МБОУ Верхнегрековская ООШ Кашарского района, Ростовской области.
«Утверждаю» «Рассмотрено»
Директор школы На заседании МО
______________(Д.С.Пироженко) _____________
«___»____2012 года. «___»______2012 года.
Рабочая программа
по учебному предмету «История РоссииXX-начало XXIвека »
«Всеобщая история»
9 класс
педагога
Золотых Любови Григорьевны
1-я категория
2012 – 2013 учебный год.
Пояснительная записка
Программа курса «История России 20-21 века» для учащихся 9 класса разработана на основе и соответствует требованиям:
. Стандарт основного общего образования по истории;
Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (в последующих редакциях);
Постановления РФ от 19.03.2001 № 196 (ред.от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;
Приказ Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. N 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
санитарных правил 2.4.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” от 29.12.2010 г. № 189;
Образовательной программы, утвержденной приказом № 38 от 29.08.2011 г.
- рабочей программы по предмету «История 5-11 классы», Москва, изд.центр «Вентана-Граф»,2006 г. Под общ.ред. П.А.Баранова, О.Н. Журавлевой. В программе курса «История России 20-21 вв.» значительное место отводится вопросам, раскрывающим влияния географического и природного фактора на жизнь и занятия населения. Главное внимание уделяется особенностям хозяйственной жизни, своеобразию обществ, складывающихся в период развития Российской Империи, и стран Европы в 20 в,. внешней и внутренней политике, представлениям людей об окружающем мире, истории повседневности, значимости культурного наследия стран и народов 20 века для современности.
Цель и задачи: изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с разными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран
В образовательном процессе используются технологии:
- традиционные классно-урочные (комбинированные уроки);
- нетрадиционные формы проведения уроков;
- внеклассные мероприятия;
Основными формами организации учебных занятий являются:
- познавательные уроки;
- аукционы;
- викторины;
- урок-экскурсия в прошлое;
- комбинированные уроки;
-интегрированные уро
Требование к уровню подготовки
К важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
-владение умения работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации и материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: - знание хронологии, работа с хронологией;
- знание исторических фактов, работа с фактами;
- работа с историческими источниками;
-описание (реконструкция;
- анализ, объяснение;
- работа с версиями, оценками;
- применение знаний и умений в общении, социальной среде.
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение включает в себя основную и дополнительную литературу для обучающихся и педагогов.
Рабочая программа составлена на основании:
Рабочей программы по предмету «История 5-11 классы», Москва, изд.центр «Вентана-Граф»,2006 г. Под общ.ред. П.А.Баранова, О.Н. Журавлевой.
Примерной программы основного общего образования по истории, 2004 г. Учебно-методический комплект для обучающегося:
1. Рабочие тетради по истории «Истории России 20-21 вв. век» для 9 класса к учебнику Даниловой, Косулина, Пыжикова.
2. КиМ «Отечественная История 20-21 века»
3.Энциклопедия по истории России.
4.Поурочные разработки к учебникам. Пособия для учителя. (Данилов А. А., Косулина Л. Г.История России. 20-21 века. 9 класс.
5.Тематический контроль по истории России. 9 класс. Манданова Е.С
5.Рабочая тетрадь по истории России 20-21 вв.. 9 класс. Петрова Н.Г
6.Схемы по истории России 20-21 вв.. 7 класс.
7.Агафонов С.ВИстория России в 20-21 веках. Книга для учителя. 9 класс. Петрова Н.Г. Материально-техническое и информационно- техническое обеспечение
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается использование следующие программно-педагогических средств, с помощью интернет-ресурсов и компьютера, мультимедийного проектора: СД проект «Мировая историческая энциклопедия», «Школа Кирилла и Мефодия-2 ч.». Список литературы 1.Дополнительная литература:
- Т.В Малышева «Открытые уроки истории» мастер-класс,
«История» приложение к газете «1 сентября» 2007-2010 гг.
- Дидактические материалы по «Истории России 20-21 век»,
- Л.П.Борзова «Игры на уроке истории», изд. Владос_Пресс, Москва, 2004 г.
М.Т. Студеникин «Методика преподавания истории в школе», изд.Владос-Пресс, Москва 2000 г.
- О.В. Арасланова «Тематическое и поурочное планирование по «Истории России», М; Вако,-2007 г.
- Поурочные разработки по Истории России в 20-21 вв.
- О.Г. Набатова «Конспекты уроков для учителя истории 9 класс»
2. Интернет - ресурсы
Распределение учебного материала курса
| №
| Наименование раздела
| Количество часов
|
| Человечество после первой мировой войны.
| 3
|
| Ведущие страны запада: от процветания к кризису.
| 4
|
| Человечество во второй мировой войне
| 4
|
| Мировое развитие и международные отношения в годы «Холодной войны»
| 2
|
| Страны Европы и северной Америки во второй половине ХХ-начале ХХIв.
| 3
|
| Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке
| 3
|
| Наука и культура в ХХ-ХХI вв.
Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия
| 1
|
| Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.
| 7
|
| Великая российская революция. 1917-1921 гг.
| 5
|
| СССР на путях строительства нового общества
| 6
|
| Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
| 7
|
| СССР в 1945-1953 гг.
| 2
|
| СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. ХХ в.
| 2
|
| СССР в середине 80-х гг. ХХ в.
| 2
|
| Перестройка в СССР (1985-1991)
| 2
|
| Россия в конце ХХ – начале ХХIв.
| 4
|
Контрольные работы
| Тема
| Количество
| Контрольная работа за курс “Всеобщая история. 9 класс.”
| 1
| Государство и российское общество в конце 19 - начале 20 вв
| 1
| Контрольная работа по курсу “История России. 9 класс”.
| 1
|
Учебно-тематическое планирование. История. 9 класс.
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характ-ка деят-сти учащихся или виды учебнойдеят-сти
| Виды контроля, измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
|
Новейшая история – 24 ч.
Глава 1. Человечество после Первой мировой войны – 3 ч.
1
| Вводное занятие
| 1 ч.
| Вводный урок
| Основные задачи курса история в 9 классе. Разделы предмета
| Текущий
|
|
|
|
| 2
| Трудный путь к миру. Версальско-Вашингтонская система
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Трения между странами-победительницами. Идея Лиги Наций. Условия Версальского мира. Противоречия мира. «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции. Вашингтонская конференция.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 1
| .
|
| 3
| Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны. Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Советская Россия как база «мировой революции». Революция 1918 г. в Германии.революция 1919 г. в Венгрии. Национально-освободительная революция в Ирландии. Спад революционной волны в Европе и Советская Россия. Национально-освободительные движения и революции 1920-х гг. в государствах Востока.
Социал-демократическое движение: идеология и политика. Коммунисты и социал-демократы. Зарождение фашизма в Италии и Германии.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 2-3
| .
|
|
Глава 2. Ведущие страны Запада: от процветания к кризису – 4 ч.
4
| Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. И “Новый курс” Ф.Д.Рузвельта
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| США: лидерство в мировой экономике. Кризис в США: причины и последствия. «Новый курс»: основные направления. Кейнсианство и итоги «Нового курса».
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 4
|
|
| 5
| Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Фашизм в Германии: путь к власти. Фашистская диктатура в Германии.фашизм в Италии. милитаризм в Японии.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 5
| .
|
| 6
| Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Великобритания в 1920-е гг. Кризис в Великобритании и национальное правительство. Особенности кризиса во Франции. Угроза фашизма и Народный фронт.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 6
|
|
| 7
| Милитаризм и пацифизм на международной арене
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Агрессия Японии в Китае. Подготовка Германии к войне и политика умиротворения. Гражданская война и германо-итальянская интервенция в Испании. Рост угрозы миру и международной безопасности. Мюнхенское соглашение. Крах идеи коллективной безопасности
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 7-8
|
|
| Глава 3. Человечество во Второй мировой войне – 4 ч.
8
| Начальный период мировой войны и “новый порядок” в Европе. Движение Сопротивления
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Начало войны. Поражение Польши и «странная война» в Европе. Разгром Франции. Битва за Англию. «Новый порядок» и холокост в Европе. Движение Сопротивления.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 9
|
|
| 9
| Антигитлеровская коалиция
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| СССР и Германия накануне войны. Нападение Германии на СССР. Формирование антигитлеровской коалиции. Агрессия Японии на Тихом океане и вступление в войну США.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 10
|
|
| 10
| Трудный путь к победе
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Проблема открытия второго фронта. Значение советско-германского фронта. Годы решающих битв: 1943-1944. Разгром Германии и Японии. СССР и союзники в антигитлеровской коалиции.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 11
|
|
| 11
| Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Потери во Второй мировой войне. Конференции в Тегеране, Ялте и Потсдаме об основах послевоенного миропорядка. Итоги Второй мировой войны. Создание Организации Объединенных Наций.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 12
| .
|
| Глава 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» - 2 ч.
12
| Истоки “холодной войны” и создание военно-политических блоков. Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность.
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Послевоенный мир и причины «холодной войны». «План Маршалла» и раскол Европы. Берлинский кризис и создание системы союзов в Европе. «Холодная война» в Азии. Падение колониальных империй. Проблема выбора пути развития. Локальные конфликты и международная безопасность.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 13-14
| .
|
| 13
| Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и ее завершение
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Гонка вооружений и советско-американские отношения. Политика неприсоединения и антивоенное движение. Разрядка и ее итоги. Европейская безопасность и германский вопрос. Кризис политики разрядки. Новое политическое мышление и проблемы нового миропорядка.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 15
| .
|
| Глава 5. Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI в. – 6 ч.
14
| Становление социально ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и в США
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| «Экономическое чудо» в Западной Германии. Англия, Франция и Италия в обновляющейся Европе. США в послевоенные годы. «Новые рубежи» и «Великое общество». Возвышение среднего класса.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 16
|
|
| 15
| Политические кризисы в индустриальных странах в 1950-1970-х гг.
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Влияние «холодной войны» на внутреннюю политику США. Политические кризисы времен «холодной войны» в странах Западной Европы. Обострение противоречий индустриального общества. Кризис доверия к власти в США. Кризисы конца 1960-х – начала 1970-х гг. в странах Европы.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 17
|
|
| 16
| Эволюция политической мысли во второй половине 20 в. Возникновение информационного общества: страны Запада на рубеже 20-21 вв.
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Социал-демократия и социально ориентированная рыночная экономика. Новые левые в Западной Европе. Коммунисты и еврокоммунисты. Либерализм и «неоконсервативная революция». Праворадикальные партии и движения. Неоконсервативная модернизация экономики. Начало становления информационного общества. Политические партии в информационном обществе. Экономические итоги 1990-х гг. США в начале 21 в.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 18-19
|
|
| 17
| Восточная Европа: долгий путь к демократии
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Утверждение коммунистов у власти в Восточной Европе.кризис в Восточной Европе и «доктрина Брежнева». Демократические революции в Восточной Европе. Опыт демократического развития. Кризис в Югославии.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 20
|
|
| 18
| Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Этапы интеграции в Западной Европе. Углубление интеграционных процессов. Итоги развития Евросоюза. Североатлантическая интеграция.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 21
|
|
| 19
| Содружество Независимых Государств в мировом сообществе
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Образование и развитие Содружества Независимых государств. Вооруженные конфликты в СНГ. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 22
|
|
| Глава 6. Пути модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке – 3 ч.
20
| Япония и новые индустриальные страны. Китай на пути модернизации и реформирования
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Япония после Второй мировой войны. Истоки японского «экономического чуда». Новые индустриальные страны. Пополнение рядов НИС. Строительство основ социализма в Китае. Социально-политические эксперименты в КНР. Курс прагматических реформ. Внешняя политика Китая.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 23-24
|
|
| 21
| Индия во второй половине 20- начале 21 в. Исламский мир: единство и многообразие
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Предоставление независимости Индии и раздел страны. Особенности политики модернизации. Внешняя политика. Национально-патриотическая модель развития исламских стран. Традиционализм в исламском мире. Ближневосточный конфликт и исламские страны. Исламский мир, фундаментализм и международный терроризм.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 25-26
| .
|
| 22
| Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития. Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Крушение колониализма и апартеида. Конфликты на африканском континенте. Проблемы в развитии стран Африки. Левые режимы в Латинской Америке. Кубинская революция и ее последствия. Модернизация и военные диктатуры. Демократизация 1990-х гг. интеграционные процессы в Латинской Америке.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 27-28
|
|
| Глава 7. Наука и культура в XX – XXI вв. – 1 ч.
23
| Научно-технический прогресс и общественно-политическая мысль. Основные направления в искусстве и массовая культура. Глобальные проблемы современности. Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества
| 1 ч.
| Урок усвоения нового материала
| Наука и техника в межвоенный период. Вторая мировая война и технический прогресс. Ускорение научно-технического прогресса и его последствия. Биохимия, генетика, медицина. Электроника и робототехника. Теории общественного развития. От «конца идеологии» к реидеологизации. Художественное творчество. Литературное творчество и театр. Массовая культура. Постмодернизм и информационные технологии. Молодежные субкультуры. Массовая культура и национальные традиции.
| Текущий
| Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой
| § 29-32
| .
|
| 24
| Контрольное занятие за курс “Всеобщая история. 9 класс.”
| 1 ч.
| Повторительно-обобщающий урок
| Тестирование, исторический диктант
| Учетный
| Проверка знаний учащихся по разделу «Всеобщая история. 9 класс»
|
|
|
|
История России – 36 ч.
|