Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях»





Скачать 123.26 Kb.
НазваниеУрок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях»
Дата публикации23.09.2013
Размер123.26 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок по истории Древнего мира в 5 классе

Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях»

Форма урока: «День открытых дверей в древнегреческой школе»


Методические цели:

- способствовать развитию информационной культуры пятиклассников;

- продолжить знакомство их с возможностями компьютера на уроках истории;

- развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках истории.

Обучающие цели:

- сформировать представления о сущности образовательного процесса в древнегреческой школе, о ее особенностях, достоинствах и недостатках;

- выявить общие черты и отличия ее от современной школы.

Развивающие цели:

- продолжить работу по формированию навыков сравнения, установления причинно-следственных связей, изложения собственного мнения, участия в дискуссии; развитие логического мышления.

Воспитательная цель:

-воспитание художественного вкуса, эстетической культуры.

Оборудование урока:

- компьютер;

- проектор;

- портрет Гомера;

- иллюстрации к мифам;

- раздаточный материал (тесты, тексты исторических задач и др.)

- учебник.

- рабочая тетрадь

-историческая карта «Древняя Греция».

-книги из серии «Знаменитые греки»

- альбом по искусству Древней Греции

План урока

  1. Состав учащихся древнегреческой школы.

  2. Рабы-педагоги.

  3. Занятия в школе, изучаемые предметы.

  4. Посещение палестры.

  5. В афинских гимнасиях. Ликей и Академия.

Основные понятия: педагог, стиль, палестра, гимнасий, Ликей, Академия.

Важнейшие персоналии: Гомер, Пифагор, Фалес.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Мои юные друзья! Сегодня мы мысленно перенесемся в Древнюю Грецию, прекрасную страну, страну поэтов, ученых, философов, мудрых правителей,

прекрасных, талантливых скульпторов и архитекторов, подаривших миру свои великие творения, которые и сейчас поражают нас своей гениальностью и неповторимостью. Но прежде чем стать великим ученым, философом, писателем или скульптором, каждый из них, как и вы, учился в школе.

А какой была древняя греческая школа? Кто и чему там учился? На эти и другие вопросы мы постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке-презентации. Давайте сначала заглянем в нашу электронную библиотеку.

Просмотр информационного материала и изображений о греческой школе через проектор.

Игра. Знаете ли вы, что….

Класс делится на две команды, которые получают равное количество карточек с текстом. Проанализировав просмотренный компьютерный материал и тексты в карточках, учащиеся должны определить:

а) что в греческих школах и гимнасиях было, на ваш взгляд, положительным

б) что было отрицательным;

в) какие положения греческого образования вы взяли бы в нашу современную школу.

Представители команд высказывают свою точку зрения и обосновывают ее.

Наиболее интересные, глубокие и оригинальные ответы учащихся оцениваются ( раздаются фишки).

Приложение. Материал карточек.
1Лучшими в Греции были школы в Афинах, они были не государственными, а частными. Обучение было платным.
2.В греческих школах учились только мальчики свободных афинских граждан, начиная с семи лет.
3.В школу мальчиков водил педагог (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребенка). Педагогом был раб, состарившийся или увечный, который был неспособен ни для какой другой работы.
4.Педагог не только водил мальчика в школу и нес его письменные

принадлежности и музыкальные инструменты, но и учил хорошим манерам: ничего не брать самому за столом, не класть нога на ногу, громко не разговаривать, при появлении старших вставать и пр.
5.Непослушных и не учащих уроков учеников, ленивых неисполнительных учитель наказывал плеткой из бычьего хвоста.
6.Младшие ученики писали на деревянных дощечках, натертых воском,

