Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному»





НазваниеПрограмма учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному»
страница1/9
Дата публикации08.12.2014
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Кафедра русского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Основы методики обучения русскому языку как неродному

054300.62 – Филологическое образование

540307р – Бакалавр филологического образования:

русский язык как неродной и литература

VI семестр

Москва 2013

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры русского языка (№ протокола заседания кафедры – 1, дата проведения: 26.08.2013).

Составитель:

доцент, кандидат филологических наук Горелкина А.В.

Рецензент:

профессор, доктор филологических наук Осипова Л.И.

Заведующий кафедрой:


профессор, доктор филологических наук Ярыгина Е.С.

ЧАСТЬ I.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка


Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» для студентов очной формы обучения (бакалавриат) и ее содержание определяются задачами высшего гуманитарного образования, требованиями к выпускникам педагогических университетов. Они соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 032700 Филология (квалификация «бакалавр») (ГОС ВПО, 14.01.2010г., № 34).

Целями дисциплины являются:

  • представление прикладной (педагогической) модели русского языка, ориентированной на практику преподавания инофонам и решение коммуникативных задач, дающих представление о языке как о коммуникативной системе;

  • подготовка студентов-филологов к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности в качестве преподавателей русского языка как иностранного в разных типах учебных заведений.

Реализация заявленных целей опирается на решение следующих задач:

  • расширение фундаментальных филологических знаний о русском языке как лингвистическом феномене;

  • определение специфики русского языка на фоне других языков;

  • реализация функционально-коммуникативного подхода к описанию грамматического материала;

  • анализ речевой деятельности носителей языка, а также продуцируемых ими текстов;

  • определение значимости культурологического аспекта при овладении иностранным языком;

  • ознакомление с методикой обучения РКИ/РКН.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала


Проблемам обучения русскому языку в иностранной аудитории посвящена обширная литература. Это статьи и монографии по отдельным аспектам преподавания грамматики и лексики русского языка, а также многочисленные практические курсы и пособия.

Триада языковое образование – языковая культура – языковая личность требует в настоящее время, по-видимому, существенной корректировки: прежде всего нужно говорить о языковом воспитании как основе формирования коммуникативной личности.

Осознанная ориентация на функционально-коммуникативное, мотивированное обучение требует иного структурирования системы обучения языку. Очевидно, что насущные проблемы современного образования – это воспитание речевой культуры, создание предпосылок к заинтересованности учащиеся-иностранцев в свободном владении языком и его ресурсами, формирование умения общаться (не только говорить, но и слушать другого), вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.

Функциональный-коммуникативный подход связан преимущественно с направлением изучения языка от значения к форме и функции. Такой системно-интегрирующий взгляд на язык формирует концентрическую модель языковой системы. Она опирается на традиционную уровневую структуру языка, но идет от смысла к способам его выражения и далее – к их функции в речи. Так формируется грамматика «функционально-семантических категорий и полей».

Функциональная грамматика использует «полевой» подход к языковой системе. Понятие поля находит в ней самое широкое применение. Язык рассматривается не как система уровней, ярусов (фонетики, лексики, фразеологии, морфемики, морфологии, синтаксиса), а как система функционально-семантических полей (ФСП), каждое из которых объединяет разноуровневые языковые средства, выражающие в языке близкие или сходные значения. Внутри каждого поля есть определенная упорядоченность, иерархия средств разных уровней, которые объединены не только сходством значения, но и соотносительностью функций.

Выделение в рамках ФСП центра и периферии помогает осмыслить правила выбора той или иной языковой единицы в конкретных актах речи. Зная, что есть центральные (главные, основные) и периферийные (менее типичные, второстепенные) средства, мы используем сознательно те или иные из них в соответствии с типом и ситуацией речи.

Изучение основ функциональной грамматики позволяет не только показать взаимодействие языковых единиц разных уровней, но и обучать правилам выбора этих единиц для нужд языкового общения.

Например, зная систему средств выражения повелительности (побудительности, императивности), мы можем выбрать (и выбираем!) в зависимости от условий общения тот или иной вариант выражения. Так, приглашение может быть выражено по-разному: Зайди ко мне в 5 часов. Не мог бы ты зайти ко мне? Зайдешь ко мне? Не зашел бы ты ко мне? Чем мы руководствуемся, предпочитая один способ выражения другому? Особенностями ситуации речи (официальная – неофициальная), отношениями с собеседником (близкие – неблизкие), возрастом партнера по коммуникации (моложе говорящего – старше него), социальным или профессиональным статусом (например, начальник – подчиненный), даже тем, заинтересован говорящий в побуждаемом действии или не очень. В результате из ряда близких (но не тождественных!) вариантов будет выбран наиболее приемлемый (по мнению говорящего).

При изучении системы глагольных форм времени инофоны-иностранцы должны получить полное представление обо всех способах выражения временных отношений: предложно-падежных сочетаниях (через час, после занятий, во время перерыва), наречиях (вчера, сегодня, завтра), устойчивых выражениях, причастии, деепричастии, сложноподчиненных предложениях с придаточными времени. Ведь в практике речи мы каждый раз стоим перед выбором, как сказать: Друзья обедали и говорили о планах на вечер. За обедом / в обед / во время обеда они говорили о планах на вечер. Обедая, говорили... Обедающие друзья говорили... Когда обедали, говорили...

Объединение таких связанных по смыслу единиц в поля, а затем установление правил их функционирования помогут осмысленному применению этих знаний в речи.

Говорящий или пишущий концентрирует свое внимание на смысле планируемого сообщения, и это приводит к включению такого механизма, который извлекает, вытягивает из памяти искомый материал. Затем происходит выбор из этого семантического поля (ряда) нужных компонентов в зависимости от уровня языковой компетенции говорящего, условий и цели общения, типа речи и т.д. Функционально-коммуникативный подход в изучении русского языка как иностранного помогает осознать смысловые связи единиц разных уровней, произвести отбор («инвентаризацию») разных единиц, чтобы потом осмысленно использовать их в практике речи.

Изучая уровневую структуру языка, мы сознательно абстрагируемся от реальной жизни языка, рассматриваем его как неподвижную, статическую систему. Изучение активной, динамической системы языка приблизит нас к реальным условиям его функционирования. В речи мы сталкиваемся не с уровнями (ярусами, этажами) языка, а с правилами выбора из ряда единиц разных уровней со сходным, близким значением таких, которые, по нашему мнению, более всего подходят для данной ситуации. При таком подходе неизбежно «забегание» вперед, обращение к не изученным еще аспектам грамматики. Преимущества опережающего обучения (но организованного преподавателем, представляющего определенную систему!) очевидны: все, что существенно для выражения одного типа семантики (смысла), будет сконцентрировано в рамках одной грамматической темы, одного блока. Такие семантические сближения необходимы для понимания реальной жизни языка и его функционирования, а главное – для применения этих знаний в практике речи.

В результате изучения курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» студенты очной формы обучения (бакалавры) должны приобрести следующие умения и навыки:

  • уметь ориентироваться в теоретических вопросах методики РКИ/РКН и, опираясь на них, находить наиболее эффективные решения лингвистических проблем,

  • уметь использовать знания по основным проблемам изучения языковой системы современного русского языка для описания языковых явлений в аспекте РКИ/РКН,

  • уметь выделить специфические особенности русских языковых единиц, представляющие трудности при их усвоении инофонами-иностранцами,

  • владеть методиками, которые необходимы, чтобы в дальнейшем научить студентов-иностранцев говорить по-русски, читать русские тексты, понимать услышанное.


Компетенции

Студент-бакалавр, изучивший курс «Основы методики обучения русскому языку как неродному», должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

  • свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения;

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Студент-бакалавр, изучивший курс «Основы методики обучения русскому языку как неродному», должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

  • владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;

научно-исследовательская деятельность:

  • способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований;

  • владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

  • владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций;

педагогическая деятельность:

  • владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;

  • владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования;

прикладная деятельность:

  • способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового, публицистического и научного стиля;

  • готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства;

проектная деятельность:

  • знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;

  • способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов.


Содержание разделов дисциплины

  1. ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Задачи преподавания и описания русского языка. Лингвистические концепции ХХ века и их влияние на лингводидактику. О влиянии функционального подхода на педагогическое описание в сфере РКИ/РКН. Педагогическое описание языка и другие науки. Проблемы моделирования языка и речевой деятельности с позиций лингводидактики. Правила в педагогическом описании. О коммуникативной правильности речи.

Функциональный подход к языковым явлениям. Принцип функциональности в описании грамматического материала (от речи к языку). Понятийные категории, теория функционально-семантических категорий (ФСК). Функционально-семантические поля (ФСП) как национальная реализация понятийных категорий. ФСП и практика преподавания РКИ/РКН: два типа практических функциональных грамматик – описательно-функциональная (для учителя) и коммуникативно-функциональная (для ученика).

Цели обучения. Понятие «цель обучения». Цель обучения как заранее предполагаемый (планируемый) результат обучения. Комплексность целей обучения русскому языку как иностранному. Цели практические, образовательные, воспитательные. Конечные и промежуточные цели обучения. Иерархия целей (подчиненность промежуточных целей конечным). Цель цикла уроков, цель конкретного урока. Зависимость целей обучения от категории учащихся и условий обучения. Коммуникативные потребности обучаемых и цели обучения. Цели - определяющий компонент учебного процесса, подчиняющий себе содержание, средства и приемы обучения.

Содержание обучения: языковые знания, языковые навыки, речевые умения, коммуникативно-речевые умения, лингвострановедческие знания.

Основные методические положения:

1. Практическая направленность целей обучения.

2. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.

3. Функциональный подход к отбору и подаче учебного материала.

4. Ситуативно-тематическое представление материала.

5. Комплексно-концентрическая организация материала. Реализация принципа учета родного языка как осмысление языковых явлений, совпадающих в русском и родном языках, частично совпадающих, отсутствующих в родном языке. Учет положительного влияния родного языка (транспозиции) и преодоление отрицательного влияния (интерференции).
II. ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК НЕРОДНОМУ (ИНОСТРАННОМУ)

  1. Практическая фонетика в системе обучения русскому языку. Специфика лингвопедагогического описания фонетической системы русского языка. Особенности фонетической системы русского языка. Типологически редкие фонемы русского языка. Интонация.

Фонетика как аспект звучащей речи. Звучащая речь как артикуляционно-акустический процесс порождения говорящим и восприятия слушающим высказывания и последовательности высказываний (текст), имеющих взаимодействующие лексико-синтаксические и интонационно-звуковые структуры, которые выражают смысловое и эмоционально-стилистическое содержание. Звучащая речь как функционально-смысловой аспект речи. Метод коммуникативно-компонентного анализа для описания типологических особенностей русского языка. Алгоритм описания: анализ структурной схемы предложения, лексического наполнения, интонации и звукового состава, смысловых связей предложения с контекстом. Зависимость возможных потенциальных значений предложений в системе языка от особенностей их грамматического строя.

Задачи практической фонетики и ее место в обучении русскому языку как иностранному. Цели и содержание занятий по фонетике на разных этапах обучения. Типы фонетических курсов: вводно-фонетический, сопроводительный, корректировочный.

Принципы отбора учебного материала. Учет особенностей фонетической системы родного языка учащихся. Сознательный подход к фонетическим явлениям русского языка на базе сопоставления русского и родного языков учащихся. Интуитивно-имитативный способ выработки слухопроизносительных навыков.

Система работы над произношением в зависимости от этапа обучения. Задачи и содержание вводно-фонетического курса. Основные типы упражнений, способствующие: а) постановке артикуляции звуков; б) ритмической организации слов и словосочетаний; в) интонированию высказываний; г) автоматизации произносительных и ритмико-интонационных навыков в речевом потоке. Обучение технике чтения и технике письма.

Единицы обучения произношению (звук, слог, слово, группа слов, предложение). Корректировочные курсы для учащихся разных категорий. Специфика отбора материала и выбора форм работы для разных групп учащихся.

Типичные ошибки иностранцев – носителей разных языков в русском произношении, их предвидение и предупреждение.

  1. Практическая грамматика в системе обучения русскому языку

Морфология. Категории имени существительного. Категория рода и числа имени существительного. Категория падежа. Падежные значения. Средства выражения падежных значений.

Категории имени прилагательного. Категории рода, числа и падежа имен прилагательных. Качественные и относительные имена прилагательные. Полная и краткая форма имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.

Категории глагола. Лицо глагола. Категория времени. Общие и частные временные значения глагольных форм. Способы обозначения времени в русском языке. Категория вида. Видовое противопоставление. Частно-видовые значения глаголов. Типы видового употребления. Категория наклонения. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение. Средства выражения побуждения, долженствования, возможности/невозможности, вероятности/невероятности в русском языке. Глаголы движения. Однонаправленные / разнонаправленные глаголы. Употребление глаголов с приставками и без в прямом и переносном значении.

Местоимение. Разряды местоименных слов по грамматическим признакам. Функционально-семантические разряды местоименных слов.

Синтаксис. Правила выбора порядка слов в высказывании. Особенности выражения предикативной основы предложения. Образование вопросительных предложений.

Активная грамматика. Выражение пространственных отношений. Выражение временных отношений. Выражение отношений обусловленности. Выражение модальных отношений.

Качественное отличие практической грамматики от теоретической (описательной). Практическая грамматика как база для обучения разным видам речевой деятельности. Связь грамматики с фонетикой, лексикой, стилистикой. Активная и пассивная грамматика. Понятие педагогической грамматики.

Минимизация грамматического материала. Принципы отбора лексико-грамматического материала с учетом целей и этапов обучения, национальности и категории учащихся в соответствии с коммуникативными установками в обучении.

Основные принципы организации грамматического материала Связь морфологии с синтаксисом, комплексно-концентрическая организация учебного материала. Обобщение и систематизация грамматических явлений. Предложение как основная единица обучения грамматике.

Способы презентации грамматики. Использование речевых образцов, моделей и правил. Функциональный подход к раскрытию грамматических закономерностей в речи с учетом лингвистической специфики языковых фактов; ономасиологический и семасиологический путь введения языкового материала. Текст как материал для наблюдения и анализа употребления грамматических форм и синтаксических конструкций.

Роль схемно-графической наглядности в преподавании грамматики. Использование наглядных и технических средств обучения. Лингафонные грамматические курсы. Использование компьютерной техники для выработки грамматических навыков.

Типичные ошибки, связанные с особенностями грамматической системы русского языка. Предвидение и предупреждение ошибок, учащихся и методика их исправления.

3. Лексика в системе обучения русскому языку

Описание лексики русского языка в целях преподавания инофонам-иностранцам. Семантика слова и лексико-семантические группы. Сочетаемость слов. Отбор и организация лексики. Языковая картина мира в педагогическом описании русского языка. Изучение стилистических средств языка. Словообразование на практических занятиях.

Общая характеристика лексического состава русского языка применительно к практике обучения русскому языку иностранцев. Системные связи в лексике и их учет в практике преподавания.

Формирование лексических навыков - базы для развития рецептивной и продуктивной речевой деятельности учащихся. Связь работы по лексике с другими аспектами языка.

Понятие лексического минимума. Принципы отбора лексики. Лексические минимумы для разных этапов и категорий учащихся. Активный и пассивный словарный запас учащихся и их соотношение на разных этапах обучения. Потенциальный словарь.

Принципы организации лексики: тематические, ситуативные, системные основы группировки лексики; учет парадигматических и синтагматических связей лексических единиц в практике обучения.

Основные способы семантизации новой лексики. Использование средств предметно-изобразительной наглядности и ТСО в работе над лексикой. Специфика работы над фоновой и безэквивалентной лексикой. Перевод. Синонимы и антонимы. Подбор родового понятия. Семный и словообразовательный анализ слова. Контекст. Опора на языковую догадку.

Пути расширения активного словаря учащихся. Способы закрепления и активизации новой лексики. Работа над лексикой, входящей в пассивный словарный запас учащихся. Приемы формирования потенциального словаря.

Типичные ошибки в словоупотреблении, связанные с особенностями лексической системы русского языка; ошибки, вызываемые межъязыковой интерференцией. Предупреждение и исправление ошибок в словоупотреблении. Учебные тематические и терминологические словники.

Использование различных словарей в работе с филологами и нефилологами.
III. ЗАВИСИМОСТЬ ОПИСАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ОТ ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Особенности лингвистического описания русского языка на начальном этапе.

Особенности лингвистического описания русского языка на среднем этапе.

Особенности лингвистического описания русского языка на продвинутом этапе.
IV. ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Обучение аудированию

Задачи обучения аудированию на начальном и продвинутом этапах. Формирование, развитие и совершенствование навыков и умений аудирования. Система упражнений: подготовительные (языковые), условно-речевые (развивающие механизмы аудирования), собственно речевые, обучающие пониманию звучащего текста. Требования к учебным аудиотекстам. Использование ТСО при обучении аудированию.

Контроль навыков и умений в аудировании. Объективные показатели уровня сформированности аудитивных умений. Приемы контроля понимания звучащего текста. Роль аудирования в процессе формирования умений в других видах речевой деятельности - чтении, говорении, письменной речи.

2. Обучение говорению

Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Связь говорения с другими видами речи. Механизмы порождения высказывания. Разновидности устной речи - монолог и диалог.

Психологические и лингвистические особенности монологической речи. Система упражнений: подготовительные (языковые), условно-речевые (развивающие механизмы говорения), собственно речевые, обучающие продуцированию связного текста. Этапы обучения монологу. Психологические и лингвистические особенности диалогической речи. Трудности диалогического общения на иностранном языке. Единицы диалогической речи. Диалогические единства. Система упражнений для обучения диалогическому общению.

Контроль навыков и умений в говорении. Проблема выработки объективных критериев оценки уровней сформированности умений монологической и диалогической речи.

3. Обучение чтению

Чтение как рецептивный вид речевой деятельности.

Задачи обучения чтению на начальном и продвинутом этапах. Обучение технике чтения. Выработка навыков быстрого чтения про себя. Обучение чтению как виду речевой деятельности. Накопление рецептивного словаря, обеспечивающего беспереводное «зрелое» чтение.

Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое, их особенности. Соотношение видов чтения на разных этапах обучения. Системы упражнений для обучения различным видам чтения. Требования к учебным текстам для обучения различным видам чтения. Предтекстовые, притекстовые и послетекстовые задания, их назначение.

Контроль навыков и умений чтения. Приемы контроля. Использование чтения как средства обучения другим видам речевой деятельности.

4. Обучение письменной речи

Письменная речь как вид речевой деятельности. Психологические и лингвистические особенности письменной формы выражения мыслей. Механизмы письменной речи. Трудности письменного выражения мыслей на иностранном языке.

Обучение технике письма. Выработка графических навыков и навыков скорописи. Обучение орфографии. Упражнения для обучения технике письма.

Письменная речь как цель обучения. Система упражнений для обучения письменной речи: подготовительные (языковые); условно-речевые, развивающие механизмы письменной речи; собственно речевые, обучающие продукции и репродукции связного письменного текста. Обучение конспектированию письменного текста и краткой записи со слуха.

Контроль навыков и умений письменной речи. Проблема выработки объективных критериев оценки уровня сформированности умения письменной речи.

Письменная речь как средство обучения. Место письменных упражнений при работе над лексикой и грамматикой.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. Организация учебной деятельности

Организация учебной деятельности как один из путей формирования и поддержания мотивации.

Урок - основная форма организации процесса обучения русскому языку. Цели урока русского языка как иностранного - овладение навыками и умениями в определенных видах речевой деятельности. Воспитательная и образовательная цель урока.

Компоненты урока русского языка как иностранного: оргмомент, учебные действия с языковым материалом, упражнения по развитию речевых, умений, контроль, подведение итогов и домашнее задание. Цикл уроков. Зависимость структуры конкретного урока (соотношения языковых и речевых компонентов, их пропорций и последовательности) от места урока в

цикле.

Требования к организации и проведению урока. Коммуникативная ценность урока русского языка как иностранного.

Новые формы организации урока как эффективный путь оптимизации обучения (урок-диспут, урок-круглый стол, урок-конференция и др.). Место и роль игры при обучении русскому языку разных категорий учащихся.

Роль и функции преподавателя. Речь преподавателя. Проблема ведения урока на русском языке. Создание на уроке благоприятного психологического климата. Владение преподавателем умениями педагогического общения как необходимое условие успешности обучения.

2. Контроль в процессе обучения русскому языку

Контроль при обучении русскому языку как иностранному. Функции контроля: обучающая, корректирующая, стимулирующая, обобщающая, оценивающая.

Взаимосвязь обучения и контроля. Виды контроля: поурочный, цикловой, итоговый. Особенности и назначение каждого из видов контроля. Корректное выделение объектов контроля. Индивидуальный, фронтальный, уплотненный контроль, особенности методики их проведения на занятиях по русскому языку.

Письменные и устные формы контроля.

Тестирование как вид контроля. Методика проведения тестирования с разными целевыми установками. Преимущества тестового контроля. Формы тестовых заданий, требования к ним. Проблема выработки объективных критериев оценки знаний и уровней сформированности навыков и умений в разных видах речевой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная литература

  1. Авилова Н.С. Русская грамматика: научные труды: В 2-х тт. / Н.С. Авилова, А.В. Бондарко, Е.А. Брызгунова и др. – Т. 1. – М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2005. – 784 с.

  2. Акишина А.А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. – 6 изд., стереотип. – М.: Русский язык курсы, 2008. – 256 с.

  3. Апресян Ю.Д. Коннотации как часть прагматики слова (лексикографический аспект) // Избранные труды. Т. II.: Интегральное описание языка и системная лексикография. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 766 с.

  4. Арутюнов А.Р. Коммуникативная методика русского языка как иностранного и иностранных языков / А.Р. Арутюнов, И.С. Костина. – М., Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1992. – 147 с.

  5. Богомолов А.Н. Приходите!.. Приезжайте!.. Прилетайте!.. / А.Н. Богомолов, А.Ю. Петанова. – 3-е изд., испр. – СПб.: Златоуст, 2009. – 104 с.

  6. Бондарко А.В. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени / А.В. Бондарко. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 260 с.

  7. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии / А.В. Бондарко. – 4-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 208 с.

  8. Борисова Е.Г. Лингвистические основы РКИ (педагогическая грамматика русского языка): Учебное пособие / Е.Г. Борисова, А.Н. Латышева. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 208 с.

  9. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи [Для иностранцев, изуч. рус. яз.] / Е.А. Брызгунова. – М.: Русский язык, 1981. – 279 с.

  10. Будильцева М.Б. Начало: Элементарный курс русского языка для иностранцев: Учебник / М.Б. Будильцева, Н.Ю. Царева. – М.: Изд-во РУДН, 2006. – 420 с.

  11. Всеволодова М.В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса / М.В. Всеволодова. – М.: МГУ, 2000. – 502 с.

  12. Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного / Е.И. Зиновьева. – 2-е изд., дополн. – СПб.: Филолог. факультет СПбГУ, 2005. – 88 с.

  13. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г.А. Золотова, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидорова. – М.: Филолог. факультет МГУ, 1998. – 528 с.

  14. Иванова Т.А. Имя существительное в аспекте РКИ / Т.А. Иванова. – СПб.: Филологический факультет С.-Петербургского государственного университета, 2003. – 79 с.

  15. Изаренков Д.И. Бессоюзное сложное предложение: Система языка и обучение иностранцев русской речи / Д.И. Изаренков. – М.: Русский язык, 1990. – 163 с.

  16. Капитонова Т.И. Тесты, тесты, тесты… : пособие для подготовки к сертификационному экзамену по лексике и грамматике / Т.И. Капитонова, И.И. Баранова, М.Ф. Мальцева и др. – 3-е изд. – СПб.: Златоуст, 2009. – 140 с.

  17. Кокорина С.И. Практическая грамматика русского языка для зарубежных преподавателей-русистов / С.И. Кокорина, Л.Л. Бабалова, Н.А. Метс и др. – М.: Русский язык, 1985г. – 408 с.

  18. Кокорина С.И. Проблемы описания грамматики русского языка как иностранного / С.И. Кокорина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 131 с.

  19. Крючкова Л.С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие / Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. –М.: Флинта: Наука, 2009. – 480 с.

  20. Логинова И.М. Описание фонетики русского языка как иностранного (вокализм и ударение) / И.М. Логинова. – М.: Изд-во РУДН, 1992. – 159с.

  21. Лопатин В.В. Современный русский язык: Теоретический курс: (Словообразование. Морфология) / В.В. Лопатин, И.Г. Милославский, М.А. Шелякин. – М.: Русский язык, 1989. – 262 с.

  22. Любимова Н.А. Обучение русскому произношению. Текст. / Н.А. Любимова. – М.: Русский язык, 1977. – 192с.

  23. Одинцова И.В. Звуки. Ритмика. Интонация: учебное пособие / И.В. Одинцова. – 3-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 368 с.

  24. Половникова В.И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе / В.И. Половникова. – М.: Рус. яз., 1982. – 103 с.

  25. Рассудова О.П. Употребление видов глагола в современном русском языке / О.П. Рассудова. – М.: Русский язык,1982. – 149 с.

  26. Рожкова П.И. Русский язык в нерусской аудитории (Спецкурс по основам функциональной морфологии) / П.И. Рожкова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. – 104 с.

  27. Скворцова Г.Л. Употребление видов глагола в русском языке: Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык / Г.Л. Скворцова. – 5-е изд. – М.: Рус. яз. Курсы, 2005. – 136 с.

  28. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики / И.П. Слесарева. – 2-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1990. – 174 с.

  29. Соболева Н.И. Прогресс. Базовый уровень / Н.И. Соболева, С.У. Волков, А.С. Иванова. – М.: РУДН, 2008. – 184 с.

  30. Соболева Н.И. Прогресс. Учебник русского языка. Элементарный уровень / Н.И. Соболева, С.У. Волков, А.С. Иванова. – перераб. и доп. – М.: РУДН, 2008. – 276 с.

  31. Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис / Ред. кол. А.В.Бондарко (отв.ред) и др. Эдиториал УРСС, 2001. – 238 с.

  32. Теория функциональной грамматики: Качественность. Количественность / Отв. ред. А. В. Бондарко. – СПб.: Наука, 1996. – 264 с.

  33. Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Поссесивность. Обусловленность / Отв. ред. А. В. Бондарко. – СПб.: Наука, 1996. – 230 с.

  34. Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость / Отв. ред. А. В. Бондарко. – СПб.: Наука, 1991. – 370 с.

  35. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность / Под общ. ред. А.В. Бондарко. – Л.: Наука, 1990. – 263 с.

  36. Фонетический аспект общения на неродном языке: Коллективная монография / Науч. ред. Н.А.Любимова. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. – 294 с.

  37. Хавронина С.А. Всему свое время: Средства и способы выражения времени в русском языке / С.А. Хавронина, И.В. Казнышева. – М.: Русский язык. Курсы, 2004. – 240 с.

  38. Хавронина С.А. Русский язык в упражнениях. Учебное пособие (для говорящих на английском языке) / С.А. Хавронина, А.И. Широченская. – 19-е изд. – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 384 с.

  39. Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка / М.А. Шелякин. – М.: Рус. яз., 2001.– 288 с.

  40. Щукин А.Н. Интенсивные методы обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М.: изд-во УРАО, 1999. – 28 с.

  41. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.

  42. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике / Г.С. Щур. – М.: Изд-во «НАУКА», 1974. – 255 с.

Дополнительная литература

  1. Баринцева М.Н. Шкатулочка: Пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык (элементарный уровень) / М.Н. Баринцева, И.И. Жабоклицкая, И.В. Курлова и др. – М.: Русский язык. Курсы, 2008. – 144 с.

  2. Барыкина А.Н. Как образуются прилагательные / А.Н. Барыкина, В.В. Добровольская. – 2-е изд. – СПб.: Златоуст, 2002. – 136 с.

  3. Богатырева И.В. В мире знаний: Учебное пособие / И.В. Богатырева, Т.В. Митрова, В.И. Полянская и др. – М.: РУДН, 2008. – 275 с.

  4. Бондарко Л.В. Основы общей фонетики: учеб. пособие для студентов лингв. и фил. спец. / Л.В. Бондарко, Л.А. Вербицкая, М.В. Гордина. – 4-е изд., испр. – СПб. : Фил. фак. СПбГУ; М.: Academia, 2004. – 160 с.

  5. Булгакова Л.Н. Мои друзья падежи: Русская грамматика в диалогах / Л.Н. Булгакова, И.В. Захаренко, В.В. Красных. – 6-е изд., стереотип. – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 216 с.

  6. Вагнер В.Н. Лексика русского языка как иностранного и ее преподавание: учебное пособие / В.Н. Вагнер. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 104 с.

  7. Вагнер В.Н. Синтаксис русского языка как иностранного и его преподавание: учебное пособие / В.Н. Вагнер. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 168 с.

  8. Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. Вып. 1: Универсальное и ареальное / В.А. Виноградов. – М.: Изд-во МГУ, 1972. – 60 с.

  9. Виноградов В.А. Лингвистические аспекты обучения языку. Вып. 2: К проблеме иностранного акцента в фонетике / В.А. Виноградов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 64 с.

  10. Гуревич В.В. Глагольный вид в русском языке: значение и употребление: учебное пособие / В.В. Гуревич. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 224 с.

  11. Егорова А.Ф Трудные случаи русской грамматики: сборник упражнения по русскому языку как иностранному / А.Ф. Егорова. – 3-е изд. – СПб.: Златоуст, 2010. – 100 с.

  12. Зиновьева Е.И. Типичные ошибки корейских студентов начального этапа обучения в письменной речи на русском языке / Е.И. Зиновьева, Хан Ман Чун // Вестник С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 1. 1995. – С. 55-61.

  13. Иванова И.С. Синтаксис: практическое пособие по русскому языку как иностранному / И.С. Иванова, Л.М. Карамышева, Т.Ф. Куприянова и др. – 2-е изд. – СПб.: Златоуст, 2009. – 364 с.

  14. Иевлева З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев / З.Н. Иевлева. – М.: Русский язык, 1981. – 381с.

  15. Караванов А.А. Виды русского глагола: значение и употребление. Практическое пособие для иностранцев, изучающих русский язык / А.А. Караванов. – 3 изд. – М.: Русский язык. Курсы, 2005. – 176 c.

  16. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.

  17. Колосницына Г.В. Грамматические этюды. Трудные разделы грамматики русского языка / Г.В. Колосницына. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 184 с.

  18. Костомаров В.Г. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам / В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова. – Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Русский язык, 1978. – 136 с.

  19. Кривоносов А.Д. Знаю и люблю русский глаголы: Пособие для курсов русского языка / А.Д. Кривоносов, Т.Ю. Редькина. – 6-е изд. – СПб.: «Златоуст», 2006. – 88 с.

  20. Лебедев В.К. Знакомьтесь: числительное: пособие для иностранных учащихся / В.К. Лебедев. – СПб.: Златоуст, 2007. – 132 с.

  21. Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения. Начальный этап обучения: учебное пособие / И.С. Милованова. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 160 с.

  22. Морковкин В.В. О словарной лексикологии / В.В. Морковкин // Русский язык за рубежом. – М., 2001. № 2. – С. 32-38.

  23. Розанова С.П. Лексические трудности при изучении русского языка: Учебное пособие / С.П. Розанова, Т.В. Шустикова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 184 с.

  24. Солодуб Ю.П. Структура лексического значения / Ю.П. Солодуб // Филологические науки. – М., 1997. № 2. – С. 54-66.

  25. Шахматова М.А. Классификация лексических ошибок поляков, изучающих русский язык: К вопросу о языковой интерференции / М.А. Шахматова, Т.В. Постнова // Вопросы методики преподавания русского языка иностранцам. – Л., 1979. Вып. 2. – С. 87-100.

  26. Юдина Л.П. Идти и ходить? (Глаголы движения в русской языке) / Л.П. Юдина. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 136 с.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

- оборудованная лекционная аудитория, компьютер, мультимедиа-проектор, экран;

- аудитория для практических занятий, оборудованная учебно-наглядными пособиями.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Лекции: VI семестр – 18 часов по учебному плану

Семинары / практические занятия: VI семестр - 18 часов по учебному плану

Экзамен – VI семестр

Самостоятельная работа - VI семестр – 44 часов по учебному плану

Всего: VI семестр – 80 часов по учебному плану

Требования к внутрисеместровой работе студентов

  1. Посещение лекционных и практических занятий.

  2. Выполнение плановых аудиторных и внеаудиторных письменных работ.

  3. Выполнение упражнений по тематике практических занятий.

  4. Участие в обсуждении вопросов на практических занятиях.

  5. Изучение и конспектирование научных статей и монографий по тематике лекционных и практических занятий.

Виды и формы контроля результатов обучения студентов

Основными видами контроля уровня учебных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личностных качеств – компетенций) в течение семестра являются:

  • текущий контроль;

  • рубежный контроль (ноябрь и апрель);

  • промежуточный контроль (сессия) по дисциплине.

Формами текущего контроля являются:

  • тестирование;

  • конспектирование работ по теории «Основы методики обучения русскому языку как неродному» и методике РКИ/РКН;

  • проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов;

  • проверка выполнения заданий по практике;

Текущий контроль проводится в период аудиторной и самостоятельной работы студента в установленные сроки по расписанию. Формы контроля, порядок начисления баллов и фонды контрольных заданий для текущего контроля разрабатываются преподавателем и прописываются в технологической карте дисциплины.

В качестве форм рубежного контроля учебного модуля используются:

  • тестирование;

  • зачетная работа, состоящая из двух (в пятом семестре) / трех (в шестом семестре) частей в соответствии с основными разделами курса;

Формы контроля и фонды контрольно-измерительных материалов для рубежного контроля разрабатываются преподавателем и прописываются в технологической карте дисциплины.

Время проведения и продолжительность промежуточного контроля по дисциплинам семестра устанавливается графиком учебного процесса. Для проведения промежуточного контроля составляется отдельное расписание.

Промежуточной аттестацией является экзамен (в шестом семестре) - письменный/устный.

Дополнительные требования к студентам, отсутствующим на занятиях по уважительной/неуважительной причине

  1. Собеседование с преподавателем по тематике пропущенных лекционных и практических занятий.

  2. Конспектирование работ по теории «Основы методики обучения русскому языку как неродному» и методике РКИ.

  3. Беседа с преподавателем по теме конспекта.

  4. Обязательное выполнение двух / трех аудиторных письменных работ.

  5. Сдача зачета / экзамена в традиционной форме.

Требования к конспекту

  1. Конспект состоит из введения, основной части, заключения.

  2. Во введении (1 стр.) формулируется проблематика вопроса, кратко пересказывается содержание конспектируемой монографии, статьи, главы из книги.

  3. В основной части излагаются «ключевые моменты» конспектируемой монографии, статьи, главы из книги, приводятся примеры.

  4. В заключении (1,5 стр.) подводятся итоги и еще раз тезисно перечисляются основные положения конспекта.

  5. Объем работы – не менее 6 печатных страниц.

VI семестр

Тема 1

Проблематика

  1. Глагольный вид как грамматическая категория.

  2. Поле аспектуальности. Аспектуальные ситуации.

  3. Общие и частные значения видовых форм.

Ключевые слова

Категория вида, аспектуальность, предельные/непредельные глаголы, видовое противопоставление, многократность/однократность действия, завершенность действия, процессность, одновременные действия, последовательные действия.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconОб обучении неродному (иностранному) языку в рамках театральной методики
Обучение неродному (в нашем случае татарскому) языку русскоязычной аудитории равносильно обучению иностранному вследствие разноструктурности...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconПрограмма методики обучения английскому языку москва 2012 учебная...
Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconВопросы для подготовки к диф зачёту по дисциплине «Методика обучения...
Сущность методики русского языка как науки: предмет, задачи, методологические основы современной методики (лингвистические и дидактические)....
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconРабочая программа по русскому языку Пояснительная записка
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconРабочая программа учебной дисциплины
Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconУчебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю...
Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconПояснительная записка 4 тематический план учебной дисциплины 7 материалы...
В основе учебного курса лежит понимание философии как теоретического мировоззрения, раскрываемого в трех различных, но взаимосвязанных...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconМетодика обучения иностранному языку как наука, ее связь с другими...
Социокультурные основы методики. Взаимодействие языка и культуры: культурология, лингвострановедение, лингвокультура
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconРабочая программа по русскому языку 5 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconПояснительная записка. Планирование по русскому языку в 9 классе...
Буп 2012 г обязательный минимум содержания образования федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку 2012г
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно...
Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова,...
Программа учебной дисциплины пояснительная записка Программа курса «Основы методики обучения русскому языку как неродному» iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по русскому...
Ного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку к умк для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск