Скачать 159.07 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Факультет прикладной математики и кибернетики. Программа дисциплины История криптографии для специальности 090301 Компьютерная безопасность Авторы программы: Лось Алексей Борисович, к.т.н., доцент, e-mail: alos@hse.ru Сорокин Александр Владимирович Одобрена на заседании кафедры Компьютерная безопасность « » 2013 г Зав. кафедрой А.Б. Лось Рекомендована секцией УМС ФПМ и К «___»____________ 20 г Председатель Л.И. Манита Утверждена УС факультета ФПМ и К «___»_____________20 г. Ученый секретарь А.Ю. Истратов ________________________[подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Цели и задачи дисциплины Учебная дисциплина «История криптографии» («ИК») является важной составляющей общей профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения информационной безопасности. Она призвана обеспечить знакомство слушателей с историей развития средств защиты информации, которая насчитывает уже много столетий. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «История криптографии» относится к числу дисциплин по выбору профессионального цикла. Для успешного усвоения данной дисциплины необходимо, чтобы студент владел знаниями, сформированными в процессе изучения дисциплин: «История отечества» - основными историческими событиями, «Алгебра» - основными понятиями и терминологией в области теории групп и полей. В свою очередь, данная дисциплина является обеспечивающей для дисциплин профессионального цикла «Криптографические методы защиты информации», «Криптографические протоколы». 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1); способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2); способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, защиты интересов личности, общества и государства, готовность и способность к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства (ОК-5); способность к работе в многонациональном коллективе, к кооперации с коллегами, в том числе и над междисциплинарными, инновационными проектами, способность в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, принимать организационно-управленческие решения в ситуациях риска и нести за них ответственность, применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6); способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, создавать и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7); способность применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки больших объемов информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, сетях, в библиотечных фондах и в иных источниках информации (ПК – 4); способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК – 6); способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и передачи информации, использовать компьютер как средство управления информацией (ПК-10); способность осуществлять подбор, изучение и обобщение научно-технической информации, нормативных и методических материалов по методам обеспечения информационной безопасности (ПК-11); В результате изучения дисциплины студенты должны: знать:
уметь:
владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов (тем) дисциплины Тема 1. Криптография древнего периода. Системы и методы составления шифрованных сообщений в древней Индии, Египте, Месопотамии. Древнеиндийские рукописи с описанием способов преобразования текста. Шифр «Атабаш». Криптографические системы в древней Греции и Спарте. Шифры Сцитала и Энея. Квадрат Полибия. Системы шифрования Пифагора и Платона. Шифр Цезаря. Методы дешифрования. Тема 2. Криптография арабского мира (8 век н.э.)«Книга о большом стремлении человека разгадать загадки древней письменности» арабского ученого Абу Бакра с описанием известных систем шифрования. Создание первого арабского словаря. Начало криптоанализа. Появление частотного анализа. Дешифрование шифра одноалфавитной замены. Трактат аль - Кинди «Рукопись по дешифрованию криптографических сообщений». Тема 3. Криптография в эпоху Возрождения (14-16 век н.э.)Шифры Ватикана. Полиалфавитные шифры замены и способы их применения. Номенклаторы. Трактат «О шифрах» Габриэля де Лавинда. Энциклопедия Сабхалаша (Subhalasha), включающая раздел под заголовком «Относительно сокрытия в буквах тайных сообщений». Диск Леона Альберти. Шифр «Миланский ключ». Парольная система Джована Батиста Белазо. Шифр простой биграммной замены Джованни де ла Порта, изложенный в книге "О тайной переписке". Решетка Кардано. Шифр Марии Стюарт. Шифр Вижинера. Системы автоматического выбора ключа. Тема 4. Криптография в 17-18 веках. Исторический обзор криптографических методов Матео Ардженти. Идея применения ключевого слова в качестве мнемонического ключа для смешанного алфавита. Двубуквенный шифр Френсиса Бэкона.Эра «черных кабинетов». Появление в государствах Европы дешифровальных подразделений. Походная посольская канцелярия Петра 1.Шифр Ришелье и дипломатический шифр Россиьоля. Понятие временной и длительной стойкости шифра.Исследования Эйлера по перечислению латинских квадратов – шифров многоалфавитной замены.Тема 5. Криптография в 19 веке.Изобретение телеграфа. Появление коммерческих и дипломатических кодов. "Дисковый шифр" Т. Джефферсона. Шифровальное устройство Десиуса Уодсворта. Книга Ф. Казиски «Искусство тайнописи и дешифрования» с изложением основ криптоанализа с изложением методов вскрытия полиалфавитных шифров. Разработка требований к шифрам применительно к новым системам связи. Книга О. Кергоффа «Военная криптография». Требование секретности по ключам. Тема 6. Криптография в 20 веке.Изобретение радио. Появление возможностей радиоперехвата шифрованных сообщений и профессии «криптоаналитик». Первая мировая война и криптография. Создание и интенсивная работа Комнаты 40 – шифровального отдела Адмиралтейства Великобритании. Появление механических шифровальных устройств. Создание шифровального устройства М-94. Электромеханические дисковые шифровальные машины: «Энигма», Машина Лоренца, «Пурпурная». Образование шифровального отдела в ВЧК (1921 г). Создание и работа 7 отделения Управления разведки Наркомата ВМФ СССР. Противостояние шифровальных служб враждующих сторон в годы Второй мировой войны. Разработка математической теории криптографии: фундаментальные труды по теории информации и криптографии К. Шеннона и Котельникова. Противостояние криптографических служб в годы холодной войны. Создание блочных шифров на основе сети Фейстеля. Возникновение проблемы распределения ключей. Асимметричные криптографические схемы. Тема 7. Современная криптография.Современные требования к криптографическим системам. ЭЦП. Криптографические хэш-функции. Действующие государственные стандарты РФ алгоритмов шифрования, ЭЦП, хэш-функции. Международные стандарты и рекомендации применения криптографических алгоритмов. Перспективы развития криптографии – квантовые вычисления и квантовая криптография. Современные области применения криптографических алгоритмов. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. Основы информационной безопасности, Криптографические методы защиты информации, Криптографические протоколы, Теоретико-числовые методы в криптографии. 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыковНа текущем и промежуточном контроле знаний, в объеме изученного материала, студент должен продемонстрировать знание основных этапов развития криптографии, влияния ее применения на ход исторических событий, особенностей исторических криптографических систем. При выполнении домашних заданий и курсовой работы студент должен продемонстрировать: способность реализовать основные виды исторических криптографических систем; способность осуществлять подбор, изучение и обобщение научно-технической информации, посвященной анализу криптографических систем; способность разрабатывать криптографические системы, аналогичные изученным, указывать слабости рассматриваемых криптографических систем, формулировать требования к криптографическим системам для достижения требуемой стойкости. На итоговом контроле знаний студент должен продемонстрировать знания: - исторических этапов развития криптографических систем;
- основных методов криптографического анализа различных классов исторических криптографических систем. Порядок формирования оценок по дисциплинеРабота студентов оценивается на семинарских и практических занятиях, привыполнении домашних заданий, написании контрольных работ, на промежуточном и итоговом зачете.На семинарских и практических занятиях оценивается активность студентов в выступлениях, дискуссиях, правильность ответов на вопросы, глубина знаний, точность аргументации, умение логически мыслить и выражать свои знания. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: Оценивается уровень подготовки к семинарским и практическим занятиям, правильность и качество подготовки материалов для практических занятий. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= 0.5* Отекущий + 0.3* Оауд + 0.2* Осам.работа где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП Отекущий = 0.5·Ок/р + 0.5 Одз ; [Оставьте те формы текущего контроля, которые предусмотрены в РУП. сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ni = 1] Способ округления накопленной оценки текущего контроля: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое]. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Опромежуточная i = 0,7·Отекущая i этапа + 0,3·Опромежуточный зачет/экзамен Где Отекущая i этапа рассчитывается по приведенной выше формуле Онакопленная Итоговая= (Опромежуточная 1+ Онакопленная 2):2 Где Опромежуточная 1 – промежуточная оценка за 1 модуль, а Онакопленная 2 – накопленная оценка 2 модуля перед итоговым зачетом/экзаменом Способ округления накопленной оценки промежуточного итогового контроля в форме зачета: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. На зачете студент может получить дополнительную практическую задачу, решение которой оценивается в 1 балл. В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле: Орезульт = 0,7·Онакопл + 0,3·Оитоговый Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература:
8.2. Дополнительная литература:
8.3. Программное обеспечение Не требуется. 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины Не требуется 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Цель обучения достигается сочетанием применения традиционных и инновационных педагогических технологий. При проведении лекционных занятий целесообразно широко применять такую форму как лекция-визуализация, сопровождая изложение теоретического материала презентациями. Основной упор в методике проведения семинарских и практических занятий должен быть сделан на отработке и закреплении учебного материала в процессе выполнения заданий с использованием изученных криптографических систем. На изучение дисциплины отводятся один семестр. Итоговая отчетность по дисциплине – зачет. Контрольные работы целесообразно провести по окончании разделов дисциплины. Составитель: Доцент каф. Компьютерной безопасности /А.Б. Лось/ Настоящая рабочая программа рассмотрена на заседании (методическом семинаре) кафедры «___»____________201__г. протокол № ___ и рекомендована к применению в учебном процессе. Заведующий кафедрой _____________: Эксперт: Председатель учебно-методической комиссии факультета: /_________________/ Программа продлена на 20__/___ уч.год /_________________/ Подпись зав.каф. Программа продлена на 20__/___ уч.год /_________________/ Подпись зав.каф. Программа продлена на 20__/___ уч.год /_________________/ Подпись зав.каф. Программа продлена на 20__/___ уч.год /_________________/ Подпись зав.каф. |
Рабочая программа дисциплины «История криптографии» Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... | История криптографии ” Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики | ||
Реферат История криптографии Для засекречивания и расшифровки данных криптография зачастую использует ключи – секретную информацию, позволяющую шифровать/дешифровать... | Самостоятельная работа: 120 час. Итоговый контроль: 8 семестр зачет,... Цель дисциплины – изложить научные и организационно-правовые основы криптографии и информационной безопасности | ||
Рабочая программа по дисциплине «Теоретико-числовые методы в криптографии»... Дисциплин как алгебра, теория чисел, теория сложности. Студентам, изучающим криптографию всерьез, необходимо знание ее математических... | Реферат по дискретной математике на тему: Шифросистемы с открытым... История криптографии ровесница истории человеческого языка. Более того, первоначально письменность сама по себе была криптографической... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | ||
Программа дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи... Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами... | Программа дисциплины история науки ен. Ф. 03 Специальность: Культурология... Формирование у студентов содержательного представления дисциплины «история науки» путём | ||
Программа дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении... Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» – дать студентам, специализирующимся по всеобщей истории, представление о... | Терминология криптографии Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования | ||
Я. С. Ядгаров история и философия науки История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... |