острым концом металлической или костяной палочки, стилем, который с обратной стороны был плоским, чтобы затирать ошибки на дощечке. Старшие ученики писали еще на дорогом материале-папирусе.
7) В школах учили читать, писать, считать, рисовать. Особую любовь прививали к литературе, стихам Гомер и других поэтов, а также к музыке. Греки считали, что без любви к музыке и умения петь нельзя стать настоящим человеком.
8. Каникулы для греческих детей были весной. Мальчики не посещали школу в дни побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни праздников, посвященных греческим богам.
9. С двенадцати лет мальчики посещали еще одну школу, где занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась палестра ( от слова пале- борьба).
10. В Греции все свободные граждане были грамотными людьми.
Работа с иллюстрациями

Учащимся предлагается рассмотреть спроецированные на экран изображения на чаше и выполнить следующие задания:

1.составить расписание занятий в афинской школе;

2. определить по рисункам, кто из героев этих сценок учитель, кто педагог и кто из них ученик, чему, по вашему мнению, обучался изображенный на чаше ученик;

3. в чем отличие греческого педагога от учителя?

Выполнение заданий и оценка учащихся.

Учитель: Ребята, мы провели с вами небольшую разминку, а теперь я хочу убедиться в том, что вы хорошо усвоили материал о греческих школах и гимнасиях. С этой целью я предлагаю выполнить задание- тестирование

Учащиеся получают листочки с заданиями- тестами.

1.В 8 в. до н. э. в Греции появилась новая письменность. Чей алфавит был положен в его основу?

а. вавилонский,

б. египетский,

в.финикийский

2.Какие учебные заведения посещали афинские мальчики?

а палестру,

б библиотеку Ашшурбанапала,

в школы писцов.

3 Что называлось стилем в Древней Греции?

а палочка для письма,

б манера разговора,

в манера ношения одежды.

4 Особенностью древнегреческого письма не является?

а передача согласных звуков буквами,

б рисунчатый облик греческих букв,

в передача гласных звуков отдельными буквами.

5 Школа в Афинах для занятий гимнастикой называлась

а Ликей,

б Академия,

в палестра.

6 Греческий ученый, прозванный «отцом истории»

а Геродот,

б Софокл,

в Гомер.

7 На чем писали ученики афинских школ в 5 в.до н. э.?

а на пергаменте,

б на дощечках, натертых воском,

в на бумаге.

8 Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника

а бесстрашного воина,

б всесторонне развитого гражданина,

в хитроумного купца.

9 Где обучались афинские девочки?

а в палестрах

б дома,

в в гимнасиях.

10 В афинских школах обучались

а сыновья афинских граждан,

б все дети жителей города,

в сыновья и дочери афинских граждан.

Проверка тестирования (дети меняются листочками, я читаю ответы).

Здоровьесберегающие упражнения.-2 мин. А сейчас настало время

пригласить всех гостей на уроки, расписание которых вы составили. Вы не ошиблись, поставив на первое место урок литературы.

Рассказ учителя о Гомере.

Гомер -самый великий и знаменитый поэт всех времен и народов. Он жил, когда у греков не существовало еще алфавита, и получается, что величайший из поэтов не умел ни писать, ни читать, а созданные им поэмы пережили все эпохи. Они напечатаны самыми большими тиражами, их прочло за несколько тысячелетий огромное количество людей. Гомер был слепым странствующим рапсодом. Рапсодами в Греции называли сочинителей песен и поэм, исполнявших свои произведения под аккомпанемент кифары.

За три тысячелетия существования поэм Гомера нашелся только один человек, который вздумал критиковать их. Его звали Зоилом. До наших дней дошла легенда о нем. А отыскал ее для нас Филатов Ваня.

Легенда о Зоиле.

Однажды Зоил явился к царю Птолемею и прочел ему свой труд, в котором он раскритиковал произведения Гомера. Царь ничего не ответил Зоилу. Спустя некоторое время Зоил, став нищим, обратился к царю с просьбой о помощи. «Гомер умер много лет назад, но даже мертвый кормит тысячи людей. А ты считаешь себя умнее Гомера, так прокорми хотя бы самого себя», - ответил царь.

Учитель: Какой смысл имеют слова царя?

В греческой школе дети заучивали стихи из поэм наизусть, повторяя за учителем читаемые строки. Давайте и мы попробуем показать, как это выглядело.

Коллективное чтение отрывков из поэм «Илиада» и «Одиссея».

Многие греки знали поэмы Гомера наизусть. А какие строчки из них вам запомнились?

Чтение учащимися наизусть отрывков из произведений Гомера и других авторов. (3-4 отрывка)

Учитель: Другим знаменитым сочинителем Древней Греции был баснописец Эзоп. Его имя прославлено так же, как и имя Гомера. О жизни Эзопа почти не сохранилось никаких сведений, но достоверно известно, что он был рабом. Благодаря уму, он стал свободным. В своих баснях Эзоп под видом животных высмеивал глупость, жадность, невежество и другие пороки. Многие принимали эти насмешки на свой счет и ненавидели Эзопа. Чтобы ему отомстить, враги подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа захватили, его должны были либо казнить, либо он должен был признать себя рабом. Тогда его бывший хозяин заплатил бы за него штраф, и Эзопу сохранили бы жизнь, но в рабстве. Эзоп не захотел терять свободу и предпочел смерть свободного человека. Если у вас нет под рукой сборника басен Эзопа, не расстраивайтесь: читайте чаще басни «дедушки» Крылова, да-да Крылова, потому что многие басни Эзопа И. А. Крылов изложил в стихотворной форме, используя сюжеты его басен. Сейчас вы в этом убедитесь сами.

Инсценировка басни Эзопа « Волк и Ягненок».

Действующие лица:

Автор- Ершова Настя;

Волк -Блашенков Максим;

Ягненок—Мигалина Валя.

Учитель: Любимыми и самыми желанными для ваших далеких сверстников на уроках чтения были те минуты, во время которых они играли в мифы.

Игра в мифы.(изобразите этих героев)

Угадай-ка, кто из героев мифов мог это сказать.

1.До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что красивое голубое небо такое тяжелое?

2. Не осуждайте несчастного отца. Да, мне некого винить в смерти сына. Знаю, знаю, человек не птица. Но удивительно прекрасен созданный богами мир, когда глядишь на него с высоты птичьего полета.

3. Благодаря мне, жилища людей стали светлыми даже в самые темные вечера. Это я помог людям побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко наказал меня?

4. Обманом разлучили меня с любимой дочерью! Так пусть завянут все цветы! Засохнут все деревья! Выгорит вся трава! Верните мою дочь!

Вторая часть игры: Кому принадлежат эти предметы? Кто быстрее?

На одной стороне магнитной доски размещены рисунки различных предметов, атрибутов греческих богов и богинь, а на другой- сами боги и богини Учащимся предлагается вручить атрибуты их владельцам..

Перечень изображений, богов и богинь.:

1.Трезубец. 2 Кисть винограда. 3. Молния. 4. Щит. 5 Кифара. 6. Три пса. . 7 Колос. 8. Зеркальце. 9. Молот с наковальней. 10. Лань

Подведение итогов игры.

.Учащимся раздаются фишки.

Урок « любомудрия» и математики.

Учитель Ребята, а этого урока вы не найдете в составленном по картинкам расписании. Это необычный урок. Вы в этом убедитесь сами. Но сначала я познакомлю вас с очень интересным, замечательным греком, философом и математиком. Он был высокого роста, статный, красивый, сильный, ловкий, быстрый. Он даже стал победителем Олимпийских игр по кулачному бою. Имя его -Пифагор. Немного подрастете, до седьмого класса, и услышите смешное, шуточное двустишие на самом серьезном уроке- геометрии: «Пифагоровы штаны во все стороны равны», которое прославило имя древнего философа больше, чем все его открытия. На острове Самосе, где он родился, Пифагор основал свою школу, пифагорейскую, в которой сам преподавал своим ученикам и ученицам три главных предмета: математику, музыку и учение о переселении душ. Ребята, вам сегодня очень повезло, так как вы имеете возможность «побывать» на одном из уроков в школе Пифагора, который благодарные его ученики посвящают памяти своего любимого учителя.

