Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 73.38 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.03.2014
Размер73.38 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Урок истории Древнего мира в 5 классе с использованием технологии развития критического мышления.

Андрейчук А.С. учитель истории

Тема урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Цель: показать значение законов Хаммурапи для жителей Вавилона.

Задачи уроки:

  • познавательные – познакомить с содержанием законов, научить ориентироваться в причинно-следственных связях, понимать сущность рабовладельческого общества;

  • развивающие – развитие умения анализировать фрагменты исторических источников, уметь выделять главное и делать обобщения, развивать речь;

  • коммуникативные – формировать умение работать в группе.

Тип урока – изучение нового материала (лабораторная работа с историческими источниками).

Формы работы: групповая, фронтальная.

Методика: технология развития критического мышления, включающая 3 этапа урока:

вызов

осмысление

рефлексия

Оборудование:

раздаточный материал для разных групп: адаптированные статьи законов Хаммурапи и вопросы к ним;

схема составления синквейна:

1 строка – 1 или 2 существительных (объект изучения, название темы)

2 строка – 2 прилагательных, отражающих свойства, признаки объекта

3 строка – 3 глагола, описывающих действия объекта и их результаты

4 строка – фраза из 4 слов, выражающих суть явления и отношение автора к теме

5 строка – 1 или 2 существительных, итог размышлениям.

Организационный момент: формирование рабочих групп.

Актуализация знаний.

Стадия вызова:

Учащимся предлагается вспомнить изученные ранее признаки государства. Учитель фиксирует ответы на доске в виде ключевых слов. Затем предлагается назвать те признаки государства, о которых из курса истории Египта учащимся известно мало, либо ничего неизвестно. Они отмечаются на доске. Среди названных признаков обращаем внимание учащихся на понятие «закон». В ходе беседы выясняем представление пятиклассников о том, что такое закон. Новый термин записывается на доске и в тетрадях.

Далее учитель записывает тему урока на доске и предлагает учащимся задать вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Вопросы могут быть самые разнообразные. Для экономии времени можно записывать на доске только ключевые слова.

Возможные варианты:

Кто такой Хаммурапи?

Зачем он создал законы?

Кого защищают законы?

О чем законы говорят?

Справедливы или несправедливы законы?

Чем они отличаются от наших законов?

Постановка проблемы.

Древнейшие законы, которые известны ученым, связаны с историей Вавилона. Самым могущественным царем Вавилонского царства был Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 год до н.э. Законы царя Хаммурапи были найдены в начале XX века в г. Сузы французскими археологами. Они были высечены на черном столбе из базальта. Законы состоят из введения, статей законов и заключения. В верхней части камня имеется изображение (с.67 учебника): бог Шамаш вручает царю Хаммурапи жезл – знак власти. Шамаш – небесный владыка, Хаммурапи – земной.

Во введении содержатся восхваления в адрес Хаммурапи с перечнем его славных дел. Затем заявляется, что боги призвали его, чтобы «справедливо руководить людьми и дать стране счастье, … чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого». В заключение Хаммурапи грозит карой со стороны богов всем, кто попытается изменить его законы.

«Я — Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения. Если же этот человек не будет чтить мои постановления, которые я начертал на своей стеле, будет презирать мои проклятия, не побоится проклятий богов и отменит законы, которые я установил, то … пусть великие боги земли и небес проклянут злым проклятием его самого, его страну, его бойцов, его людей и его войско».

Попытаемся выяснить, почему Хаммурапи самым важным делом своей жизни считал принятие законов.

Стадия осмысления:

Новый материал изучается в группах с помощью раздаточного материала: текстов с выдержками из законов Хаммурапи

Группа 1.

(§ 1) Если человек обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 199) Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

(§ 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан плетью 60 раз.

(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

(§ 205) Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы группе:

Чем отличается раб от свободного человека?

Почему рабу отрезали не руку, а ухо?

Что в законах кажется вам странным?

Справедлив ли закон в каждом конкретном случае?

Оцените тяжесть наказания по сравнению с преступлением.

Группа 2.

(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.

(§ 7) Если человек купил из рук раба либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла без свидетелей или договора, то этот человек — вор, он должен быть убит.

(§ 10) Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель — вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать.

(§ 11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он — лжец и должен быть убит.

(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.

(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу, и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

Вопросы группе:

  1. Почему за кражу вещи и кражу раба наказывают одинаково?

  2. Чьи интересы защищают статьи законов?

  3. Какие меры наказания предусмотрены?

  4. Оцените тяжесть наказания по сравнению с преступлением.

  5. Справедлив ли закон?

Группа 3.

(§ 117) Если долг одолел человека и он отдал в кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то три года они должны обслуживать дом их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.

(§ 118) Если раба или же рабыню он отдал в кабалу, то ростовщик может передать их дальше, продать их за серебро.

(§ 115) Если человек имел за другим человеком долг и его заложника взял в залог, а заложник умер в доме своего залогодержателя естественной смертью, то по этому делу не может быть возмещения.

(§ 116) Если заложник умер в доме заимодавца от побоев или дурного обращения, то должны казнить сына заимодавца, а если это раб человека, заимодавец должен отвесить 1/3 мины серебра, а все, что он дал взаймы, он теряет.

Вопросы группе:

  1. Чем отличается положение раба-должника от раба-чужеземца?

  2. Подумайте, почему царь ограничил срок долгового рабства тремя годами?

  3. Чьи интересы защищают данные статьи законов?

  4. Справедлив ли закон?

Группа 4.

(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека, то он может получить 10 сиклей серебра.

(§ 217) Если это раб человека, то хозяин раба должен дать лекарю 2 сикля серебра.

(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека, то ему должны отрубить кисть руки.

(§ 219) Если лекарь сделал тяжелую операцию бронзовым ножом рабу и убил его, то он должен возместить раба за раба.

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

(§ 231) Если он убил раба хозяина, то он, строитель, должен отдать хозяину раба за раба.

(§ 232) Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств.

(§ 237) Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что погубил в нем.

Вопросы группе:

  1. Почему за одинаковую операцию лекарь получал разную плату?

  2. Чьи интересы защищают статьи законов?

  3. Какие наказания предусмотрены за различные преступления?

  4. Оцените тяжесть наказания по сравнению с преступлением.

  5. Справедлив ли закон в перечисленных случаях?

После работы в группах (время ограничено 10-15 мин.) учитель организует обсуждение ответов на вопросы. Оценочные суждения (о справедливости и несправедливости статей законов) выделяются учителем особо: учащиеся должны аргументировать свои суждения, приводить доводы в пользу своей оценки.
Стадия рефлексии:

После обсуждения законов учащиеся совместно создают творческий продукт в виде синквейна. Синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строк. Это обобщающего характера работа позволяет в сжатой форме выразить эмоциональное восприятие учеником темы урока.

Пример созданного учащимися синквейна:

Законы Хаммурапи

Суровые, справедливые

Защищают, наказывают, укрепляют

«Око за око, зуб за зуб»

Рабовладельческие законы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск