Скачать 2.53 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Исторический факультет ОТЧЕТ о результатах самообследования Исторического факультета по состоянию на 01.06.2008 года Утвержден Советом факультета 20 марта 2008. Протокол №6 Декан исторического факультета _________________________ 01.06.2008. Петрозаводск 2008 ОГЛАВЛЕНИЕ
с другими структурными подразделениями ПетрГУ…………………………13
за последние пять лет и ее ориентация на региональные потребности……………….15 3.1.1 Бюджетный прием…………………………………………………………………..15 3.1.2 Внебюджетный прием………………………………………………………………15
и учебно-методической документации требованиям ГОСа…………………………….20
по дисциплинам учебного плана………………………………………………………….27
новых форм и методов обучения…………………………………………………………44
4.10 Взаимодействие с научной библиотекой ПетрГУ………………………………....59 4.11 Издательская деятельность. Собственные учебно-методические материалы за последние пять лет…………………………………………………….61 4.12 Участие студентов и преподавателей университета в образовательных программах и проектах 5 КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ …………………………………......... 70 5.1 Состояние систем управления качеством на факультете…………………………….70 5.2 Работа с потенциальными абитуриентами, вступительные испытания и конкурсный отбор……………………………………...71 5.3 Уровень подготовки выпускников…………………………………………………….73 5.3.1 Анализ учебных планов……………………………………………………………….73 5.3.2 Организация учебного процесса в семестре…………………………………………75 5.3.3 Семестровые экзамены………………………………………………………………..76 5.3.4 Системы контроля базовых знаний…………………………………………………..77 5.3.5 Практики………………………………………………………………………………..78 5.3.6 Государственные экзамены и квалификационные работы………………………….83 5.3.7 Анализ отчетов председателей ГАК………………………………………………….89 5.4 Участие в Интернет-тестировании…………………………………………………...91 5.5 Результаты опросов общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве предоставляемых образовательных услуг, организации учебного процесса, уровне подготовки………………………………………………93 5.6 Востребованность выпускников………………………………………………………96 6 КАДРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ………………….98 6.1 Структура и динамика научно-педагогических кадров факультета………………..98 6.2 Повышение квалификации научно-педагогического состава факультета………..101 7 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ……………106 7.1 Организация и руководство научно-исследовательской и инновационной работой…………………………………………………………….106 7.2 Структурные научно-исследовательские и инновационные подразделения……...108 7.3 Научные школы и направления………………………………………………………109 7.4 Участие в научных и инновационных программах и проектах…………………….111 7.5 Объемы научных исследований……………………………………………………...112 7.6 Эффективность научно-исследовательской работы (издание монографий и статей, участие в конференциях, семинарах, выставках)…………………………………………………………………... 114 7.7 Подготовка кадров высшей квалификации………………………………………….121 7.7.1. Научное руководство аспирантами и докторантами…………………………… 121 7.7.2. Защита кандидатских диссертаций сотрудниками факультета…………………..125 7.7.3. Защита докторских диссертаций учеными факультета…………………………...125 7.7.4. Доктора наук, работающие на факультете в возрасте до 50 лет……………….....126 7.8 Научные конференции и семинары………………………………………………….126 7.9 Патентная работа……………………………………………………………………...131 7.10 Основные результаты научно-исследовательской и инновационной деятельности……………………………………………………...131 8 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И УПРАВЛЕНИИ ФАКУЛЬТЕТОМ …………………………………………………………………………… 134 8.1 Информационные технологии в управлении факультетом………………………..134 8.2 Использование информационных технологий в научном и образовательном процессах………………………………………………………..134 8.3 Развитие локальной сети факультета (как сегмента корпоративной сети университета)………………………………….136 8.4 Парк вычислительной техники факультета…………………………………………136 8.5 Программное обеспечение, наличие лицензированных программных продуктов………………………………138 8.6 Развитие дистанционного обучения и образовательных WEB-ресурсов…………139 8.7 Повышение квалификации преподавателей факультета в области информационных технологий……………………………………………143 9 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО …………………………………………….146 9.1 Обмен студентами, обучение иностранных студентов…………………………….146 9.2 Участие в международных научных, образовательных и инновационных проектах и программах………………………………………….146 9.3 Повышение квалификации научно-педагогических кадров за рубежом…………146 10 СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ФАКУЛЬТЕТА ……….. 