Ролевая игра.

Урок в пифагорейской школе.

Действующие лица: Учитель пифагорейской школы.

Учащиеся пифагорейской школы.

Учащиеся современной школы.

Учитель: Ребята, вам уже много известно о своем далеком замечательном предке, основателе этой школы. А знаете ли вы, что именно Пифагор первым придумал слово «философия», что значит любомудрие», то есть «любовь к мудрости». Слышите, как ласково звучит это слово!

Ученица: Трудно поверить, что такое и сейчас загадочное слово «космос» тоже принадлежит ему. Так он назвал вселенную, и означает оно «украшенный или прекрасно устроенный» Космос он представлял в виде шара- самой совершенной, по его мнению, фигуры.

Реплика ученика современной школы (вполголоса)

Ребята. Слышите, что она говорит, а ведь современное слово «косметика» означает украшение лица. Значит, оно произошло от слова «космос»?

Как интересно!

Ученик: А я прочитал, что число Пифагор считал тем чудесным инструментом, с помощью которого был сотворен космос Отцом и матерью мира он называл единицу и двойку. По учению Пифагора, единица- знак светлой, божественной энергии, а двойка- знак темной, мертвой стихии, которую позже назовут материей.

Ученица: Можно я расскажу еще о единице и двойке?

Учитель: Конечно, можно, продолжай!

Ученица: Представляете, единица и все родственные ей нечетные числа у Пифагора означали небесные начала: свет, добро, равенство, прямизну, стойкость, а также правую сторону, которая считалась счастливой; двойка же и все четные числа обозначали начала земного мира: тьму, зло, неравенство, кривизну и несчастливую левую сторону.

Реплика ученицы современной школы:

Ребята, а не потому ли и ныне все покупают на день рождения нечетное количество цветов, а на похороны - четное. Ведь мы, сами того не ведая, соблюдаем древние правила Пифагора.

Ученик: А в преданиях Пифагора рисуют чудотворцем, т. е. волшебником.

Рассказывали, что он предвидел землетрясения, укрощал волны, останавливал эпидемии болезней, беседовал с животными. Обладая изумительным слухом и зрением, своими глазами видел стройное движение небесных тел, своими ушами слышал их гармоническую мелодию.

Учитель: Ребята, вы молодцы! Поработали на славу! Подготовили такой интересный материал о своем великом учителе. А знаете, почему Пифагор так много знал и многое открыл? Да-да, вы правильно говорите, этот удивительный человек много путешествовал и везде учился: в Египте- геометрии, в Вавилонии- арифметике и астрономии, у персов - тайнам обрядов и жертвоприношений.

Ученик (задумавшись) Интересно, какими будут школы через две- три тысячи лет? Какие у них будут уроки? Какие задачи они будут решать?

Ученица (весело) А давайте мы сочиним задачи нашим будущим потомкам, пусть попробуют их решить.

( На экране появляются задачи, которые решают ученики современной школы).

Текст задач.

1.Греки много плавали по морям и были искусными кораблестроителями. Иногда они окрашивали в синий цвет корпус корабля, его паруса и снасти.

Почему они так поступали?

2. Как ответили бы древние греки, если бы мы дали им следующий совет: «В борьбе с засухой поступайте так, как поступали древние египтяне. Они говорили: «Возьму лопату вместо облака, построю канал вместо дождя: здесь и поливка, и удобрение. Богат будет мой урожай!»

3.Греки были умеренны в еде и в питье. Вино не пили чистым, а разбавляли его водой. Пьянство осуждали.

Для кого из действующих лиц поэмы Гомера злоупотребление вином имело роковые последствия?

4.Задача на внимание.

О виноградном вине греки говорили так: «Первая чаша несет здоровье, вторая- удовольствие, третья- сон, а после нее надо идти домой, четвертая приносит грубость, пятая- крик, шестая- беспорядок на улице, седьмая- подбитый глаз, восьмая- повестку в суд. Задание. Попробуйте восстановить

порядок следования состояний человека и воздействия вина на него

Учитель современной школы:.

Ну что же, как видите, и задачи под стать философу- математику. Они тоже имеют элементы философии. А знаете ли вы, что первым ученым в Греции, разделившим год на 365 дней, был тоже философ. Его звали Фалес Милетский. Он первым предсказал солнечное затмение, а, путешествуя по Египту, сумел определить высоту пирамид по длине их тени. Эти мудрые изречения тоже придумал Фалес Ребята, вы сегодня так много узнали о философии, что вам не составит большого труда выполнить это задание.

Выберите правильный ответ для каждого вопроса.

1.Что больше всего на свете А. УМ

2. Что быстрее всего - Б. НЕОБХОДИМОСТЬ.

3. Что сильнее всего - В. ВРЕМЯ.

4. Что мудрее всего- Г ДАТЬ СОВЕТ. ДРУГИМ.

5.Что легче всего- Д .МИР (природа).

6.Что прекраснее всего- Е. ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ.

7. Что труднее всего- Ж. ПРОСТРАНСТВО.

Поверка выполнения задания.

Учитель: Вот и подошел к концу учебный день в греческой школе. Во все времена всем ученикам приятно было получать высокую оценку своего труда на уроке. В чем выражалась эта оценка, мы, к сожалению, не знаем. Ясно одно, что трудолюбивые, усердные, любознательные, настойчивые ученики были в почете и в древности. Давайте и мы подведем итоги нашей работы на уроке. ( Учащиеся подсчитывают количество заработанных на уроке фишек). Учитель отмечает активных учеников, интересные, удачные ответы, выразительное чтение стихотворений и другие достоинства ответов

учащихся.

Домашнее задание Выучить параграф 38, ответить на вопр.,стр. 176

Подумайте, чем древнегреческая школа отличалась от современной.
.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconМетодическая разработка урока истории "В афинских школах и гимнасиях"
Учитель приветствует ребят, сообщает им цели и тему урока, которую они записывают в тетрадь. Затем организует работу с картой
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconТема: Основание греческих колоний Цели: Образовательная
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая: История Древнего мира, Просвещение, 2008г
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconРабочая программа по истории древнего мира предполагает, что в 5...
Свенцицкой «История Древнего мира» М, «Просвещение», 2008., программы курса «История. Введение в историю» А. Н. Майкова М., «Вента-Граф»...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира»
Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин,...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconПояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconУрок по разделу «Древняя Греция» Форма урока: виртуальная экскурсия по древней Греции
«История Древнего Мира», Москва, издательство «Дрофа» под редакцией Е. В. Саплиной, Б. С. Ляпустина. А. И. Саплина, 2010 год, рабочая...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconТема: «В афинских школах и гимнасиях»
Цель: интеграция олимпийского знания в образовательную систему школы, для полного представления об Олимпийском движении
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconУрок всеобщей истории в 5 классе по учебнику Е. В. Саплиной, Б. В....
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconПояснительная записка в пятом классе историческое образование предусматривает...
В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconУрока: обучающая
Оборудование: учебное пособие по истории Древнего мира, рабочая тетрадь, карта Древнего Египта, игровой материал, презентация
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconУрок истории Древнего мира. 5 класс. Тема урока: Единовластие Цезаря
В 1 веке до н э армия набиралась из неимущих граждан, которым платили жалованье. Солдаты готовы были служить любому щедрому полководцу...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок истории Древнего мира в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconПояснительная записка Введение в пятом классе историческое образование...
В течение курса происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями эпохи...
Урок по истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: «В греческих школах и гимнасиях» iconКонспект урока русского языка в 8 классе Тема урока Способы выражения подлежащего
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск