№п/п
| Название раздела
| Тема
| Характеристика деятельности учащихся
| план
| факт
|
1
| Введение
| Что изучает история Древнего мира
| Вводный урок
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Что изучает история.
Понятия: История, исторический источник.
Умение работать со справочным аппаратом книги.
| 3.09.
|
|
2
| Раздел 1. Жизнь первобытных людей
| Древнейшие люди
| Комбинированный урок.
Наши далекие предки. Орудия труда. Собирательство и охота.
Понятия: Первобытные люди, человеческое стадо.
Узнать о жизни первобытных людей.
Умение пересказывать содержание текста учебника. Умение объяснить понятия.
Контроль: устный опрос.
| 5.09.
|
|
3
|
| Родовые общины охотников и собирателей
| Комбинированный урок.
Расселение первобытных людей по холодным странам Европы и Азии. Занятия первобытных людей. Жизнь родовой общины.
Понятия: остроконечник, гарпун, родовая община.
Узнать о расселении первобытных людей, о занятиях, орудиях труда и охоты.
Умение самостоятельно составлять рассказ, работать с картой.
Контроль: фронтальный письменный опрос.
| 10.09.
|
|
4
|
| Возникновение искусства и религиозных верований
| Комбинированный урок.
Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу.
Понятия: искусство, религия, обряд.
Знакомство с пещерной живописью, с зарождением верований.
Умение рассуждать, составлять рассказ по рисункам, работать с текстом, отвечать на вопросы.
Контроль: устный опрос.
| 12.09.
|
|
5
|
| Возникновение земледелия и скотоводства
| Комбинированный урок.
Мотыжное земледелие. Приручение животных. Орудия труда. Верования.
Понятия: зернотерка, керамика, старейшина, родовая община, племя, молитва, дух, жертвоприношение.
Узнать о возникновении земледелия и скотоводства, о родовой общине и племени, о первых верованиях древних людей.
Умение подтверждать выводы примерами, работать с текстом учебника, объяснить понятия.
Контроль: письменный опрос.
| 17.09.
|
|
6
|
| Появление неравенства и знати
| Комбинированный урок.
Развитие ремесел. Выделение неравенства и знати.
Понятия: ремесленник, вождь, соплеменник, неравенство, соседская община, знать.
Узнать о развитии ремесла, о зарождении неравенства и появлении знати.
Умение сравнивать орудия труда; делать выводы, отвечать на вопросы после параграфа.
Контроль: устный опрос.
| 19.09.
|
|
7
|
| Повторительно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей»
| Повторительно-обобщающий урок.
Материалы раздела «Жизнь первобытных людей».
Знать основные материалы параграфов.
Контроль: тестирование.
| 24.09.
|
|
8
|
| Счет лет в истории
| Комбинированный урок.
Измерение времени по годам. Счет лет, которым мы пользуемся.
Понятия: столетие, тысячелетие, наша эра.
Знакомство с «Лентой времени», умение соотносить «событие-год», «год-век».
| 26.09.
|
|
9
| Раздел 2: Древний Восток
| Государство на берегах Нила
| Комбинированный урок.
Древний Египет.
Понятия: цивилизация, государство, папирус, дельта, оазис, Северный и Южный Египет.
Познакомиться с государством – Древний Египет: где располагался, какие территории объединял.
Умение работать с исторической картой, текстом учебника.
Контроль: письменный опрос.
| 1.10.
|
|
10
|
| Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
| Комбинированный урок.
Жители Египта: от фараона до простого земледельца.
Понятия:
фараон, вельможа, писцы, шадуф, амулет, налог.
Познакомиться с жизнью всех слоев общества Древнего Египта.
Умение использовать исторический документ как источник знаний, работать с таблицей.
Контроль: работа по объяснению понятий.
| 3.10.
|
|
11
|
| Жизнь египетского вельможи
| Комбинированный урок.
Служба и быт вельмож Древнего Египта.
Понятия: вельможа, гробница, фараон.
Познакомиться с жизнью древнегреческого вельможи на основе текста учебного пособия и литературного текста.
Умение выделять исторические факты, пересказывать текст.
Контроль: таблица « Жители Древнего Египта»
| 8.10.
|
|
12
|
| Военные походы фараонов
| Комбинированный урок.
Организация войска. Военные походы.
Понятия: пехотинцы, боевые колесницы, дротик, дышло, колесничий, раб.
Узнать об организации войска в Древнем Египте, о завоевательных походах фараонов.
Умение выделять исторические факты, работать с картой.