147 10.1 Состояние учебных и лабораторных площадей……………………………………147 10.2 Уровень оснащения современным, в том числе, автоматизированным оборудованием, приборами и вычислительной техникой 10.3 Наличие учебно-научных и производственных баз……………………………….148 11 СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА ЖИЗНИ ФАКУЛЬТЕТА …………………………………….149 12 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФАКУЛЬТЕТА ………………………………….. 150 13 УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ, ВЫЯВЛЕННЫХ В ХОДЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ ……………………………………………………………………........ 151 13.1 Основные замечания экспертов-членов комиссии по аттестации…………………..151 13.2 Общая характеристика мероприятий факультета по устранению недостатков, отмеченных по итогам аттестации в 2003 году……..152 13.3 Перспективы и проблемы развития исторического факультета…………………….152 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФАКУЛЬТЕТЕ 1.1 Введение Исторический факультет является одним из старейших факультетов ПетрГУ. В 1940 году, в год основания университета, он был представлен лишь одной кафедрой истории, входившей в состав историко-филологического факультета. Первый выпуск студентов-историков состоялся в военном 1943 году и составил 3 человека. Сегодня на очном и заочном отделениях исторического факультета обучается 700 студентов (на дневном отделении – 452, заочном – 148), работают пять кафедр, три исследовательские лаборатории и два научно-образовательных центра, которые ведут подготовку специалистов по двум специальностям – «история» и «историко-архивоведение» – и пяти специализациям. На факультете работают высококвалифицированные специалисты – из 53 штатных преподавателей 43 имеют ученые степени и звания. Все сотрудники факультета помимо преподавательской ведут большую научную работу. Результаты научных исследований публикуются в отечественных и зарубежных изданиях, докладываются на самых представительных международных научных форумах. Труды, написанные учеными-историками ПетрГУ широко известны как в России, так и за рубежом. В последние годы постоянной практикой стало участие ученых факультета в международных исследовательских проектах. В настоящее время исторический факультет ПетрГУ – единственное в республике Карелия учреждение, осуществляющее подготовку историков широкого университетского профиля. Этим обстоятельством определяются важнейшие функции факультета – готовить преподавательские кадры для учебных заведений, вести подготовку историков высшей квалификации, способных к научно-исследовательской деятельности. Факультет, кроме того, объективно является крупнейшим научным центром Республики Карелия, осуществляющим исследования в области истории, культуры, археологии и этнологии Европейского Севера России, а также сопредельных стран Северной Европы. Старейшими факультетскими кафедрами являются кафедры Отечественной истории (заведующий – профессор М.И. Шумилов) и всеобщей истории (заведующий – доцент А.Ф. Юсупов). С 1945 г. преподаватели этих кафедр читают лекции по базовым историческим дисциплинам, таким как отечественная и зарубежная история, история и методология исторической науки, источниковедение и др. В последние 15 лет факультет активно развивается, открывая подготовку по новым специальностям и специализациям, востребованным современным обществом рынком труда. Начали работать новые кафедры. В 1991 г. была образована кафедра истории дореволюционной России (заведующий – доцент А.М. Пашков), в 2003 и 2004 гг. на базе уже имеющихся специализаций создаются кафедры истории стран Северной Европы (заведующая – доцент И.Т. Такала) и архивоведения и специальных исторических дисциплин (заведующий – доцент А.А. Кожанов). Для научно-методического обеспечения специализаций и координации исследовательской работы в 1992 – 2006 гг. на факультете созданы научно-исследовательская лаборатория по проблемам Скандинавских стран и Финляндии (руководитель – доцент И.М. Соломещ), научный исследовательский центр «Русский Север» (руководитель – доцент А.М. Пашков), Международный научно-образовательный центр по истории и культуре Европейского Севера (директор – декан, доцент С.Г. Веригин), лаборатория музееведения и историко-культурного туризма (руководитель – доцент Т.В. Никулина), исследовательская лаборатория локальной и микроистории Карелии (руководитель – доцент И.А.Чернякова), центр устной истории (руководитель – старший преподаватель кафедры истории стран Северной Европы – А.В.Голубев), научная лаборатория по визуальной истории (руководитель – проф. А.В.