Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)»





Скачать 339.51 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)»
страница1/3
Дата публикации27.04.2015
Размер339.51 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«Оренбургский государственный педагогический университет»





Исторический факультет

Кафедра истории России
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Е.Г. Матвиевская/

__________ _____________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (1985 – НАЧАЛО XXI В.)»


Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки

История

Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная
Оренбург

2013 г.

Рецензент:
Хисамутдинова Р.Р. д.и.н., проф., зав. кафедрой методики преподавания истории и обществознания

___________ _________________

(дата) (подпись)
Авторы/составители рабочей программы учебной дисциплины:
Пахомова Е.В., кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России
__________ ______________

(дата) (подпись)


Содержание
Пояснительная записка ……………...………………….………..………………………5
1. Цели и задачи освоения дисциплины ……………..………………….………………5
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ……………………………………….…5
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины ………………….…6
4. Содержание и структура дисциплины …………….……………………………….…9

4.1. Содержание разделов дисциплины ………………………………………………………….…9

4.2. Структура дисциплины ………………………………...……………………………..……...10

4.3. Лекции………………………………………………..…………………………….….….……..11

4.4. Практические занятия (семинары)……………………………..………………………….…..12

4.5. Лабораторные работы……………………………………………….…….…….….….…….…12

4.6. Курсовые работы…………………………….…………………….…………………………...13

4.7. Самостоятельное изучение разделов дисциплины ……………………………………..……13
5. Образовательные технологии…………………………………….…………………..13

5.1. Образовательные технологии, используемые при реализации

различных видов учебной работы………………………………………...…………………...13

5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в

аудиторных занятиях………………………………………………………..……………….…14
6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости,

Промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций.………..14

6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости………………………..……………...15

6.2. Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых

в дисциплине компетенций студентов……………….…………………………………………15

6.3. Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций……………………………...…16
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………16

7.1. Основная литература………………………………….……………………………………..…...16

7.2. Дополнительная литература……………………………….……………………….…….……..17

7.3. Периодические издания……………….………………………………………………..……….17

7.4. Интернет-ресурсы…………………………………………...…………………………….…..…18
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………….………….………18

8.1. Учебно-лабораторное оборудование………………………………………………………...…18

8.2. Технические и электронные средства обучения и контроля ………………………….….…..19

Пояснительная записка
Данный курс занимает важное место в структуре подготовки бакалавров по профилю История. Рабочая программа дисциплины «История современной России (1985 – начало XXI в.)» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата - 050100.62 Педагогическое образование.

Актуальность разработки этой программы определяется необходимостью углубленного познания студентами-историками методологии и методов исследования внутри- и внешнеполитической, экономической, социальной политики СССР / Российской Федерации, а также истории ее культурной жизни. Это необходимо для того, чтобы показать современную историю страны в контексте мирового развития, так как процесс реформации России имеет всемирно-историческое значение: он радикально изменяет облик планеты, прямо влияет на формы и темпы интеграции нашей страны в мировое сообщество наиболее развитых стран.

Особенности изучения учебной дисциплины заключаются в необходимости дать углубленные специальные знания студентам, обучающимся по профилю История. Оценки и выводы по данной теме носят дискуссионный характер, что позволит слушателям высказывать собственную точку зрения, формировать свою гражданскую позицию.

Объем трудоемкости: 4 ЗЕ (144 часа), из них: 76 часов аудиторной нагрузки, 41 час самостоятельной работы. Дисциплина изучается в восьмом семестре, завершается контролем в форме экзамена.

1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины: содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования на основе освоения специальных исторических знаний.

Задачи освоения дисциплины:

  • стимулировать формирование общекультурных компетенций бакалавра посредством изучения общее представление об основных современных концепциях отечественной истории конца ХХ – начала XXI вв.;

  • содействовать формированию общепрофессиональных компетенций бакалавра через овладение им конкретно-историческим материалом, анализ динамики и особенностей процесса трансформации российского общества в рассматриваемый период, изучение закономерностей исторического развития страны на основе изучения устойчивых и преемственных экономических, политических и социокультурных тенденций;

  • способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра в области педагогической деятельности через актуализацию умений реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях, применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.



2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина относится к дисциплинам обязательной части учебного цикла – Б3 Профессиональный цикл (Б3. В. ОД.1.8).

Дисциплина логически связана с дисциплинами, изученными на I- IV курсах: общим курсом истории России, «История отечественного искусства», «Конституционное право», «Политология», «Основы обществознания» и учитывает специфику подготовки студентов в ОГПУ.

Дисциплина «История современной России (1985 – начало XXI в.)» является базовой для таких дисциплин как «Конституционное право» и «Политология».

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование:


Коды
компетенции


Наименование компетенции

Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)

ОК-1

владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать приемы обобщения и анализа;

- уметь ставить цели и выбирать пути ее достижения;

- владеть культурой мышления;

- приобрести опыт познавательной деятельности

ОК-2

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать наиболее общие проблемы существования отдельного человека и общества в целом;

- уметь осуществлять анализ социально и личностно значимых проблем;

- владеть приемами данного анализа;

- приобрести опыт познавательной и ценностно-ориентированной деятельности

ОК-3

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать современные принципы толерантности;

- уметь понимать значение культуры как формы человеческого существования;

- владеть средствами диалога и сотрудничества;

- приобрести опыт познавательной и ценностно-ориентированной деятельности

ОК-6

способен логически верно использовать устную и письменную речь

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать различные приемы устной и письменной речи;

- уметь их использовать;

- владеть навыками публичных выступлений;

- приобрести опыт познавательной деятельности

ОК-13

готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать об имеющихся в распоряжении преподавателя нормативных правовых документах;

- уметь их применять в профессиональной деятельности;

- владеть навыками работы с нормативными документами;

- приобрести опыт познавательной деятельности

ОК-14

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать современные принципы толерантности;

- уметь понимать значение культуры как формы человеческого существования;

- владеть средствами диалога и сотрудничества

ОК-15

способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать основные закономерности истории повседневности;

- уметь понимать движущие силы исторического процесса и место человека в нем;

- владеть навыками предвосхищения закономерных исторических событий;

- приобрести опыт познавательной и ценностно-ориентированной деятельности

ОК-16

способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать приемы ведения дискуссии и полемики;

- уметь их использовать;

- владеть навыками публичной речи;

- приобрести опыт познавательной деятельности

ОПК-1

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать место своей будущей профессии в социуме;

- уметь обосновывать ее социальную значимость;

- владеть мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- приобрести опыт познавательной деятельности

ОПК-3

владеет основами речевой профессиональной культуры

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать содержание преподаваемого предмета;

- уметь участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

- владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- приобрести опыт познавательной деятельности

ПК-1

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- уметь проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

- владеть способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- приобрести опыт познавательной деятельности

ПК-2

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать сущность и структуру образовательных процессов;

- уметь проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- владеть способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны;

- приобрести опыт познавательной деятельности

ПК-8

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать тенденции развития мирового историко-педагогического процесса;

- уметь учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- владеть способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

- приобрести опыт познавательной деятельности

ПК-9

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать особенности социального партнерства в системе образования;

- уметь использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- владеть способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- приобрести опыт познавательной деятельности

ПК-11

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать основы просветительской деятельности;

- уметь учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- владеть способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- приобрести опыт познавательной деятельности



4. Содержание и структура дисциплины
В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы и формам текущего контроля отнесены лекции (Л), семинары, устный опрос на семинаре (С), самостоятельное изучение вопросов (СВ), работу с текстом (РТ); понятийный диктант (ПД); реферат (Р), аннотирование и реферирование литературы (ОЛ), контрольный срез (КС).

4.1. Содержание разделов дисциплины


раздела

Наименование
раздела


Содержание раздела

Форма

текущего
контроля


1

2

3

4



СССР в серенине1980-х – начале 1990-х гг.

СССР в середине 1980-х гг. Экономическая политика М.С. Горбачева. Политические преобразования эпохи «перестройки». Национальные движения и межнациональные конфликты в СССР во 2-ой половине 1980-х гг. Августовский путч 1991 г. Распад СССР. Внешнеполитический курс М.С. Горбачева. «Новое политическое мышление» в международных отношениях. Перестройка и изменения в духовной жизни общества на рубеже 1980-1990-х гг.

С

СВ

РТ

ПД

Р

К



Россия в конце ХХ в.

Демонтаж советской системы. Начало радикальных реформ в России. Экономическое и политическое развитие России в конце ХХ в. Внешнеполитический курс Б.Н. Ельцина. Культура России в 1990-е гг.

С

СВ

К

Р

КС



Россия в начале XXI в.

Политические преобразования в РФ в начале ХХI в. Экономическое развитие России в начале ХХI в. Россия в современной системе международных отношений. Духовная жизнь российского общества в начале XXI в.

С

СВ

РТ

ПД

К

Р

ОЛ


В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: устный опрос на семинаре (С), коллоквиум (К), самостоятельное изучение вопросов (СВ), работу с текстом (РТ); понятийный диктант (ПД); реферат (Р), аннотирование и реферирование литературы (ОЛ), контрольный срез (КС).

