МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1»
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПО.02.УП.03
«ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА»
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
г. Новокузнецк, 2013г.
ПРИНЯТО
| УТВЕРЖДАЮ
| Педагогическим советом
| Директор МБОУ ДОД «ДШИ № 1»
| МБОУ ДОД «ДШИ № 1»
| ____________________Э.И. Ялынский
| Протокол № 3 от 13.06.2013г.
| Приказ № 236/1 от 26.08.2013г.
|
Составитель - Чалова Н.В., преподаватель МБОУ ДОД «ДШИ № 1».
Рецензент – зав. отделением хореографии ГАОУ СПО НСО НОККиИ М.В. Горох.
Рецензент – преподаватель высшей квалификационной категории по классу хореографии МБОУ ДОД «ДШИ №1» А.П. Романова.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
| 3
| Содержание учебного предмета
| 8
| Требования к уровню подготовки учащихся
| 12
| Формы и методы контроля
| 14
| Методическое обеспечение учебного процесса
| 16
| Список литературы
| 20
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Обучение истории хореографического искусства включает в себя:
знания основ музыкальной грамоты;
знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
знания элементов музыкального языка;
знания в области строения классических музыкальных форм;
знания этапов становления и развития искусства балета;
знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 5-летней и 8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество». Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (6-летняяя или 9-летняя образовательная программа).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:
Таблица 1
Содержание
|
| 7-8 (4-5) классы
| 9 (6) класс
| Максимальная нагрузка (в часах), в том числе:
| 132
| 82,5
| Количество часов на аудиторные занятия
| 66
| 49,5
| Общее количество часов на аудиторные занятия
|
115,5
| Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
|
1
|
1,5
| Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия
| 66
| 33
| Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые (4-10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
знания образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов становления и развития русского балета;
овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
знания средств создания образа в хореографии;
систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;
умение работать с учебным материалом;
формирование навыков диалогического мышления;
овладение навыками написания докладов, рефератов.
Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки учащихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
диалогический;
инструктивно-практический (работа с материалом);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
Класс
| Распределение по годам обучения
| 7 (4)
| 8 (5)
| 9 (6)
| Продолжительность учебных занятий (в неделях)
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
| 1
| 1
| 1,5
| Общее количество часов на аудиторные занятия
|
66
|
49,5
| Количество часов на самостоятельную работу в неделю
| 1
| 1
| 1
| Общее количество часов на самостоятельную работу по годам
| 33
| 33
| 33
| Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу)
|
66
|
33
| Максимальное количество часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные)
| 2
| 2
| 2,5
| Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные и самостоятельные)
|
132
|
82,5
| Объем времени на консультации (по годам)
| 4
| 4
| 2
| Общий объем времени на консультации
|
8
|
2
|
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
ТРЕБОВАНИЯ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Содержание учебного предмета «История хореографического искусства раскрывает следующие темы:
формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии;
творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков;
произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.
7 (4) класс (1 час в неделю)
Хореография как вид искусства
Введение. Выразительный язык танца, его особенности.
Музыкально-хореографический образ.
Исполнительские средства выразительности.
Виды и жанры хореографии.
Народный танец:
Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями, культурой народа.
Профессиональные ансамбли народного танца.
Балет, как вид театрального искусства:
Синтез искусств в балете. Создание балетного спектакля.
Народные истоки сценической хореографии.
Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.Б. Люлли, комедии-балеты Ж.Б.Мольера;
Реформатор балетного театра Ж.Ж. Новер;
Романтический балет и его представители: М. Салле, М. Камарго, Ф. Эльслер, Ж. Перро и др. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».
В седьмом классе в конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки с выставлением отметки.
8 (5) класс (1 час в неделю)
Русский балет
Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).
Романтизм в русском балете.
Симфонические балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
А.К.Глазунов «Раймонда».
Балетмейстеры отечественной балетной школы: М. Петипа, И. Вальберх, К. Дидло, А. Горский, М. Фокин, Л. Иванов и др.
Советский балет
Основные черты советского балета. Краткий обзор.
Балеты С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Советские балетмейстеры: Ф.В.Лопухов, Ю.Григорович, Л.Якобсон, К. Сергеев, И.Бельский, Р.Захаров, В.Чабукиани.
Выдающиеся исполнители: А. Павлова, Г. ланова, М. Плисецкая, А. Мессерер, В. Васильев, К.М. Лиепа, М. Лавровский, Е. Максимова, Р. Стручкова и др.
Бальный танец
Проникновение в Россию зарубежного бального танца.
Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка, костюм, прическа, этикет.
Современный танец и его особенности.
В восьмом классе в конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока, по окончании обучения учащиеся сдают итоговый экзамен.
При 9-летнем или 6-летнем сроке обучения итоговая аттестация проводится в конце 9 (6) класса.
9 (6) класс (1,5 часа в неделю)
Современный этап в жизни отечественной хореографии
Балетный театр России конца XX столетия.
Классическое наследие на современной сцене.
Творческая деятельность современных балетмейстеров.
Выдающиеся современные исполнители.
Роль фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.
Современные течения в зарубежном хореографическом искусстве
Западноевропейский балетный театр второй половины XX века.
Джордж Баланчин – хореограф ХХ века.
Развитие современного танца.
Мюзикл как форма синтеза искусств.
В девятом классе по окончании первого полугодия учащиеся сдают зачет, в конце года - итоговый экзамен.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В выпускном 8 (5) классе или 9 (6) классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению образовательного учреждения).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (критерии оценивания ответов учащихся см. в таблице №4) .
Предполагаемые результаты освоения программы
По окончании 7 (4) класса:
знание балетной терминологии;
знание средств создания образа в хореографии;
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.
По окончании 8 (5) класса:
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох (русского и советского балета);
знание основных этапов становления и развития русского балета.
По окончании 9 (6) класса:
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание основных этапов становления и развития русского балета;
развитие балетного искусства России конца XX столетия;
знание имен выдающихся представителей балета и творческого наследия хореографического искусства конца XX столетия;
представление о месте и роли фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.
знание основных отличительных особенностей западноевропейского балетного театра второй половины XX века.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Форму и график проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно (контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, или написание рефератов).
График промежуточной и итоговой аттестации
Таблица 3
Класс
| Вид, форма и время проведения аттестации
| Промежуточная
| Полугодие
| Итоговая
| 7 (4)
| контрольный урок
| 13 (7)
| -
| 8 (5)
| контрольный урок
| 15 (9)
| экзамен (при 8 или 5-летнем сроке обучения)
| 9 (6)
| зачет
| 17 (11)
| экзамен (при 9 или 6-летнем сроке обучения)
|
При 9-летнем или 6-летнем сроке обучения в 8 (5) классе в конце учебного года проводится зачет.
По завершении изучения учебного предмета учащимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
Формы текущего контроля:
контрольные работы,
устные опросы,
письменные работы,
тестирование,
олимпиады.
Требования к содержанию итоговой аттестации учащихся определяются ОУ на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Программа предусматривает проведение для учащихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам.
Для аттестации учющихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки
На зачете или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале: Таблица 4
Оценка
| Критерии оценивания ответов
| 5 («отлично»)
| полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения
| 4 («хорошо»)
| отметка отражает ответ с небольшими недочетами
| 3 («удовлетворительно»)
| ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.
| 2 («неудовлетворительно»)
| целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.
| «зачет» (без отметки)
| отражает достаточный уровень подготовки и учащегося на данном этапе обучения
|
Согласно ФГТ, данная система оценки является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить ответ учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области хореографического искусства.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации педагогическим работникам
Изучение предмета ведется в соответствии с учебным планом. Педагогу, ведущему предмет, предлагается самостоятельно, творчески подойти к изложению той или иной темы. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: уровень общего и хореографического развития учащихся, количество учеников в группе, возрастные особенности учащихся.
При изучении предмета следует широко использовать знания учащихся по другим учебным предметам, поскольку правильное осуществление межпредметных связей способствует более активному и прочному усвоению учебного материала. Комплексная направленность требует от преподавателя предмета знания программ смежных предметов. В результате творческого контакта преподавателей удается избежать ненужного дублирования, добиться рационального использования учебного времени.
Желательно, чтобы учащиеся знакомились с новыми балетными спектаклями как классического, так и национального направления. Это позволит им наиболее гармонично соединить теоретические знания о балетном искусстве с существующей практикой создания балетных спектаклей. Следует регулярно знакомить учащихся с современной литературой о балете, журнальными и газетными статьями на тему о хореографическом искусстве, с рецензиями на балетные постановки.
Рекомендуется проводить встречи учащихся с режиссерами и актерами музыкальных и драматических театров, организовывать посещение музеев, выставок, просмотр фильмов-балетов.
Методика преподавания предмета должна ориентироваться на диалогический метод обучения. Необходимо создавать условия для активизации творческих возможностей учащихся: поручать им подготовку небольших сообщений на различные темы, организовывать дискуссии или обсуждения по поводу просмотренного балетного спектакля, выступления хореографического ансамбля, фильма-балета, прочитанной статьи или рецензии на балетный спектакль.
Рекомендации по применению методов организации образовательного процесса, направленных на обеспечение качественной теоретической и практической подготовки
Урок. Основная форма учебного процесса в освоении основных образовательных программ. Урок характеризуется единством дидактической цели и задач. Как часть учебного процесса урок может содержать: организационную часть, восприятие нового материала, осознание и закрепление в памяти информации; овладение навыками (на основе усвоенной информации) и опытом творческой деятельности; усвоение норм и опыта эмоционального отношения к миру и деятельности в нем; формы контроля и самоконтроля. При этом на каждом уроке целенаправленно решаются и воспитательные задачи.
Реферат. Форма работы, позволяющая самостоятельно освоить один из разделов программы учебного предмета.
Рекомендуемый план реферата:
тема, цель работы;
изложение содержания, которое раскрывает тему;
3) результаты работы;
4) выводы;
5) использованная литература и другие источники.
Написание реферата можно использовать как один из видов итоговой аттестации по теоретическим предметам.
Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, олимпиадам. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.
Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Цель: формирование у учащегося способностей к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, формирование умения использовать справочную и специальную литературу.
Как форма учебной работы, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся);
развивающую (развитие познавательных возможностей учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи, формирование умения самостоятельно добывать знания из различных источников);
воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
Систематическая самостоятельная работа:
способствует лучшему усвоению полученных знаний;
формирует потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности;
формирует навыки планирования и организации учебного времени, расширяет кругозор.
Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Выполнение обучающимся домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио- и видеоматериалами в соответствии с программными требованиями по предмету.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- подготовка докладов, рефератов;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий / сост. Н. Александрова. – СПб: Лань, 2011.
Бахрушин Ю.А. История русского балета / Ю.А. Бахрушин. – М.: Просвещение, 1973.
Блазис К. Танцы вообще. Балетные знаменитости и национальные танцы. СПб: Лань, Планета Музыки, 2008.
Блок Л.Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1987.
Ванслов В.В. В мире искусств / В.В.Ванслов. – М.: Знание, 2003.
Вашкевич Н.П. История хореографии всех веков и народов. СПб: Лань. Планета Музыки. 2009.
Деген А. Балет 120 либретто. Композитор. СПб, 2008.
Деген А. Мастера танца. Музыка. М., 1994.
Дубкова С.А. Жар-птица. Балетные сказки и легенды / С.А. Дубкова. – М.: Белый город, 2009.
Еремина-Соленикова Е.В. Старинные бальные танцы. Новое время.– М.: Планета музыки, 2010.
Жемчугова П.П. Балеты. СПб: «Литера», 2010.
Житомирский Д. Балеты Чайковского. Гос. муз. издательство. М., 1957.
Иванов В.Г. Русские танцовщики XX века / – Пермь, 1994.
Красовская В.М. Балет сквозь литературу. – Спб: Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, 2005.
Красовская В.М. История русского балета: учебное пособие / СПб: Лань, 2008.
Коптелова Е. Д. Игорь Моисеев. Академик и философ танца. СПб: Лань, Планета Музыки, 2012.
Левинсон М. История костюма. Полная хрестоматия. М., 2008.
Никульский А. Балерины. Издательское содружество. М., 2008.
Пасютинская В. М. Волшебный мир танца: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Слонимский Ю. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. М.-Л.: «Искусство», 1950.
Соловьев Н.В. Мария Тальони. СПб: Лань. Планета Музыки, 2011.
Худяков С.Н. Всемирная история танца. Эксмо. М., 2009.
Эльяш Н. И. Образцы танца. - М., 1970.
Дополнительная литература
Баланчин Д. Сто один рассказ о большом балете. Крон-Пресс. М., 2004.
Богданов-Березовский В. Г.С.Уланова. – М.: Искусство, 1961.
Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999.
Вальберх И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. СПб: Лань, Планета Музыки, 2010.
Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985.
Дешкова И.П. Загадки Терпсихоры/худож. В. Косоруков. – М.: Дет. лит., 1989.
Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей. – М.: «Конец века», 1995.
Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. – М.: Фолиум, 2003.
Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972.
Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета). Изд. «Знание». М., 1964.
Нанн Д. История костюма 1200-2000 М, Артель АСТ 2003.
Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011.
Плисецкая М.Я. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010.
Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. – М.: Просвещение, 1996.
Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997.
Энциклопедия «Балет». CD, 2003.
Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров
1. «Тщетная предосторожность»
2. «Сильфида»
3. «Жизель»
4. «Эсмеральда»
5. Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева; Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого; Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова, Театра танца «Гжель» и др.
6. Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях: «Лебединое озеро»
«Щелкунчик»
«Петрушка»
«Жар-птица»
Сен-Санс «Умирающий лебедь»
«Красный мак» (фрагменты)
«Пламя Парижа» (фрагменты)
«Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
«Ромео и Джульетта»
«Золушка»
«Каменный цветок» (фрагменты)
телевизионный балет «Анюта»
из серии выпусков «Мастера русского балета»
7. Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров:
О. Виноградовой, Н. Боярчикова, И. Чернышова, В. Елизарьева, Д. Брянцева, М. Бежара, Б. Эйфмана, Дж. Баланчина, и др.
8. Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.
9. Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.
10. Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений:
мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).
|