Антощенко). Специальности и специализации: Специальность «История» Студенты, обучающиеся по специальности «История», углубленно изучают самые различные проблемы истории России, Карелии, стран Западной Европы, США, Азии и Африки, историю и методологию исторической науки, источниковедение и т.д. Помимо основной квалификации «историк», выпускники специальности получают дополнительную квалификацию «преподаватель истории» с правом работать в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, колледжах, техникумах и вузах, и могут работать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, техникумах и вузах, в музеях и архивах, в библиотеках и редакциях газет и журналов, в академических научных учреждениях, в органах государственной власти и управления. Специализация «История Финляндии и Скандинавских стран» Уже много лет в Петрозаводском университете существует научная школа по изучению истории Карелии и стран Северной Европы. Сегодня ПетрГУ является единственным в России высшим учебным заведением, в котором на историческом факультете существует специализация по изучению истории Финляндии и Скандинавских стран. В апреле 1999 г. Министерством Образования РФ специализации присвоен кодификационный номер 020713 (“История Финляндии и Скандинавских стран”, специально для ПетрГУ). Студенты специализации углубленно изучают историю и культуру народов и стран Северной Европы, отдельные проблемы международных отношений на севере Европы. Большое внимание уделяется языковой подготовке студентов, они изучают финский, шведский, английский, а также, факультативно, норвежский и датский языки. Выпускники специализации, помимо квалификаций «историк, преподаватель истории», получают дополнительную квалификацию «преподаватель финского языка». Хорошая профессиональная и языковая подготовка позволяет выпускникам специализации успешно работать в учреждениях и организациях образования, науки, культуры, туризма, государственного и муниципального управления, бизнеса как в России, так и за рубежом. Дополнительная квалификация «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций» С 1970-х гг. на факультете велась подготовка специалистов-историков с углубленным изучением английского языка. В 2001 г. была открыта специализация, на которой студенты могут получить дополнительную квалификацию «переводчик в сфере профессиональных коммуникаций (английский язык)», что позволяет выпускникам работать профессиональными переводчиками. Студенты получили возможность углубленно изучать основы профессионального перевода с английского языка на русский язык и с русского на английский. Наряду с общими историческими дисциплинами и английским языком, студенты углубленно изучают историю и культуру Великобритании, США и некоторых других англоязычных стран. Специализация «Историко-культурный туризм» В 2001 г. в рамках специальности «история» была открыта специализация «историческое краеведение и музееведение», преобразованная в 2005 г. в специализацию «историко-культурный туризм». Студенты получают подготовку по широкому кругу обще профессиональных дисциплин, таких как история туризма, музееведение, история мировой художественной культуры, история музеев мира, историческое краеведение, основы деятельности турагенств и туроператоров в историко-культурном туризме, менеджмент и маркетинг в сфере культуры, экономика и правовые основы туризма и др. Система подготовки включает обязательные практики на базе музея-заповедника «Кижи» и других музейных учреждений России и Карелии. Выпускники данной специализации могут не только заниматься преподавательской деятельностью, но и работать в туристических фирмах, музеях, учреждениях культуры, рекламных агентствах, экскурсионных бюро. Специальность «Историко-архивоведение» С 2001 г. на историческом факультете ведется подготовка студентов по специальности «историко-архивоведение», созданной на базе специализации «Делопроизводство и ведомственные архивы». Кроме базовых исторических курсов студенты этой специальности изучают дисциплины по архивоведению и документоведению. Большое внимание уделяется истории архивного дела, технологии современного делопроизводства, правовым дисциплинам, деловому английскому языку, современным компьютерным технологиям. Система подготовки включает обязательные практики на базе Национального архива Республики Карелия, муниципальных и ведомственных архивов, служб ДОУ учреждений и организаций. Уровень теоретической и практической подготовки выпускников специальности гарантирует им широкий выбор при трудоустройстве. Сегодня они работают в Национальном архиве Республики Карелия, архивах различных ведомств, в государственных учреждениях, в администрации города Петрозаводска и других органах муниципального управления, в Конституционном и Арбитражном судах Республики Карелия, в кадровой службе крупнейших предприятий города и республики, в различных фирмах. Студенты всех специальностей и специализаций факультета уже во время учебы имеют возможность включаться в научно-практическую работу, принимать участие в отечественных и международных исследовательских проектах, поддерживаемых российскими и зарубежными научными фондами. На факультете ведётся подготовка аспирантов по отечественной и зарубежной истории, выпускники имеют возможность проходить стажировки и продолжать обучение в высших школах России (Москва, Санкт-Петербург), Финляндии, Норвегии, Швеции. 