Скачать 8.04 Mb.
|
Нижегородская Духовная Семинария. Учебное пособие по "Византологии" для III курса (I год обучения) Составитель: преподаватель М.Ю. Апостолов. г. Нижний Новгород. 2000 г. Лекция 1. Византология как историко-культорологическая дисциплина. Византинизм. Феномен византизма и его значение. План: 1. Вводная часть. Определение византинизма. 2. Исторический обзор возникновения и развития феномена византинизма. 3. Основные признаки византинизма. 1. Новый курс лекций по истории называется Византология. Наименование этой дисциплины производят от названия "Византийская империя". С исторической точки зрения это наименование Восточной части, некогда единой Римской империи, несправедливо. В древности Византией назывался греческий город на европейской стороне Босфора, при Мраморном море. В 330 г. по Р. Хр. св. равноап. Константин Великий избрал этот город столицей своей империи, что придало ему всемирно-историческое значение. С тех пор Византия, хотя и богатая торговлей, но все же бывшая до того провинциальным скромным городом, начала украшаться великолепными дворцами, портиками и площадями. Со всех концов сюда стали стекаться произведения античного искусства, начался большой прилив нового населения из европейских и азиатских провинций империи; торговля и промышленность нашла приют на Востоке и сосредоточилась в Византии. Сделавшись столицей империи, Византия по воле Константина Великого приняла новое имя и стала называться Константинополем, Новым Римом. С тех пор слово "Византия" перестало служить выражением реально существующей действительности, обратившись в термин для обозначения политических, государственных, церковных и этнографических особенностей, носителем которых была Византийская империя. Наименование Восточной Римской империи Византийскою империей в средние века вызывает сомнения и возражения во-первых, со стороны реального смысла термина, во-вторых, с хронологической стороны. Сами обитатели Византийской империи не называли себя ни римлянами, ни эллинами или греками, а ромеями, так что Византийская империя официально носила наименование Ромейской. Поэтому в строгом историческом смысле термин "византийский" имеет условный и искусственный смысл. Еще менее исторических оснований называть Византийскую империю Греческой империей. Таким образом, центр тяжести в данном вопросе переходит к выяснению содержания термина "византинизм" в его церковно-историческом и культурологическом отношении. Раскрытие содержания термина византинизм, как центрального и основного явления церковно-исторического порядка поможет понять, что такое византология и в каком направлении должна проходить ее научная разработка. Византинизм - это вся совокупность особенностей в церковно-государственной жизни Византии, характеризующих эту империю своеобразными культурно-историческими чертами внутреннего устройства и быта. Это синтез характеристических свойств Византии, как особого, самостоятельного государства, основной дух и характер ее церковно-религиозного строя, принципы политического быта, основное направление и задачи культуры, идеалы населения. 2. Как историческое явление византинизм развивался постепенно. Его первичные элементы возникли при Константине Великом, который переносом столицы из Древнего Рима в Новый Рим - Константинополь положил начало изучаемому явлению и признанием, легализацией христианства сообщил культуре Римской империи новый - христианский характер. Христианизированный восточный эллинизм лег в основу новой византийской культуры в государстве Константина Великого, привнес существенное содержание в ее состав и послужил главным началом, из которого постепенно развилась стройная система византинизма. В VI веке, в эпоху Юстиниана наблюдается критический момент борьбы старых романских форм мировосприятия и христианизированного эллинизма. Но старые романские формы получают на востоке новое содержание и одухотворяются началами церковного учения и законодательства и в результате царствование Юстиниана обогатило византинизм новыми правовыми понятиями. При Юстиниане еще не сформировавшаяся система византинизма испытала вторжение славянских элементов. Славяне еще в конце V века стали теснить Византию с севера. Их натиск на окраины империи сменился потом вторжением во внутренние греческие области. Возникший славянский вопрос правительство решило весьма остроумно и либерально: оно систематически втягивало славян в интересы империи, предоставив им для оседлого проживания западные и восточные провинции и призвав их на службу в византийской армии. Почти одновременно византинизм испытал натиск и со стороны германского мира, но благодаря дипломатическим хитростям нейтрализовал это иностранное влияние без всякого ущерба для господствующих традиций. В IX - X вв., в эпоху Македонской династии византинизм не только определился в своих свойствах, но и расцвел, обнаружив живую и благотворную продуктивность в церковной и гражданской жизни. В это время христианизированный восточный эллинизм, практически полностью преобразовал, в специальном направлении романские и славянские элементы проникшие в прежнее время, переработал их в культурном горниле Византии в соответствии со свойствам византийского гения, придав им ромейский характер и проявился в строго организованной системе византинизма, где все некогда чужеродные элементы сделались неотъемлемой ее частью. В XI - XII вв., в царствование династии Комнинов византинизм продолжал развиваться. Императоры Комнины умной политикой сообщили ему наибольшее величие и блеск, обогатили его содержание, так что в середине XII века византинизм достиг апогея своего развития. Но вслед за тем, в эпоху латинского господства в Константинополе (1204 - 1261 гг.), начался упадок византинизма. Очагом его в это время была Никейская империя, где осуществлялись основные начала в церковной жизни. С 1261 г. Византинизм приобретает сродную форму жизни и быта и переживает опять эпоху расцвета в царствование первых Палеологов. В конце XIV и в первой половине XV века внешние бедствия империи значительно ослабили его силу в области гражданской жизни, где византинизм не имел уже прежнего могущества и богатства, простора и систематической последовательности. Но тогда как в гражданской области в последние времена империи византинизм переживал упадок, в церковно-религозной сфере он не только оставался по-прежнему весьма деятельным и последовательным, не поступаясь нисколько ни своими принципами, ни их реальным осуществлением в духе и направлении исторических традиций, но и, в силу естественной реакции, постепенно усиливался, приобретал господствующее значение и давал преимущественное торжество вере и церкви над принципами гражданской жизни. С таким характером византинизм сохранился в жизни церкви вплоть до падения византийской империи и даже пережил это историческое событие. В последней фазе своего развития византинизм представлял весьма сложное целое, вмещавшее в себя всю историческую жизнь Византии, церковную и гражданскую. 3. Признаки византинизма: 1.Ортодоксия или православие, преданность византийцев православной вере. Именно это отличало христианский восток от запада. Византийский мир от мира романского. Византия была разноплеменным по населению и разноязычным государством. Пеструю этнографическую смесь населения в Византии связывала и скрепляла религия, в форме православия, так как почти все подданные византийского василевса были православными. Православие было основной стихией народной жизни в Византии, ее нервом. Принципом же жизни было точное соблюдение православных догматов и канонов "". Императоры могли сколько угодно экспериментировать над имуществом, личностью и жизнью своих подданных, народ все сносил и терпел, но как только они прикасались к православным догматам и канонам, тогда следовала народная реакция, сопровождавшаяся более или менее сильными пертурбациями во всех сферах государственной жизни. Эта приверженность православию превратили в ничто в XIII - XV вв. попытки вступить в унию с Римом. В XIV в. строго-ортодоксальная партия была господствующей в Византии и своим подавляющим большинством придавала империи характер православной. 2. Своеобразная система взаимных отношений церкви и государства. В противоположность государственному абсолютизму Рима, Византия провозгласила идею соподчинения целей государства и церкви, теснейший союз между этими двумя учреждениями, при юридической независимости того и другого. Византийском законодательстве церковь всегда отличалась от государства, как особый общественный организм, имеющий особую, отличную от государственной, задачу, признавалась учительницей веры и установительницей церковных канонов, имела право церковного управления и суда по церковным делам, причем власть императора не простиралась на сферу церковных отношений - на изложение догматов веры, богослужение, богопочитание, на установление церковных канонов. Законодательное полномочие, соединенное со званием и положением императора, обнаруживалось, по отношению к церковным делам, лишь в праве провозглашать догматы веры, исповедуемые церковью, за общеобязательные в государственном смысле и возводить церковные правила в значение государственных законов. В вопросе о взаимоотношении церкви и государства Византия не только ограничила принцип всемогущего и всепоглощающего государства, но на первый план выдвинула идею церкви, провозгласила превосходство церковного канона над гражданским законом, церковной власти над светской, церковного учения над принципами общественно-политической жизни. По византийскому воззрению, государство лишь постольку выполняет свое назначение, поскольку оно проникается духом церковного учения, поскольку оно воцерковляется. Византии принадлежит историческая заслуга провозгласить учение о том, что государство должно усовершенствовать принцип справедливости, каким оно живет, по руководству высшего принципа любви, каким живет церковь, - должно быть теократической монархией, в которой государственный принцип становится действенным лишь в той мере, в какой проникается учением церкви, а носитель светской власти не может стоят впереди представителя церковной власти. 3. Церковно-религиозный характер самого общества. Вся жизнь византийцев - частная, семейная, общественная и даже политическая - носила отпечаток церковно-религиозных интересов. Религия составляла для них главное и исключительное начало жизни и проникало все ее содержание. Византийцы не знали сознательного атеизма, жили преимущественно верой, питали глубокую и искреннюю преданность "матери-церкви", имели большое уважение к духовенству и монашеству. Вот некоторые данные, указывающие на преобладание церконо-религиозного элемента в жизни византийцев. Прежде всего, император, по воззрению византийцев, был наместником Бога на земле и от Бога получил все, чем владеет. Поэтому на императора переносили известную степень божественного величия, выражавшееся в наименованиях и внешних формах. Но византийский культ не проявлялся в апофеозе императоров, как это было в языческом Риме, а был лишь способом почтения церковной власти. Приписывая этой власти божественное происхождение, византийцы прилагали к императору особые эпитеты, указывавшие и на религиозный характер его полномочий. Император назывался святым, божественным, сыном Божиим, владыкой всех христиан или христианской вселенной; его воздавалось богоравное почитание, выражавшееся в поклонении, то есть в наклонении головы до самой земли и целовании руки, и в славословиях (многолетиях и хвалебных эпитетов). Церковь освящала и политическую жизнь Византии. Она являлась посредницей между враждовавшими политическими партиями, между законным правительством и претендентами на престол или бунтовщиками, она, в лице патриарха и духовенства, призывала мятежников к повиновению законной власти, примиряла враждовавшие партии, утверждала власть василевса на идее ее божественного происхождения, считая отступничеством любое восстание против него и карая виновных анафемой. Влияние церкви на политический строй в империи было так велико, что претенденты на византийский престол, обеспечив себе поддержку со стороны войска, прежде всего спешили заручиться поддержкой патриарха, авторитет которого в глазах народа имел громадное значение. Церковь нередко утверждала политические соглашения между соправителями, основываясь и в этом гражданском деле на церковных законах и уставах. Синод своим участием санкционировал и так называемые политические браки, которые устраивались и в Византии в интересах благополучия империи. В случае нарушения политической клятвы, патриарх и синод подвергали виновных суровой церковной каре. Патриархи иногда высказывали свои мнения по государственным делам большой важности. В общественной жизни можно также проследить господство церковных идей, под влиянием которых многие стороны правового положения местного населения не только всецело прониклись духом религиозности и церковности, но и достигли такой нравственной высоты, которая может вызывать только изумление. Известно, что итератор Юстиниан предоставил церквам право убежища для жертв опасности и явной людской злобы и несправедливости, только убийцы, прелюбодеи и похитители девиц не могли пользоваться этим правом. (Новелла XVII, с.7). А император Константин Порфирогенит (945 - 959 гг.) распространил право убежища и на убийц, как тайных так и явных, признав их по закону неприкосновенными и для частной мести, и для общественного суда, и предоставил суд над ними церкви, которая и подвергала виновных публичному покаянию, церковной епитимьи по канонам и заключению в монастырь на различные сроки. Новелла императора Константина о церковном суде над явными убийцами была в 1166 году подтверждена императором Мануилом Комнином, а потом внесена Феодором Вальсамоном в толкование на VIII правило св. Василия Великого. В Константинополе местом церковного убежища для преступников служил храм Св. Софии. Право суда над убийцами принадлежало не только патриарху, но и каждому из епархиальных архиереев, а в последние времена существования Византии здесь создался институт "вселенских судей". Они ведали важнейшими преступлениями граждан и избирались из священников. Пред евангелием они давали обещание судить по правде и судили в обстановке, не похожей на гражданские суды. Суд часто происходил в церкви; между книгами закона первой было Евангелие, и суд производился более по нему, нежели по гражданским законам. В связи с правом церковного суда над уголовными преступниками, у патриархов было право ходатайства пред императорами о смягчении участи виновных, или право печалования. Это право служило для патриархов средством проведения в административно-судебную среду начал милости и сострадания и всецело основывалось на христианской любви к ближнему. Влияние церкви простиралось и на область гражданского частного быта. Купчие и дарственные грамоты, завещания и другие документы правового характера заключались и составлялись не на основании лишь формальных требований гражданского закона, но и по нравственно-религиозным мотивам, с призыванием Бога и Богоматери, с возложением упования на Их защиту и покровительство в исполнении договора. Особенно велико было влияние церкви на семейную жизнь. Она весьма ревностно охраняла этот очаг истинной нравственности и гражданственности, устраняла возникавшие разногласия и споры, содействовала добрым отношениям между родителями и детьми, защищала сирот от посторонних посягательств на завещанное им наследство. Показателен византийский обряд усыновления. Он состоял не в каких либо формальностях гражданского порядка, а в церковном освящении посредством молитвы или даже целого последования, происходившего в храме. Так же любопытен обряд братотворения, соответствовавший славянскому побратимству. И он освящался церковью и состоял в богослужебном последовании. Вообще, идеал нравственного человека, по воззрениям византийцев, отличался по преимуществу церковным характером: на первом плане стояли искренняя набожность, соблюдение церковных уставов, посещение храма, почитание священного и монашеского чина, чтение и изучение Священного Писания и творений св. отцов и т.п. Таким образом, мирянин-византиец должен был совершенствоваться в тех же добродетелях, что и монах. Как мы видим, почти вся жизнь византийцев проходила в тесном общении с церковью, под сенью церкви, под руководством духовенства и монашества. Византийцы совершали общественные моления по случаю различных бедствий, например, землетрясения, эпидемии, нападении врагов, голода, наводнения и т.д. Молитвой они начинали и постройку дома, обитание в новом доме, устройство колодца и отыскание воды, посадка винограда и вообще плодов, жатву, постройку судна и отправление на плавание, ловлю рыбы и пользование сетями. Словом, почти каждое дело: общественное или семейное, или частное находило отклик в молитве, освящалось и благословлялось церковью. 4. Церковно-религиозный характер византийской науки и просвещения. Подобно тому, весь строй общественной и частной жизни византийцев носил на себе отпечаток церковно-религиозных интересов, так и наука, как и вообще просвещение развивалось и определилось в своем составе и направлении под влиянием религиозных мотивов. Византийская литература по существу носит церковный и богословский характер. Большая часть произведений византийской литературы относится к разряду богословских, представители высшей аристократии и императоры, выступали с богословскими трактатами, как и иерархи церкви и монахи. Такое явление мы не сможем встретить на Западе. В Византии богословие было центральным предметом литературной деятельности и изучалось почти во всех его частных дисциплинах. Догматика, апологетика, герменевтика, аскетика и мистика, церковная риторика и право, агиография - вот главные отрасли богословской науки в Византии. Они получили здесь интересную научную разработку и представлены в многочисленных литературных произведениях, отличающихся глубиной, основательностью и всесторонностью исследования богословских проблем, свободным полетом творческой богословствующей мысли, не уклонявшейся однако от догматов православия. Занимая центральное место в византийской науке и литературе, богословие привлекло в сферу своих интересов и другие науки, процветавшие в Византии, сообщило и светским дисциплинам богословскую окраску, привнесло церковно-религиозные элементы в содержание и светской литературы. Переходя от византийской науки и литературы к народным школам, мы опять должны отметить преимущественно церковный их характер. Школы открывались в Византии, главным образом при церквах и монастырях, руководителями и учителями которых были епископы, клирики и монахи, предметами изучения были преимущественно богословские науки. В византийских школах преподавались и светские предметы - арифметика, грамматика и т.д., но и этим наукам по возможности сообщался церковный характер, так что все византийское школьное учение носило на себе церковно-религиозный характер. Вообще, византийские начальные школы учили детей страху Божию, воспитывали в наказании и учении Господнем. Известно также, что в Византии, со времен Константина Великого и до последних Палеологов, существовало "Общество любителей духовного просвещения", в котором, под руководством императоров, при участии епископов, образованных клириков и мирян, происходили ученые собрания для обсуждения богословских вопросов, читались рефераты, произносились речи, совершался живой обмен мнений по религиозным предметам. Оно могло возникнуть и долго существовать только там, где просвещение и наука имели строго-религиозный характер. Наконец, и византийское искусство развивалось преимущественно на церковной почве и имело характер почти исключительно религиозный. 5.Широкое распространение монашества. Главная причина необыкновенного роста византийского монашества заключалась в глубокой и интенсивной религиозности общества, считавшего постройку и украшение монастырей делом богоугодным, а монашескую жизнь - подвигом, "ангельским житием". Отсюда византийское общество выделило из своей среды многочисленных ктиторов монастырей, бесчисленных иноков вышедших из всех слоев византийского населения, до лиц царского рода и коронованных особ включительно. В средневековую эпоху почти вся Византия была покрыта монастырями и наполнена монахами, так что было практически всецело монашеским царством. И внутренняя жизнь византийского монашества достигла полного развития сложилась в стройную и законченную систему устройства и быта. В основе этой системы было анахоретство или отшельничество, от которого был прямой переход к келлиотству; дальше стояла лавра или скит, за ними - монастырь в форме идиоритма и киновии, в которой в совершенстве был выдержан монархический принцип управления. Подвижничество византийских монахов было сознательным, так как у них аскетизм находился в полном союзе с просвещением, религиозно нравственные требования покоились на почве богословского ведения. Византийские монахи имели весьма большое и благодетельное значение для общества. Своей высоконравственной жизнью они давали мирянам пример того, как должно жить христианину, а наставлениями и поучениями укрепляли их в исполнении нравственных требований. Они безбоязненно обличали пороки и заблуждения, в том числе и императоров. Так же известна их пламенная ревность в защите точного исполнения церковных догматов и канонов, которого они требовали от лиц любого звания и состояния. Затем, величайшей заслугой византийского монашества была его миссионерская деятельность среди языческих народов, которых они не только привели ко Христу и приобщили к культурным народам. Таким образом, из монастырей выходили лучшие начинания времени, в тиши монастырских стен сохранялось и поддерживалось все, достойное уважения. Жизнь монахов весьма тесно переплеталась с жизнью общества, которой и сообщала великую нравственную силу. Монахи, по словам императора Алексея Комнина, были солью византийской земли, светом миру. Они предохраняли мир от нравственной порчи, освещали ему путь на небо, они воцерковляли светскую и гражданскую жизнь, по преимуществу водворяли царство Божие на земле. В этом и заключается последний реальный признак византинизма, как церковно-исторической системы. |
Учебное пособие к курсу “Upstream” Уровни А2―В1 Издательство «мгимо-университет» Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса факультета мэо, которые изучают английский как второй иностранный язык | Учебное пособие по английскому языку для курсантов Учебное пособие по английскому языку для 1-го курса. Краснодар: Краснодарский университет мвд россии,2012. с. 146 | ||
Учебное пособие министерство образования российской федерации гоу... Учебное пособие предназначено для курса «История музыкального образования», который входит в федеральный компонент учебного плана... | Учебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для... Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа».... | ||
Учебное пособие по истории и культуре народов Северного Кавказа Для... Учебное пособие предназначено для студентов скгми всех направлений, изучающих курс «История и культура народов Северного Кавказа».... | Учебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,... Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе... | ||
Пособие по переводу международных документов для студентов III курса факультета мо москва, 2006 Пособие по переводу международных документов для студентов III курса факультета мо | Учебное пособие по курсу «Управление качеством» (практикум) Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, разработано на основе государственных стандартов по специальностям... | ||
Психология Учебное пособие Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки | Учебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста» Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике | ||
Учебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов | Учебное пособие Печатается по решению Учебно-методической комиссии... Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих дополнительные разделы сейсморазведки | ||
Учебное пособие «Гражданско-правовое положение несовершеннолетних» Учебное пособие предназначено для магистрантов юридического факультета. Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация... | Литература Введение Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может... | ||
Курс лекций по психологии и педагогике Часть III учебное пособие Лекция 12. Основные вопросы управления образованием и организации учебного процесса 72 | Учебное пособие предназначено для студентов дневной формы обучения... Пособие рекомендовано для обеспечения базового курса дневного обучения в техническом вузе |