Контроль: устный опрос.
| 10.10
|
|
13
|
| Культура Древнего Египта
| Комбинированный урок.
Религия Древних египтян. Египетские Боги.
Понятия: жрец, миф, «страна мертвых», мумия, саркофаг.
Знакомство с религией древних Египтян.
Умение работать с дополнительной литературой.
Контроль: сообщения «Боги Древнего Египта».
| 15.10.
|
|
14
|
| Культура Древнего Египта
| Комбинированный урок.
Искусство Древнего Египта.
Понятия: «чудо света», пирамида, храм, обелиск, колонна, сфинкс.
Знакомство с искусством Древнего Египта: пирамиды, храмы, живопись, музей.
Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.
Контроль: сообщения «Культура Древнего Египта»
| 17.10.
|
|
15
|
| Письменность и знания древних египтян
| Комбинированный урок.
Загадочные письмена. Египетские папирусы. Школа.
Понятия: папирус, иероглиф, астрономия, календарь.
Узнать об открытии прочтения древних иероглифов, о подготовке в египетских школах.
Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.
Контроль: устный опрос.
| 22.10.
|
|
16
|
| Повторительно-обобщающий урок «Страна большого Хапи»
| Повторительно-обобщающий урок.
Материалы тем о Древнем Египте.
Контроль: тестирование.
| 24.10
|
|
17
|
| Древнее Двуречье
| Комбинированный урок.
Страна двух рек. Города из глиняных кирпичей. Письмена на глиняных табличках.
Познакомиться с историей, расположением, строительством древнего Двуречья.
Умение работать с исторической картой.
| 29.10.
|
|
18
|
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
| Комбинированный урок.
Вавилон. Царь Хамурапи. Царские законы.
Понятия: закон, ростовщик.
Познакомиться с Древнем Вавилоном: где расположен, значение в Древнем мире, правители, законы.
Умение делать выводы по материалам исторических документов.
Контроль: письменный опрос
| 31.10.
|
|
19
|
| Финикийские мореплаватели
| Комбинированный урок.
Города Финикии. Торговцы и морские разбойники. Финикийские колонии. Древнейший алфавит.
Понятия: благовония, колония, алфавит.
Познакомиться с жизнью финикийцев: занятия.
Умение читать несложные карты и картосхемы.
Контроль: письменный опрос.
| 12.11.
|
|
20
|
| Библейские сказания
| Комбинированный урок.
Библейские сказания.
Понятия: древнееврейские племена, Библия, Ветхий завет, миф, заповеди, предание, завет
Умение давать развернутый ответ и отзыв на него.
Контроль: письменный опрос
| 14.11.
|
|
21
|
| Древнееврейское царство
| Комбинированный урок.
Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Предания о первых царях.
Понятия: филистимляне, предание, жертвенник.
Знакомство с Древнееврейским царством: расположение, быт, религия, культура.
Умение составлять рассказ на основе текста учебника.
Контроль: устный опрос.
| 19.11.
|
|
22
|
| Ассирийская держава
| Комбинированный урок.
Освоение железа. Ассирийское войско. Царский дворец. Библиотека.
Понятия: конница, мидийцы.
Знакомство с Ассирийской державой: расположение, быт, занятия, религия, культура.
Умение работать с исторической картой.
Контроль: письменный опрос.
| 21.11.
|
|
23
|
| Персидская держава «Царя царей»
| Комбинированный урок.
Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидская держава при Дарии 1.
Понятия: «царство стран».
Узнать о завоеваниях персов, о персидской державе при Дарии 1. Познакомиться с историческими документами, рассказывающими о персах.
Умение работать с историческим источником.
Контроль: письменный опрос.
| 26.11.
|
|
24
|
| Природа и люди Древней Индии
| Комбинированный урок.
Древняя Индия.
Понятия: джунгли, «Рамаяна».
Знакомство с природой, занятиями, бытом, культурой и верованиями древних индийцев.
Умение сравнивать природные условия разных стран.
Контроль: устный опрос
| 28.11.
|
|
25
|
| Индийские касты
| Комбинированный урок.
Миф о происхождении четырех каст.
Понятия: каста, отшельничество.
Знакомство с мифом о возникновении индийских каст.
Умение работать в таблице.
Контроль: таблица «Индийские касты»
| 3.12.
|
|
26
|
| Китайский мудрец Конфуций
| Комбинированный урок.
Страна, где жили китайцы. Китайский мудрец Конфуций и его учение.
Понятия: конфуцианство, дракон.