1.2 Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Исторический факультет ведет подготовку студентов по специальности «История» 020700 (раздельный прием на специальность «История» со специализациями «История Финляндии и скандинавских стран» (020713) и «Историко-культурный туризм», специальность «История» с присвоением дополнительной квалификации «историк, преподаватель истории» и специальность «История» с присвоением дополнительной квалификации «переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (английский язык)» и по специальности 020800 «Историко-архивоведение» (специализация «Делопроизводство и ведомственные архивы»). Факультет имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности. 2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТОМ 2.1 Соответствие уставным требованиям В своей деятельности исторический факультет руководствуется Конституцией РФ, федеральным законом №3266-1 «Об образовании» от 10.07.1992 г. в редакции от 01.12.2007 г., федеральным законом №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. в редакции от 01.12.2007 г., приказами Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уставом Петрозаводского государственного университета в редакции от 29.01.2008 г., Правилами внутреннего распорядка, Коллективным договором ГОУ ВПО «ПетрГУ» на 2007-2009 гг., Программой воспитательной работы ПетрГУ до 2010 г., приказами ректора, постановления ученого совета ПетрГУ и исторического факультета и распоряжениями декана исторического факультета. 2.2 Организационно-распорядительная деятельность Организационно-распорядительная деятельность осуществляется согласно действующему законодательству по высшей школе и Уставу университета. Руководство факультетом осуществляет Ученый Совет факультета, возглавляемый деканом С.Г.Веригиным. Декан несет полную ответственность за результаты деятельности факультета перед Ученым Советом факультета. Декан вместе с деканатом организует работу факультета по выполнению задач в области учебно-научного процесса, методического обеспечения, воспитательной работы среди студентов. Непосредственное руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, избираемый Ученым советом факультета по конкурсу тайным голосованием на срок 5 лет по рекомендации коллектива кафедры из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание. Заведующий кафедрой организует работу кафедры по выполнению задач учебно-методического и научного процесса и несет полную ответственность за результаты работы кафедры. В начале каждого учебного года на первом заседании кафедры утверждаются годовой план работы кафедры и годовой план заседаний кафедры. Ежегодно проводится 9-10 заседаний кафедры. На них рассматриваются рабочие программы курсов, итоги экзаменационных сессий, защиты курсовых работ, обсуждаются планы выпуска методической, учебной и научной литературы, заслушиваются отчеты по практикам, утверждается тематика дипломных сочинений, обсуждаются текущие вопросы, связанные с организацией учебного процесса, выполнением учебных поручений и распределением учебной нагрузки, избранием преподавателей на должность, заслушиваются отчеты аспирантов и их научных руководителей. На факультете работает методическая комиссия, возглавляемая доцентом С.Н. Филимончик, которая осуществляет следующие функции: утверждает учебные программы курсов, читаемых на факультете; приводит в соответствие с госстандартами по специальностям «история» и «историко-архивоводение» учебные и рабочие планы. На заседаниях методических комиссий факультета и кафедр систематически рассматриваются вопросы совершенствования УМКД: по имеющейся методической литературе дополняется материал каждого из разделов комплекса, проходит обмен мнениями по неоднозначно трактуемым вопросам, преподаватели разных кафедр делятся опытом работы над УМКД В целом на факультете удалось выработать общие подходы по содержанию и оформлению учебно-методической документации. Ежегодно на заседании методкомиссии заслушивается вопрос о подготовленных на факультете учебно-методических материалах. При этом содержание методических материалов не является предметом анализа, поскольку экспертиза содержания относится к компетенции специалистов, работающих на профильных кафедрах. Члены методкомиссии выявляют, какова интенсивность публикаторской работы каждой кафедры, какие курсы не в полной мере обеспечены необходимыми методическими материалами, как меняется структура и проблематика методических публикаций и проч. На факультете организована и активно работает финансовая комиссия, которую возглавляет декан факультета С.Г.Веригин, в состав которой входят зам декана О.А.Киселева, зав.кафедрой истории дореволюционной истории А.М.Пашков, зав. кафедрой истории стран Северной Европы И.Р. Такала зав. кафедрой архивоведения и специальных исторических дисциплин А.А.Кожанов, зав.кафедрой отечественной истории М.И.Шумилов, зав.кафедрой всеобщей истории А.Ф.Юсупов, а также преподаватели и сотрудники факультета: А.В.Антощенко, Т.В.Никулина, В.И.Перова, И.М.Соломещ, Л.П.Теплова. Финансовая комиссия заседает 3 раза в семестр, выполняет следующие функции: разрабатывает смету по расходованию внебюджетных средств и определяет направления и критерии расходования их. Расходование зарабатываемых факультетом внебюджетных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ. 2.3 Структура факультета В состав ученого Совета исторического факультета входит 23 человека, возглавляет Совет декан С.Г.Веригин. Деканат исторического факультета. Декан – к. и. н. наук, доцент Веригин Сергей Геннадьевич Тел. (8-814-2) 71-10-74, e-mail: verigin@psu.karelia.ru Каб.303 1. Кафедра отечественной истории. |
Отчет о результатах самообследования гбоу нпо сахалинской области «Профессиональный лицей №2» Отчет о результатах самообследования рассмотрен на заседании Педагогического совета | Отчет о результатах самообследования мбоу «Основная общеобразовательная школа №74» п. Калино Отчет о результатах самообследования мбоу «оош №74» (далее Отчет) – ежегодный, персонифицированный документ, адресованный различным... | ||
Отчет о результатах самообследования факультета педагогики и психологии Структура подготовки | Отчет о результатах самообследования гбоу спо «Училище (техникум) Олимпийского резерва» Отчет о результатах самообследования рассмотрен на заседании Педагогического совета гбоу спо уор | ||
Отчет о результатах самообследования гаоу спо «Соль-Илецкий индустриально-технологический... Целью самообследования является определение готовности образовательного учреждения к процедуре аккредитации. Самообследование проводится... | Отчет о результатах самообследования Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. Формирование зооинженерного факультета происходило на базе зоотехнического... | ||
Отчет о результатах самообследования Государственного образовательного учреждения Самообследование деятельности Архангельского педагогического колледжа проводилось на основании приказа директора педагогического... | Отчет о результатах самообследования образовательной программы по... Качество учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения факультета | ||
Отчет о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения... Отчет о результатах самооценки деятельности образовательного учреждения (самообследования) | Отчет о результатах самообследования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Коммунаровская детская школа искусств» от «28» марта 2014 года, протокол №26 | ||
Отчёт о результатах самообследования гоу спо колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 Приказ №39 от 23. 08. 2011г.). Для проведения самообследования сформирована комиссия по всем направлениям деятельности Колледжа,... | Отчет о результатах самообследования общеобразовательного учреждения Структура Сведения об уровне подготовки выпускников образовательного учреждения (за 3 года) | ||
Отчет о результатах самообследования общеобразовательного учреждения Структура Сведения об уровне подготовки выпускников образовательного учреждения (за 3 года) | Отчет о результатах самообследования Общая оценка (вывод) С 2009 года педагогический коллектив работает по теме «Практико-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся» | ||
Отчет о результатах самообследования образовательного учреждения... Отчет о результатах самообследования образовательного учреждения за 2012-2013 учебный год | Отчет о результатах самообследования областного автономного образовательного... Оаоу спо «Новгородский химико-индустриальный техникум» провел самообследование с целью обеспечения доступности и открытости информации... |