Скачать 223.51 Kb.
|
Элективный курс «Исследование информационных моделей» в старшей школе Пояснительная записка В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т.е. в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение элективных курсов. Элективный курс "Исследование информационных моделей" рекомендован Министерством образования и Национальным фондом подготовки кадров. Состав учебно-методического комплекса. Учебный и программно-методический комплекс (УПМК) по элективному курсу «Исследование информационных моделей» в старшей школе включает в себя: 1. Исследование информационных моделей. Учебное пособие для 10-11 классов. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004-2008; 2. Model-CD. Компьютерный практикум на MODEL-CD. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004-2008. Учебное пособие содержит необходимый теоретический материал по построению и исследованию информационных моделей с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и электронных таблиц Microsoft Excel илиOpenOffice Calc. Компьютерный практикум на Model-CD обеспечивает необходимую программную и методическую поддержку курса как при работе на локальном компьютере, так и в локальной сети. MODEL-CD, имеющий удобный Web-интерфейс, содержит программное обеспечение, необходимое для реализации компьютерного практикума, а именно свободно распространяемые версии объектно-ориентированных систем программирования Visual Basic и Delphi, а также интегрированное офисное приложение OpenOffice Calc, содержащее электронные таблицыCalc. Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания. Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов на языках программирования и в электронных таблицах. Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. В учебном пособии содержатся указания по их выполнению, а на MODEL-CD хранятся готовые проекты на языках объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и файлы электронных таблиц. Индивидуализация обучения. Учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий (122 задания) разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию. Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в учебном пособии. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект на языке объектно-ориентированного программирования или в электронных таблицах, но и полученные с его помощью результаты компьютерного эксперимента по исследованию модели. Организация учебного процесса. Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере; внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения. Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете и может быть использован для самостоятельного обучения, т.к. содержит подробные (по шагам) инструкции по выполнению практических работ, а также готовые проекты ко всем заданиям на MODEL-CD. Программа элективного курса «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц» Классы: 10 - 11 Количество часов в неделю: 1 часа в неделю, всего 70 учебных часов. Образовательная область: «Информатика». Профили: естественно-математический и информационно-технологический. Цель курса: научить учащихся: строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика); на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования VisualBasic и Delphi, а также электронных таблиц Microsoft Excel и OpenOffice Calc; проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей. 1. Основы объектно-ориентированного программирования – 35 часов Объекты: свойства, методы, события. Событийные и общие процедуры. Операторы ветвления, выбора и цикла. Основные типы данных: переменные и массивы. Функции. Интегрированные среды разработки систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi. Визуальное конструирование графического интерфейса. Форма и управляющие элементы. 2. Построение и исследование моделей в системах объектно-ориентированного программирования и электронных таблицах - 35 часов Моделирование как метод познания. Системный подход к окружающему миру. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Два способа построения компьютерных моделей: с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi; с использованием электронных таблиц Microsoft Excel и OpenOffice Calc. Построение и исследование физических моделей. Компьютерный эксперимент. Исследование математических моделей. Построение графиков функций. Приближенное решение уравнений (графическое и с использованием числовых методов). Вероятностные модели (метод Монте-Карло). Биологические модели развития популяций: модели неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом, модели жертва-хищник. Оптимизационное моделирование в экономике. Построение и исследование целевой функции. Модели экспертных систем. Модель лабораторной работы по химии «Распознавание химических веществ». Геоинформационные модели в электронных таблицах. Модели логических устройств. Логические схемы сумматора и триггера. Решение логических задач. Информационные модели управления объектами. Модели разомкнутых и замкнутых систем. Требования к знаниям и умениям учащихся уметь создавать информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (математики, физики, химии, биологии, экономики и др.); уметь создавать компьютерные модели с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и Delphi и электронных таблиц Microsoft Excel или StarOffice Calc (OpenOffice Calc); уметь проводить виртуальные эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты. Тематическое планирование курса Примерное тематическое планирование рассчитано: на 70 учебных часов в урочной форме на преподавание в 10 – 11 классах из расчета 1 учебный час в урочной форме В планировании две большие темы разбиты на 24 подтемы (группы уроков), в каждой из которых выделены часы на теорию и компьютерный практикум.
|
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс Пояснительная записка Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая... | ||
Программа элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк... Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа | Рабочая программа элективного предмета «Исследование информационных моделей» Н. Д. Угриновича «Исследование информационных моделей» Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Составитель Бородин... | ||
Курс по выбору для 9 класса Составитель Элективный курс предназначен для реализации в 9 классе, он включает новые знания, не содержащиеся в базовой программе, а практикум... | Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | ||
Пояснительная записка. Данный элективный курс составлен в соответствии... Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ №2783 от... | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Элективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,... Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы... Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе | ||
Пояснительная записка элективный курс «Создание электронных ресурсов... Элективный курс «Создание электронных ресурсов по международному гуманитарному праву» разработан для учащихся 9 классов на основе... | Элективный курс по биологии Загадки и тайны генов Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней... | ||
Элективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного... | Пояснительная записка 2 Цели курса Элективный курс «Общие закономерности биологии. Наследственность человека и его здоровье» |