Познакомиться с древнем Китаем: расположение, культура, верования.
Умение правильно показывать на карте исторические объекты, умение работать с текстом учебного пособия.
Контроль: устный опрос.
| 5.12.
|
|
27
|
| Первый властелин единого Китая
| Комбинированный урок.
Объединение Китая. Возмущение народа.
Понятия: гунны, «Великая Китайская стена», бойница.
Узнать о б объединении Китая, о деятельности властелина Цинь Шихуана.
Умение самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника.
Контроль: письменный опрос.
| 10.12.
|
|
28
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме: «Западная Азия, Индия и Китай в древности».
| Повторительно-обобщающий урок.
Материалы тем «Западная Азия, Индия и Китай в древности».
Контроль: тестирование.
| 12.12.
|
|
29
| Раздел 3: Древняя Греция
| Греки и критяне
| Комбинированный урок.
Древнейшая Греция.
Мифы о Тесее и Минотавре. Древний Крит.
Понятия: миф, минотавр, лабиринт, световой колодец.
Знакомство с Древнейшей Грецией: расположение, культура.
Умение правильно показывать на карте исторические объекты, выделять основную мысль текста.
| 17.12.
|
|
30
|
| Микены и Троя
| Комбинированный урок.
Микены. Троянская война.
Понятия: миф, крылатые выражения («яблоко раздора»).
Знакомство с греческой мифологией.
Умение работать с текстом учебника, пересказывать текст, выделять главную мысль.
Контроль: устный опрос.
| 19.12.
|
|
31
|
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
| Комбинированный урок.
Гомер и его две поэмы.
Понятия: «Илиада», «Одиссея», поэма, сирены.
Знакомство с текстом поэм (краткий вариант)
Умение делать выводы, работая с текстом, пересказ сюжета.
Контроль: устный опрос.
| 24.12.
|
|
32
|
| Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
| Комбинированный урок.
Гомер и его две поэмы.
Понятия: «Илиада», «Одиссея», поэма, сирены.
Знакомство с текстом поэм (краткий вариант)
Умение делать выводы, работая с текстом, пересказ сюжета.
Контроль: устный опрос.
| 26.12.
|
|
33
|
| Религия древних греков
| Комбинированный урок.
Боги Греции. Греческая мифология.
Понятия: религия, олимп, нектар, амброзия.
Знакомство с пантеоном Богов Древней Греции.
Умение работать с текстом учебника, выделять главное, составлять таблицу.
Контроль: устный опрос.
| 9.01.
|
|
34
|
| Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
| Комбинированный урок.
Древняя Аттика и ее население. З Знать и демос в Афинском полисе.
Понятия: полис, демос, ареопаг, архонт.
Знакомство с полисами Греции – Аттика: расположение, население, занятия.
Умение использовать исторические документы как источник знаний.
Контроль: письменный опрос.
| 14.01.
|
|
35
|
| Зарождение демократии в Афинах
| Комбинированный урок.
Демос восстает против знати. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами.
Понятия: демос, демократия, реформы, Народное собрание.
Узнать о переменах в жизни и управлении Афинами.
Умение давать характеристику деятельности исторических личностей.
Контроль: устный опрос
| 16.01
|
|
36
|
| Древняя Спарта
| Комбинированный урок.
Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Спартанское воспитание.
Понятия: илот, Совет старейшин, народное собрание «лаконичная речь».
Знакомство с Древней Спартой: расположение, быт, управление, воспитание.
Умение анализировать ответы одноклассников
Контроль: письменный опрос.
| 21.01.
|
|
37
|
| Основание греческих колоний
| Комбинированный урок.
Основание колоний на берегах Средиземного и Черного морей.
Понятия: колония, скифы, пираты, мрамор.
Узнать, почему греки покидали родину, в каких местах основывали колонии.
Умение читать несложные карты, выводы из текста.
Контроль: устный опрос.
| 23.01.
|
|
38
|
| Олимпийские игры в древности
| Комбинированный урок.
Праздник, объединяющий эллинов.
Понятия: пятиборье, ипподром, атлет.
Познакомиться с проведением Олимпийских игр Древней Греции.
Умение читать несложные карты, работать с историческим документом.
Контроль: письменный опрос.
| 28.01.
|
|
39
|
| Победа греков над персами в Марафонской битве
| Комбинированный урок
Угроза порабощения Греков. Марафонская битва.
Узнать об угрозе, нависшей над греками со стороны персидского царства, о Марафонском сражении и его значении.
Умение анализировать исторические документы.
