Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании





НазваниеЕ. Грицак Гипноз, или операция на сознании
страница1/31
Дата публикации01.09.2013
Размер3.44 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

www.koob.ru


Е. Грицак

Гипноз,

или

ОПЕРАЦИЯ НА СОЗНАНИИ

РИПОЛ

КЛАССИК Москва, 2003


Грицак Е Н«

Тайна гипноза, или Операция на сознании.— М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.— 416 с— (Тайны, находки, сенсации).

ISBN 5-7905-1749-8

- гипнозом, тайну которого

Мы познакомим вас с уникальным явлением -всегда хотелось разгадать человечеству.

Что такое гипноз — наука или шарлатанство, мистика или колдовство.'

Можно ли научиться гипнотизировать себя и других?

Что такое прикладной гипноз? Как его применяют в науке и расследовании уголовных преступлений?

Обо всем этом вы узнаете, прочитав нашу книгу.

Для широкого круга читателей.

ББК 88.6

ISBN 5-7905-1749-8

Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2003

Введение

Любые непостижимые явления издавна вызывали у людей страх, часто переходивший в массовую истерию. Беспомощность человека, столкнувшегося с голодом, эпидемиями, смертью, но более всего их неизбежность определяла подавленность и благоговение перед могуществом безвестных сил, смиренное признание их беспредельной власти. Именно так сформировались религиозные взгляды, отражающие слепую веру в существование сверхъестественных сил, неподвластных человеческому разуму.

Служители религиозных культов употребляли внушение для разжигания фанатичной веры в создателей, пользуясь гипнозом как средством укрепления авторитета религии, а позже, с возникновением государства, — для укрепления светской власти. В положении сообщника религии и мистики гипноз находился в течение многих столетий и только в середине XVIII века впервые попал в поле зрения медицины.

Загадочные явления гипнотизма всегда вызывали немалый интерес, но отношение к ним различалось в зависимости от просвещенности

5

Ш тляны. находки, сенсации___________

общества. В Древнем Риме оракулы и сивиллы почитались наравне с богами. Средневековые прорицатели горели на кострах как посланцы бездны: тогда человек, участвующий в гипнотических сеансах, считался связанным с Сатаной. Жестоко преследовались магнетизеры эпохи Просвещения, и лишь в XX веке гипноз объявили частью мировой науки. Только современное общество признало гипнологов медиками, доверив им свое здоровье.

В древности гипноз не использовался в лечебных целях, хотя и упоминался в архивах храмовых медиков. Не стремясь к устранению причины недуга, античные священники «излечивали больных» с помощью молитв и заклинаний преимущественно для того, чтобы усилить впечатления о могуществе того божества, которому они призывали поклоняться верующих. Наибольший интерес к гипнозу проявляли пророки, ясновидящие, маги и колдуны.

Представители культа и мистики не пытались толковать гипноз и наблюдаемые в нем процессы, например транс или внушаемость, с научной точки зрения. Они утверждали представление о гипнозе как о состоянии непонятном, потустороннем, таинственном, доступном лишь немногим избранникам небес, получившим уникальную возможность передавать людям волю божественных сил.

6

тайны гипноза или операция н4 сознании <&

В одном египетском папирусе сохранились такие слова: «Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из лаврового дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон своей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди испроси, что он видел. Он ответит: «Я видел богов вокруг лампы, и они говорили все, о чем я их спрашивал». В данном случае интерес представляют слова «погрузи его в сон своей рукой», что можно считать предвестником средневековых пассов. В искусственно вызванном сне юный египтянин обрел возможность «видеть богов» и «разговаривать» с ними, то есть испытал галлюцинации, сходные с теми, которые появляются под гипнозом.

Из сверхъестественного толкования гипнотического феномена впоследствии появилась широко распространенная в Средние века практика чудесных исцелений. В обстановке религиозной экзальтации целители погружали страдальцев в глубокий сон. Затем с помощью внушения и самовнушения устранялись глухота, слепота, потеря речи, параличи, имевшие не физиологическую, а невротическую природу.

Сохранилось множество документов, удостоверяющих публичные представления, в ходе

7

Щ Т4ЯНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ_______________

которых восстанавливалась способность стоять и ходить, ликвидировались некоторые болезненные симптомы. Так, римский историк Страбон писал, что излечивания египтян проходили в храме Сераписа, где люди «спали для себя и других». Подобное утверждали греческий историк Диодор Сикулос, рассказывавший о верованиях египтян, считавших, что богиня Изида открывает секрет исцеления только во сне.

