МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ДВФУ
| «УТВЕРЖДАЮ»
|
| Заведующий кафедрой
Приборостроения
|
| ______________ В.И. Короченцев
|
|
« 01 » сентября 2011 г.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
200105.65 Акустические приборы и системы
Форма подготовки очная Инженерная школа ДВФУ
Кафедра Приборостроения
Курс 1 семестр 2
Лекции 36 час.
Практические занятия – 0 ас.
Семинарские занятия – 0 час
Лабораторные работы – 0 час.
Всего часов аудиторной нагрузки - 54 час
Самостоятельная работа – 106 час.
Консультации – 0 час.
Экзамен 2 семестр
Зачет нет
Реферативные работы предусмотрены
Курсовые работы не предусмотрены Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686 Учебно-методический комплекс учебной дисциплины обсужден на заседании кафедры Приборостроение « 01 » сентября 2011г.
Заведующий кафедрой: В.И. Короченцев
Составитель :Исхакова О.Д. к.и.н., доц.
СОДЕРЖАНИЕ Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины …………3 – 4
Рабочая программа учебной дисциплины ……………………………5 – 49
Конспекты лекций …………………………………………………….50 – 75
Материалы семинарских занятий …………………………………76 – 123
Материалы для организации самостоятельной работы студентов124– 149
Контрольно-измерительные материалы, тесты……………………150–178
Список литературы ……………………………………………… 179 –185
Глоссарий …………………………………………………………...186 – 197
АННОТАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история» разработан для студентов 1 курса по специальности 200105.65 «Акустические приборы и сигналы» в соответствие с требованиями ГОС 2. по данной специальности и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования.
Дисциплина «Отечественная история» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4,5 зачетные единицы, 160 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (36 часов), семинары (18 часов), самостоятельная работа студента (106 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе во 2 семестре.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей России в контексте всеобщей истории. Включает древнейшую и древнюю историю человечества, Средневековье, Новое и Новейшее время. История России, европейская, стран Азии и Америки рассматривается с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности. Анализируются основные тенденции исторического процесса в указанные периоды. В ходе изучения курса рассматриваются факторы развития мировой истории, а также особенности развития российского государства. Знание важнейших понятий и фактов всеобщей истории и истории России, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира.
Дисциплина направлена на формирование общекультурных компетенций выпускника.
Учебно-методический комплекс включает в себя:
рабочую учебную программу дисциплины;
материалы для практических занятий (темы семинаров и тематика докладов к темам);
материалы для организации самостоятельной работы студентов (полные тексты заданий самостоятельной работы, методические указания по их выполнению);
контрольно-измерительные материалы;
список литературы (в том числе интернет-ресурсов);
глоссарий;
Автор-составитель учебно-методического комплекса
к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории и архивоведения Школы гуманитарных наук
О.Д. Исхакова МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
(ДВФУ)
ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА
| «УТВЕРЖДАЮ»
|
| Заведующий кафедрой
Приборостроения
|
| ______________ В.И. Короченцев
|
|
« 01 » сентября 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
200105.65 Акустические приборы и системы
Форма подготовки очная Инженерная школа ДВФУ
Кафедра Приборостроения
Курс 1, семестр 2
Лекции 36 час.
Практические занятия – 0 ас.
Семинарские занятия – 0 час
Лабораторные работы – 0 час.
Всего часов аудиторной нагрузки - 54 час
Самостоятельная работа – 106 час.
Консультации – 0 час.
Экзамен 2 семестр
Зачет нет
Реферативные работы предусмотрены
Курсовые работы не предусмотрены Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686 Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры Приборостроения « 01 » сентября 2011г.
Заведующий кафедрой: В.И. Короченцев
Составитель :Исхакова О.Д. к.и.н., доц.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20___ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________
Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Отечественная история» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на занятиях по истории в средней полной общеобразовательной школе.
Курс по дисциплине «Отечественная история» имеет определенную структуру, где раскрывается смысл и значение предмета истории как науки, ее значимость как мировоззренческой базовой дисциплины. Рабочая учебная программа дисциплины «Отечественная история» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и включает в себя:
* определение целей и задач курса;
* общекультурных компетенций учащегося;
* место дисциплины в структуре ООП
* в учебной программе указано количество аудиторных занятий, в том числе лекционных и семинарских; количество часов на самостоятельную работу студентов структура и содержание теоретической и практической части курса; формы и методы контроля; список литературы.
Курс лекций составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта (имеется электронная и твердая версии учебника, подготовленного преподавательским составом кафедры);
Программа содержит тематику и методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий;
контрольно-измерительные материалы (контрольные вопросы по каждой теме, варианты контрольных работ; варианты тестов для промежуточного и итогового контроля; примерные вопросы для зачетов и экзаменационных билетов);
материалы для самостоятельной работы студентов (методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям, изучению и конспектированию научной и учебной литературы; вопросы для самоконтроля);
список литературы, необходимой для освоения курса;
глоссарий.
Дисциплина связана в целом с науками, относящимися к области обществознания: философией, политическими науками, культурологией, социологией, Экономической историей и основами экономики.
В подготовке специалистов роль дисциплин гуманитарного цикла, в том числе истории, немаловажна. Они позволяют расширить кругозор, вооружить знанием законов общественного развития. В связи с этим основные цели курса могут быть определены как научно-познавательные, предусматривающие усвоение и осмысление фактического материала, вырабатывание навыков исторического анализа; и воспитательные, предполагающие формирование в процессе обучения гражданской ответственности, социальной активности, патриотизма.
Исходя из поставленных целей, задачи курса предполагают:
- формирование научного представления об этапах исторического процесса, их объективности и закономерности;
- формирование критического отношения к фактам и событиям;
- выработку умения преодолевать субъективность и тенденциозность в их изложении;
- формирование навыков и умений по выработке и обоснованию собственной позиции по актуальным проблемам всеобщей истории и истории России. Место дисциплины в структуре ООП
Предмет изучения дисциплины «История» составляют основные закономерности политического, социально-экономического, культурного развития Российского государства на разных исторических этапах в контексте мирового исторического процесса. Объектом изучения истории является совокупность фактов, характеризующих жизнь общества как в прошлом, так и в настоящем. Изучение всеобщей истории и истории России способствует пониманию закономерностей исторического процесса, принятию обоснованных социально ответственных решений, предвидению их возможных последствий. Требования к результатам освоения дисциплины
У обучающегося должны сформироваться следующие общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1. способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владением культурой мышления.
ОК-2. способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
ОК-9.способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы.
ОК-11. способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, правильно воспринимать социальные и культурные различия.
ОК-12. способность осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе.
ОК-14.Уметь осмыслить мировоззренческие социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции.
ОК-15. Понимать и уметь анализировать исторические проблемы и процессы, быть активным субъектом общественной деятельности.
ОК-17. Осознавать ценность российской истории и культуры, ее места во всемирной истории и культуре, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям. Объём дисциплины и виды учебной работы
Курс 1 , семестр 2
Лекции - 36 час.
Семинарские занятия - 18 час.
Самостоятельная работа - 106 час.
Экзамен: семестр 2
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, 54 часа аудиторной работы и 90 часов самостоятельной работы.
Распределение учебного материала по видам занятий
№
| Наименование раздела дисциплины
| Распределение по видам (час.)
|
|
| Лекции
| Семинарские занятия
| СРС
| Форма текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
| I
| Введение. Теория и методология исторической науки. Место России в мировом человеческом сообществе.
| 2
| 2
| 6
| 3-4 неделя - контр.раб.
| II
| Раннее средневековье в Европе. Этногенез славян. Древнерусское государство. Русские земли в период феодальной раздробленности.
(VI- XIII вв.).
| 4
| 2
| 10
| 5-6 неделя - тестирование
| III
| Объединение русских земель вокруг Москвы (XIV-XV вв.).
| 2
| 2
| 8
| 7-8 неделя - контр.раб.
| IV
| Западная и Восточная цивилизации, Московское царство в XVI-XVII вв. Особенности развития.
| 4
| 2
| 10
| 9-10 неделя – тестирование
| V
| ХVIII в. в западноевропейской и Российской истории.Эпоха Просвещения.
| 4
| 2
| 12
| 11-12 неделя - контр.раб.;
| VI
| Тенденции развития всемирной истории в ХIХ в. Развитие России в ХIХ в.
| 8
| 2
| 14
| 13-14 неделя - контр.раб.
| VII
| Новейшее время. Крушение Российской империи. СССР и мир (1914 - 1917 -1991 гг.)
| 8
| 4
| 18
| 15-16 неделя - контр. раб.
| VIII
| Мировая цивилизация и Россия на рубежеXX- ХХI вв.
| 4
| 2
| 12
| 17-18 неделя - компьютерное тестирование
|
| Всего: 144
| 36
| 18
| 90
|
| |