Контроль: тестирование
| 30.01.
|
|
40
|
| Нашествие персидских войск на Элладу
| Комбинированный урок
Подготовка греков к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Бой в Фермопильском ущелье. Саламинское сражение.
Познакомиться с причинами военных действий, ходом военных действий и итогами.
Умение делать выводы на основании рассказа учителя и текста учебника.
Контроль: заполнение таблицы.
| 4.02.
|
|
41
|
| В гаванях афинского порта Пирей
| Комбинированный урок
Порт Пирей.
Понятия: верфи, Совет пятисот, переселенцы, рабы.
Умение обобщать и формулировать несложные выводы.
Контроль: устный опрос
| 6.02.
|
|
42
|
| В городе богини Афины
| Комбинированный урок
Районы Афин.
Понятия: Керамик, портик чернофигурные и краснофигурные сосуды, пифосы, амфоры, Агора, Акрополь, Парфенон
Умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия.
Контроль: письменный опрос
| 11.02.
|
|
43
|
| Культура древней Греции
| Комбинированный урок
Культура Древней Греции.
Понятия: педагог, школа, гимнасий, палестра, ликей,
Умение работать с учебной и дополнительной литературой.
Контроль: сообщения учащихся по теме
| 13.02.
|
|
44
|
| Культура древней Греции
| Комбинированный урок
Культура Древней Греции.
Понятия: театр, трагедия, комедия.
Умение работать с учебной и дополнительной литературой.
Контроль: сообщения учащихся по теме
| 18.02.
|
|
45
|
| Афинская демократия при Перикле
| Комбинированный урок
Народное собрание. Перикл, его друзья и враги.
Понятия: демократия, оратор.
Познакомиться с функциями Народного собрания в Древней Греции. С Деятельностью Перикла.
Умение работать с историческими документами.
Контроль: таблица
| 20.02.
|
|
46
|
| Города Эллады подчиняются Македонии
| Комбинированный урок
Македонское царство.
Понятия: междоусобные войны, Македонское царство, осадная башня.
Познакомиться с биографией Александра Македонского, его деятельностью.
Умение делать несложные выводы
Контроль: устный опрос
| 25.02.
|
|
47
|
| Поход Александра Македонского на Восток.
| Комбинированный урок.
Поход на Восток: основные битвы и их итоги.
Познакомиться с основными сражениями армии Александра Македонского.
Умение оценивать деятельность исторического деятеля.
Контроль: письменный опрос.
| 27.02.
|
|
48
|
| В древней Александрии Египетской
| Комбинированный урок
Распад державы Александра Македонского. В александрийском порту, на улицах и площадях.
Познакомиться с древней Александрией Египетской.
Умение работать с иллюстрациями и текстом учебника.
Контроль: устный опрос
| 4.03.
|
|
49
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция»
| Повторительно-обобщающий урок.
Материалы раздела «Древняя Греция»
Знать основные материалы параграфов.
Контроль: тестирование.
| 6.03.
|
|
50
| Древний Рим
| Древнейший Рим
| Урок – лекция с элементами беседы
Легенда об основании Рима. Месторасположение города. Управление в Древнейшем Риме.
Патриции, плебеи, сенат, Народное собрание.
Умение сравнивать природные условия двух стран.
| 11.03.
|
|
51
|
| Завоевание Римом Италии
| Комбинированный урок.
Возникновение Республики. Нашествие галлов.
Понятия: Народные трибуны, консулы, галлы.
Познакомиться с устройством римской республики, с военными победами римлян.
Умение распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
Контроль: таблица
| 13.03.
|
|
52
|
| Завоевание Римом Италии
| Комбинированный урок.
Возникновение Республики. Нашествие галлов.
Понятия: Народные трибуны, консулы, галлы.
Познакомиться с устройством римской республики, с военными победами римлян.
Умение распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
Контроль: таблица
| 18.03.
|
|
53
|
| Вторая война Рима с Карфагеном
| Комбинированный урок
Войны Рима и Карфагена.
Ганнибал.
Познакомиться с биографией Ганнибала. С вторжением войск Ганнибала в Италию. С ходом военных действий и итогами войны.
Умение выделять главное из рассказа учителя.
Устный опрос.
| 20.03
|
|
54
|
| Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до нашей эры
| Комбинированный урок
Поражение Македонии и «освобождение» Греции. Разгром Сирии и конец Македонского царства. Разрушение Коринфа и Карфагена.
Понятия: Триумф, провинция, император
Умение обобщать отдельные события, делать выводы.