Пребывая в рамках мистики, гипноз все же применялся для лечения больных, но медики не могли даже приблизительно объяснить это удивительное явление. Одна из первых попыток пояснения связана со свойствами магнита (от греч. magnetis или magnetis lithos). Так древние называли камень из Магнесии, древнего города в Малой Азии. Заметив способность магнита притягивать металлические предметы, им заинтересовались естествоиспытатели, но, поскольку в Средневековье странные свойства магнита еще не обрели научной интерпретации, они были механически перенесены на гипноз. В таком подходе прослеживается стремление к объяснению всякого неизвестного явления действием знакомых законов. Однако процесс познания бесконечен, оттого суждения о гипнозе часто менялись в зависимости от исторической обстановки и места, где происходило то или иное событие, связанное с его применением.

8

История гипноза уходит корнями в Древнюю Индию, когда странствующие дервиши (факиры) давали уникальные представления на улицах и городских площадях. Индийские фокусники совершали действия, подобные феноменам из области магнетизма, над первым встречным, предвосхитив великие открытия по вопросам, которые взволновали Европу много веков спустя. В старинных индийских манускриптах упоминаются имена прославленных очарователей змей — Марси и Псилли.

Таинственные спектакли с загипнотизированными животными описаны в книге «Разоблаченная Изида» русской писательницы и теософа Елены Блаватской (1831 — 1991), где автор не только представляет внешние эффекты этого явления, но и пытается раскрыть природу, правда, в паранормальном аспекте.

«Змеи подняли головы и зашипели, но без признаков какого-либо гнева, — пишет Блават-ская. — Вынув из волос маленькую свирель, факир стал извлекать из нее еле слышные звуки. Змеи развертывались и одна за другой соскальзывали на пол. Едва коснувшись пола, они приподнимали приблизительно треть своего ту-

11

1,

т т^ины, нлхолки. сенсации____________

ловища и начинали покачиваться в такт музыки своего хозяина. Вдруг факир уронил свой инструмент и сделал несколько движений рук над змеями, которых было около десяти: все представители самых смертоносных видов индийской кобры». Устремляя взгляд на животных и продолжая манипуляции руками, факир приводил в оцепенение обезьяну-помощницу, чьей обязанностью было подавать огонь в медной жаровне. После нескольких минут мысленного общения с дрессировщиком парализованные кобры лежали, растянувшись во всю длину, причем тело их было негнущимся, как палка. Если говорить современным языком, животные находились в состоянии глубокого гипнотического сна.

По древним индийским поверьям, каждое животное в большей или меньшей степени наделено способностью ощущать и видеть. Звери способны улавливать явления, невидимые для обычных людей, но знакомые ясновидящим. Свирепые тигры Малабарского берега подчинялись факирам, как домашние кошки. Хищник приводился своим хозяином в состояние оцепенения, становясь смирными и безвредными. Дети могли дразнить его и дергать за уши, а он только встряхивал шерстью и тихо завывал. Обратное действие производили блестящие предметы, глядя на которые, тигр мгновенно приходил в возбуждение, похожее на ярость раненого зверя.

12

Т4ЙНЫ ГИПН034. И/1И ОПЕРАЦИЯ К4 СОЗНАНИИ jft

Его глаза наполнялись ужасом; воя в отчаянии, не имея возможности отвести глаз от сверкающего камня, тигр корчился и трепетал до тех пор, пока у него не начинались судороги от страха и боли. Тогда он ложился, слабо постанывая, но все еще продолжая смотреть на драгоценность. По окончании спектакля тигр, обессиленный, падал на землю.

Невозможно проверить истинность фактов, но древние книги заверяли, что факиры заставляли статуи ходить, могли заскакивать в огонь и не обжигаться, летать по воздуху, делать хлеб из камней, изменять свой вид, одновременно обладать двумя лицами, превращаться в столб, заставлять закрытую дверь самопроизвольно открываться, а домашние сосуды передвигаться без посторонней помощи. Возможно, эти явления обусловлены не легковерностью зрителей, а действием внушения: если фокусники легко завораживали животных, то отчего бы им не испытать свое могущество на людях.

Мощной силой самовнушения можно объяснить потрясающие воображение возможности йогов. Посредством особых приготовлений йоги оставались захороненными под двухметровым слоем земли в течение нескольких дней. Вот как описан подобный опыт у Елены Блаватской: «...человеческая фигура, заключенная в мешок из полотна, завязанный над головой шнурком. Руки

13



to Т4ЯНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ_______________

и ноги факира сморщенные и негнущиеся, лицо распухло, голова, свисающая к плечам, подобна голове трупа. Не обнаруживая сердцебиения, факир-йог лежал как мертвый, пока его не начинали поливать теплой водой. Процесс оживления заключался в последующем купании в горячей воде, растирании, удалении восковых затычек из ноздрей и ушей, притирании глазных век топленым маслом из молока буйволицы и заканчивался тройным прикладыванием горячей пшеничной лепешки толщиною с дюйм к макушке головы. В индийских медицинских летописях находили примеры приостановленной жизни в результате удушения, утопления или вдыхания ядовитых газов. Жизнь таких "покойников" восстанавливалась после 12 часов нахождения в состоянии "смерти"».

Согласно описаниям, внешние признаки «мертвецов» были схожи с особенностями человека, погруженного в гипнотический транс. Отсутствовали дыхание и пульс, тело становилось холодным и синело на глазах, мышцы твердели, а взгляд останавливался. Йоги гордились своими талантами, говоря, что они «могут умирать или испускать последний вздох, когда им вздумается, и затем, приложив усилия, возвращаться к жизни, повторяя это много раз».

В записях Плутарха повествуется о Теспе-зии, упавшем с большой высоты и пролежав-

14

Т4ЯНЫ ГИПНОЗ/4. ИЛИ ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗНАНИИ <jft шем три дня, считаясь мертвым. Античный автор излагал переживания покойника в течение периода частичной смерти.

«Теспезий, — рассказывал Плутарх, — увидел, что отличается от окружающих его умерших. Те были прозрачны и окружены сиянием, тогда как он влачил за собою след темного излучения, теневую линию». Описанное явление не было удивительным для европейца, знавшего о состоянии транса из древних летописей, где рассказывалось об оракулах и сивиллах.

Оракул (от лат. ого — «говорю», «прошу») у древних греков, римлян и народов Востока — жрец, передававший откровение от имени божества вопрошавшим верующим.

Толкователем полученного изречения являлся сам священник. Непосредственное общение с божеством происходило в определенном месте, а слова передавались в виде символов или сновидений. Самые известные из оракулов древности — дельфийские — вдыхали одуряющие пары горячего источника, выходившие из расщелины скалы, чем приводили себя в состояние транса. Еще не зная гипнотического воздействия различных физиологических факторов, пророки разных мест приходили к «ясновидению», наблюдая движение листьев на священном дубе или слушая звуки, исходившие от металлических сосудов. Под журчанье священ-

15

У

Щ ТУ4ИНЫ. НАХОАКН, СЕНСАЦИИ_______________

ного источника впадали в полусонное состояние оракулы Додоны. Пророки Делоса внимательно вслушивались в шелест лавра. В Ливии жрецы храма Зевса Аммонского гипнотизировали себя, глядя на сверкающее драгоценностями изображение божества.

Туманные фразы, произносимые дельфийским оракулом, свидетельствуют о пребывании в крайней экзальтации, когда исключается сознательный обман, хотя жрецы часто обеспечивали себе непогрешимость, давая двусмысленные ответы. Назначение оракула не ограничивалось предсказанием будущего; от имени божества они принимали решение в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась несостоятельной.

Перед началом пророческой деятельности оракул подвергался «одухотворяющему действию божества». Например, после однодневного поста с трехдневным воздержанием от вина ясновидящий засыпал в храме, чтобы во сне ему открылась воля создателя.

К оракулам относятся странствующие пророчицы сивиллы; греки особенно почитали эрит-рейских, а жители Апеннин — кумейских.

Среди 12 легендарных прорицательниц, упоминаемых античными авторами, наиболее известна сивилла Кумекая, которой приписывается создание сборника «Сивиллины книги», где пред-

16

Т4ЯНЫ ГИПНОЗА, ИЛИ ОПЕРАЦИЯ Н4 СОЗНАНИИ jft

ставлены изречения и предсказания, служившие официальным руководством для гаданий в Древнем Риме.

В Древней Греции сивиллы, подобно гомеровским гадателям, предлагали каждому прохожему узнать свою судьбу. Ясновидящие не связывали себя с определенным культом, хотя полубезумный характер пророчеств отдаленно напоминал об оргиях греческих богов. Подобно оракулам, сивилла входила в транс и пророчествовала в исступлении. С искаженными чертами лица, с пеной у рта и конвульсивными трепетаниями тела она изрекала откровения, словно «стараясь вытеснить из груди великого бога». Прекрасное описание пророческого экстаза есть у Полидора Вергилия в VI книге «Энеиды».

Упоминания о сивиллах относятся к VIII— VII векам до н. э., то есть к периоду греческой истории, когда в стране наблюдалась политическая нестабильность, сопровождавшаяся подъемом религиозного фанатизма. Как было замечено современными учеными, в такие эпохи внушаемость масс была особенно сильна.

Сивилла Кумекая, по преданию, жила около тысячи лет и была современницей Тарквиния Гордого, с именем которого легенды связывают ее 9 книг. Однажды пророчица предложила купить царю все свои сочинения. Получив отказ, сивилла бросила в огонь 3 книги и тотчас предло-

17

4

Щ Т4ЯНЫ. Н4ХР4КИ, СЕНСАЦИИ_______________

жила царю купить за ту же цену остальные. Царь вновь отказался и увидел, как в костер полетели еще 3 книги, а кумейская пророчица еще раз предложила купить за ту же цену 3 оставшиеся книги. Тогда Тарквиний согласился купить труды, поместив их в Капитолийском храме.

В 405 году «Сивиллины книги» были сожжены вандалом Стилихоном, но за несколько веков они успели сыграть значительную роль в религиозной жизни Древнего Рима. По приказу сената к ним обращались за советом в опасных для государства ситуациях: при тревожных знамениях, поветриях и в других критических обстоятельствах. Почти все новые обряды и культы обязаны своим происхождением «Сивиллиным книгам». Именно с письменной воли пророчицы в римский пантеон вошли новые божества Аполлон, Латона, Эскулап с перенесением всех греческих атрибутов. Под влиянием книг легендарной ясновидящей произошли большие перемены в обрядовой стороне римской религии; изменились религиозные представления римлян, усвоившие антропоморфизм (уподобление человеку), экзальтацию и крайний индивидуализм греческой религии.

«Заклинания благотворны в сопровождении лекарств, а лекарства благотворны в сопровождении заклинаний». Древние греки обращались с мольбой о ниспослании здоровья и сил к богу-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гипноз, наверное, возник еще на заре человече­ства. По крайней мере, клинописные таблицы, най­денные в долинах Евфрата и Тигра, убедительно...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconТайная операция
Просторное помещение. Комната в старом заброшенном доме или пустующий склад. На виду стул и пять стульев. В глубине – почти неразличимо...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconПроект «Малыши-крепыши или операция «Спаси Кроша»
Участники проекта: дети, педагоги, родители и социальные партнеры работники пищеблока и прачечной детского сада, медицинская сестра,...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconВиктор Борисович Зайцев Мгновенный гипноз. Сила внушения, приемы, техники
«Мгновенный гипноз. Сила внушения, приемы, техники / Виктор Борисович Зайцев»: рипол классик; Москва; 2013
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconВ течение более двух лет работы над этой книгой мне пришлось выживать...
Некоторые болезни я могу перечислить: две формы рака, ревматическая полимиалгия, двойная пневмония, нарушение работы сердца, операция...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconСтране. Из дилетантского торгового предложения реклама превращается...
В целом с этим можно согласиться, но, как это ни парадоксально, изменения произошли скорее в сознании рекламодателя, чем в сознании...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconНло: Операция "Сокрытие"
Настоящий документ подготовлен исключительно в информационных целях, не является и не должен рассматриваться как предложение купить...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconВы хотите избавиться от вредных привычек, улучшить свою жизнь и почувствовать...
Чего бы вы ни хотели — победы над вашими самыми мрачными страхами и фобиями или притока новых жизненных сил, — эта книга, написанная...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconПетербург Павел Глоба космогенезис (стенографическая запись курса лекций) Лекция 8
Казалось бы, должны видеть или розовых, или красных чертей, ближе к видимому спектру. Зеленый – это самый земной цвет, самый проявленный,...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconТема: Основные понятия математической логики
Автор, к своему стыду, до сих пор иногда путает  и . Поэтому на его уроках операция «НЕ» обозначается чертой сверху, «И» – знаком...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconМатч смерти: миф или реальность
Строки из знаменитой песни Александры Пахмутовой «Как молоды мы были…». В сознании сразу же представляются футбольный стадион, болельщики,...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconК особенностям ассоциатов с географическим признаком, объективирующих...
По мнению Ю. С. Степанова «концепт это форма воплощения культуры в сознании человека» [2] и, таким образом, являясь концептом культуры...
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гипноз третьего тысячелетия. Пер с англ. Хасанов М. Ш. Спб.: Будущее Земли, 2004.— 208 с
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconРуководство «Скрытый гипноз: Практ пособие.»: Перемена; Волгоград; 2003
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т....
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Б 42 Гипноз XXI века — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 106)
Е. Грицак Гипноз, или операция на сознании icon1. Происхождение и ранние формы искусства Имя и слово в мифологическом...
Имя и слово в мифологическом сознании — два этапа, характеризующие процесс перехода от эмоциональной рефлексии к понятийной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск