Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/21
Дата публикации18.05.2014
Размер3.02 Mb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Биология > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21






Курт Теппервайн

Высокая школа

ГИПНОЗА

Гипноз — самогипноз Практическое руководство

МОСКВА

«КРОН-ПРЕСС»

2001

Краткий очерк истории гипноза

Древнейшая практика гипноза

Гипноз, наверное, возник еще на заре человече­ства. По крайней мере, клинописные таблицы, най­денные в долинах Евфрата и Тигра, убедительно свидетельствуют, что самый древний народ на Зем­ле — шумеры — уже в четвертом тысячелетии до н.э. знали гипноз и умели им пользоваться.

Шумеры

В знаменитой школе Эрек, где готовили буду­щих священнослужителей, с незапамятных времен хранится манускрипт. Его переписывали много раз, и благодаря этому фрагменты рукописи дошли до наших дней, В этом произведении мы находим нео­провержимые свидетельства того, что уже в те вре­мена священнослужители, которые были посвящены в таинства врачевания, вылечивали больных, вну­шением погружая их в целительный сон. Уже тогда были известны три ступени гипнотического состоя­ния, которые различают и в наши дни: легкий, средний и глубокий гипноз.

Индия

В самой древней священной книге индусов, на­писанной га санскрите, «Законы Ману» также при­водятся случаи излечения посредством гипноза. Здесь различали: сон наяву, сон со сновидениями и сон,

8
КУР1 II ИШРВАЙН

приносящий удовольствие. В различных вариантах описаний техники йоги самогипноз вес еще играет большую роль.

Египет

В Древнем Египте гипноз также применялся в терапевтических целях. На так называемом папирусе Эберса, которому три тысячи лет, описаны методы гипноза, с помощью которых врачи лечили людей. Применяемые методы очень сходны с теми, которые известны в наши дни. Египетские жрецы одновре­менно исполняли роль народных врачей.

Чтобы ввести больного в гипнотическое состоя­ние, они держали у него перед глазами блестящие металлические диски. Глаза от этого уставали, что способствовало погружению в гипнотический сон. В данном случае мы имеем дело с элементами того, что в настоящее время называют техникой фикса­ции. Использовалось и наложение рук на больного в сочетании с соответствующим внушением... В одной древней рукописи говорится: «Положи на него руку, скажи, что боль исчезает, и она уйдет».

Тогда существовали храмы, в которых больные, ищущие помощи богов, могли забыться во сне. Известен был храм Сераписа в Канопе и храм богини Исиды.

Греция

Греки называли гипноз храмовым сном. Боль­ные, которые приходили в храм, в течение некото­рого времени должны были соблюдать определен­ную диету. Подготовка непосредственно к лечению продолжалась в ароматических ваннах и ритуальных омовениях.

После этого священнослужитель рассказывал больному о разных случаях излечения, настраивая его на предстоящее событие и повышая напряжение ожидания. Только потом больные укладывались в храме спать.

ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

9

Во время сна жрец нашептывал больному в ухо определенные слова, чтобы активировать его соб­ственные возможности к излечению под воздействи­ем всей атмосферы в храме. Перед этим больные должны были дать клятву, что будут неукоснительно следовать всему, что открыли им во сне боги.

Особое значение и чудотворное действие при­писывались атмосфере храмовых помещений. По пробуждении жрецы толковали сны, привидевшие­ся больному, и еще раз настойчиво советовали ему следовать во всем советам богов.

Однако в те времена, как и сейчас, существова­ли больные, которые не засыпали и не поддавались гипнозу. Для такого рода людей существовали жре­цы-медиумы — впадая в транс, они устанавливали контакт с богами.

В знаменитом храме в Дельфах, посвященном Аполлону, на золотом треножнике, установленном над трещиной в скале, из которой подымались нары, сидела жрица. Под действием Пвров она впадала в транс и в этом полубессознательном состоянии вещала спрашивающему, что говорят ему боги.

В других храмах состояние транса вызывало ри­туальное сожжение некоторых видов трав.

Таким образом, мы видим, что и шумеры, и египтяне, и древние греки, а также персидские маги и йоги из Индии активно пользовались гипнозом.

Древний Рим

Римлянам также были известны способы, с помощью которых больным и алчущим совета обес­печивали контакт с богами. Даже философы пользо­вались силой внушения. Так, например, римский поэт Порфирий, живший во II веке н.э., сообщает о научном споре между философами Плотином и Олимпием. Точнее говоря, в спор вступили учени­ки обоих философов, и каждый утверждал, что знает больше другого. Тогда Плотин вызвал Олим-


III КУРТ ТЕППЕРВАЙН

пия и предложил показать, насколько каждый из них сведущ в «магических искусствах», причем это следовало сделать в присутствии соперничающих учеников. Плотин подошел к Олимпию и в течение нескольких минут пристально смотрел ему в глаза, а потом сказал громко, так, что слышали все окружающие: «Глядите, тело Олимпия сложится сейчас, как кошелек». Олимпий почувствовал рез­кую боль и признал, что Плотин обладает большей силой.

Гипноз и христианство

Использование гипноза в качестве храмового сна известно до середины VI века, после чего хри­стианские монахи во все большей степени стали перенимать приемы храмовых жрецов и начали со­вершать чудодейственные излечения с помощью молитв, освященной воды и мощей мучеников. К этому приложили руку и папы и короли. В Новом Завете читаем: «Они возложат руки на больных, и тем станет лучше...»

Первое упоминание о самогипнозе мы находим в XI веке у членов Ордена монахов-отшельников, что селились у горы Афон. Монахи-эзихасты подвер­гали себя самогипнозу, устремляя взгляд на соб­ственный пупок, поэтому их называли «омфалопси-хиками», т.е. устремляющими взор на пуп.

Парацельс

Филипп Аурел Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм (1493—1541), или Парацельс, учил, что ре­шающим фактором любого врачевания является «внутренний глаз». Парацельс сообщает, что мона­хи в Каринтии заставляли больных подолгу вгля­дываться в блестящие шары из хрусталя. Как пра­вило, такие больные погружались в глубокий сон, и в таком состоянии монахи внушали больным необходимость выздороветь, что нередко и проис­ходило.

ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

11

Инквизиция

Лишь времена инквизиции заставили людей забыть это искусство врачевания. Ведь каждый, кто владел таким умением, мог быть заподозрен в ереси и в пособничестве дьяволу, а значит, и сожжен на костре.

От магнетизма к научному гипнозу

Атаназиус Кирхнер

В 1646 году патер Ордена иезуитов Атаназиус Кирхнер (1606—1680), автор книги «Чудесный экс­перимент», описывает, в частности, как надо «за­колдовывать» петуха. Это было первое классическое научное описание так называемого животного гип­ноза, потому мы можем считать Кирхнера предше­ственником месмеровского «животного магнетизма».

Максимилиан Хелл

Еще один монах Ордена иезуитоя и известный

астроном профессор Максимилиан Хелл (1720— 1792) нередко проводил так называемые «магнети­ческие курсы». Он изготавливал магниты так, чтобы по форме они напоминали заболевший орган, и прикреплял их к такому органу. Результаты были поразительные — Хелл вылечивал до 60—70% боль­ных, да и вообще магниты давали общее улучшение самочувствия.

Франц Антон Месмер

Подобные опыты привели Франца Антона Мес­мера (1734—1815) к такому выводу: «Для того чтобы вызвать соответствующий эффект, не требу­ется никакого небесного, минерального или желез­ного магнетизма». Для «магнетизации» больного достаточно «флюидов», идущих от него самого. Месмер придумал термин «животный магнетизм», и его именем открывается современная история


12 КУП И ИИЕРВАЙН

гипноза. Месмер переносил этот «флюид, дотраги­ваясь до человека и как бы гладя его сверху донизу. Это были знаменитые «месмеровские поглажива­ния». В 1775 году Месмер разослал во все известные академии мира письмо, в котором изложил 27 тезисов своей теории.

Среди врачей Месмер нажил немало влиятель­ных врагов, особенно после поразительного случая исцеления пианистки, которая ослепла, когда ей было от роду 4 года. Месмеру пришлось даже бежать из Вены в Париж, где он нашел много друзей и восторженных поклонников. Среди его пациентов были даже Мария Антуанетта и придворные. Любо­пытно отметить, что Месмер меньше значения при­давал собственно усыплению, а больше всего тому, чтобы вызвать в человеке кризисное состояние, способствующее исцелению.

На его оздоровительных сеансах больные сидели кружком вокруг бассейна, заполненного «магнети­зированной водой». Из бассейна торчали железные прутья. Месмер заставлял больных брать эти прутья в руку, и таким образом магнитные потоки направ­лялись от одного человека к другому.

Очевидно, напряжение ожидания вызывало са­мовнушение и тем самым способствовало «оздоро­вительному кризису». Как только один больной впадал в это кризисное состояние, оно передавалось и другим.

По распоряжению короля в 1784 году Фран­цузская академия наук создала комиссию, перед которой была поставлена задача проверить учение Месмера. В комиссию входили врачи Гильотин, Жори и Саллен Д'Орсэ, а также делегированные академики Бейли, де Бори, Франклин и Лавуазье. Эта комиссия сочла учение Месмера ложным, а теорию о «флюидах животного магнетизма» нена­учной. Ученые сделали вывод, что все случаи изле­чения в результате месмеризма основаны на само­внушении.

ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

13

Сторонники Месмера пытались указать на то, что комиссия оставила вне рассмотрения важней­ший факт: животные, которых нельзя заподозрить в самовнушении, подвергшиеся процедуре по методу Месмера, испытали такой же лечащий криз.

Комиссия не только запретила французским вра­чам заниматься «месмеризмом», но и пригрозила ли­шить диплома тех, кто станет даже обсуждать эту тему.

Между тем правители других стран не остались равнодушными к этому поразительному способу лечения. Король Баварии, датский король и даже русский царь просили своих врачей заняться теоре­тической и практической проверкой учения Месме­ра, и таким образом этот ученый, хоть и руковод­ствовался исходно ложными положениями, стал предтечей современной психотерапии.

Аббат Фариа

Начало современному учению о самовнушении положил португальский аббат Фариа (1755 — 1819). I'. 1813 роду он переехал из португальской колонии I па м Париж. В Индии Фариа изучал случаи гипноза п пришел к убеждению, что для засыпания вовсе нет необходимости во флюидах, которые исходили бы от гипнотизера, как полагал Месмер. Решающую роль Фариа отдавал внушению.

Выступления Фариа, а также вышедшая в 1819 году работа «Ье 1а сайке йи зоттеП 1ис1с1е еп ёЧийе киг 1а иатге йе ГЬотте» («Вызывание ясного сна и его илияние на природу человека») вызвали немалый интерес. В своей книге аббат называл гипнотизера «концентратором», гипнотизируемого — «концент­рируемым», а гипнотический сон — «концентраци­ей», или «ясным сном».

Метод аббата Фариа заключался в следующем: <>п просто подходил к больному, пристально смот-рсч на него, а потом вдруг вскрикивал «Эогтег!» («Засыпайте!»), и почти половина подопытных сле-допали этому призыву. Таким образом, перед нами


14 КУРТТЕППЕРВАЙН

начальная форма того гипноза устрашения, которым впоследствии врач Шарко широко пользовался в больнице «Ла Сальпетриер».

Джеймс Брейд

Решающий шаг в дальнейшем развитии гипноза сделал английский офтальмолог Джеймс Брейд (1795—1860) из Манчестера. В 1841 году он наблюдал за экспериментами швейцарского фокусника Ла-фонтена. То, что увидел, показалось Брейду неве­роятным, и он решил основательно проверить все трюки Лафонтена и разоблачить лжеца.

Эксперименты Брейд ставил на собственной жене, на друге Уокере и на своем слуге. Брейд держал у них перед глазами на уровне носа блестя­щую ручку ланцета (как глазной врач, он знал: если фиксировать внимание больного "длительное время на сверкающем предмете, он устает). И каково же было его удивление, когда все трое заснули!

Он назвал этот искусственный сон гипнозом — от греческого слова Нурпоз (сон). Основываясь на собственной теории, он разработал довольно про­стой метод, чтобы погружать людей и животных в состояние гипноза. На высоте крыльев носа он под­носил к лицу примерно на расстояние 20 см блес­тящий предмет, например стеклянную призму. Уже через несколько минут без какого-либо словесного воздействия ему удавалось погрузить подопытного человека в состояние гипноза. В 1842 году появился главный труд Брейда — книга «Нейрогипнология, или Рациональный нервный сон, рассмотренный относительно животного магнетизма». Коллеги от­неслись к этому произведению без должного уваже­ния.

Огюст Амбруаз Льебо

Парижский врач Огюст Амбруаз Льебо перепро­верил эксперименты Брейда и подтвердил их. Уже в 1861 году он опубликовал работу об этом под

ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА

15

названием «Искусственный сон и аналогичные со­стояния». И этот труд не получил признания среди коллег.

Иполит Бернгейм

Лишь через несколько лет на труды О.А. Льебо обратил внимание профессор из университета Нанси Иполит Бернгейм. Он занимался этой проблемой в течение многих лет, а в 1886 году написал книгу о внушении и его применении и ввел этот метод лечения в практику медицинской клиники в Нанси. Совместно с Льебо он основал «школу в Нанси», где и заложил основы современного применения гипноза.

Зигмунд Фрейд

Одним из учеников школы в Нанси был Зиг­мунд Фрейд — основатель психоанализа. В те же годы здесь работали такие известные врачи, как Опост Форель, Эмиль Куэ и Кр. Бодуэн.

Эмиль Куэ

Эмиль Куэ (1857—1926) разработал теорию са­мовнушения. Он понял, что в конечном счете гип­ноз — не что иное, как самовнушение. Гипнотизер вызывает в подопытном человеке лишь более или менее сильно выраженное представление о предпо­читаемом действии, а больной непосредственно осу­ществляет его путем самогипноза. Коэ утверждал: «Побудительной причиной наших действий является отнюдь не воля, а интенсивность воображения».

Из этого Куэ делал вывод, что каждый человек может загипнотизировать самого себя, и объяснял (юльным, как они могут вылечиться самовнушением. Он говорил: «Учитесь лечить самих себя, вы это можете. Сам я не излечил никого и никогда. Вы таите в себе эту возможность. Позовите на помощь спой дух, пусть он будет подспорьем душе и телу, и нам станет хорошо. Вы выздоровеете, будете силь­ными и счастливыми».

16

КУРТ ТЕППЕРВАЙН

Он заставлял своих пациентов утром и вечером по двадцать раз произносить фразу: «День ото дня мне во всех отношениях все лучше и лучше».

Жан Мартин Шарко

Жан Мартин Шарко (1825—1892) был главным врачом в парижской лечебнице «Ла Сальпетриер» и профессором патологической анатомии. Как нейро-лог он был всемирно известен. Его работы по нервным болезням составили целую эпоху в меди­цине.

Парижская школа

Шарко был активным оппонентом «школы Нан­си», и представленное им направление в гипнозе называлось «парижской школой». Может быть, все дело в том, что в «школе Нанси» лечились обычные люди, в то время как в Парижской школе находи­лись психические больные.

В частности, Шарко сделал вывод, будто гип­ноз — не что иное, как искусственно вызванная истерика. Шарко пользовался различной техникой гипноза, но прежде всего прибегал к испугу как средству введения в гипноз. Он применял, напри­мер, взрывчатую хлопковую вату, или внезапно загоравшийся «холодный свет Драммонда», или рез­кий удар гонга. Испуганные психбольные группами погружались в состояние гипноза.

Шарко изрекал: «Вера — вот что лечит».

Иван Павлов

Исследование других возможностей гипноза — заслуга русского исследователя Ивана Петровича Павлова (1849—1936). Он экспериментировал с жи­вотными. В знаменитых опытах на собаках ему уда­лось прояснить, что происходит в организме собаки. Павлов доказал, что гипноз и внушение — совер­шенно нормальные жизненные процессы, и тем освободил гипноз от флера мистики.

ВЫСОКАЯ ШКОЛА ГИПНОЗА
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск