Тема: Основные понятия математической логики





НазваниеТема: Основные понятия математической логики
страница1/8
Дата публикации22.02.2015
Размер0.75 Mb.
ТипРешение
100-bal.ru > Математика > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8

A7 (повышенный уровень, время – 3 мин)

Тема: Основные понятия математической логики.


Про обозначения

К сожалению, обозначения логических операций И, ИЛИ и НЕ, принятые в «серьезной» математической логике (,, ¬), неудобны, интуитивно непонятны и никак не проявляют аналогии с обычной алгеброй. Автор, к своему стыду, до сих пор иногда путает и . Поэтому на его уроках операция «НЕ» обозначается чертой сверху, «И» – знаком умножения (поскольку это все же логическое умножение), а «ИЛИ» – знаком «+» (логическое сложение).
В разных учебниках используют разные обозначения. К счастью, в начале задания ЕГЭ приводится расшифровка закорючек (,, ¬), что еще раз подчеркивает проблему. Далее во всех решениях приводятся два варианта записи.

Что нужно знать:

  • условные обозначения логических операций

¬ A, не A (отрицание, инверсия)

A B, A и B (логическое умножение, конъюнкция)

A B, A или B (логическое сложение, дизъюнкция)

A B импликация (следование)

  • таблицы истинности логических операций «И», «ИЛИ», «НЕ», «импликация» (см. презентацию «Логика»)

  • операцию «импликация» можно выразить через «ИЛИ» и «НЕ»:

A B = ¬ A B или в других обозначениях A B =

  • если в выражении нет скобок, сначала выполняются все операции «НЕ», затем – «И», затем – «ИЛИ», и самая последняя – «импликация»

  • иногда полезны формулы де Моргана1:

¬ (A  B) = ¬ A  ¬ B

¬ (A  B) = ¬ A  ¬ B

Пример задания:


Для какого из указанных значений X истинно высказывание ¬((X > 2)→(X > 3))?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Решение (вариант 1, прямая подстановка):

  1. определим порядок действий: сначала вычисляются результаты отношений в скобках, затем выполняется импликация (поскольку есть «большие» скобки), затем – отрицание (операция «НЕ») для выражения в больших скобках

  2. выполняем операции для всех приведенных возможных ответов (1 обозначает истинное условие, 0 – ложное); сначала определяем результаты сравнения в двух внутренних скобках:

    X

    X > 2

    X > 3

    (X > 2)→(X > 3)

    ¬((X > 2)→(X > 3))

    1

    0

    0







    2

    0

    0







    3

    1

    0







    4

    1

    1







  3. по таблице истинности операции «импликация» находим третий столбец (значение выражения в больших скобках), применив операцию «импликация» к значениям второго и третьего столбцов (в каждой строке):

    X

    X > 2

    X > 3

    (X > 2)→(X > 3)

    ¬((X > 2)→(X > 3))

    1

    0

    0

    1




    2

    0

    0

    1




    3

    1

    0

    0




    4

    1

    1

    1




  4. значение выражения равно инверсии третьего столбца (меняем 1 на 0 и наоборот):

    X

    X > 2

    X > 3

    (X > 2)→(X > 3)

    ¬((X > 2)→(X > 3))

    1

    0

    0

    1

    0

    2

    0

    0

    1

    0

    3

    1

    0

    0

    1

    4

    1

    1

    1

    0

  5. таким образом, ответ – 3.

Возможные ловушки и проблемы:

    • можно «забыть» отрицание (помните, что правильный ответ – всего один!)

    • можно перепутать порядок операций (скобки, «НЕ», «И», «ИЛИ», «импликация»)

    • нужно помнить таблицу истинности операции «импликация», которую очень любят составители тестов2

    • этот метод проверяет только заданные числа и не дает общего решения, то есть не определяет все множество значений X, при которых выражение истинно

Решение (вариант 2, упрощение выражения):

  1. обозначим простые высказывания буквами:

A = X > 2, B = X > 3

  1. тогда можно записать все выражение в виде

¬(A B) или

  1. выразим импликацию через «ИЛИ» и «НЕ» (см. выше):

¬(A B)= ¬(¬A B) или

  1. раскрывая по формуле де Моргана операцию «НЕ» для всего выражения, получаем

¬(¬A B)= A ¬B или

  1. таким образом, данное выражение истинно только тогда, когда A истинно (X > 2), а B – ложно (X ≤ 3), то есть для всех X, таких что 2 < X ≤ 3

  2. из приведенных чисел только 3 удовлетворяет этому условию,

  3. таким образом, ответ – 3.

