Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города-курорта Кисловодска
«Детская хореографическая школа»
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» Предметная область ПО.02. Теория и история искусств
Программа
по учебному предмету
ПО.02.УП.03.
История хореографического искусства
г-к. Кисловодск
2013 год
Структура программы учебного предмета.
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам.
Списки рекомендуемой методической литературы
Список рекомендуемой методической литературы.
Пояснительная записка. Задачей учебного предмета «История хореографического искусства» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» является и общие представления об основных принципах и этапах развития танцевального искусства, как в России, так и в мире, сформировать понятия о его видах, выразительных средствах. Программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительного предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и является обязательной при её реализации в МБОУ ДОД г-к. Кисловодска «ДХорШ».
Перед преподавателем стоит задача привить учащимся любовь к хореографическому искусству. Преподаватель должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решать вопросы, которые ставит перед ними учебный процесс, учитывая при этом состав группы, а также возможности учащихся. В зависимости от необходимости, преподаватель может расширить тот или иной раздел программы. Развитие творческих способностей и самоопределение личности, развитие мотиваций к познанию, развитие психологических, физических, умственных и духовных качеств ученика. Задача педагога – обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и профилактика асоциального поведения, через воспитания культуры чувств на примере мировой хореографии.
Учебный предмет «История хореографического искусства» должен вестись в доступной учащимся форме, сопровождаться прослушиванием музыкальных произведений, показом иллюстраций, просмотром видеоматериала.
Учебный предмет «История хореографического искусства» вводится в учебный процесс при реализации пятилетней дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» с четвертого года обучения (четвертого класса), а при реализации восьмилетней дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» с седьмого года обучения (седьмого класса) для полного, осмысленного и наиболее успешного освоения программы.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБОУ ДОД г-к. Кисловодска «ДХорШ» на реализацию программы учебного предмета «История хореографического искусства»:
при реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 5 лет объем аудиторной нагрузки составляет 66 часов;
при реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 6 лет объем аудиторной нагрузки составляет 115,5 часов;
при реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 8 лет объем аудиторной нагрузки составляет 66 часов;
при реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком обучения 9 лет объем аудиторной нагрузки составляет 115,5 часов.
При нормативном сроке обучения 5 лет:
максимальная учебная нагрузка 132 часа;
объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу 66 часов;
объем времени на аудиторные занятия (групповые) 66 часов.
При нормативном сроке обучения 6 лет:
максимальная учебная нагрузка 214,5 часов;
объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу 99 часов;
объем времени на аудиторные занятия (групповые) 115,5 часов.
При нормативном сроке обучения 8 лет:
максимальная учебная нагрузка 132 часа;
объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу 66 часов;
объем времени на аудиторные занятия (групповые) 66 часов.
При нормативном сроке обучения 9 лет:
максимальная учебная нагрузка 214,5 часов;
объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу 99 часов;
объем времени на аудиторные занятия (групповые) 115,5 часов.
Содержание
| 7-8 (4-5) классы
| 9 (6) класс
| Максимальная нагрузка (в часах), в том
| 132
| 82,5
| числе:
|
|
| Количество часов на аудиторные
| 66
| 49,5
| занятия
|
|
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 115,5
| Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
| 1
| 1,5
|
|
|
| Общее количество часов на
| 66
| 33
| внеаудиторные (самостоятельные) занятия
|
|
| Форма проведения учебных аудиторных занятий - мелкогрупповые (4-10 учеников), продолжительность урока - 40 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально - психологические особенности.
Цель учебного предмета: художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи учебного предмета:
формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
знания образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов становления и развития русского балета;
овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
знания средств создания образа в хореографии;
систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;
умение работать с учебным материалом;
формирование навыков диалогического мышления;
овладение навыками написания докладов, рефератов.
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
диалогический;
инструктивно-практический (работа с материалом);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия.
| Распределение по
| годам обучения
| Класс
| 7 (4)
| 8 (5)
| 9 (6)
| Продолжительность учебных занятий (в неделях)
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на
| 1
|
|
| 1
|
| 1,5
| аудиторные занятия (в неделю)
|
|
|
|
|
|
| Общее количество часов
|
|
|
|
|
|
| на аудиторные занятия
|
| 66
|
|
| 49,5
| Количество часов на
| 1
|
|
| 1
|
| 1
| самостоятельную работу
|
|
|
|
|
|
| в неделю
|
|
|
|
|
|
| Общее количество часов на самостоятельную работу по годам
| 33
|
|
| 33
|
| 33
|
|
|
|
|
|
|
| Общее количество часов
|
|
|
|
|
|
| на внеаудиторную (самостоятельную работу)
|
| 66
|
|
| 33
| Максимальное количество
| 2
|
|
| 2
|
| 2,5
| часов занятий в неделю
|
|
|
|
|
|
| (аудиторные и самостоятельные)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общее максимальное
|
|
|
|
|
|
| количество часов на весь
|
|
|
|
|
|
| период обучения (аудиторные и самостоятельные)
|
| 132
|
|
| 82,5
| Объем времени на
| 4
|
|
| 4
|
| 2
| консультации (по годам)
|
|
|
|
|
|
| Общий объем времени
|
|
|
|
|
|
| на консультации
|
| 8
|
|
| 2
|
Содержание учебного предмета
|