Контроль: письменный опрос
| 1.04.
|
|
55
|
| Рабство в Древнем Риме
| Комбинированный урок
Завоевания – главный источник рабства. Рабы в имении и в богатом доме. Гладиаторы.
Понятия: раб, имение, гладиатор, амфитеатр.
Познакомиться с жизнью рабов в Древнем Риме.
Умение работать с историческим источником.
Контроль: тестирование
| 3.04.
|
|
56
|
| Земельный закон братьев Гракхов
| Комбинированный урок
Тиберий Гракх. Закон о переделе земли.
Понятия: Гражданская война, югер.
Познакомиться с деятельностью Тиберия Гракха, с земельным законом.
Умение анализировать
исторические факты, работать с текстом учебника.
Контроль: устный опрос
| 8.04.
|
|
57
|
| Восстание Спартака
| Комбинированный урок
Формирование и победы над римскими войсками. Итоги восстания.
Понятия: Галлия, Везувий, Фракия
Узнать о формировании, походах и причинах поражения армии под руководством Спартака.
Умение работать с исторической картой.
Контроль: письменный опрос
| 10.04.
|
|
58
|
| Единовластие Цезаря
| Комбинированный урок
Римская армия. Возвышение Цезаря. Захват власти .Гибель Цезаря.
Понятия: наемная армия, ветеран, диктатор. Единовластие.
Узнать причины возвышения Цезаря, его деятельность и гибель.
Умение делать выводы
Контроль: тестирование
| 15.04
|
|
59
|
| Установление империи в Риме
| Комбинированный урок
Последствия убийства Цезаря в Риме. Единовластие Октавия Августа.
Узнать о последствиях гибели Цезаря: как разворачивалась борьба за власть и итоги этой борьбы.
Преторианцы, империя, император
Умение правильно употреблять исторические термины
Контроль: устный опрос.
| 17.04.
|
|
60
|
| Соседи Римской империи в первые века нашей эры
| Комбинированный урок
Мир с Парфией. Германцы.
Понятия: германцы, венеды.
Узнать о взаимоотношениях Рима с соседними государствами. Познакомиться с жизнью германских и славянских племен.
Умение составлять сложный план параграфа
Контроль: таблица
| 22.04.
|
|
61
|
| В Риме при императоре Нероне
| Комбинированный урок
Правление императора Нерона.
Понятия: христиане.
Умение давать оценку деятельности историческому деятелю
Контроль: устный опрос
| 24.02.
|
|
62
|
| Первые христиане и их учение
| Комбинированный урок
Первые христиане о жизни Иисуса. Учение христиан.
Понятия: Христианство, Евангелие.
Умение составлять рассказ.
Контроль: устный опрос
| 29.04.
|
|
63
|
| Жизнь в римской империи
| Комбинированный урок
Отказ от использования рабов в с/х. «Лучший из императоров». Строительство в Риме.
Понятия: колоны, даки, бетон, Форум Траяна.
Познакомиться с жизнью в римской империи.
Умение работать с учебной и дополнительной литературой.
Контроль: устный опрос.
| 6.05.
|
|
64
|
| Жизнь в римской империи
| Комбинированный урок
«Вечный город» и его жители.
Понятия: Триумфальная арка, Колизей, Пантеон, термы.
Умение работать с учебной и дополнительной литературой
Контроль: устный опрос.
| 13.05.
|
|
65
|
| Римская империя при Константине
| Комбинированный урок
Вторжение варваров. Император Константин.
Понятия: варвар, епископ, Новый Завет, церковь, папа.
Познакомиться с деятельностью императора Константина.
Умение формулировать несложные выводы.
Контроль: письменный опрос.
| 15.05.
|
|
66
|
| Взятие Рима готами
| Комбинированный урок
Нашествие Готов. Падение Западной Римской империи
Понятия: Готы, вандалы, Западная и Восточная Римская империя.
Узнать причины распада империи и последствия распада империи.
Умение составлять рассказ
Контроль: тестирование
| 20.05.
|
|
67
|
| Восточная Римская империя при Юстиниане
| Комбинированный урок
Юстиниан и Феодора. Визинтия.
Понятия: Храм святой Софии, Византия.
Познакомиться с деятельностью императора Юстиниана.
Умение работать с исторической картой, текстом учебника, составлять устный рассказ.
Контроль: устный опрос
| 22.05
|
|
68
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме: Древний Рим»
| Повторительно-обобщающий урок
Материалы тем «Древний Рим»
Контроль: тестирование
| 27.05.
|
|