4.2. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы (144 часа).
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ


Вид учебной работы

Трудоемкость

зач. ед.

час.

семестр

8

Общая трудоемкость по учебному плану

4

144

144

Аудиторные занятия




76

76

Лекции (Л)




30

30

Семинары (С)




46

46

Самостоятельная работа (СР):




41

41

Реферат (Р)







6

Самостоятельное изучение вопросов







12

Подготовка к семинарским занятиям







12

Подготовка к коллоквиумам







6

Подготовка к понятийному диктанту, тестированию и контрольным срезам







5

Вид контроля:










экзамен




27

27



Разделы дисциплины и виды занятий, изучаемые в 8 семестре


раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеауд. работа

СР

Л

С



СССР в серенине1980-х – начале 1990-х гг.

54

14

18

14



Россия в конце ХХ в.

34

8

14

14



Россия в начале XXI в.

31

8

14

13




Итоговый контроль

27

-

-

27




ИТОГО:

144

30

46

41



4.3. Лекции




Раздела

Наименование раздела / лекции

Кол-во часов



СССР в серенине1980-х – начале 1990-х гг.:




    1. СССР в середине 1980-х гг.

2

    1. Экономическая политика М.С. Горбачева

2

    1. Политические преобразования эпохи «перестройки»

2

    1. Национальные движения и межнациональные конфликты в СССР во 2-ой половине 1980-х гг.

2

    1. Августовский путч 1991 г. Распад СССР

2

    1. Внешнеполитический курс М.С. Горбачева. «Новое политическое мышление» в международных отношениях

2

    1. Перестройка и изменения в духовной жизни общества на рубеже1980-1990-х гг.

2



Россия в конце ХХ в.:




    1. Демонтаж советской системы. Начало радикальных реформ в России

2

    1. Экономическое и политическое развитие России в конце ХХ в.

2

    1. Внешнеполитический курс Б.Н. Ельцина

2

    1. Культура России в 1990-е гг.

2



Россия в начале XXI в.:




    1. Политические преобразования в РФ в начале ХХI в.

2

    1. Экономическое развитие России в начале ХХI в.

2

    1. Россия в современной системе международных отношений

2

    1. Духовная жизнь российского общества в начале XXI в.

2




ИТОГО

30
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconПрограмма история России. XX начало XXI века. 9 класс (68 ч)
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2010) и адаптирована к учебнику:...
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconРабочая программа по курсу «История России XX начала XXI вв.» (11 класс)
На базе Федеральной примерной программы по истории России. М., 2004 и авторской программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, В....
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconРабочая программа по учебному предмету «История России XX -начало XXI века» «Всеобщая история»
Программа курса «История России 20-21 века» для учащихся 9 класса разработана на основе и соответствует требованиям
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconИсаева Оксана Николаевна 2012 г учебник: История России, XX начало...
Учебник: История России, XX – начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М. Ю. Брандт
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconРабочая программа по предмету история России для 11 класса Составитель:...
Рабочая программа курса истории России разработана на основе Федеральной примерной программы по истории России. М., 2004 и авторской...
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconДанилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России. XX начало XXI века. 9 класс
А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. и адаптирована к учебнику: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт...
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconЗагладин Н. В. Всеобщая история. Конец XIX начало XXI в.: учебник...
Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы по курсу «История. 2-я половина ХХ в начало XXI в.» для 12 классов...
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курс «История мира и России в XX – начале XXI века» для 9 класса охватывает период XX – начало XXI вв. Рабочая программа по курсу...
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconРабочая программа учебного курса «Новейшая история XX -начала XXI века»
Рабочая программа составлена на основе программы «Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века» О. С. Сороко-Цюпа. – М.:...
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconРабочая программа по Истории России 9 класса 68 часов в год ( 2 часа...
Примерной программы по истории для 6-9 классов и адаптирована к учебнику: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России....
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История России, XX — начало XXI века, 68 ч. Новейшая история, 34 ч. (102 ч всего, 3 ч в неделю). Интегрированно
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconРабочая программа по предмету история России для 9 класса Составитель:...
Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой...
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconСборник мл териалов для проведения практических работ
Программа «История. История России и мира 10-11 класс», Москва, «Русское слово» 2007 год. 2 С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т....
Рабочая программа учебной дисциплины «история современной россии (1985 начало XXI в.)» iconЦель: формирование представлений об основных политических партиях...
Учебник: История России, XX – начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М. Ю. Брандт


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск