РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
____по русскому языку___________________________________
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ ____9А___КЛАССА
НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
_Важнова Е.Ю.,учитель высшей категории
2014г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствиисфедеральным компонентом государственного стандарта общего образования.За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы, календарно-тематическое планирование.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование уменийопознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста.Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности.Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.
языковая и Лингвистическая (языковедческая) компетенции
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка
Культуроведческая компетенция
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
Программа реализована в учебнике Русский язык: учеб.для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ (Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.) М.: Просвещение, 2008
Отличительные особенности:
1.Системообразующие признаки: единая авторская программа изучения русского языка в 5-9 классах.
2. Общая целевая ориентация: «формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся», а также решение таких общепредметных задач, как «воспитание учащихся средствами данного предмета, развитие логического мышления школьников, обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работать с книгой, справочной литературой, совершенствование навыков чтения».
3.По своей дидактической концепции учебники данной предметно-методической линии можно отнести к системе традиционного обучения с элементами развивающего.
4. Общие подходы к отбору содержания учебного материала:
направленность на реализацию обязательного минимума содержания основного общего образования. Ориентация на освоение обязательного минимума прослеживается и через систему специальных помет, выделяющих материал, подлежащий заучиванию, материал для ознакомления;
ориентация на организацию самостоятельной работы;
отбор и выделение содержания, изученного в предыдущих классах и последующих разделах. В учебниках данной линии выдержана «вертикаль повторения», которая начинается с повторения изученного в предыдущем классе (особый раздел в начале каждого учебника), «проходит» после изучения каждого раздела (темы) и завершается итоговым повторением за весь учебный год;
направленность на реализацию межпредметных связей, особенно с литературой. Программные, художественные произведения используются для иллюстрации языковых явлений и правил, организации наблюдений за употреблением языковых фактов, а также речевыми особенностями текстов;
критерием отбора материала является установка на постепенное, усложнение содержания предмета в 5-6 классах с учетом возрастных особенностей учащихся.
5.Трактовка языковых явлений осуществляется с традиционных научных позиций.
6.Способы конструирования учебного материала: сочетание спирального и линейного, причем в 5, 6 классах доминирует спиральный способ обучения, обусловленный возрастными возможностями детей, а в 7, 8, 9 классах – линейный.
7.Структурирование учебного материала:
7.1. во всех учебниках данной линии используется одинаковый способ структурирования: вводные уроки о русском языке и его значении, повторение изученного в предыдущих классах;
7.2.традиционные разделы языковой системы («Фонетика». «Орфоэпия». «Графика». «Орфография». «Лексика и фразеология». «Морфемика». «Словообразование». «Морфология». «Синтаксис и пунктуация») рассредоточены по годам обучения. В конце каждого учебника идет раздел «Повторение и систематизация изученного», а также приложение;
7.3. работа по культуре речи рассредоточена по всем годам обучения. Темы по развитию речи пропорционально распределены между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения, однако затрудняет нахождение речеведческого материала.
8. УМК обладает ярко выраженной практической направленностью, которая проявляется:
а) в обучении учащихся универсальным способам деятельности при решении той или иной языковой задачи;
б) в организации учебной деятельности, направленной на формирование как предметных (различать части речи и типы предложений, делить слово по составу, производить различные языковые разборы и т.п.), так и обще учебных и коммуникативно-речевых навыков.
9. Между учебниками разных классов существует преемственность, которая обеспечивается:
линейно-спиральным способом конструирования материала,
вертикальными связями,
усложнением содержания учебного предмета,
организацией регулярного повторения.
10. Способы ориентации в учебниках в целом являются одинаковыми.
Имеются методические рекомендации для учителей.
Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю.
В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроке проводится работа по предупреждению орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами русского языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Содержание программы учебного предмета
Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения
Союзные предложения
Сложносочиненные предложения
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы.видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
С целью подготовки учащихся 9 классов к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа.
В целях обучения написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения на основе данного текста (в рамках подготовки к ГИА — задание С1 и С2) отведены часы на развитие речи.
№ п/п
| Наименование раздела
| Всего часов
| На развитие речи в том числе
| Контрольных работ (диктантов, тестов)
| 1
| Международное значение русского языка
| 1
|
|
| 2
| Повторение пройденного в 5-8классах
| 9
| 1
| 2
| 3
| Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения
| 6
| ГИА №1
| 1
| 4
| Сложносочинённые предложения
| 14
| 1+- ГИА№2
| 2
| 5
| Сложноподчинённые предложения
| 30
| 2+- ГИА№3
| 5
| 6
| Бессоюзные сложные предложения
| 14
| ГИА №4
| 2
| 7
| Сложные предложения с разными видами связи
| 11
| 1
| 2
| 8
| Общие сведения о языке
| 3
|
|
| 9
| Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике, правописанию и культуре речи
| 9
| ГИА №5
|
| 10
| Резерв
| 2
|
|
|
| Итого:
| 102
| 5/5
| 14
| |