Возможные проблемы:

    • нужно помнить законы логики (например, формулы де Моргана)

    • при использовании формул де Моргана нужно не забыть заменить «И» на «ИЛИ» и наоборот

    • нужно не забыть, что инверсией (отрицанием) для выражения X > 3 является X ≤ 3, а не X < 3

Выводы:

  1. в данном случае, наверное, проще первый вариант решения (прямая подстановка всех предложенных ответов)

  2. второй вариант позволяет не только проверить заданные значения, но и получить общее решение – все множество X, для которых выражение истинно; это более красиво для человека, обладающего математическим складом ума.

Задачи для тренировки:


  1. Для какого из указанных значений числа X истинно высказывание

((X < 5)→(X < 3)) ((X < 2)→(X < 1))

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

  1. Для какого числа X истинно высказывание ((X > 3)(X < 3)) →(X < 1)

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

  1. Для какого числа X истинно высказывание X > 1 ((X < 5)→(X < 3))

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

  1. Для какого имени истинно высказывание:

¬ (Первая буква имени гласная Четвертая буква имени согласная)?

1) ЕЛЕНА 2) ВАДИМ 3) АНТОН 4) ФЕДОР

  1. Для какого символьного выражения неверно высказывание:

Первая буква гласная¬ (Третья буква согласная)?

1)abedc 2)becde 3) babas 4) abcab

  1. Для какого числа X истинно высказывание (X > 2)(X > 5)→(X < 3)

1) 5 2) 2 3) 3 4) 4

  1. Для какого из значений числа Z высказывание ((Z > 2)(Z > 4)) →(Z > 3) будет ложным?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

  1. Для какого имени истинно высказывание:

¬ (Первая буква имени согласная Третья буква имени гласная)?

1) ЮЛИЯ 2) ПЕТР 3) АЛЕКСЕЙ 4) КСЕНИЯ

  1. Для какого из значений числа Y высказывание (Y < 5) ((Y > 1) → (Y > 5)) будет истинным?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

  1. Для какого символьного выражения верно высказывание:

¬ (Первая буква согласная) ¬ (Вторая буква гласная)?

1) abcde 2) bcade 3) babas 4) cabab

A8 (базовый уровень, время – 1 мин)

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Основные понятия математической логики iconТема: «Исследования Луны» Учитель физики моу «Каширская оош» Горчакова Елена Павловна
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Тема: Основные понятия математической логики iconУрок лекция План проведения урока
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Тема: Основные понятия математической логики icon1. «Совершенные дизъюнктивные нормальные формы (сднф) и совершенные...
Логика – это наука о законах мышления. Это одна из древнейших наук. Основные законы логики были сформулированы еще древнегреческим...
Тема: Основные понятия математической логики iconУрок 1 Тема урока : Логика как наука. Основные понятия математической логики
Учебный курс (рабочая программа) «Логика научного исследования» для аспирантов очной и заочной форм обучения специальностей 09. 00....
Тема: Основные понятия математической логики iconПрограмма дисциплины логика для специальности 080504. 65
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Тема: Основные понятия математической логики iconПедагогическая психология среди других наук Общенаучная характеристика педагогической психологии
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Тема: Основные понятия математической логики iconРазвивающие игры как средство развития логического мышления младшего школьника
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Тема: Основные понятия математической логики iconИсследовательская работа «Влияние лунных фаз на рост, развитие и урожайность редиса и свеклы»
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Тема: Основные понятия математической логики iconПроект программы XVII международного экологического телевизионного...
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Тема: Основные понятия математической логики iconН. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать...
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Тема: Основные понятия математической логики iconТема : Основные понятия математической логики
А представляет собой двоичную запись числа 226, столбец значений аргумента в – числа 154, столбец значений аргумента с – числа 75....
Тема: Основные понятия математической логики iconЛуна: корень землян, врата в Мир Олег Ермаков Все те, кто поистине...
Новое время (индуктивная логика, гипотетико-дедуктивный метод); возникновение математической логики в сер. 19 века. Соотношение традиционной...
Тема: Основные понятия математической логики icon2. Основы логики и логические основы компьютера Основы логики. Основные...
Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации....
Тема: Основные понятия математической логики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основные понятия. Метод математической индукции. Обобщенный метод математической индукции. Геометрическая прогрессия. Треугольные...
Тема: Основные понятия математической логики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепление изученных понятий математической логики: высказывание, тема, рема, истинное высказывание и ложное высказывание
Тема: Основные понятия математической логики iconПрограмма по дисциплине «прикладные протоколы интернет и www»
Глобальные вычислительные сети: os unix – основные понятия, Internet – структура и основные понятия, аппаратное обеспечение, программное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск