Муниципальное образование г. Краснодар
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 50
Разработка урока истории России в соответствии с ФГОС
Тема: Расцвет Руси при Ярославе Мудром
6 класс
Подготовила:
Белым Наталья Федоровна
Учитель истории МБОУ
СОШ № 50 г. Краснодара
Тема: Расцвет Руси при Ярославе Мудром
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1-2.Картина мира в фактах и понятиях.
- сформировать представление о времени правления Ярослава Мудрого;
- выявить особенности его внешней и внутренней политики;
Применить и закрепить понятия: государство, династия, усобица, закон.
Линия 3.Историческое мышление.
- составить историческую характеристику Ярослава Мудрого, выделить достижения в его деятельности;
- определить влияние его деятельности на последующее развитие государства.
Линии 4-5.Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
- опираясь на жизненный опыт учащихся сформулировать вывод о положительных и отрицательных чертах «Правды Ярослава»;
- способствовать формированию личного отношения к истории своей страны.
Обязательный минимум содержания:
Ярослав Мудрый. «Русская правда». Княжеские усобицы. Международные связи Древней Руси.
Этапы урока (время)
| Действия учителя
| Действия учащихся
| Доска, оборудование
| Создание проблемной ситуации;
Формулирование проблемы
5-7 мин.
| Князь Ярослав Владимирович за 35 лет правления заслужил прозвание «Мудрого» правителя.
Давайте прочитаем о нем и его деятельности справочные сведения на стр. 86.
Какое вы заметили противоречие?
Как вначале вы думали, почему назвали князя Мудрым?
Как думаете, что нам нужно выяснить?
Какой основной вопрос нам нужно решить на уроке?
| Читают о способах наказания преступника по законам Ярослава Мудрого.
Отвечают на вопросы к тексту.
Делают вывод о противоречии между несправедливостью и «мудростью».
Высказывают мнение.
Делают предположения.
| Тема урока
Запись на доске:
Почему и за что Ярослав получил название Мудрый?
| Версии
2-3 мин.
Актуализация имеющихся знаний
Планирование деятельности
5-10 мин.
| Как мы можем решить эту проблему, найти ответ на вопрос?
Вспомните, мирным ли путем пришел к власти Ярослав?
Что такое междоусобица? Когда впервые она произошла?
Были ли основания у них бороться за власть?
Что такое династия?
| Высказывают свои версии
Князь Владимир умер, не назначив наследника. Его сыновья начали борьбу за престол.
Да, они принадлежали к одной династии.
Династия – это ряд монархов, последовательно сменяющих друг друга у власти по праву родства и законам престолонаследия.
| Записывают на доске ключевые слова, фразы
Годы междоусобицы: 1015 - 1019
Схема:
Династия
-родство
-законы
М----М----М---……
| Поиск решения
(открытие нового знания)
От 10 до 20-25 мин.
| Рассмотрите на стр.262 схему наследников Владимира Красное Солнышко.
Беседа по п. 1 «И встал брат на брата…»
Кто победил в усобице? Когда?
Какие качества проявили Борис и Глеб во время усобицы?
Вспомните, что мы называем государством?
Опишите схему управления в Древнерусском государстве на стр. 80 параграфа.
Летописи именуют Ярослава «самовластцем всей Русской земли». Годы его правления стали временем расцвета Древнерусского государства.
Используя п. 2 и 3 параграфа, докажите, что это утверждение верно.
Как вы можете оценить деятельность князя?
Как вы думаете, написание «Правды Ярослава» было его прихотью или требованием времени? Поясните, опираясь на п. 3 параграфа.
Можно ли считать это проявлением мудрости Ярослава?
Все ли законы были справедливыми? Выскажите свое мнение о «Правде Ярослава.
Какие законы из «Русской правды» можно использовать в наши дни, а какие нельзя?
Летописец говорил о нем: « …он засеял книжными словесами сердца верных людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное».
Прослушайте сообщение о том, как Ярослав Мудрый заботился о распространении культуры и грамотности на Руси.
Дополните характеристику деятельности князя.
На основе п. 4. параграфа и сообщения приведите доказательство того, что в культурной жизни Ярослав Мудрый соперничал с Византийской империей.
| Наследниками были сыновья Владимира: Свято- полк, Ярослав, Борис, Глеб, Мстислав.
В междоусобице победил Ярослав в 1019 г. Он четыре года вел борьбу со Святополком, который коварно расправился с Борисом и Глебом.
По настоянию Ярослава Святополк был проклят церковью, а Борис и Глеб причислены к лику святых.
Государство – это организация управления обществом, людьми с помощью аппарата управления, армии, службы защиты порядка, законов, сбора налогов .
Работают в группах по 4 человека, подбирают и формулируют доказательства.
Перечисляют доказательства:
- разгромлены печенеги в 1036 г.
-богатела княжеская казна;
-развивались ремесла и торговля;
-строились города,
- осваивались окраины;
-активное строительство в Киеве, его украшение;
- династические браки:
дочерей Ярослав выдавал замуж за европейских монархов.
-создал свод законов Правда Ярослава» в 1016 г.
Он стремился сделать Русь сильным, богатым государством. Поступал как мудрый, дальновидный политик.
К XI веку Древнерусское государство уже не могло использовать древние родовые обычаи для разрешения споров.
-Да, можно. Можно, так как все жители стали судиться по единым законам и никто не мог переписать его или исказить.
-Самые важные преступления разбирал княжеский суд.
-За увечье, оскорбление, кражу - преступник платил компенсацию потерпевшему.
-Но Ярослав сохранил кровную месть, это несправедливо. Только потом сыновья Ярослава запретили кровную месть.
-Защита людей зависила от их происхождения и положения. Это тоже несправедливо.
-«Божий суд» не выявлял настоящего преступника..
Ярослав ценил образованность, начитанность, заботился о развитии русской культуры.
Дополняют список.
-строительство новых церквей и монастырей;
-избран первый русский митрополит священник Илларион;
-обучение прихожан грамоте при церквях;
-училища при Софийских соборах
-библиотеки в монастырях и церквах;
-первые русские летописи.
| Годы правления Ярослава: 1019 - 1054
схема
Записываются на доске
Иллюстрации на стр. 82, 83
| Выражение решения.
Применение нового знания.
5-10 мин.
| Как вы думаете, можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный нами в начале урока: Почему и за что Ярослав получил название Мудрый?
Кто ближе всех был к истине?
Чьи гипотезы подтвердились?
| Ярослав проявил себя как мудрый государственный деятель. Он очень много сделал для укрепления и развития нашего государства. Поэтому потомки заслуженно называют его Мудрый.
|
| Домашнее задание.
| Ярославу много пришлось пережить из-за междоусобицы после смерти своего отца. По завещанию Ярослава Мудрого Русь стала общим владением его сыновей. Но при этом государство разделил на уделы и сыновья стали удельными князьями.
Смогут ли они жить дружно и найти общий язык, сохранить спокойствие на Руси? Об этом вы прочитаете дома в параграфе 8. Ответьте на вопросы перед параграфом.
Дает опережающее задание ученику: подготовить сообщение о новых соседях русичей – половцах, их взаимоотношениях.
|
Записывают домашнее задание.
|
| |