РЕКОМЕНДАЦИИ
для проведения тематических учебных занятий в образовательных организациях и организациях среднего профессионального образования по теме:
"КРЫМ И СЕВАСТОПОЛЬ:
ИХ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ" В связи со вступлением в состав Российской Федерации двух новых субъектов –Республики Крым и города федерального значения Севастополь и началом интеграционных процессов целесообразно проведение в общеобразовательных организациях и организациях среднего профессионального образования тематических учебных занятий по указанной теме.
Время и место проведения занятия, ответственного педагога определяет администрация образовательной организации.
До начала занятий целесообразно провести совещание (установочное занятие) с педагогическим коллективом и обсудить особенности проведения занятий, с учетом особенностей образовательной программы, региона, истории взаимодействия с Крымом.
По завершении учебных занятий представляется целесообразным провести итоговое совещание, обратив внимание на педагогические результаты, уровень знаний и понимания детьми роли Крыма в истории России, их учет в дальнейшей учебной и воспитательной деятельности.
Итоги проведения занятий (лучшие работы, суждения, фотографии, видеосюжеты, рисунки) рекомендуется отразить на официальном сайте образовательной организации .
Для подготовки занятий рекомендуется использовать прилагаемый материал для занятий в 5 – 8 и 9 – 11 классах.
Рекомендуется при подготовке учебного занятия поставить главные цели:
показать историческую, геополитическую роль полуострова Крым в истории и современности России;
подчеркнуть обоснованность воссоединения с точки зрения мирового права, моральных и этических норм;
показать миротворческий и гуманистический характер действий России при защите своих геополитических интересов и русского, русскоязычного населения Крыма и Севастополя, оказавшегося в трудной ситуации в результате политического переворота в Украине;
дать учащимся представление о временном характере трудностей в дипломатических, политических и экономических отношениях с Украиной, отсутствии агрессивных намерений нашей страны в отношении братского соседнего государства.
Определить задачи учебного занятия:
образовательная задача – освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых субъектах Российской Федерации, с использованием интерактивных форм обучения;
воспитательная задача – воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, государства в целом, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами;
развивающие задачи – заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.
Рекомендуется подойти к проведению учебного занятия интегрировано:
подключить к подготовке и проведению учебного занятия учителей истории, географии, литературы, биологии, мировой художественной культуры;
максимально использовать потенциал школьных библиотек (книги, иллюстрации, периодика и др.), официальных сайтов;
использовать работу компьютерных классов (технические средства: видеоряд, видеофильмы, слайды, музыкальное сопровождение и т.д. ).
В зависимости от преподаваемого предмета каждый учитель актуализирует тот или иной аспект. Безусловно, такой обширный материал невозможно уложить в рамки одного занятия: но обязательное условие урока – это подача материала:
исторический аспект (история Крыма, завоевание, присоединение; роль Екатерины II, князя Г.А. Потемкина; история войн; роль Севастополя в годы Великой отечественной войны; роль Черноморского флота);
документы, на основании которых Крым и Севастополь вошли в состав России. Цитирование Обращения Президента Российской Федерации В. В. Путина федеральному собранию по присоединению Крыма и Севастополя.
Ожидаемый результат занятия: побудить учащихся самостоятельно обратиться к источникам для ознакомления с историей и культурой такого уникального и многострадального уголка нашей России – ее новых субъектов.
Предусмотрены модели для трех возрастных групп школьников: 1 – 4 классы, 5 – 8 классы, 9 – 11 классы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В 1 – 4 КЛАССАХ.
Для занятий с учащимися 1-4 классов предлагаются следующие формы:
- конкурс рисунков на тему «Природа Крыма»;
- конкурс чтецов «Крым в русской поэзии»;
- сочинение (эссе) для 4 классов на тему: «Что я видел в Крыму» (или «Что можно увидеть в Крыму»). Примерный план урока изобразительного искусства «Природа Крыма» для 1 – 4 классов
Вид занятия: тематическое рисование, конкурс рисунков.
Задачи:
познакомить учащихся с историей и культурным наследием Крыма;
способствовать воспитанию патриотизма, любви к родному краю, природе;
сформировать представление о природе Крыма;
познакомить учащихся с творчеством русских художников и поэтов (И. К. Айвазовского, И. И. Левитана, А. С. Пушкина и др.);
способствовать формированию понятия о пейзаже;
способствовать формированию умения анализировать пейзажи.
Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийное оборудование, репродукции картин, художественные принадлежности для рисования. Примерная технологическая карта урока
Этап урока
| Содержание
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Организационный
| Организация пространства класса для работы детей. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоциональное состояние детей перед изучением темы.
| Подготовка рабочего места.
| Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию.
| Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
| Просмотр слайд-шоу с видами Крыма. Вопрос: Какой образ складывается у вас после просмотра презентации?
| Отвечают на вопрос учителя. Под руководством учителя формулируют цели и задачи занятия, намечают план работы.
| Организует диалог с учащимися, в ходе которого помогает сформулировать некоторые задачи занятия.
| Этап усвоения новых знаний
| Знакомство с историей и культурным наследием Крыма. Знакомство с творчеством русских художников и поэтов посвятивших свои произведения Крыму.
| Рассматривают репродукции картин, отвечают на вопросы учителя.
| Обращает внимание учащихся на особенности крымской природы, на особенный интерес художников и поэтов к крымским пейзажам.
| Обобщение и систематизация
| Учитель предлагает выполнить пейзаж природа Крыма руководствуясь полученными знаниями.
| Выполняют работу.
| При необходимости помогает учащимся.
| Итог урока. Рефлексия.
| Учитель предлагает обучающимся продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность.
| Оформляют выставку творческих работ.
| Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения.
|
Тематическое учебное занятие в 5 – 8 классах
Для учащихся в 5 – 8 классах предлагается форма: беседы педагогов в рамках классных часов и внеурочных занятий.
Беседы могут носить как хронологический (главные вехи истории Крыма), так и тематический характер (история, культура, военная история, знаменитые люди, искусство, архитектура, природа, география, экономика и т.д.).
Примерные темы для бесед:
Херсонес Таврический – город-государство, просуществовавшее два тысячелетия (с V в. до н.э. до XV в. н.э.).
Севастополь – город с 230-летней историей (Указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. город получил имя Севастополь).
Бахчисарай – столица Крымского ханства в XVI-XVIII вв.
Две обороны Севастополя: 1854-1855 гг. и 1941-1942 гг.
Скульптурные памятники Севастополя - летопись города-героя
Владимирский собор в Херсонесе и его история.
А.П.Чехов и Ялта.
Художник Константин Айвазовский и Феодосия.
Никитский ботанический сад в Ялте – старейшее научно-исследовательское учреждение нашей страны (основан в 1812 г.).
Природные памятники Крыма.
Международный детский центр «Артек»: история и современность.
Примерный план проведения тематического классного часа для 5 – 8 классов:
Вид занятия: тематический классный час.
Цель воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории своей страны, в том числе к культуре и языку народов, проживающих на территории Крыма.
Задачи:
познакомить учащихся с историческими этапами развития Крыма;
рассмотреть ключевые события в истории Крыма с точки зрения участия в них крымчан, а также мужества защитников Крыма в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийное оборудование.
Примерная технологическая карта классного часа
Этап урока
| Содержание
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Организационный
| Организация пространства класса для работы учащихся. Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоционально-волевое состояние учащихся перед изучением темы.
| Подготовка рабочего места.
| Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию.
| Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний
| Просмотр слайдов с видами Крыма. Крым – бесценная сокровищница памятников культуры многих народов. А. С. Пушкин о Крыме. Вопрос: какое значимое событие произошло в истории России марте 2014 года.
| Отвечают на вопрос учителя. Под руководством учителя учащиеся формулируют цели и задачи классного часа.
| Организует диалог с учащимися.
| Этап усвоения новых знаний
| Уникальность полуострова.
История Крыма. Распространение православия на территории России. Демонстрация слайдов по распространению православия в Крыму. Крымское ханство. Крымские походы князя Голицына. Азовские походы Петра Первого. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. Развитие промышленности и торговли. Роль Черноморского флота. Роль Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Мужество защитников Севастополя. Передача Крыма в состав Украины. Вступление Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.
Роль Крыма в отечественном искусстве и культуре.
| Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя.
| Организует беседу. Задает вопросы.
| Обобщение и систематизация
| Проработка материала в группах с заранее подготовленными заданиями.
| Работа в группе, отвечают на поставленные вопросы.
| Организует выступление групп, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения.
| Итог урока. Рефлексия.
| Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
| Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия.
| Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения.
| Домашнее задание
| Напишите сочинение-размышление «Путешествие в Крым»
|
Тематическое учебное занятие в 9 – 11 классах
Для учащихся 9- 11 классов предлагается учебное занятие в режиме круглого стола, дискуссионного клуба, семинара или конференции. Участники должны подготовить сообщения на темы: «Крым в истории России». 3-4 сообщения продолжительностью 5-7 минут, затем обсуждение.
