Скачать 189.93 Kb.
|
Литература ХХ века. Рабочая программа 11 класса. Программа по литературе под редакцией Коровиной В Я. – М.: Дрофа, 2007 Учебник: Русская литература XX века. Учебник для общ. школ. 11 класс. В 2-х частях./ под редакцией Лыссого Ю. М.: Мнемозина, 2004г. Пояснительная записка Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, владению родной речью. Данная цель определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы: -формировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа; -осознать своеобразие и богатство литературы как искусства; -освоить теоретические понятия, способствующие более глубокому постижению конкретных художественных произведений; -овладеть знаниями и умениями аналитического и творческого характера; -совершенствовать собственную устную и письменную речь. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Большое количество имён, произведений, возвращённых в литературный процесс ХХ века из эмиграции, из архивов, переоценка произведений, изучаемых ранее, приводит к возникновению большого количества проблем при изучении литературы в 11 классе. Перегрузка школьной программы и в то же время сокращение количества часов по базисному учебному плану на уроки литературы приводит к необходимости пересматривать всю работу преподавателя литературы. Материал целого века распределяется на 102 часа, т.е. на 3 часа занятий в неделю. Учителю и учащимся приходится варьировать различные формы работы по изучению произведений, возрастает роль самостоятельной работы учащихся по анализу произведений, увеличивается количество обзорных тем. В течение года учащиеся 11 класса должны написать не менее 5-ти сочинений, 3-х изложений, выучить 10-12 произведений (стихотворений, фрагментов прозы). Учащиеся должны знать: -программные произведения, авторов, литературные направления; -основные теоретические понятия; -общественно-политическую обстановку, на фоне которой создавалось произведение. В ходе уроков должны быть проявлены следующие умения: -воспроизводить конкретное содержание произведения (главные герои, основные сюжетные линии и события); -анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; -давать оценку изученных произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; -применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения; -владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; -выразительно читать изученные произведения, в том числе и выученные наизусть. Учебно-тематическое планирование
Содержание курса. Литературный процесс ХХ века. Писатель, читатель и эпоха. Роль литературного образования в системе этических, эстетических и нравственных ценностей современного человека. Развитие гуманистических традиций русской классики в конце XIX века. Острота постановки общечеловеческих проблем в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала ХХ века. Многообразие литературных направлений начала ХХ века. Критика и публицистика. Сатира и юмор. И. А. Бунин. Стихотворения. Рассказы. (Стихотворения «Собака», «Вечер», «Слово», «Князь Всеслав». Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар» и др.) Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Поэтизация исторического прошлого Родины, её природы. Тема исторической памяти и осуждение бездуховности в произведениях Бунина. А. И. Куприн. «Олеся», «Гранатовый браслет». «Олеся»: поэтическое изображение природы; богатство духовного мира героини; трагическая судьба Олеси. «Гранатовый браслет»: смысл спора о сильной, бескорыстной любви; трагическая история любви Желткова; тема неравенства в повести. Серебряный век русской поэзии. Проблема традиций и новаторства в литературе разных направлений начала века; формы её решения в творчестве реалистов, символистов, футуристов, акмеистов. Основоположники направлений: Брюсов В. Я.(символизм), Гумилёв Н. С., Северянин И. и др. Сатира ХХ века. Традиции и новаторство писателей сатириков начала ХХ века. А. Аверченко, Тэффи, С. Чёрный, М. Зощенко. А. А. Блок. Стихотворения. Поэмы. («Стихи о Прекрасной Даме» «Незнакомка», «В ресторане», «На железной дороге», «Россия», «Русь», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе», «На поле Куликовом» и др. Поэма «Двенадцать». Статья «Интеллигенция и революция». Романтический мир раннего Блока. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Любовь, искусство. Глубокое проникновенное чувство Родины. «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в крупном художественном произведении. Сюжет поэмы и её герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные» образы в поэме. «Интеллигенция и революция»: принципиальные проблемы революции в статье поэта. С. А. Есенин. Стихотворения. Поэмы. («Берёза», «Выткался на озере…», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови…», «Спит ковыль…», «Шаганэ», «Песнь о собаке», «Русь бесприютная», «Русь», «Русь советская», «Исповедь хулигана». «Анна Снегина», «Чёрный человек»). Жизнь, творчество, личность. Трагическая судьба после революции. Глубокое чувство родной природы и Родины. Искренность, любовь и сострадание ко всему живому. Высокая требовательность к себе. Сложность мироощущения после революции. Народно-песенная основа лирики поэта. Лирика Есенина и песенное творчество. «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме. В. В. Маяковский. Стихотворения. Поэмы. Пьесы. («Нате!», «Послушайте…», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Дешёвая распродажа», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Т. Яковлевой», «Про это». «Облако в штанах», «Во весь голос». «Клоп», «Баня». Дооктябрьская лирика и поэмы. Сатира в дореволюционном творчестве, неприятие мировой бойни. Маяковский и Октябрь. Работа в окнах РОСТА. Лирика и поэмы об Октябре. Драматургия поэта. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Любовная лирика. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Неоднозначность отношения к наследию поэта в современном мире. Максим Горький. Рассказы. «На дне». «Мать». Жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы. Характеры босяков. «На дне»: социально-философская драма. Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе: правда факта, правда утешительной лжи, правда веры в Человека и их трагическое столкновение. Наташа как жертва грязного мира. Авторская позиция и способы её выражения. Новаторство Горького – драматурга. Роман «Мать» как «своевременная книга» (В.И. Ленин). Новизна положительного героя. Женские образы в романе. Литературные портреты Горького. Публицистика. Роль Горького в судьбе русской культуры. Публицистика русских писателей начала ХХ века. Русские писатели о революции. А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», И.Бунин «Окаянные дни», М.Горький «Несвоевременные мысли», В. Короленко «Письма к Луначарскому». А.А. Фадеев. Разгром. Тема гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы романа. Тема интеллигенции и революции, её одностороннее освещение. Современная полемика о романе. Литература 20-х годов. Основные проблемы, отражённые в литературе 20-х годов. Жанр антиутопии. Е. Замятин «Мы». Сатира на советское общество. Е. Петров и И. Ильф «Двенадцать стульев». Творчество А. А. Платонова. Изображение трагической участи России. Высокий пафос и острая сатира. Своеобразная стилистика произведений Платонова. Литература 30-начала 40-х гг. Общая характеристика общественно-политического развития страны в 30-40-х гг. Первый съезд советских писателей и его значение для развития русской литературы. Героика Октября и гражданской войны, трагический характер революционных испытаний. (Н. Островский, М. Шолохов, В. Катаев, В. Луговской и др.). Новый герой и проблема отношений личности и общества в произведениях А. Макаренко, А. Корнейчука, А. Арбузова. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой «Пётр Первый», Ю. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара». М. А. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита». Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, образах, идеях. Судьба произведений писателя. «Собачье сердце»: живучесть «шариковщины» как социального и морального явления. Авторская позиция и способы её выражения. «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики и философско-библейских мотивов. Сатира и глубокий психологизм. «Дьяволиада» Булгакова. Проблема творчества и судьбы художника в мире, где гибнут таланты. Тема совести. Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью. А. А. Ахматова. Стихотворения. Поэмы. «Мне голос был», «Рыбак», «Смятение», «Смуглый отрок…», «Я пришла к поэту в гости», «Муза», «Творчество». Поэма «Реквием». Глубина и яркость переживаний поэта. Тема поэта и поэзии. Тема Пушкина. Тема Родины и гражданского мужества. Своеобразие лирики Ахматовой. Трагическая судьба страны в поэме «Реквием». М. А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека». Жизнь, творчество, личность. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Правдивое изображение гражданской войны. Женские судьбы. Специфика художественного строя романа. Полемика вокруг авторства. «Поднятая целина». Истоки создания романа. Отражение противоречий коллективизации. Герои романа и их судьбы. Юмор в произведении. Восприятие романа сегодня. «Судьба человека» - монументальный рассказ. Роль детали в изображении судьбы поколения. Великая Отечественная война в литературе 40-х гг. и послевоенных десятилетий. Роль литературы в годы войны. Особая роль поэзии. Патриотическая песенная лирика Исаковского, Лебедева-Кумача, Суркова. «Моабитские тетради» М.Джалиля. Проза военного периода. Публицистика (А.Толстой «Родина», «Что мы защищаем», М. Шолохов «Наука ненависти».) Военная драматургия. Литература 50-90-х гг. А. Т. Твардовский. Стихотворения. Поэмы. («Я убит подо Ржевом», «Слово о словах», «Утро», «О Родине», «Я знаю, никакой моей вины…», «На дне моей жизни». «Василий Тёркин», «За далью – даль», «По праву памяти». Жизнь, творчество, личность. Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Поэмы Твардовского как попытка оценить первые годы советской власти, периода коллективизации, истоков народного подвига. Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» - поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. Лирика и публицистика. А, Твардовский – редактор «Нового мира». Б. Л. Пастернак. Стихотворения. «Доктор Живаго». Жизнь, творчество, личность. Тема поэта и поэзии. Философская насыщенность лирики. Взаимоотношение человека и природы. Тема интеллигенции и революции и её решение в романе «Доктор «Живаго». «Стихотворения Юрия Живаго» как поэтическое выражение позиции Пастернака. Н. А. Заболоцкий. Стихотворения. («Ночь в Пасанаури», «На могиле лётчика», «Сквозь волшебный прибор Левенгука») Человек и природа в поэзии Заболоцкого. Тема жизненного подвига. Ритмическое своеобразие лирики поэта. Период «оттепели» в литературе. Новые темы, идеи, образы в поэзии Б. Ахмадуллиной, Б. Окуджавы, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко. Особенности языка, стихосложения молодых поэтов. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики. В. Боков, Н. Рубцов, Ю. Друнина и др. А. И. Солженицын. («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», «Архипелаг ГУЛаг»). Очерк жизни и творчества. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Тема ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Литература последних десятилетий. Тема русской деревни. В. Белов, Ф.Абрамов, В.Шукшин. Поэзия 50-90-х гг. «Тихая» лирика. «Городская» лирика. Андеграунд. Драматургия 50-90-х гг. В. Розов, Г. Бокарев, А. Вампилов. Литература русского Зарубежья. Авторская песня. Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий и др. Отличие авторской песни от масскультуры. Литература на современном этапе. Обзор публикаций последних лет. Итоговое повторение в конце года. (Основные темы, проблемы литературы 19 века.) Список литературы.
|
Пояснительная записка Цель изучения учебного предмета ... | Литература (70 часов) пояснительная записка Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического... | ||
Пояснительная записка Главная цель курса литературы познакомить уч-ся... Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического... | Программа по литературе 7 класс I. Пояснительная записка Выделяются три этапа литературного образования на ступени основного общего образования | ||
Пояснительная записка (общая) рабочая программа по литературе для учащихся 5 11 классов В. А. Чалмаев – 5-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2010 предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах... | Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем : подвести к осознанию богатого мира... | ||
Пояснительная записка Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | Программа по литературе 11 класс Пояснительная записка Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего... | ||
Пояснительная записка программы. Миссия школы, цели и задачи Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | ||
Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | Пояснительная записка данная рабочая программа Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта... | ||
Пояснительная записка Изучение литературы в основной школе направлено... Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах... | Пояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная... Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования | ||
Пояснительная записка Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных ... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Изучение литературы на ступени основного общего образования... |