№
п/п
| Тема
раздела
| Всеобщая история
| История России
| Тип
урока
| Элементы содержания образования
| Основные понятия
| Знания, умения
| Оборудование
| Д/з
| Дата проведения
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
|
| Раздел 1
Введение /4 часа/
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1-2
|
| История в системе гуманитарных наук.
Основные концепции исторического
развития человечества.
|
| Урок - лекция
| История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Периодизация исторического процесса
|
| Называть в хронологической последовательности этапы развития человечества; объяснять особенности познания прошлого
| 1.Учебник
«Всеобщая история»
Н.В.Загладин
2.Карта №
| В. 1-3
|
|
3-4
|
|
| История России –
часть всемирной истории
| Урок - лекция
| . История России- часть всемирной истории
| Предистория, история, цивилизация, эшелонная модель развития
| Называть особенности Российской цивилизации; - давать определение понятиям: предыстория, история, цивилизация. - характеризовать этапы Российской истории; - объяснять сущность взглядов на Российскую цивилизацию; - аргументировано доказывать свою точку зрения на проблему характера Российской цивилизации.
| 1.Учебник
«История России» А.Н.Сахаров
2.Карта №
| Р. Лекция
/записи в
тетради/
|
|
| Раздел 2
Древнейшая история
человечества
/4 часа/
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
| Происхождение человека и общества
|
| Урок изучения нового материала
|
| Человек разумный, расы, магия
| Знать этапы развития человечества, показывать на карте регионы, являющиеся прародиной человечества; характеризовать гипотезы происхождения человечества
| 1.Карта №
2.Альбом №
| В. 4
|
|
6.
|
|
| Древнейшая история нашей Родины
| Комбинированный урок
|
|
|
| 1.Карта №
| Р. 1
|
|
7.
|
| Неолитическая революция
|
| Комбинированный урок
| Природное и социальное в человеке и человеческом обществе первобытной эпохи. Изменение в укладе жизни и формах социальных связей.
| Земледелие, скотоводство, оледенение, ремесло, матриархат, патриархат, неолит
| Давать определение понятию «неолитическая революция»
| 1.Карта №
| В. 5
|
|
8.
|
|
| Индоевропейцы.
Исторические корни славян
|
|
| Славяне, индоевропейцы, анты, венеды, скифы, великое переселение народов
|
| 1.Карта №
| Р. 2
|
|
| Раздел 3
Цивилизации Древнего мира
и Средневековья
/25 часов/
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
| Античные цивилизации
|
| Проблемная лекция. Беседа
| Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Античные цивилизации древности. Мифологическая картина мира
| Государство, цивилизация, рабство, пирамида
| Называть и показывать на карте регионы возниконовения первых государств; характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций древности
| 1.Карта №
| В. 6
|
|
10.
|
| Цивилизации Древнего Востока
|
| Комбинированный урок
| Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Античные цивилизации древности. Мифологическая картина мира
| Деспотия, держава, династия, империя, варны, новые религии
| Называть и показывать на карте регионы возникновения первых государственных образований; характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций древности.
| 1.Карта №
| В. 7-8
|
|
11-12.
|
| Античные цивилизации
Средиземноморья
|
| Семинар
| Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе
| Античность, города-государства, архонт, ареопаг, сенат, трибуны, Греко-персидские войны
| Излагать ключевые события эпохи Античности; выявлять особенности хозяйственной деятельности Греции; выявлять сходства и различия римского и древнегреческого полиса
| 1.Карта №
| В. 9-11
|
|
13.
|
| Становление христианско-
средневековой цивилизации
|
| Комбинированный урок
| Христианская средневековая цивилизация вЕвропе, её региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм.
| Христианство
| Излагать события эпохи Средневековья; проследить процесс формирования системы крупного землевладения; определять роль церкви
| 1.Карта №
| В. 12-13
|
|
14.
|
| Возникновение исламской
Цивилизации
|
| Комбинированный урок
| Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль эпохи Средневековья
| Ислам, арабы, Мухаммад,Коран, шариат, халиф
| Излагать в хронологической последовательности события, связанные с возникновением ислама; выявлять причины возникновения ислама; понимать отличие мусульманской еры от других мировых религий
| 1.Карта №
| В. 15
|
|
15.
|
|
| Восточные славяне в 8-9 вв.
Появление государства Русь.
Первые русские князья.
| Урок-лекция
| Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.
| Союзы племен, родовая и соседская община, путь «из варяг в греки», язычество, варяжская теория, «военная демократия», уроки, погосты, полюдье
| Характеризовать занятия и общественный строй у восточных славян; - называть имена языческих богов; - используя историческую карту характеризовать взаимоотношения восточных славян и их соседей;
| 1.Карта №
2.Сообщения о Рюрике, Олеге,
Ольге, Игоре
3.Изображения
языческих богов
4.Киносюжет «Гибель древлянских послов в Киеве (945г
| Р. 5-7
|
|
16.
|
|
| Древнерусское государство при
Святославе и Владимире
| Комбинированный урок
| Деятельность первых русских князей (укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, отношения с восточными соседями, итоги правления). Конфессиональный фактор в складывании российской цивилизации.
| Усобицы, печенеги, христианство, православие, наместник
| Выявлять предпосылки образования Древнерусского государства; - сопоставлять процесс образования Древнерусского государства и европейских государств периода средневековья; - используя знания курса «Обществознание» выявлять признаки Древнерусского государства.
| 1.Карта №
2.Сообщения о Святославе и
Владимире
| Р. 8
|
|
17.
|
|
| Правление Ярослава Мудрого.
Развитие феодальных отношений при
Ярославичах
| Комбинированный урок
| Междоусобные войны на Руси. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. «Русская правда». Неравенство русского общества XI - первой четверти XII вв. Возникновение феодальной земельной собственности. Власть и церковь. «Поучение Владимира Мономаха».
| Половцы, обычное право, канонизация, феодализм, вотчина, кормление, смерды, бояре, посадники, тысяцкий, дружина, воевода, митрополит, десятина
| На основе изученного материала выявлять причины междоусобиц, определять их последствия; выявить изменения в государственном управлении в XI веке; - на основе анализа «Русской Правды» выявить черты социального неравенства Древнерусского общества;
| 1.Карта №
2.Сообщение о Ярославе
Мудром
3.Альбом №
4.Киносюжет «Встреча Ярослава Мудрого и Мстислава Черниговского (1026 г.)
| Р. 9
|
|
18.
|
|
| Русь при внуках Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах
| Комбинированный урок, работа с документами
|
| Любечский съезд
| Характеризовать существующие на Руси формы феодальной зависимости населения; определять историческое значение Русской Правды Ярославовичей, Любеческого съезда 1097 г.; дать характеристику Владимира Мономаха
| 1.Карта №
2.Генеологическое древо Рюриковичей
3.Сообщение о Владимире Мономахе
| Р. 12-13
|
|
19.
|
|
| Политическая раздробленность на Руси
| Комбинированный урок
| Причины распада Древнерусского государства. Сущность процесса политической раздробленности.
| Бояре, дворяне, феодальный иммунитет
| Характеризовать предпосылки политической раздробленности - сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и Европейских государств, определять сходства и различия; - высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси.
| 1.Карта №
2.Киносюжет «Битва дружин Юрия Долгорукого и Изяслава Киевского (1147 г.)
| Р. 14
|
|
20.
|
|
| Культура Руси в Х-начале Х1 в.
Зарождение русской цивилизации
| Защита рефератов, презентации
| Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования Древнерусской народности.
| Культура, летопись, церковно-учительная литература, проповедь, фольклор, былины
| Выявлять особенности древнерусской культуры; - определить влияние Византии на культуру Древней Руси; - подчеркнуть влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси.; - доказать присутствие языческого элемента в современной культуре
| 1.Альбом №
| Р.17-18
|
|
21.
|
|
| Обобщающий урок
по теме «Киевская Русь»
| Повторительно-обобщающий урок /тестирование/
|
|
|
| 1.Карта №
2.Карточки с заданием
«Свяжи термины, события, даты и имена»
3.Тест
4.Кроссворд
|
|
|
22-23.
|
| Феодальное общество
в Западной Европе
|
| Урок-лекция
|
| Натуральное хозяйство, магистрат, рыцарские ордена, иквизиция, крестовые походы, еретик, ересь, домен
|
| 1.Карта №
2.Сравнительная таблица
| В. 19-23
|
|
24.
|
|
| Монголо-татарское нашествие на Русь
| Комбинированный урок
| Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
| Татаро-монголы, улус, баскак, «ордынский выход», ярлык, басма
| Проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств - на основе данных учебника определить причины поражения русских земель; - выявить предпосылки завоеваний монголов; охарактеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь
| 1.Карта №
2.киносюжет «Даниил Галицкий в Золотой Орде (1252 г.)
| Р. 19-20
/частично/
|
|
25.
|
|
| Экспансия с Запада.
Борьба с крестоносной агрессией.
| Комбинированный урок
| Экспансия с Запада. Невская битва, Ледовое побоище. Борьба с агрессией крестоносцев: итоги и значение.
| Рыцарские ордены, крестоносцы
| Раскрывать причины вторжения крестоносцев на Русь; определять последствия вторжения крестоносцев на Русь.
| 1.Карта №
2.Киносюжеты: «Битва на Чудском озере», «Невская битва»
3.Доклад «Александр Невский – политик и полководец»
| Р. 20
|
|
26.
|
|
| Москва – центр объединения русских земель
| Комбинированный урок
| Восстановление экономики русских земель. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель.
|
| Выявлять предпосылки объединения русских земель - характеризовать этапы объединительного процесса; - анализировать деятельность московских князей (их взаимоотношения с соседними княжествами, с Золотой Ордой, с Литвой).
| 1.Карта №
2.Геологическое древо Рюриковичей
3.Сообщения Иван Калита и Дмитрий Донской
4.Доклад «Наши земляки на Куликовом поле»
| Р. 22
|
|
27.
|
|
| Образование единого Российского государства
| Комбинированный урок, работа с документами
| Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства.
| «Судебник» Ивана 3, Боярская Дума, дьяк, приказы, наместник, кормление, Юрьев день, закрепощение крестьян
| Анализировать статьи Судебника 1497г.; - проследить процесс закрепощения крестьян; - выявлять причины складывания самодержавной формы государственности в России; - показать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.
| 1.Карта №
2. Киносюжет «Набег мурзы Эдигея на Владимир (1408г.) Сообщение «Иван 3»
| Р. 23
|
|
28.
|
|
| Социально-экономическое развитие Российского государства в 15 в. Роль церкви в государственном строительстве
| Комбинированный урок
|
| «Москва – Третий Рим»
|
| 1.Карта №
2.Таблица №
3.Тест №
| Р. 23
|
|
29.
|
|
| Культурное развитие русских земель и княжеств в конце 13-15 вв.
| Заочное путишествие в музей
| «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
| Исихазм, ересь, агиография
| Выявлять особенности русской культуры, определять влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига на развитие культуры; - характеризовать достижения культуры; - выявлять основные тенденции развития культуры XIV – XV веков. - участвовать в разработке группового проекта по теме.
| 1.Альбом №
2.Сообщения «Как жили на Руси?»
«История русского костюма»
| Р. 24
|
|
30
|
| Кризис традиционного общества в Западной Европе (14-15 вв.)
|
| Комбинированный урок
|
| Столетняя война, деспотия
| Излагать события эпохи Средневековья; проследить процесс формирования системы крупного землевладения; определять роль Христианской церкви, характер взаимоотношений светской и церковной властей
| 1.Карта №
| В. 24-25
|
|
31.
|
| Повторительно-обобщающий урок «Цивилизации Древнего мира и Средневековья»
|
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
| 1.Карта №
2.Карточки с терминами
3.Тесты
4.Задание «Связать термины, события, даты и имена»
|
|
|
32.
|
|
| Приход к власти Ивана 1У.
Реформы 1550 г.
| Урок-лекция
| Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Расширение государственной территории в XVI в.
| Избранная Рада,
сословная монархия,
Стоглавый собор
| Определить характер политического курса Избранной Рады; - характеризовать политику опричнины (причины, этапы, итоги и последствия); - характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс.
| 1.Карта №
2.Тест №
| Р.25
/частично/
|
|
33.
|
|
| Внешняя политика Ивана 1У
| Комбинированный урок
| Казанский и Астраханский походы, освоение Сибири, Ливонская война. Начало формирования многонационального государства.
| Засека
| Знать основные направления внешней политики Ивана Грозного; - излагать в хронологической последовательности ход покорения Казанского и Астраханского ханств, события Ливонской войны. - определять основные задачи внешней политики; - проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны.
| 1.Карта №
2.Киносюжет «Взятие отрядами Ермака Сибирского городка (1581 г)
| Р. 25-26
/частично/
|
|
34.
|
|
| Опричнина
| Комбинированный урок
| Опричнина. Закрепощение крестьян. Пресечение правящей династии.
| Опричнина, земщина
| Определять суть Опричнины
| 1.Карта №2 2.Киносюжет«Отъезд Ивана Грозного в Александровскую слободу»»
| Р. 26
/до конца/
|
|
|
|