Автор элективного курса
Седикова Елена Анатольевна ,
учитель физики Шерловогорской МОУ СОШ № 47
Название курса
Извечные тайны неба
Предмет, класс
элективный курс по физике, 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных светил и явлений.
Курс по астрономии «Извечные тайны неба» призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представления о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении элективного курса играет использование знаний, полученных обучающимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике.
Главная задача элективного курса состоит в том, чтобы систематизировать обширные сведения о природе небесных тел, объяснить существующие закономерности и раскрыть физическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений. Широкий интерес молодежи к загадкам Вселенной создает предпосылки для привлечения обучающихся к научным исследованиям. Астрономия как наука немыслима в отрыве от наблюдений астрономических явлений. В связи с этим наблюдения составляют неотъемлемую часть элективного курса по астрономии, а наглядность играет особую роль.
Повышение познавательного интереса обучающихся достигается умелым подбором материала и методикой работы с ним.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы, наблюдения, проведение семинаров и дискуссий.
Программа элективного курса по астрономии «Извечные тайны неба» рассчитана для обучающихся 9-х классов, интересующихся астрономией и желающих получить первоначальные сведения по астрономии, так как предмет изучается только в 11 классе с углубленным изучением физики и математики. Курс рассчитан на 16 часов.
Элективный курс по астрономии «Извечные тайны неба» призван дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной, показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, способствовать формированию у лицеистов научного мировоззрения, раскрывая современную естественнонаучную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной, способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности. ЦЕЛИ КУРСА: Сформировать
Диалектический характер мышления;
Стремление в приобретении новых знаний и умений;
Творческое отношение к порученному делу;
Умения самостоятельно работать с информацией, лабораторным оборудованием;
Умения вести наблюдения.
ЗАДАЧИ КУРСА: Развивать:
широту кругозора, умение представлять себе в целом картину научных исследований;
умение поставить и сформулировать задачу исследований;
целеустремленность, практичность, организованность;
умение анализировать материал наблюдений и экспериментов;
умение выступать с докладом, сообщением, высказывать и аргументировано отстоять свое мнение;
умение работать в коллективе.
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Содержание занятий
| Количество часов
| Всего
| Теория
| Практ. работы
| 1
| Введение.
| 1
| 1
| -
| 2
| Как изучают Вселенную
| 3
| 1
| 2
| 3
| Солнечная система
| 2
| 1
| 1
| 4
| Звезды
| 2
| 1
| 1
| 5
| Наша Галактика
| 2
| 1
| 1
| 6
| Другие галактики
| 2
| 1
| 1
| 7
| Жизнь и разум во Вселенной
| 2
| 1
| 1
| 8
| Практическое занятие
| 2
| -
| -
|
Содержание программы
элективного курса по астрономии 1 раздел: Введение. ( 1 час ) Над нами звездное небо . Строение Вселенной. История астрономии. Астрономия в эпоху компьютерных технологий. 2 раздел: Как изучают Вселенную.(3 часа) Элементы сферической астрономии. Источники информации о Вселенной:
видимый свет, его волновые свойства, спектр видимого света;
невидимое излучение, диапазоны электромагнитных волн;
квантовые свойства излучения;
космические лучи;
метеориты.
Методы регистрации и анализа астрономической информации:
обзор средств и методов регистрации в зависимости от диапазона;
телескопы;
астрофотография;
спектральный анализ;
радиоастрономия;
космические исследования;
роль теоретических исследований.
3 раздел: Солнечная система. (2 часа) Общая характеристика Солнечной системы. Земля – планета. Луна. Планеты земной группы. Планеты гиганты. Малые тела Солнечной системы. Межпланетная среда. Солнце. Происхождение Солнечной системы. Законы Кеплера. Изготовление солнечных часов. 4 раздел: Звезды . (2 часа)
Звездные каталоги. Собственное движение. Лучевая скорость. Годичный параллакс и другие методы определения расстояний до звезд. Абсолютная звездная величина и светимость. Спектры звезд. Эволюция звезд. Двойные звезды. Физические переменные звезды. 5 раздел: Наша Галактика. (2 часа) Ранние представления о Галактике. Состав Галактики. Форма, размеры, вращение. Межзвездная среда. Типы звездного населения. Скопления. Спиральная структура. Галактики. Звездообразования. 6 раздел: Другие галактики. (2 часа) Открытие галактик. Ближайшие галактики, их типы. Классификация галактик. Физические характеристики и системы галактик. Эволюция Вселенной и происхождение галактик. Активные галактики, квазары. 7 раздел: Жизнь и разум во Вселенной. (2 часа) Эволюция жизни на Земле. Поиски жизни на планетах. Планеты у других звезд. Межзвездные перелеты. Глобальные проблемы человечества. Следы «пришельцев» на Земле. Межзвездная связь. 8 раздел: Защита проектов. (2 часа) Подготовка презентации элективного курса по астрономии. Зачет.
Оценка результатов:
Обучающийся должен знать:
устройство и назначение телескопа;
основные понятия сферической и практической астрономии;
основные фактические данные о Солнечной системе;
способы определения расстояний до небесных тел;
основные характеристики звезд в сравнении с Солнцем;
способы определения расстояний и размеров звезд;
основные физические параметры, химический состав и распределение межзвездного вещества в Галактике;
основные типы галактик, различия между ними;
как рассчитывают расстояния по известному параллаксу;
законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет;
примерные значения следующих величин: расстояния между звездами в окрестности Солнца, их число в Галактике, ее размеры, межгалактические расстояния.
Обучающийся должен уметь:
использовать подвижную звездную карту для определения координат звезд;
применять основные положения ведущих физических теорий при объяснении природы звезд;
использовать знания, полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения научной картины мира.
Литература для учащихся:
Горьков В., Авдеев Ю. Космическая азбука. – Мн., Юнацтава, 1988 г.
Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – М., Педагогика, 1981 г.
Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия: Учебник для 10 класса средней школы. – М., Просвещение, 1988 г.
Левитан Е.П. Астрономия: Учебник для 11 класса средней школы. – М., Просвещение, 2000 г.
Литература для учителя:
Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии. – М., Просвещение, 1989 г.
Воронцов-Вельяминов Б.А. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1985 г.
Бакулин П.И., Кононович Э.В.,Мороз В.И. Курс общей астрономии. – М., Наука, 1983 г.
Климишин И.А. Астрономия наших дней. – М., Наука, 1980 г.
Субботин Г.П. Сборник задач по астрономии. – М., Аквариум, 1997 г.
Гусев Е.Б. Сборник вопросов и качественных задач по астрономии. – М., Просвещение, 2002 г.
Шерловогорская
МОУ СОШ № 47 |