Примерные темы сообщений:
Древний Херсонес – музей под открытым небом.
Пещерные города Крыма.
Крепости Крыма как памятники истории и фортификации.
Владимирский собор в Севастополе – усыпальница адмиралов М. П. Лазарева, В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова.
Максимилиан Волошин и Коктебель.
Дворцы в Алупке и Массандре: история и архитектура.
Курорты и туризм в Крыму.
Страницы военной истории Крыма.
Природные ресурсы Крыма.
Горные вершины Крыма.
Крымскую тематику целесообразно использовать также для создания проектов в 9-11 классах. Примерные темы проектов:
Раннехристианские базилики Херсонеса.
Княжество Феодоро и его связи с Москвой.
Роль генерал-фельдмаршала, светлейшего князя Г. А. Потемкина–Таврического в освоении Крыма.
Деятельность адмирала Ф. Ф. Ушакова на Черноморском флоте.
5. «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого как свидетельства участника Крымской войны.
6. Ф. А. Рубо – автор панорам «Бородинская битва» и «Оборона Севастополя».
7. Караимы Чуфут-Кале и Мангупа.
8. Свято-Клементовский монастырь в Инкермане и Свято-Георгиевский монастырь на мысе Фиолент.
9. Ханская династия Гиреев в Крыму.
10. Ханский дворец в Бахчисарае как архитектурный памятник.
11. Дворец в Ливадии – от царской резиденции до Ялтинской конференции.
12. Киевский князь Владимир и его крещение в Херсонесе: версии.
13. Роль графа Э. И. Тотлебена в организации обороны Севастополя (1854—1855).
14. Адмирал Ф. С. Октябрьский – командующий Черноморским флотом.
15. Крым в современной истории России.
Примерный план проведения круглого стола для 9 – 11 классов:
Вид занятия: круглый стол.
Цель и задачи:
повышение уровня компетентности учащихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
воспитание патриотизма, гражданственности и гордости за свою страну;
развивать критическую оценку, умение анализировать и делать выводы;
познакомить учащихся с основными направлениями в политическом и экономическом курсе России, изменениями в социальной модернизации российского общества.
Оборудование: персональный компьютер, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Примерная технологическая карта круглого стола
Этап урока
| Содержание
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| Организационный
| Организация пространства класса для работы «круглого стола». Задача – настроить учащихся на работу, определить эмоционально-волевое состояние учащихся перед началом круглого стола.
| Подготовка рабочего места.
| Приветствует учащихся, проверяет их готовность к занятию.
| Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
| Просмотр презентации «История Крыма». Вопрос: какое значимое событие произошло в истории России марте 2014 года.
| Отвечают на вопрос учителя. Под руководством учителя учащиеся формулируют цели и задачи круглого стола.
| Организует диалог с учащимися.
| Этап усвоения новых знаний
| Работа по группам. Участники круглого стола должны подготовить сообщения на тему «Крым в истории России». Примерное содержание выступлений:
Историческое прошлое и настоящее Крыма. Экономика Крыма (сельскохозяйственное производство, виноделие и др.). Развитие науки (океанология, археология, фармацевтика и др.).
Туристическая индустрия Крыма. Архитектура Крыма (Ливадийский дворец, Бахчисарайский дворец, Ласточкино гнездо и др.). Роль Крыма в отечественном искусстве и культуре. Крым в годы Великой Отечественной войны.
| Работают в группах, выступают с сообщениями.
| Организует работу круглого стола, при необходимости помогает учащимся.
| Обобщение и систематизация
| Обсуждение выступлений.
| Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, делают выводы.
| Организует дискуссию, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения.
| Итог урока. Рефлексия.
| Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
| Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия.
| Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения. Благодарит участников за активную работу.
| Домашнее задание
| Написать краткое эссе: «Крым: перспективы развития»
|
Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер. Учитель может использовать их по своему усмотрению, учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, предмет и учебную программу, в рамках которой проводится занятие, метапредметные особенности.
***
Также информируем, что подготовлено методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Крым в истории России» (автор К.А. Кочегаров) и в течение календарного месяца оно поступит в регионы РФ. |