Скачать 334.9 Kb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» Кафедра офтальмологии МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Лечебного, Педиатрического, Медико-Профилактического и Стоматологического факультетов (4-5 КУРС) Курск – 2010 Авторы: профессор, д.м.н. В.И. Баранов, доцент, к.м.н. А.Ю. Брежнев ассистент, к.м.н. А.И. Березников ассистент, к.м.н. О.А. Даниленко ассистент А.С. Ярошенко СХЕМА ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО Образец оформления титульного листа истории болезни КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ОФТАЛЬМОЛОГИИ Зав. кафедрой: д.м.н., профессор В. И. Баранов Преподаватель: ученая степень и звание, ФИО ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ______________________________________________ Ф.И.О. пациента (в родительном падеже) Диагноз: (Формулируется в соответствии с принятыми классификациями для каждого глаза отдельно (OD, OS). Вначале указывается основное заболевание, затем сопутствующие). Куратор: студент(ка) V курса _______________ факультета _______ группы __________________________ Фамилия, И.О. куратора Курск – 200 __ г.
Обследование пациента начинают с выяснения жалоб на момент курации. Жалобы больного записываются с его слов, поэтому медицинские термины в этом разделе не употребляются. Наиболее часто можно услышать следующие жалобы офтальмологических больных: Зрительные ощущения - снижение зрения (в виде тумана, мути, пелены, сетки, пятна и т.п.); - искажение формы предметов (метаморфопсии) и их величины (микро- и макропсии); - двоение; - ощущение вспышек, мелькания молний, зигзагов, искр (фотопсии) Ощущения неприятного характера - боль (необходимо охарактеризовать (ёе характер, интенсивность, длительность, время и условия появления, локализацию, наличие иррадиации); - сухость; - зуд; - ощущение инородного тела Прочие жалобы - зрительный дискомфорт; - утомляемость; - покраснение; - слезотечение, светобоязнь; , наличие отделяемого гноя, крови и т.д.
Описывается начало и развитие заболевания с момента его возникновения. Если речь идет об обострении хронического заболевания, необходимо начать с описания последнего обострения. Указать, с чем связывает больной свое заболевание. Описать характер начала заболевания (остро или постепенно), течение болезни (ремиссии, исходы обострений (в хронологическом порядке, с датами), лечение и его эффективность (до дня курации – когда, где, препараты и оперативные вмешательства (со слов больного и по медицинской документации). При травмах указать точное время и обстоятельства (производственная или бытовая). Отметить, были ли заболевания глаз в прошлом.
Указываются перенесенные заболевания (обязательно отмечается перенёс ли гепатит, онко-, венерические заболевания и туберкулёз). Кратко отражаются основные моменты жизни пациента, более подробно те данные, которые могли иметь значение для возникновения и развития заболевания. Анализируется наследственность, наличие подобного или других заболеваний у близких родственников. Характеризуется аллергоанамнез (с указанием препарата и характера аллергической реакции) и вредные привычки.
Кратко описывается состояние внутренних органов и систем: кожных покровов и видимых слизистых, лимфатических узлов, опорно-двигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой (с указанием АД и пульса), пищеварительной, мочеполовой.
Заполняется в виде таблицы (см. ниже). Даётся подробное описание соответствующих структур, отдельно для левого и правого глаза, отмечается наличие асимметрии. В случае отсутствия глазного яблока делается запись «анофтальм», описывается состояние полости (отделяемое, грануляции), наличие и состояние протеза. В остальных графах ставятся прочерки.
Для пп. 3-13, 15 используется осмотр в фокальном освещении, для пп. 16-17 – исследование в проходящем свете.
Из истории болезни стационарного больного выписываются данные дополнительных методов исследования, необходимых для установления диагноза (результаты УЗ-исследования, рентгенографического исследования (орбит, каналов зрительных нервов, околоносовых пазух и т.п.). Лабораторные исследования включают общеклинический минимум (ОАК, ОАМ, глюкоза крови, кровь на RW), по необходимости – биохимический анализ крови, коагулограмма, воспалительные белки и т.п. При целом ряде офтальмологических заболеваний требуются консультации других специалистов (терапевтов, эндокринологов, неврологов, оториноларингологов). Их заключения также необходимо отразить в данном разделе.
Клинический диагноз должен быть выставлен в соответствии с общепринятыми классификациями. За формулировкой диагноза следует его обоснование (причем каждая часть диагноза должна обосновываться отдельно). Пример: Клинический диагноз: OD – глаукома первичная, открытоугольная развитая с высоким внутриглазным давлением (II-c). Начальная сенильная катаракта. Гипертоническая ангиопатия сетчатки. Обоснованию подлежат: - наличие глаукомы - тип глаукомы (первичная) - форма глаукомы (открытоугольная) - стадия глаукомы (развитая) - состояние внутриглазного давления (высокое) - наличие сенильной катаракты - стадия катаракты - наличие гипертонической ангиопатии
Указываются общие принципы лечения данного заболевания и мероприятия, необходимые конкретно для данного больного.
Необходимо перечислить рекомендации по режиму, диете, медикаментозному лечению, необходимости оптической коррекции, повторным обследованиям, кратности наблюдения у окулиста).
Приводится список литературы, использованный при написании истории болезни (с указанием фамилий авторов, названия монографий и журнальных статей, места и года издания). Подпись куратора ТЕХНИКА ОСНОВНЫХ ВРАЧЕБНЫХ МАНИПУЛЯЦИЙ (ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ) В повседневной работе каждого врача возникает необходимость наряду с другими органами и системами исследовать состояние органа зрения пациентов. Своевременная правильная диагностика глазной патологии, а также умение оказать наиболее рациональную врачебную помощь позволяют в большинстве случаев сохранить зрение. В этой связи качественное овладение основными диагностическими и лечебными манипуляциями является необходимыми для врача любой специальности. Осмотр органа зрения должен проводиться последовательно. Начинать исследование следует с проверки зрительных функций. К основным зрительным функциям относят остроту зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение и бинокулярное зрение. Исследование остроты зрения Исследование проводится с расстояния 5 м для каждого глаза в отдельности. Для удобства запоминания принято начинать исследование с правого глаза. В процессе исследования оба глаза должны быть открыты. Глаз, который в данный момент не исследуется, заслоняют щитком из непрозрачного материала. Оптотипы (буквенные или другие символы на таблицах) демонстрируют с помощью указки, вразброс, длительность экспозиции каждого знака не более 2-3 с. Остроту зрения оценивают по тому ряду, где были правильно названы все знаки. Допускается одна ошибка в рядах с 3-го по 6-й и две ошибки в рядах с 7-го по 10-й (при этом после записи остроты зрения в скобках пишут «неполная» - напр.: visus OD = 0,7 (неполная)). Последовательность выполнения:
Исследование остроты зрения менее 0,1. Об остроте зрения менее 0,1 говорят, если пациент с расстояния 5 м не различает оптотипов даже верхнего ряда. В этом случае для количественного определения остроты зрения используют формулу Снеллена: , где V (visus) – острота зрения; d – расстояние с которого исследуемый глаз видит объект; D – расстояние, с которого нормальный глаз видит тот же самый объект. При исследовании пациента подводят к таблице (или приближают оптотипы 1-го ряда), фиксируя расстояние, с которого он в состоянии их различить. Для удобства используют метод «счета пальцев» (демонстрация пальцев рук на темном фоне), т.к. их толщина примерно соответствует ширине линий оптотипов 1-го ряда. (D для этого исследования принимается равным 50 м). Последовательность выполнения:
Пример: если исследуемый считает предъявляемые пальцы с расстояния 2 метра, то его visus =2м / 50 м = 0,04. Если исследуемый способен сосчитать пальцы с расстояния менее 50 см, то результат формулируют следующим образом: острота зрения правого (левого) глаза равна счету пальцев с 10 (20 и т.п.) см (visus OS= счет пальцев с 10 см). Исследование светоощущения и определение светопроекции. Определяется, если предметное зрение у пациента отсутствует, а воспринимается только свет. В этом случае острота зрения приравнивается к светоощущению.Определение светопроекции проводят с помощью офтальмоскопа. Последовательность выполнения:
Исследование поля зрения. а) Ориентировочный метод Метод дает ориентировочное представление и выявление грубых дефектов поля зрения, полезен в исследовании тяжелобольных, особенно лежачих. Последовательность выполнения:
б) Периметрия. Большое распространение до настоящего времени имеет исследование на периметре Ферстера. Он представляет собой полудугу, разделенную на градусы, вращающуюся вокруг горизонтальной оси. Исследование проводят в светлой комнате, дуга должна быть равномерно освещена. Поле зрения исследуют поочередно для каждого глаза. Второй глаз выключают с помощью легкой повязки, которая не ограничивает поле зрения исследуемого глаза. Необходимо, чтобы пациент не двигал глазом и постоянно фиксировал неподвижную точку в центре дуги периметра. Последовательность выполнения:
Исследование цветоощущения. Для диагностики расстройств цветоощущения существуют специальные полихроматические таблицы. Долгое время основными в нашей стране являлись таблицы Рабкина, состоящие из кружков основного и дополнительного цветов, но одинаковой яркости, расположенных так, что некоторые из них образуют на фоне остальных цифру или фигуру. Таблицы Рабкина позволяют установить вид и степень расстройства цветоощущения. В настоящее время для клинического и экспертного испытаний цветового зрения и обнаружения его дефектов используют пороговые таблицы Юстовой. Они позволяют выявить не только грубые нарушения цветового зрения, но и обнаружить цветослабость любого из трех цветоприемников (красного, зеленого и ли синего). Последовательность выполнения:
Исследование бинокулярного зрения. Бинокулярное зрение - это зрение двумя глазами, при условии, что изображение, падающее на макулярную область, в коре головного мозга сливается в единый корковый образ. Благодаря бинокулярному зрению мы определяем расстояние от предмета до предмета, объем, взаимное расположение предметов. Бинокулярное стереоскопическое зрение можно исследовать различными методами. а) Опыт Соколова. Известный опыт с «отверстием» в ладони. Последовательность выполнения:
б) Проба с чтением за карандашом. Последовательность выполнения:
в) Опыт со «спицами» (вместо спиц допустимо использовать обычные ручки или карандаши). Последовательность выполнения:
г) Четырехточечный цветотест. В клиниках характер зрения обычно проверяется на четырехточечном цветовом аппарате. Прибор состоит из 4 светящихся шариков на темном фоне: 2 шарика зеленого цвета, 1 — красного, 1 — белого. Исследование проводят с расстояния 5 метров. Последовательность выполнения:
Исследование зрачковых реакций. Нормальный зрачок способен быстро сокращаться под действием света. Исследуют реакцию зрачка на свет в темной комнате. Зрачковая реакция называется живой, если зрачок суживается быстро и отчетливо, и вялой, если он суживается медленно и недостаточно. Последовательность выполнения:
Методика бокового (фокального) освещения. Исследование с использованием метода бокового (или фокального) освещения позволяет детально осмотреть передний отрезок глаза (роговица, склера, передняя камера, радужная оболочка, область зрачка) и придаточный аппарат (веки, конъюнктива, слезные органы) и выявить в нем тонкие изменения. Последовательность выполнения:
Рассматривая конъюнктиву и склеру, обращают внимание на поверхность конъюнктивы, её цвет, состояние сосудов; определяют, имеются ли выпячивания склеры, изменения её окраски. При осмотре роговицы определяют, сохранены ли её нормальные свойства. В норме роговица сферичная, блестящая, влажная, зеркальная, гладкая, прозрачная, обладает высокой тактильной чувствительностью и не имеет кровеносных сосудов. При осмотре передней камеры глаза обращают внимание на ее глубину и содержимое. Глубину передних камер обоих глаз следует сравнивать. Содержимое передней камеры в норме прозрачно. При исследовании радужки следует обращать внимание на ее цвет и рисунок, имеющий радиальную направленность. При использовании комбинированного метода свет фокусируют аналогичным образом, а интересующая область глаза осматривается через вторую линзу офтальмоскопического набора (+13 дптр). Осмотр конъюнктивы век и переходных складок. При осмотре конъюнктивы обращают внимание на ее цвет, прозрачность, гладкость, влажность, чувствительность. В норме конъюнктива бледно-розовая, блестящая, влажная, поверхность ее гладкая, отделяемого нет. Через неизмененную прозрачную конъюнктиву века видны желтоватые узкие полоски мейбомиевых желез. Всякая излишняя краснота, сухость, утолщения, зерна, бархатистость, отделяемое, стушеванность рисунка мейбомиевых желез, рубцы указывают на патологические процессы в конъюнктиве. Для осмотра используют выворот век и метод бокового освещения. Последовательность выполнения: а) Осмотр конъюнктивы нижнего века и нижней переходной складки
б) Осмотр конъюнктивы верхнего века
Исследование в проходящем свете. В проходящем свете исследуют прозрачность глубоких преломляющих сред глаза - хрусталика и стекловидного тела. Исследование проводят в темной комнате. Последовательность выполнения:
Красный цвет объясняется отчасти просвечиванием крови сосудистой оболочки, отчасти красно-бурым оттенком ретинального пигмента. Если на пути световых лучей в преломляющих средах глаза встречаются помутнения, они задерживают лучи. На красном фоне зрачка появляются черные пятна различной величины, соответствующие этим помутнениям. Тонкие помутнения, расположенные в периферических частях хрусталика (у его экватора), становятся видимыми только при максимальном отведении глаза в сторону. Помутнения хрусталика неподвижны и перемещаются при изменении направления взгляда (т.е. одновременно с движением глазного яблока). Помутнения стекловидного тела передвигаются самостоятельно независимо от движения глазного яблока. Офтальмоскопия в обратном виде. Офтальмоскопия - один из важнейших методов исследования органа зрения, позволяющий судить о состоянии сетчатки оболочки, хориоидеи и диска зрительного нерва. Для обратной офтальмоскопии применяют офтальмоскоп (вогнутое глазное зеркало с отверстием в центре) и лупу +13,0 дптр. Последовательность выполнения:
Методика обратной офтальмоскопии требует навыка, не всегда удается быстро увидеть глазное дно. Начинающему врачу при этом нужно координировать положение лупы и офтальмоскопа и научиться аккомодировать к изображению глазного дна в воздухе. При офтальмоскопии описанным методом картина глазного дна видна в обратном виде: правая часть — слева, верх — снизу. В норме диск зрительного нерва круглой или овальной формы, с четкими границами. Из середины диска зрительного нерва выходят центральные сосуды сетчатки. Артерии имеют светло-красный цвет, вены - темно-красный; соотношение калибра артерия:вена=2:3. Макулярная область, или желтое пятно, темнее, имеет форму горизонтально расположенного овала, вокруг которого у молодых людей имеется блестящая светлая полоска светового рефлекса. Определение рефракции глаза субъективным способом. Исследование проводится монокулярно, начиная с правого глаза. Последовательность выполнения:
а) острота зрения без коррекции равна 1,0 (это позволяет исключить у пациента миопию и явную гиперметропию).
б) острота зрения без коррекции меньше 1,0 (это позволяет исключить у пациента эмметропию и скрытую гиперметропию).
Если с помощью сферических линз не удаётся получить высокую остроту зрения, следует проверить нет ли у обследуемого астигматизма. Определение вида и силы оптического стекла. В практике офтальмологу часто приходится определять оптическую силу очков. Достаточную точность измерения обеспечивает метод нейтрализации. Последовательность выполнения:
Исследование ближайшей точки ясного зрения Положение ближайшей точки ясного зрения находят путём измерения наименьшего расстояния, на котором обследуемый может читать шрифт №4 таблицы для исследования зрения вблизи. Исследование проводят с помощью проксиметра (деревянная дощечка с прорезью для линейки и наклеенным текстом). У эмметропа среднее значение данного показателя составляет 7-12 см. Последовательность выполнения:
Определение расстояния между центрами зрачков. Данный показатель необходим для корректного выписывания и изготовления очков. Расстояние между центрами зрачков измеряется линейкой с миллиметровыми делениями. Последовательность выполнения:
Исследование слезопроводящих путей Используется для диагностики заболеваний слезопроводящих путей (в частности хронического дакриоцистита). Последовательность выполнения:
Определение чувствительности роговицы. Для исследования тактильной чувствительности роговицы применяют влажный ватный тампон, скрученный в тонкий жгутик. Последовательность выполнения:
|
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е.... | Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению... Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности... | ||
Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов 2012 г Методические рекомендации по организации и сопровождению самостоятельной работы студентов / составитель методист ук омгпу осипенко... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на... | ||
Методические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной... Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики | Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной... Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Процессы формообразования... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.... Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по... Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения всех специальностей | Методические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной... При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий... | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.... С 34 Лингвострановедение и страноведение: учебно-методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 24с | Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... | ||
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы... Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов во внеурочное время и разработаны в соответствии с требованиями... |