Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы





Скачать 237.83 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы
Дата публикации19.03.2015
Размер237.83 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
Пояснительная записка.

Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями ФГОС 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ и авторской программы под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира»

Цели и задачи в соответствии со ФГОС

В курсе «История Древнего мира» происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Место предмета в базисном учебном плане

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 350 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В каждом классе отведено 4 часа на повторение.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).

Цели курса:

  • Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы, социального и политического строя;

  • Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Задачи курса:

Формировать историческое мышление:

  • Дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

  • Чем отличается Древний мир от современного.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения истории ученик должен

 знать/понимать

                   основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

                   периодизацию всемирной и отечественной истории;

                   современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

                   историческую обусловленность современных общественных процессов;

                   особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

                   проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

                   критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

                   анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

                   различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

                   устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;

                   участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

                   представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                   определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

                   использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

                   соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, граждан России.
Основные виды контроля, применяемые в курсе истории древнего мира:

  1. Предварительный.

  2. Текущий.

  3. Периодический (тематический, рубежный).

  4. Итоговый.

Основанием  для  выделения  этих  видов   контроля   является   специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль  проводят  в процессе  усвоения  нового  учебного  материала,  рубежный   применяют   для проверки  усвоения  значительного   объема   изученного   материала   (темы, раздела); с помощью итогового контроля выявляют  степень  овладения  учебным материалом по предмету. Таким образом, все эти виды  в  какой-то степени повторяют логику учебного процесса.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень  конкретных знаний и навыков по истории древнего мира.

 Используется учебник авторов составителей А. А. Вигасина., Г.И. Годера История древнего мира-М.: Просвещение

Авторы удачно выстроили учебник в достаточном объеме, содержащем теоретические и практические задачи в области истории древнего мира. Имеет разделы, главы и параграфы, заканчивающиеся выводами, вопросами и заданиями, хорошо иллюстрирован, что дает возможность определить, и поурочно реализовывать без дополнительного планирования учебный материал.

Содержание учебной программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения.  

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Современные технологии в преподавании истории.

Проблемное обучение – это способ вовлечения школьников в процесс активной мыслительной деятельности путем решения задач, связанных с освоением учебного содержания. 
Разноуровневое обучение по своей сути это профильное обучение детей по их способностям или обучение в зависимости от уровня интеллектуального развития. Дифференцированное или разноуровневое обучение – это форма организации учебного процесса, отбора содержания и методов обучения, при которой учитывается уровень познавательных возможностей учащихся, их склонности, интересы и проявляющиеся способности
Технология модульного и блочно-модульного обучения - это способ организации процесса обучения предмету на основе планирования по тема, разделам, комплексам учебных занятий, объединенных целевой установкой, системой типов, форм уроков и т.д. В современной школе усиливается тенденция, когда основной единицей учебного процесса, особенно в старшей школе, становится не отдельный урок, а набор уроков 
Обучение в сотрудничестве. – это совместное обучение в малых группах, совместная деятельность детей для достижения единой поставленной цели.
Информационно-коммуникационные технологии. Современный учебный процесс уже немыслим без широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий. Информационные ресурсы интернета широко применяются на уроках в образовательных учреждениях. Появилась новая форма обучения - дистанционная, полностью основанная на средствах информационных и коммуникационных технологий.





Содержание программы

Раздел I. Жизнь первобытных людей

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч.)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(4 ч.)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла – гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Раздел II. Древний Восток

Тема 1. Древний Египет (7 ч.)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.

Держава Тутмоса III.

Города – Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс, Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», скульптурный портрет», роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии ( суд Осириса и клятва умершего).

Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч.)

Двуреье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв, отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания ( о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид. Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилона, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч.)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властю Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость – в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Раздел III. Древняя Греция

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч.)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков).Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя – военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры – общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко – персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг спартанцев во главе с царем Леонидом. Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии(5 ч.)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афин: граждане, переселенцы, рабы.

Город Афины. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы. Фидий и его творения.

Образование афинян. Рабы – педагоги. Начальная школа. Палестра. Гимнасии. Аристотель, Антифонт, Сократ.

Театр. Трагедии и комедии.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот, их функции. Перикл во главе Афин.

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч.)

Ослабление полисов Греции. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Приход к власти Александра. Поход его на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека.

Повторение (1 ч.)

Вклад эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока и в Афинах.

Раздел IV. Древний Рим

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

Местоположение и природные особенности Италии. Реки Тибр, По. Население – латины, этруски, самниты, греки.

Легенда об основании Рима. Почитание богов – Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим – город на семи холмах. Управление в Риме. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «сенат», ,плебеи».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Организация войска. Понятие «легион».

Тема 2.Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч.)

Карфаген – Крупное государство в Средиземноморья.. Первые победы над Кафагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом. Господство Рима в Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф» и «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Гладиаторские игры. Понятия «амфитеатр». «гладиатор».

Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч.)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон братьев Гракхов.

Крупнейшее восстание рабов. Победы Спартака. Поражение восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти. Диктатура Цезаря. Социальная политика Цезаря и его опора. Убийство Цезаря. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций.

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч.)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон.

Возникновение христианства. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде, Царстве Божьем.

Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Последние завоевания римлян. Строительство. Повседневная жизнь. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка.

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 5. Падение Западной Римской империи (5 ч.)

Вторжение варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Падение Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенос столицы на Восток.

Разделение Римской империи на два государства. Восстания в провинциях. Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен – вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Повторение (1 ч.)

Резерв 1ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделам:

Раздел 1.Жизнь первобытных людей.

Знать: время и место появления первого человека; чем древнейшие люди отличались от обезьян и от людей нашего времени; орудия труда и основные занятия древнейших людей; Овладение огнем.
Уметь: описывать портрет облика древнего человека;
Подтверждать выводы примерами, пересказ содержания. Знать: расселение первобытных людей и их жизнь; изменения в орудиях труда; новые открытия людей. рассказывать о возникновении первобытного искусства и о религиозных представлениях первобытных людей. Развитие ремесел. Иметь представление о том как возникло земледелие и скотоводство. важнейшие открытия людей; где появились первые государства. Иметь представление о причинах появления неравенства в древности. Знать и уметь показывать первые стоянки первобытных людей на территории нашего края.

Раздел 2.Древний Восток

Знать : географическое положение и природно- климатические условия Древнего Египта.
Понимать причины возникновения древнеегипетской цивилизации.Уметь объяснять значение слов: папирус, рельеф, фараон, иероглиф. Знать природные условия и занятия жителей Междуречья и уметь сравнивать с Древним Египтом. Уметь объяснять значение слов: зиккурат.,клинопись,шумеры. Иметь представление о древнем Вавилоне как государстве основанном на силе закона. Иметь представление о древней Индии и Китае. Уметь сравнивать природу Индии и Китая.
Уметь давать краткую характеристику древнейшим государствам Индии и Китаю.

Раздел 3 Древняя Греция

Иметь представление о географическом положении Древней Греции , уметь показывать на карте.
Знать природные условия Древней Греции и о. Крит. Развиваем умения работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран. Иметь представление о причинах троянской войны.

Вкратце иметь представление о содержании поэм Гомера. Продолжаем формировать умение составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний. Воспитываем на положительных образ гомеровских героев трудолюбие, смекалку, стремление помочь людям, стремление к опасности. Знать основных древнегреческих богов и героев, мифы о них. Понимать общую закономерность: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. Уметь работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное.

Раздел 4.Древний Рим

1 Знать особенности геополитического положения и политической системы Италии. Формируем умения сравнивать и описывать природные условия двух стран, правильно показывать на карте изучаемые объекты. Иметь понятие о понятии « республика», иметь представление об управлении в Римской республике Формируем умение обобщать отдельные события и делать несложные выводы. Иметь представление о Первой и второй Пунических войнах. Причины , ход и результаты войны. Правильно показывать на исторической карты изучаемые объекты. Иметь представление о личностях братьев Гракх , их реформах, поддержке и предательстве народа. Знать значение понятия Гражданская война. Продолжаем формировать умение анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Учебно-тематический план



п/п

Содержание


Количество часов

1

Жизнь первобытных людей


7

2

Древний Восток


19

3

Древняя Греция


22

4

Древний Рим


20

5

Итоговое повторение


1

6

Резерв


1




Итого:


70

Методическая литература:

  1. Е. Е. Вяземский. О. Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе . М. "Владос" 2004г.

  2. Журналы: "Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обществознания в школе".

  3. Книга для учителя истории. Ростов - на - Дону, 2002 г.

  4. Методические разработки уроков.

  5. В. В. Шоган. Методика преподавания истории в школе. / Ростов-на-Дону. "Феникс" 2005г.

  6. Е. А. Юнина Технологии качественного обучения в школе. М. 2007г.

  7. В. В. Гузеев Эффективные образовательные технологии. М. 2006г. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.5 кл.

  8. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток.

  9. Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.- М.: Просвещение.- 2009

Материально-техническое обеспечение

  • компьютер

  • видеомагнитофон

  • телевизор

  • проектор

  • Атлас по истории Древнего мира.

  • Контурные карты по истории Древнего мира.

  • Раздаточный материал.

  • Карты изучаемого периода

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПояснительная записка рабочая программа по истории России в 6,7,8,9,...
России в 6,7,8,9, 10 классах составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПояснительная записка рабочая программа по Всеобщей истории и истории...
Всеобщей истории и истории России составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального...
«История», Примерной программы по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconСогласовано заместитель директора по ур утверждаю директор школы
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconРабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной...
История Древнего мира. 5 класс: программа для общеобразовательных учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая– М. Просвещение,...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconРабочая программа учебного курса истории для 5 класса (далее рабочая...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2006г и авторской программы...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПояснительная записка. Программа составлена на основе Примерной программы...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы под...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПояснительная записка к рабочей программе по Истории России с конца...
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы «История...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г и авторской программы...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconРабочая учебная программа по истории древнего мира (базовый уровень)...
«История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,...
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ и авторской программы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной...
Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г., авторской программы «Новая история. 7-8 классы» под редакцией...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск