Зарегистрирована в составе
учебного плана __11\2871\2
«__22___» _____04_____ 2015
Зам начальника УОП
(ГригорьеваИ.В.)
Санкт-Петербургский государственный университет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Научно-исследовательский семинар
Research Seminar
Теория и философия политики, история и методология политической науки/
Theory and philosophy of politics, history and methodology of political science
Трудоёмкость в зачетных единицах:6
Регистрационный номер рабочей программы: 046126
Санкт-Петербург
2014
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий
Основная цель курса – систематическое и комплексная апробация научных гипотез, концепций и проектов аспирантов как необходимой составляющей образовательного процесса и включение аспирантов в научное сообщество.
Основные задачи научно-исследовательского семинара:
- обеспечение планирования и контроля качества выполнения научно-исследовательской работы аспирантов;
- формирование у аспирантов навыков академической и научно-исследовательской работы;
- развитие навыков ведения научной дискуссии;
- представления результатов исследования в различных формах (презентация, реферат, аналитический обзор, критическая рецензия, доклад, сообщение, научная статья обзорного, исследовательского и аналитического характера и др.);
- стимулировать у аспирантов качественно, планомерно и систематично выполнять научно-исследовательскую работу, подготовить аспиранта к публичному представлению результатов своих исследований.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Для успешного изучения данного курса аспиранты должны знать материал следующих учебных дисциплин: «Теоретическая политология», «История», «История политических учений», «Политическая антропология», «Политическая философия», «Социология». Помимо этого, аспирант должен иметь утвержденную тему научно-исследовательской работы, владеть навыками научного поиска, использования информационных технологий и систем.
Данная дисциплина должна читаться во втором семестре второго курса аспирантуры.
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Учебный материал данной дисциплины способствует (совместно с другими дисциплинами) формированию следующих компетенций:
способность применять научный подход в своей профессиональной деятельности (ОКА-1);
способность работать с текстами профессиональной направленности и сообщать о результатах своей учебной и научной работы на иностранном и русском языках (ОКА-2);
способность исполнять обязанности исследователя, в том числе обязанности по проведению научных исследований, по разработке и подготовке к изданию научных трудов и статьей, по обеспечению обучения в индивидуальном порядке и в форме семинаров (ОКА-3).
Профессиональная компетентность проведения научных исследований определяется через совокупность:
Знаний:
современной методологии проведения научных исследований,
современных технологий поиска информации,
требований, предъявляемых к качеству, полноте и достоверности источников информации, используемой в научных исследованиях,
правил и приемов ведения научных дискуссий,
специфике научных публикаций,
способах и особенностях построения научного текста и научного языка.
Умений:
использования современных методологий проведения научных исследований,
выявления и формулирования актуальных научных проблем,
формирования программ научных исследований для их решения,
поиска, сбора, критической оценки и обработки информации для осуществления научных исследований,
аргументировать результаты самостоятельных научных исследований и делать обоснованные выводы,
готовить краткие публичные выступления по теме научного исследования.
На основе материалов научно-исследовательского семинара аспиранты должны получить возможность сформировать аналитические навыки и расширить круг научных исследований в соответствующих областях.
В результате изучения дисциплины аспиранты должны быть готовы:
- самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях;
- работать с текстами профессиональной направленности на русском и английском языках;
- владеть методами аналитической научной работы;
- анализировать и использовать различные источники информации для обработки статистических данных;
- осуществить разработку рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей;
- осуществить сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;
- выявлять и проводить исследования актуальных научных проблем.
1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
Семинар может проводится в следующих формах: чтение авторских лекционных курсов и их дальнейшее обсуждение на семинаре; консультации научных руководителей по теории, методологии и актуальным проблемам отрасли знания, соответствующих тематике научно-исследовательского семинара; обсуждение новейших научных статей, монографий, результатов научных исследований ведущих ученых и самих аспирантов.
Семинар проводится в открытом формате с участием аспирантов, их научных руководителей, преподавателей, а также заинтересованных в разработке данной научной тематике научных сотрудников. Руководитель семинара осуществляет общую координационную деятельность, разрабатывает программу семинара, утверждает состав приглашенных участников
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1. Организация учебных занятий
2.1.1 Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
| Период обучения (модуль)
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных
форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| итоговая аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
|
сам.раб. с использованием
методических материалов
| текущий контроль (сам.раб.)
| промежуточная аттестация (сам.раб.)
| итоговая аттестация
(сам.раб.)
|
|
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения, заочная форма обучения
| 2 год обучения (4 семестр)
|
| 69
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
| 145
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
| 69
|
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
| 145
|
|
|
|
|
|
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
| Период обучения (модуль)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Виды промежуточной аттестации
| Виды итоговой аттестации
(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения, заочная форма обучения
| 2 год обучения
|
| зачет
|
| 2.2. Структура и содержание учебных занятий
Период обучения (модуль): 2 год обучения
№ п/п
| Наименование темы (раздела, части)
| Вид учебных занятий
| Количество часов
| 1
| Содержание и формы, цели и задачи научного исследования аспиранта.
| семинары
| 4
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов
(самостоятельная работа)
| 4
| 2
| Введение. Концептуальные основания политической теории
| семинары
| 2
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов (самостоятельная работа)
| 5
| 3
| Принципы исторической и теоретической динамики в структуре политической теории
| семинары
| 2
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов (самостоятельная работа)
| 4
| 4
| Политическая философия: современные концепции политического
| семинары
| 2
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов (самостоятельная работа)
| 4
| 5
| Основные школы и направления современной политической философии
| семинары
| 2
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов
(самостоятельная работа)
| 5
| 6
| Политика и ее атрибутивные свойства
| семинары
| 8
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов
(самостоятельная работа)
| 15
| 7
| Глобализация и власть в современном политическом дискурсе.
| семинары
| 10
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов (самостоятельная работа)
| 21
| 8
| Политические акторы
| семинары
| 6
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов (самостоятельная работа)
| 15
| 9
| Политические элиты и современные концепции политического участия.
| семинары
| 2
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов (самостоятельная работа)
| 9
| 10
| Духовные основания политики
| семинары
| 6
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов
(самостоятельная работа)
| 15
| 11
| Феномен публичной политики
| семинары
| 10
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов (самостоятельная работа)
| 21
| 12
| Основные этапы становления и развития современной политической науки.
| семинары
| 8
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов (самостоятельная работа)
| 15
| 13
| Основные парадигмы научной интерпретации политики
| семинары
| 6
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов (самостоятельная работа)
| 15
| 14
| Методология политических исследований
| семинары
| 3
| под руководством преподавателя
|
| с использованием методических материалов
(самостоятельная работа)
| 9
|
|