Скачать 5.28 Mb.
|
Онлайн Библиотека http://www.koob.ru Серия УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА В. Н. ДРУЖИНИН Экспериментальная психология 2-е издание, дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» Санкт-Петербург Москва • Харьков • Минск 2000 Дружинин Владимир Николаевич ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Издание 2-е, дополненное Серия «Учебник нового века» Главный редактор издательства В. Усманов Зав. психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав. психологической редакцией В. Попов Ведущий редактор М. Лебедева Литературный редактор П. Предбанникова Художник обложки В. Королева Обработка иллюстраций Н. Резников, Д. Милов Корректоры Т. Брылёва, Н.Баталова, Н.Викторова Оригинал-макет подготовили Н. Бычкова, С. Кожевников ББК88.3я7 УДК159.9(075) Дружинин В. Н. Д76 Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») ISBN 5-8046-0176-8 Учебное пособие содержит материалы стандартного курса «Экспериментальная психология» 'для психологических факультетов университетов. В нем изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов. Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов. Одна их глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора. Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования. ©Дружинин В. Н., 1999 © Серия, оформление. «Издательство Питер», 2000 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN 5-8046-0176-8 Издательство «Питер». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная. 67. Лицензия ЛР № 066333 от 23 02 99. Подписано в печать 30.12.99 Формат 70х100'/ц. Усл. п л. 26. Тираж 7000 экз. Заказ №. 1982 Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный Двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникации. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., Оглавление ОТ АВТОРА 3 ЧАСТЬ I. Экспериментальная психология 4 Предисловие 5 1. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА 7 1.1. О методологии науки 7 1.2. Исследование 10 1.3. Теория и ее структура 14 1.4. Научная проблема 15 1.5. Гипотеза 16 1.6. Основные общенаучные исследовательские методы 18 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ 23 2.1. Психологическая наука как выбор 23 2.2. Вновь о методологии 26 2.3. Классификация методов психологического исследования 27 2.4. Неэкспериментальные психологические методы 32 2.4.1 наблюдение 32 2.4.2 Беседа 35 2.4.3 «Архивный метод» 36 3. ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 39 3.1. Экспериментальное общение 40 3.2. Экспериментатор: его личность и деятельность 46 3.3. Испытуемый: его деятельность в эксперименте 50 3.4. Личность испытуемого и ситуация психологического эксперимента 52 4. ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 62 4.1. Организация и проведение экспериментального исследования 62 4.2. Идеальный эксперимент и реальный эксперимент 73 4.3. Реальный эксперимент и «эксперимент полного соответствия» 75 4.4. Экспериментальная выборка 78 4.5. Экспериментальные переменные и способы их контроля 82 4.5.1 Независимая переменная 84 4.5.2 Зависимая переменная 86 4.5.3 Отношения между переменными 87 4.5.4 Контроль переменных 90 4.5.5 Определение внешней переменной 91 5. Экспериментальные и неэкспериментальные планы 96 5.1. Экспериментальные планы 96 5.1.1 Планы для одной независимой переменной 96 5.1.2 Планы для одной независимой переменной и нескольких групп 101 5.1.3 Факторные планы 102 5.1.4 Планы экспериментов для одного испытуемого 107 5.2. Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы 115 5.2.1 Доэкспериментальные планы 116 5.2.2 Квазиэкспериментальные планы 117 5.2.3 Планы eх-post-facto 120 5.3. Корреляционное исследование 121 5.3.1 Планирование корреляционного исследования 123 5.4. Планирование корреляционных исследований в кросскультурной психологии и психогенетике 129 5.4.1 Кросскультурное исследование 130 5.4.2 Психогенетическое исследование 138 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ 145 Основные понятия. Измерение, шкалы, числовая система с отношениями, эмпирическая система с отношениями, отображение, порядок, номинация, метрика, свойство, шкалограмма, тест, валидность, надежность, гомогенность, прогностичность, тестовые нормы, латентно-структурный анализ, латентная переменная, логит, трудность задания, дискриминантность задания. 6.1. Элементы теории психологических измерений 146 6.1.1 Шкала наименований 148 6.1.2 Шкала порядка 149 6.1.3 Шкала интервалов 151 6.1.4 Шкала отношений 152 6.1.5 Другие шкалы 152 6.1.6 Шкальные преобразования 153 6.2. Виды психологических измерений 154 6.3. Тестирование и теория измерений 156 6.4. Классическая эмпирико-статистическая теория теста 163 6.5. Стохастическая теория тестов (IRT) 166 7. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 175 7.1. Результаты исследования, их интерпретация и обобщение 176 7.2. Форма представления результатов исследования 180 7.3. Требования к оформлению научной статьи 188 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191 Часть II 191 Структура и логика психологического исследования 191 ПРЕДИСЛОВИЕ 191 1. ПРЕДМЕТНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 192 1.1. Логические предпосылки структурного описания психологического исследования 193 1.2. Умозрительные психологические предпосылки 198 1.3. Структура естественнонаучного психологического исследования 201 1.4. Виды естественнонаучного психологического исследования (методические подходы) 207 1.5. Факт и артефакт в психологическом исследовании 209 1.6. Основные характеристики психологического эмпирического исследования 211 2. СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ЭМПИРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ 214 2.1. Проблема объектной специфики психологического эмпирического исследования (эксперимента) 214 2.2. Общение исследователя и испытуемого, роль инструкции 219 2.3. Субъект-объектная природа испытуемого и специфика эмпирического психологического метода 224 3. ПРИНЦИП ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЭМПИРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ 230 3.1. Еще раз о телеологическом и каузальном подходах 231 3.2. Герменевтический метод в психологии 234 3.3. Отношение герменевтики и естественнонаучного подхода в психологическом эмпирическом исследовании 238 3.4. Трехмерная классификация психологических эмпирических методов 244 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 254 ПРИЛОЖЕНИЯ 255 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 255 Этические принципы проведения исследования на человеке* 255 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 256 Образец анкеты после проведенного эксперимента* 256 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 257 Правила подготовки рукописи для публикации в «Психологическом журнале» («ПЖ»)* 257 СЛОВАРЬ 260 БИБЛИОГРАФИЯ 268 |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Р31 Психология и педагогика. — Спб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») | Курс лекций по психодиагностике -херсон, хф омурч «Украина», 2008 г. 155 стр Спб.: Питер, 2001. – 688 с. (Серия «Мастера психологии»); Психологическая диагностика: Учебник для вузов/Под ред. М. К. Акимовой,... | ||
Урока: изучение нового материала Цель урока: Сформировать у учащихся... Оборудование: учебник, текст документа «Из статута парижских ткачей шерсти», карта «Европа в 16-первой половине 17 века» | Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» Модель лексико-семантического поля fashion (на материале журналов Cosmopolitan и Glamour начала XXI века) | ||
Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | Пояснительная записка Предлагаемая вам рабочая программа ориентирована... Русская литература XX века. Учебник в 2-х частях под ред. В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. М. Дрофа | ||
Владимир Николаевич Дружинин Запишите, что среди множественных уродств встречаются … (Симметричные и асимметричные) | Учебник: Русская литература ХХ века. 11 класс: учебник для общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник по музыкальной литературе последнего года обучения очень хорошо освещает темы о творчестве композиторов 20 века, о стилях... | Пояснительная записка Цель литературного образования ... | ||
Конспект открытого урока по истории Тема: Россия в начале XVI века ... | Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | ||
Программа дисциплины «Западная философия до середины ХХ века. Философия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Философия»... | 1. история становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине ХХ века Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | ||
Социальный протест работников образования и здравоохранения иркутской области в конце ХХ века Учебник: Биболетова М. З., Бабушис Е. Е., Снежко Н. Д. EnjoyEnglish» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, Обнинск:... | Исаева Оксана Николаевна 2012 г учебник: История России, XX начало... Учебник: История России, XX – начало XXI века, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина., М. Ю. Брандт |