Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности»





Скачать 177.01 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности»
Дата публикации09.03.2015
Размер177.01 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Информатика > Элективный курс
МОУ средняя общеобразовательная школа № 16 г. Кирова
Утверждаю:

Директор школы № 16

___________________Л.Ю.Каманская

«____»_____________________2010 г.

Приказ №________
Рассмотрено и согласовано

на заседании МО

«____»____________2010 г.

Протокол №_______

Элективный курс «Основы проектирования».

10 класс.

Составитель программы

Орлова Л.В.,

учитель высшей категории.

Киров

2010
Рабочая программа

«Основы проектной деятельности»

в форме групповых занятий

в 10 классе

Пояснительная записка

Статус документа

Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе.

Анализ проблем развития рыночных отношений во всех сферах деятельности человека позволяет определить, что современному специалисту необходимо не только совершенствовать свои профессиональные качества, но и выступать субъектом деятельности на рынке труда, что требует различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентноспособность. Основным механизмом развития конкурентноспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.

Компетентность как результат образования выражается в способности и готовности обучающихся самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе системы знаний, умений и навыков.

Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов, базирующийся на компетентностно- ориентированных образовательных технологиях. Метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций через решение возникших проблем, а также как технология сопровождения его самостоятельной деятельности.

Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиями к выпускнику системы образования в части исследовательской грамотности.

Структура документа

По своей структуре курс «Основы проектной деятельности» не является системным и сквозным курсом, а состоит из отдельных модулей. Поэтому учебно-методический комплекс в рамках нового подхода должен иметь отличную от традиционной структуру – это организация занятий в достаточно короткие сроки. Принципиальным является интерактивный характер модулей (групповые формы работы занятий, деятельностный режим), практико-ориентированная направленность обучения. Ориентировочное соотношение теоретического обучения и практической деятельности составляет 1:3.

Проектная деятельность наиболее полно соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся основной школы.

Рабочая программа «Основы проектной деятельности» состоит из трех основных разделов: пояснительной записки, основного содержания с примерным распределением учебных часов по темам курса; требований к уровню подготовки выпускников.

Рабочая программа состоит из отдельных блоков: «Приемы обработки информации»; «Аналитико-синтетическая переработка источников информации».

Общая характеристика учебного предмета.

Модуль программы понимается как логически законченная единица содержания образования. С точки зрения содержания образовательные модули включают продуктивные способы деятельности и технологии, освоение которых являются теми ресурсами, овладение которыми способствует формированию ключевых компетентностей. Таким образом, соблюдается еще одно требование к организации образовательного процесса в рамках компетентностного подхода.

В чистом виде соответствующие компетентности вычленить невозможно. Вместе с тем можно выделить модули, которые следует в первую очередь использовать для формирования проектной компетентности (компетентности в разрешении проблем)

Для отработки отдельных элементов информационной и технологической компетентностей имеются такие модули как «Приемы обработки информации», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации».

Цель курса:

Развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Задачи:

  • Курс предназначен для систематизации знаний об основах исследовательской деятельности и продолжения изучения обучающимися основ организации исследовательской деятельности

  • формирование устойчивой мотивации самоопределения, привитие навыков самостоятельного принятия решений;

  • углубление знаний о характере труда, специфике, перспективах профессионального роста, набор качеств, связанных с использованием информационно-компьютерных средств.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе и является региональным компонентом базисного учебного плана.

По своей структуре курс «Основы проектной деятельности» не является системным и сквозным курсом, а состоит из отдельных модулей. Это предполагает как введение полного (в объеме 128 часов на 10-11классы), так и краткосрочного (в объеме 64 часа в 10 и 11классе). Дополнительно можно изучать и на предпрофильном этапе, в системе дополнительного образования. С этой точки зрения данный курс можно рассматривать и как модуль, и как составную или самостоятельную часть содержания образования по предмету в целом. Содержание учебного материала модуля, порядок его прохождения, соотношение теоретической и практической части определяется в соответствии с уровнем подготовки и возможностями учебного времени, объемом выделенных часов.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа.
Образовательные результаты

В результате изучения курса обучающиеся должны представлять:

  • о методах сборки, обработки информации, ее хранения, представления, передачи и накопления.

  • способах представления (презентации) реферата, коллажа;

  • методике написания реферата, тезисов.

К завершению изучения материала курса обучающиеся должны знать:

  • основные понятия проектной деятельности;

  • как работать с информацией;

  • как правильно оформить реферат, лекцию, тезисы, опорный конспект.

В ходе реализации курса обучающиеся должны приобрести и усовершенствовать умения:

  • работать с информацией:

    • обрабатывать устную информацию

    • анализировать и преобразовывать информацию в различные формы


Основное содержание курса
Модуль: «Приемы обработки информации» (7 часов)

  1. Методы активного чтения. Чтение текста с маркированием. Прием «инсерт».

  2. Представление информации. Способы свертывания информации: графический способ. Денотатный граф, «кластер», «синквейн», составление опорного конспекта.

Практическая деятельность: графическое представление информации, презентация денотатного графа, «кластера» и «синквейна».

  1. Составление таблиц «толстых» и «тонких» вопросов

  2. Составление графиков, диаграмм

  3. Составление опорных конспектов


Модуль: «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» (16 часов)

  1. Составление логических цепочек

  2. Написание «Эссе»

  3. Лекция как форма обработки устной информации. Требования к оформлению лекции.

  4. Коллажирование как способ обработки первичной информации

  5. Составление тезисов. Формы тезисов: краткие, распространенные, текстуальные, свободные, Правила составления тезисов: ясность, точность, логичность, непротиворечивость, лаконичность.

Практическая деятельность: составление тезисов

  1. Составление конспектов. Формы конспектов: текстуальный, свободный, смешанный, опорный. Индивидуальность конспекта. Основные требования к конспекту.

Практическая деятельность: составление конспекта

  1. Составление реферата, Требования к реферату, логическая схема составления реферата.

Практическая деятельность: составление реферата

Модуль: «От проблемы к ее решению» (11 часов)
Проект и его виды. Формулирование проблемы и противоречия. Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы. Выделение подпроблем. Постановка цели как прогнозируемый результат. Требования к формулированию цели. Определение и формирование задач, адекватных целям. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение. Анализ научно-популярных подборок по теме: «Проблемы Средиземного моря». Формулирование проблемы, противоречия, цели и задач, пути решения проблемы. Оформление мини-проекта. Оформление мини-проекта. Анализ проекта.


Тематическое планирование групповых занятий

«Основы проектной деятельности»

10 класс

Темы занятий

Количество часов

Теоретических

Практических

Модуль №1

«Приемы работы с текстом. Методы активного чтения».


  1. Способы обработки информации. Методы активного чтения. Практическая работа: «Составление «инсерта» к тексту».

  2. Приемы свертывания информации. Практическая работа: «Составление «кластера».

  3. Изложение учебной информации в кратких выражениях. Практическая работа: «Составление «синквейна».

  4. Обработка информации с помощью денотатного графа. Составление денотатного графа к тексту.

  5. Работа с определением понятий. Выделение основных элементов понятия.

  6. Составление рассказа по ключевым словам текста.

  7. Использование приема обработки информации «п» - «м» - «и» (плюс – минус - интересно).

Модуль №2

Аналитико- синтетическая

переработка информации


  1. Приемы графической обработки текста. Составление опорного конспекта.

  2. Вопросы «толстые» и «тонкие». Составление таблицы вопросов разного уровня сложности.

  3. Графическая обработка статистических данных. Построение диаграмм и графиков.

  4. Установление логических взаимосвязей. Составление логических цепочек по тексту.

  5. Способ обработки информации в форме рассуждения, воспоминания, письма – «эссе». Алгоритм написания «эссе».

  6. Коллажирование как способ обработки информации. Составление коллажа.

  7. Тезисы и их составление. Правила составления тезисов.

  8. Реферат. Требования к написанию реферата.

  9. Консультация по написанию реферата. Рецензия на выступление по теме реферата.

  10. Лекция как форма обработки информации. Требования к написанию лекции.

  11. Практическая работа: «Составление тезисов по тексту. Анализ его составления»

  12. Практическая работа по написанию лекции с последующим анализом.

  13. Практическая работа по написанию реферата с использованием справочного материала по определенной проблеме. Работа со справочным материалом. Составление плана.

  14. Конструирование и составление реферата.

  15. Оформление реферата.

  16. Выступление с темой реферата перед одноклассниками. Рецензирование выступления.

Модуль №3

От проблемы к ее решению


  1. Проект и его виды. Формулирование проблемы и противоречия – 1час

  2. Анализ проблемы с различных точек зрения – 1час

  3. Выявление причин возникновения проблемы – 1час

  4. Выделение подпроблем – 1час

  5. Постановка цели как прогнозируемый результат – 1час

  6. Требования к формулированию цели – 1час

  7. Определение и формирование задач, адекватных целям – 1час

  8. Планирование деятельности-1 час

  9. Риски: распознавание, оценка, предотвращение – 1 час

  10. Анализ научно-популярных подборок по теме: «Проблемы Средиземного моря» - 1 час

  11. Формулирование проблемы, противоречия, цели и задач, пути решения проблемы. – 1час




0.5ч.


0.5ч.

0.5ч.

0.5ч.

0.5ч.
0.5ч.

1ч.
1ч.
1ч.

1ч.

0.5ч.

1ч.


0.5ч.


0.5ч.

0.5ч.

0.5ч.

1ч.

1ч.
1ч.

0.5ч.
0.5ч.

1ч.

1ч.

1ч.


1ч.


1ч.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

1ч.
0.5ч.
1ч.
1ч.
1ч.

1ч.


1ч.
1ч.

1ч.
1ч.

1ч.



Календарно-тематическое планирование курса

«Основы проектной деятельности» в форме групповых занятий в 10 классе


Дата

№ занятия

Тема

Формы контроля

Виды деятельности






Способы обработки информации. Методы активного чтения. Практическая работа: «Составление «инсерта» к тексту».


Оценка плана работ

Работа с классом






Приемы свертывания информации. Практическая работа: «Составление «кластера».


Оценка плана работ

Практическое занятие






Изложение учебной информации в кратких выражениях. Практическая работа: «Составление «синквейна».


Оценка плана работ

Работа с классом






Обработка информации с помощью денотатного графа. Составление денотатного графа к тексту.


Оценка плана работ

Практическое занятие






Работа с определением понятий. Выделение основных элементов понятия.


Оценка качества решения практических задач темы

Работа с классом






Составление рассказа по ключевым словам текста.


Оценка качества решения практических задач темы

Практическое занятие






Использование приема обработки информации «п» - «м» - «и» (плюс – минус - интересно).


Оценка качества решения практических задач темы

Практическое занятие






Приемы графической обработки текста. Составление опорного конспекта.


Оценка качества решения практических задач темы

Час консультации по проекту






Вопросы «толстые» и «тонкие». Составление таблицы вопросов разного уровня сложности.


Оценка качества решения практических задач темы

Час консультации по проекту






Графическая обработка статистических данных. Построение диаграмм и графиков.


Оценка качества решения практических задач темы

Час консультации по проекту






Установление логических взаимосвязей. Составление логических цепочек по тексту.


Оценка качества решения практических задач темы

Час консультации по проекту






Способ обработки информации в форме рассуждения, воспоминания, письма – «эссе». Алгоритм написания «эссе».


Оценка рабочего дневника кабинетного исследования

Работа с классом






Коллажирование как способ обработки информации. Составление коллажа.


Оценка рабочего дневника кабинетного исследования

Практическое занятие






Тезисы и их составление. Правила составления тезисов.


Оценка рабочего дневника кабинетного исследования

Практическое занятие






Реферат. Требования к написанию реферата.


Оценка рабочего дневника кабинетного исследования

Час консультации по проекту






Консультация по написанию реферата. Рецензия на выступление по теме реферата.


Оценка рабочего дневника кабинетного исследования

Час консультации по проекту






Лекция как форма обработки информации. Требования к написанию лекции.


Оценка рабочего дневника кабинетного исследования

Час консультации по проекту






Практическая работа: «Составление тезисов по тексту. Анализ его составления»


Оценка рабочего дневника кабинетного исследования

Час консультации по проекту






Практическая работа по написанию лекции с последующим анализом.


Оценка рабочего дневника кабинетного исследования

Час консультации по проекту






Практическая работа по написанию реферата с использованием справочного материала по определенной проблеме. Работа со справочным материалом. Составление плана

Оценка качества решения практических задач темы

Работа с классом






Конструирование и составление реферата.


Оценка качества решения практических задач темы

Работа с классом






Оформление реферата.


Оценка качества решения практических задач темы

Практическое занятие






Выступление с темой реферата перед одноклассниками. Рецензирование выступления.

Оценка качества решения практических задач темы

Практическое занятие





Проект и его виды. Формулирование проблемы и противоречия


Оценка качества решения практических задач темы

Час консультации по проекту





Анализ проблемы с различных точек зрения


Оценка качества решения практических задач темы

Час консультации по проекту





Выявление причин возникновения проблемы


Оценка качества решения практических задач темы

Час консультации по проекту





Выделение подпроблем


Оценка качества решения практических задач темы

Час консультации по проекту





Постановка цели как прогнозируемый результат


Оценка качества решения практических задач темы

Час консультации по проекту





Требования к формулированию цели


Оценка отчета и презентации

Практическое занятие





Определение и формирование задач, адекватных целям


Оценка отчета и презентации

Практическое занятие





Планирование деятельности


Оценка отчета и презентации

Практическое занятие




32.

Риски: распознавание, оценка, предотвращение


Оценка отчета и презентации

Час консультации по проекту




33.

Анализ научно-популярных подборок по теме: «Проблемы Средиземного моря»


Оценка отчета и презентации

Час консультации по проекту




34.

Формулирование проблемы, противоречия, цели и задач, пути решения проблемы.


Оценка отчета и презентации

Час консультации по проекту


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconЭлективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина...
...
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconКурс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего...
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconРабочая программа По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности
По предмету (курсу ) основы безопасности жизнедеятельности Количество часов по программе 34часа Класс 7 Учитель высшей категории...
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconРабочая программа по основам проектной деятельности 5 класс
Настоящая программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса «Основы проектной деятельности»
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconРабочая программа по физике 8 класс Составитель: учитель физики высшей...
Федерального компонента государственного стандарта и авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина из...
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconРабочая программа по экономике (базовый уровень) 10-11 класс
Составитель: Шестакова М. Ф. – учитель истории и обществоведения высшей категории
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconРабочая программа по информатике и икт 6 класс Составитель: Нистратова...
Настоящая программа разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 6 классов средней...
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconВажнова Е. Ю.,учитель высшей категории
Составитель программы
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconЭлективный курс. Математика. 8-9 классы» Автор-составитель: Л. Н....
Рабочая программа практикума «Самый простой способ решения непростых неравенств» для учащихся 9 класса составлена на основе методического...
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Р. 1 Основы нейрофизиологии...
Рецензенты: Лях К. Ф., преподаватель высшей категории Мурманского медицинского колледжа
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconПрограмма элективного курса для учащихся 10-11 классов медицинского...
Шабуниа О. П., учитель высшей категории, учитель биологии моу сош с углублённым изучением отдельных предметов №25 г о. Самара
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconРабочая программа по физике 10 класс Составитель: учитель физики...
В. С. Данюшенкова и О. В. Коршунова (Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. Саенко П. Г. и др. – М.: Просвещение,...
Элективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы Орлова Л. В., учитель высшей категории. Киров 2010 рабочая программа «Основы проектной деятельности» iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск