Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у





Скачать 67.44 Kb.
НазваниеН. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у
Дата публикации07.07.2013
Размер67.44 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
«Моя педагогическая философия»

Как ни привлекательны естественные науки, важнейшею, коренною наукою остается и останется навсегда наука о человеке.

Н.Г. Чернышевский

Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. «Не сделает же нас изучение небесных светил способными управлять ими. Не смогут же астрономы и физики вызвать когда захотят ветер и дождь или изменить ход времён года!» – восклицал величайший философ древности. По его мнению, философ должен поставить центр своего рассмотрения не природу, а человека и дела человеческие, ибо такого рода знание позволит человеку управлять самим собой и совершенствовать себя.

«Познай самого себя» – вот исходный пункт и кредо сократической философии.

Философия Сократа стала отправной точкой для моей педагогической философии и, наверное, не только моей, потому что из философии никогда не уходят проблемы, волнующие каждое поколение: Что такое человек? Каково его предназначение? Что значит для него мир и что значит он для мира? Что такое жизнь и что такое смерть? Способен ли человек познать мир? Может ли победить зло? Спасет ли красота мир? и многие другие.

Конечно поиск человеком себя, своего места в мире сугубо индивидуальное. Вряд ли здесь возможны какие-то абсолютные рецепты. Тем более каждая эпоха, каждое общество, каждый человек дают свои ответы на эти вопросы. Единой для всех философии никогда не существовало и не существует. В то же время, взятые вместе философские школы дают представление о том или ином историческом периоде как целостном культурном образовании, свидетельствуют не только об уровне знаний людей, их целях и планах, но и их надеждах, чаяниях, мечтах.

Исследуя наиболее общие закономерности природы и общества, педагогическая философия осмысливает их с точки зрения значения для жизни человека. Она раскрывает природу сознания, закономерности форм мышления, обосновывает методы познания человеком мира и самого себя, определяя тем самым пути движения людей к истине. Кроме того, опираясь на существующие в обществе ценности и ценностные представления людей о жизни, педагогическая наука помогает выработать определенное отношение к действительности, служит ориентиром дальнейшей практической деятельности.

Юность... Трогательный и удивительно прекрасный период человеческой жизни. Возраст, когда мы совершаем одно из важнейших своих открытий -открытие самого себя. Если в детстве мы лишь присматриваемся к себе и мир, то в юности в нас рождается свой неповторимый голос, свое «Я», своя философия, которая помогает найти смысл жизни, определить пути к счастью, продолжить дорогу к истине, утвердить добро, постигнуть красоту. Но жизнь так многолика, счастье неоднозначно, истина спорна, добро хрупко и красота многогранна, что юному созданию совсем не просто самостоятельно дойти до всего. Рядом с ним должен быть человек, умудренный жизненным опытом.

Разумному обществу небезразлично каким станет юный отпрыск. Более того, оно заинтересовано в хороших, добрых членах общества. Обществу во все времена нужны были те, которые занимались бы формированием огромного числа людей, отвечающим требованиям и спросам общества. Нужны были не просто случайные люди, а специально обученные, профессионалы.

«Учитель – человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего, а не только продуктом прошлого и настоящего, – писал А.В.Луначарский в 1958 году в своей книге «О народном образовании». Да, именно на плечи учителя лег тяжелый груз ответственности за будущее общества. Не всякий человек способен вынести такую ношу.

Часто говорят: «Учителю нужно прежде всего любить детей, а остальное приложится».

И действительно: без любви к детям нет хорошего педагога. К сожаленью, в педагогических училищах и вузах не может быть экзамена, способного установить, любит ли абитуриент детей. Да и как на самом деле любить детей? И только ли любовь учит и воспитывает?

Мне бы хотелось проанализировать противоречия в споре о слишком сильной любви. Одна сторона утверждает, что пламенная любовь портит ребенка, другая настаивает, что нельзя любить ребенка слишком. Путаница в этом вопросе часто понуждает сторонников эти полярных точек зрения принимать крайние меры. Первая группа настаивает на строгой дисциплине, вторая потворствует снисходительности.

Где ж та золотая середина, которая принесла бы благотворные плоды любви к детям? Я думаю, что если мы определим, что соответствующая любовь к ребенку обеспечивает полноценное воспитание и благоприятствует эмоциональному росту ребенка и укреплению его уверенности в себе, нужности людям, тогда картина прояснится. Тогда главный принцип воспитания можно сформулировать так: ребенку необходимо изобилие полноценной, идущей ему во благо и, естественно, совсем не нужна неполноценная, идущая во вред любовь.

В работе с детьми есть и другие качества, необходимые педагогу.

Какие?

Орудие труда педагога – слово. Речь учителя должна быть ясной, эмоциональной, убедительной. Ребенка очень легко обидеть, оскорбить неосторожным высказыванием, даже намеком, поэтому такт и доброжелательность – неотъемлемая часть педагогических инструментов. В классе, с которого педагог начинает работать, не все будут одинаковыми. Он встретится и с ленью, и с непониманием, и с инертностью, и со злобой, но настоящий педагог никогда не выкажет раздражение, выходить из себя и кричать. Самообладание — это то сильное педагогическое качество.

Тут я подумала о справедливости. В коллективе, в том числе и детском, все время возникают микроконфликты, а иногда и серьезные споры. Учителям приходится быть арбитром в этих спорах, а это нелегкое дело – разрешить спор по справедливости, так, чтобы никто не чувствовал себя обиженным. Педагогическая справедливость должна выразиться еще в одном обстоятельстве -требования должны быть одинаковы ко всем.

А как обстоит дело воспитания в семье?

Мы часто обвиняем наших детей в том, им ничего не хочется, что им все неинтересно и т.д. Но встанем на их место и прокрутим пленку назад. Нам полтора года, мы только что научились самостоятельно передвигаться, и перед нами открылся целый мир. Вот ключ от папиных ящиков, вот ваза с цветами, мамины часики «тик-так», но самые интересные – электророзетка и кран на газовой плите. И все надо сейчас же потрогать, положить в рот, ввернуть и повернуть, все разобрать и во всем разобраться. Но стоит только протянуть руку – «Нельзя! Не трогай! Не смей!» Попробуем еще – тут уж можно и по рукам получить, и не только по рукам. Очень горько сознавать, сидя в клетке, что для твоих родителей все эти неживые вещи – папины книжки, мамины брошки и т.д. – значительно важнее, чем ты, чем твои живые чувства.

И вот что удивительно. Эти же самые родители могут бороться за охрану окружающей среды или за права человека, но не способны подумать о том, чтобы окружить решеткой не ребенка, а те, в общем, немногие предметы, до которых ему не стоит дотрагиваться. Мы запускаем ракеты на Венеру, а создать такие краны на газовой плите, которые может открыть только взрослый, нам не под силу. Мы образованы и просвещены, но детям от этого нелегче. Вот современная мамаша утром обнаруживает у пятилетнего ребенка мокрую постель. Она начиталась всяких умных книжек и знает, что нельзя сына за это наказывать. Но вечером, когда папа приходит с работы, она закатывает ему грандиозный скандал, в котором, в частности, упоминается куча грязного белья, которое ей приходится за всеми убирать и за всех стирать. Все это, разумеется, при ребенке. Так уж лучше бы она тогда, утром, в сердцах шлепнула его пару раз.

А вот еще случай. Ребенок только-только начинает говорить. Его интеллигентная мамаша, вместо того, чтобы приучать его к горшку (а теперь это ах, как немодно) заводит специальную книжку, в которую заносит все новые слова. И когда приходят гости, с гордостью сообщает, что за эту неделю ее ребенок освоил на два слова больше, чем за прошлую. Это очень тонкий неуловимый случай насилия над личностью, поскольку ребенок, который тут же лежит в кроватке весь мокрый и грязный по уши, все это прекрасно слышит. Он готов для любимой мамы в лепешку расшибиться, только бы она была им довольна. Но его принуждают к интеллектуальным усилиям, к которым он еще не готов ни физически, ни морально, но не приучают к чистоте, а к этому он как раз и готов (и физически, и морально).

В человеке все должно быть прекрасно! И прежде всего это изречение относится к учителю. И не только потому, что того требует сама специфика профессии или того хочет общество. И даже не потому, что мы, учителя являемся образцами для детского подражания. Конечно, в учителе ученику все должно быть интересно, начиная с его внешнего вида и заканчивая тем, что «несет» учитель с собой на урок, но важнее всего, это должна быть потребность самосознания и души и, главное, потребность не профессиональная, а чисто человеческая. Можно от «а» до «я» быть высокообразованным, высокопрофессиональным и до мозга костей педагогичным учителем, но не быть прекрасным во всех отношениях человеком, а значит, и Учителем.

Задача учителя – поднять детей до своего уровня, тогда его роль будет выполнена. «Будь как я. Будь лучше меня!» Поэтому учитель должен являть собой сильную, яркую, интересную, способную вести за собой личность. А это не практически невозможно, если в детях не видеть личность.

В образовании много проблем: отсутствие материальной базы, снижение авторитета учителя и образования в целом, исчезновение приоритета высшего образования (образование не ради денег, а ради знаний, истины). Однако есть люди, которые сохранили высокое звание учитель. Есть на кого равняться!

Судьба будущей России – в руках школьного учителя. Учителю, прежде всего, нужно продумать и прочувствовать до конца свое великое предназначение. Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель души. Поэтому для него важно самому ясно понять, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить, укреплять и развивать совесть, достоинство, честь, патриотизм.

Пробудить интерес ребенка к жизни, к работе, к знаниям, научить использовать ум, проявить волю и характер, утонченно чувствовать прекрасное, быть стойким – это главное, что может и должен делать учитель.

Каждая приобретенная крупинка знаний подталкивает ученика к освоению новых знаний, к достижению интеллектуальных высот. Об этом всегда должен помнить учитель.

Карпова Э.Ю., учитель физики МОУ «Шоршелская СОШ» Мариинско-Посадского района

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconКлассный час: «Здоровье не купишь»
Я. Мне принадлежат мои фантазии и мечты, поражения и ошибки, победы и успехи. Все это мое, и я могу многое менять в самой себе и...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconУчебник нового века в. Н. Дружинин
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconПитер Бергер Приглашение в социологию
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconЭлективный курс по физике, 9 класс пояснительная записка
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconБабенков Александр Владимирович
«брендом», опознавательным знаком своего учения. Почему же киники не считали зазорным называться «собаками»? И что действительно...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconИнформационно-исследовательский проект «Волшебная астрономия»
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconДоклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем»
Сократ. Разбираясь в предмете диалога вместе с собеседником, задавая ему по ходу разговора доброжелательно настроенные вопросы, Сократ...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconНебесные науки как факт и как проект
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconРоль биосферического опыта В. И. Вернадского в процессах глобального...
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Земли, движения ее полюсов, измерение параллаксов и угловых диаметров небесных светил, составление каталогов положений и собственных...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconБюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №25» Приглашает Вас...
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconКонкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Солнце
Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconГармония человека и природы, как фактор социально-экономического прогресса
Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор»
Как прекрасен и удивителен живой мир природы! Она так устроена, что нет в ней ничего и никого лишнего. Каждое насекомое, каждая травинка,...
Н. Г. Чернышевский Древнегреческий философ Сократ отказывается исследовать естество природы самой по себе, считая это делом невозможным и практически бесполезным. Не сделает же нас изучение небесных светил способными у iconСложно представить себе ребенка, который не интересуется компьютером....
Насилие, пустая трата времени это лишь некоторые ассоциации, которые возникают у взрослого при словосочетании «компьютерная игра»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск