Скачать 93.64 Kb.
|
Класс: 8. Дата: Тема раздела: Современное производство и профессиональное образование Тема урока: Профессиональные интересы, склонности и способности Цели урока: 1. Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонности», «задатки» «способности»; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей. 2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей. 3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей Материально – техническое оснащение урока:
Методы обучения: частично-поисковый Объект труда: методика «ДДО», «КОС», «МОПИН», карта интересов определения уровня самооценки Тип урока: комбинированный Ход урока
Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности. Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении), общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности), материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности. Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Интересы различают:
Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес. Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т.е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать». Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности. Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека. Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты. Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они проявляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность. Виды способностей Общие Специальные Педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературно-лингвистические и др. Интеллект, работоспособность, целеустремленность и др. В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности. Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности. Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)
Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность. Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности. Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности. Интернет-ресурсы по данной теме: http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=O - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопроса): 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на вопросы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответствующую сферу деятельности.
«Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО), «Коммуникативно-организаторские склонности» (КОС), «Методика определения профессиональных интересов и направленности личности», «Карта интересов»
7. Подведение итогов урока учителем
8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания 9. Уборка рабочих мест Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей.
Задание: необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.
|
План урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Тема раздела Тема раздела: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» | П рограммы общее описание раздела В статье текущего раздела описан процесс инсталляции (установки) программы на компьютер и показан ряд параметров, важных для захвата... | ||
План-конспект урока технологии Класс Дата Тема раздела: Тема урока: Цели Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей | Тема реферата «Выращивание гладиолуса в домашних условиях» Реферат выполнен по курсу «Окружающий мир» в разделе «Живые участники круговорота веществ. Растения-«кормильцы». Тема реферата выбрана... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тематическое планирование раздела «Общая биология» ориентировано на изучение данного раздела в 9 классt на базовом уровне | Название раздела. Тема урока Периодическая система химических элементов. Мультимедийное пособие «Химия 8 класс» | ||
Конспект урока: Урок №38 Дата: 26. 01. 12 Класс: 4 а тема раздела:... Базовый умк: Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник... | Название раздела. Тема урока Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности | ||
Тема раздела, урока Введение: структура курса. Правила поведения и инструкция по технике безопасности в компьютерном классе | Тема раздела, урока Уметь различать декаративные и процедурные знания, приводить примеры информационных и неинформационных сообщений | ||
Название раздела. Тема урока Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень | Название раздела. Тема урока Учитель химии мбоу “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна | ||
Учебника Тема урока Кол-во часов Работать с новым разделом: читать название раздела, вступительную статью «Обрати внимание» | Тема раздела: «Королевство волшебных красок» Урок 2 Цель: Ознакомление с азбукой цвета: спектром, цветовым кругом, основными и составными цветами | ||
Урока Тема раздела Имя существительное Развитие культуры речи учащихся при употреблении предлогов и образовании падежных форм имён существительных | Тема раздела История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества. Периодизация исторического процесса |