Рабочая программа
по предмету
«История и культура Ленинградской земли»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе образовательного стандарта учебного курса «История и культура Ленинградской земли» Васьков А.С., Лисицын С.А., Уланов В.А.– СПб, ЛОИРО, 2006.
Курс «История и культура Ленинградской земли» для учащихся 8-9 классов является важной составной частью интегрированного предмета «Природа , история и культура ленинградской земли». Он решает ряд принципиально важных задач по реализации федерального и регионального компонентов исторического образования.
Цели курса.
Курс соответствует целям исторического образования в целом и направлен на формирование у школьников патриотизма, уважения к истории и традициям нашей родины, на овладение методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации, применения знаний и представлений для жизни в современном обществе.
Кроме того, данный курс преследует цель, обозначенную в региональной целевой программе развития образования Ленинградской области: воспитание гражданственности и любви к Родине, труду, развитие образования с учетом специфики социально-экономического и культурного развития региона, выступающего в качестве одного из факторов его экономического и социального развития.
Настоящий региональный курс призван дать учащимся знания по истории и культуре Ленинградской области и на их основе сформировать у школьников:
- чувство любви и признательности к малой Родине;
- умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни;
- компетенции, необходимые для социального и профессионального самоопределения.
Программа ориентирована также на формирование у школьников уважения к символике России и Ленинградской области как составной части воспитания гражданина. Программа рассчитана на организацию самостоятельной работы учащихся с использованием знаний, приобретенных по другим предметам, а также имеющегося опыта повседневной жизни и практической деятельности.
Используются следующие формы организации познавательной деятельности: обзорные лекции по основным вопросам (как вводные, так и обобщающие); семинарские занятия по важнейшим проблемам истории Ленинградской области; уроки-практикумы, уроки обсуждения докладов, сообщений; уроки-дискуссии; уроки-обсуждения портретных характеристик исторических деятелей; уроки контроля и проверки знаний.
Курс «История и культура Ленинградской земли» для учащихся 8-9 классов спланирован для изучения в 2012-2013 учебном году, недельная нагрузка – 1 час в неделю и в 8 и в 9-ом классах, на изучение в каждом классе отводится соответственно в 8 классе – 34 часf, в 9 классе - 34 часа.
Тематическое планирование в 9 классе.
№
п/п
| Разделы. Темы.
| Количество часов
| Раздел 3
| Наш край в 1900-1940гг.
| 16
| Тема 1.
| Петербургская губерния в условиях ускорения модернизации страны (1900-февраль 1917г.)
| 4
| Тема 2.
| Петроградская губерния в пожаре гражданского противостояния
| 4
| Тема 3.
| Петербургская губерния на путях хозяйственного возрождения (1921-1927)
| 3
| Тема 4.
| Противоречия и трудности развития Ленинградской области в условиях сталинского режима (1929-июнь 1941 г.)
| 5
| Раздел 4
| Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)
| 8
| Тема 1
| Боевые действия на территории области
| 3
| Тема 2
| Партизанское движение
| 3
| Тема 3
| Трудовой подвиг жителей Ленинградской земли
| 2
| Раздел 5
| Послевоенное и современное развитие Ленинградской области
| 8
| Тема 1
| Возрождение земли ленинградской (1946-1960гг.)
| 2
| Тема 2
| Социально-экономическое развитие области в 60-80-е годы
| 2
| Тема 3
| Трудные 90-е годы
| 1
| Тема 4
| Ленинградская область на рубеже XX –XXI веков
| 3
|
| Заключение
| 2
|
| итого
| 34
| Тематическое планирование в 8 классе.
№
п/п
| Разделы. Темы.
| Количество часов
|
| Введение
| 1
| Раздел 1
| Наша земля с древнейших времён до XIX века
| 19
| Тема 1.
| Территория области в древнейшие времена
| 1
| Тема 2.
| Древняя Ладога
| 1
| Тема 3.
| Северо-Западная Русь в X-XII веках.
| 1
| Тема 4.
| Северо-Западная Русь в составе Новгородской республики XII-XV веков.
| 6
| Тема 5.
| Северо-западные земли в составе Российского государства
| 3
| Тема 6.
| Северо -Запад России в XVII веке
| 3
| Тема 7.
| Северная война 1700-1721гг. Санкт-Петербургская губерния в XVIII веке.
| 3
|
| Итоговый урок
| 1
| Раздел 2
| Петербургская губерния в XIX веке.
| 14
|
| Введение
| 1
| Тема 1
| Губерния в первой половине XIX века
| 3
| Тема 2
| Губерния в предреформенное время
| 3
| Тема 3
| Отмена крепостного права
| 3
| Тема 4
| Культура в XIX веке
| 3
|
| Заключение
| 1
|
| итого
| 34
| Используемый УМК:
1. С.А. Лисицын «История и культура Ленинградской земли» - С-П, Специальная литература, 2009г.
В результате изучения курса «История и культура Ленинградской земли» учащийся должен :
знать и понимать:
- основные этапы и ключевые события истории родного края с древнейших
времён до наших дней;
- взаимосвязь всемирной, отечественной и локальной истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся у
народа, населяющего территорию Ленинградской области;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- виды исторических источников для изучения прошлого и настоящего своей
малой Родины;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и региональной истории;
- определять на основе учебного материала причины и следствия исторических
событий;
- объяснять своё отношение к событиям и личностям, оставившим заметный
след в истории края;
- рассказать об исторических событиях и их участниках, показывая знания
фактов, дат, терминов;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- использовать приобретённые знания при написании творческих работ
(рефератов, сочинений, олимпиадных работ);
- показывать на исторической карте границы территорий и их изменения,
города и районы, места исторических событий;
- искать историческую информацию и критически её анализировать;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания причин и значения событий и явлений современной жизни
региона;
- для определения собственной позиции по отношению к историческому
прошлому и явлениям современной жизни;
- для осознания себя как представителя исторически сложившегося
гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина
и патриота;
- для использования знаний об истории и культуре региона в общении с
людьми другой культуры, национальности и религиозной принадлежности. |