 г.
Матюгин И. Ю., Аскогенская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей). — Москва: Эйдос, 1995.
Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — Москва: Просвещение, 1990.
Мылова И. Б. Информатика в младших классах. Машина Поста, 1-й год обучения. — СПб.: Эпиграф, 1994.
Мылова И. Б. Информатика в младших классах. Машина Поста, 2-й год обучения. — СПб., 1994.
Первин Ю. А., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н., Гольцман М.А. Роботландия. Книга для школьника. — М., 1991.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) одиннадцатилетней школы. — М.: Просвещение, 1994.
Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской федерации. Начальные классы (1-3). — М.: Просвещение, 1993.
Развивающая информатика. Методическое пособие
Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. — СПб., 1998.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.
Черникова Т. В. Развитие познавательных возможностей старшеклассников в группах общения. Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Перемена, 1994.
Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя (перевод с болг.). — Москва: Просвещение, 1993.
|