Скачать 366.29 Kb.
|
Пояснительная записка. История России 8 класс Статус документа Рабочая программа по истории России для 8 класса создана на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г, Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова. Составитель рабочей программы Воронова О.А., учитель второй квалификационной категории. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 классов и реализуется на основе следующих документов:
Рабочая программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе. Структура документа Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки обучающихся; литература и средства обучения; календарно-тематическое планирование. Цели 1. Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. 2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности. 3. Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации. 4. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. Задачи 1.Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. 2. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). 3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. 4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
Основные формы и виды организации учебного процесса Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
Типы рока
Формы организации работы учащихся:
Особенности организации учебного процесса. Используемые технологии Организация учебно-воспитательного процесса должна соответствовать принципам развивающего обучения (нарастание самостоятельности, поисковой деятельности обучающихся. Выполнение заданий, ведущих от воспроизводящей деятельности к творческой, а также, личностно-ориентированному и дифференцированному подходам. В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии). Интеграция традиционной, алгоритмической, игровой, компьютерной технологий и развивающего обучения. Формы учебных занятий
Виды деятельности учащихся
Общая характеристика учебного предмета Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Межпредметные и внутрипредметные связи Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».) Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 350 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В соответствии с учебным планом на изучение истории России в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 39 часов. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся Виды контроля
Методы контроля
Формы контроля
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Результаты обучения Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся). Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять). В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (39 часов) Раздел 1. Россия в первой половине XIX века. (15 ч). Социально-экономическое развитие в первой половине XIX века. Территория и население. Кризис крепостного права. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Начало промышленного переворота. Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX века. АлександрI .Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 года. М.Барклай-де-Толли. М.Кутузов. Д.Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 года. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения. Движения декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года. Восстание Черниговского полка. Обучающийся должен знать:
Обучающийся должен уметь:
Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX века. Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 годы. Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX века. Н.К. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-1830 годов. Славянофилы и западники. П.Я. Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы. Внешняя политика второй четверти XIX века. Восточный вопрос. Россия и революция в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война. Оборона Севастополя, её герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне. Русская культура первой половины XIX века. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И. Лобачевский. Золотой век русской поэзии. Основные стили в русской культуре(сентиментализм, романтизм, реализм, ампир). Обучающиеся должны знать:
Обучающийся должен уметь:
Раздел 2. Россия во второй половине XIX века.(14 ч.) Великие реформы 60-70годов XIX века. Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 года. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования Военные реформы. Общественные движения 50-60 г. XIX в.Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарёв. «Полярная звезда». «Колокол».Н.Г. Чернышевский. Н.А. Добролюбов. Революционные организации и кружки середины 60-х начала 70-х годов XIX в. Обучающийся должен знать:
Обучающийся должен уметь:
Россия конца XIX века. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Аграрный кризис 80-90 г. XIX в. Кризис самодержавия на рубеже 70-80 г.IX в.. Политика лавирования. М.Т. Лорис - Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П. Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX века. Общественные движения 70-80 г.XIX в.. Земское движение. Идеология народничества. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение марксизма. Г.в. Плеханов. «Освобождение труда». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» . Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии .Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. «Союз трёх императоров». Сближение России и Франции в 1890 г.. Российская культура в конце XIX века. Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Научные открытия российских ученых. Обучающийся должен знать:
Обучающийся должен уметь:
Россия в начале ХХ в (10 часов). Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг. Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы. Российская культура на рубеже XIX-XX вв «Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв. Обучающийся должен знать: даты: применяемые для периодизации России начала ХХ века. 2. Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей; основные течения, организации и участников общественного движения; выдающихся представителей и достижения российской науки и культуры. Обучающийся должен уметь: Показывать на исторической карте территории, присоединенные к империи в ХХ веке; центры промышленности и торговли. Описывать условия и образ жизни различных слоев российского общества; народов Российской империи. Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин, предметов быта, произведения художественной культуры. Соотносить факты и общие процессы, явления: модернизации, индустриализации; политического развития, реформ, общественного движения. Называть характерные, существенные черты: социально - экономического развития и политического строя России начала ХХ века; положения разных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений. Классифицировать события и явления России начала ХХ века. Сравнивать: развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий. Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки, культуры. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей , характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн. Учебно-тематический план
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
К 20-летию принятия ООН конвенции о правах ребенка Конвенция ООН о правах ребёнка Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами оон, кроме США и Сомали | Цели: Обучающие Оборудование: документы ( Конвенция о правах ребенка, Конституция Р. Ф, Семейный кодекс, Закон об образовании), статьи из периодических... | ||
Литература: Конвенция ООН о правах ребенка. М.: Инфра-м, 2001 Закон... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Концепция образования; Конвенция ООН о правах ребенка; закон «Об образовании»; маркеры; ватман, наглядные пособия для рефлексии;... | ||
Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной... Программа развития Китовской муниципальной средней общеобразовательной школы на период 2011-2015 гг | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее Положение направлено на реализацию Положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее Положение направлено на реализацию Положений Конвенции о правах ребенка, Федерального закона «Об основных гарантиях прав... | Пояснительная записка рабочая программа по истории Вологодского края... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка Рабочая учебная программа по истории разработана... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Пояснительная записка рабочая программа по литературе в 8 классе... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории составлена на... Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012, №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» | Правила внутреннего распорядка для учащихся общие положения Настоящий документ разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании»,... | ||
План работы социального педагога моу сош №49 (Добачевская Татьяна Леонидовна) С целью развития правовых знаний учащихся провести беседы: «Конвенция ООН о правах ребенка» «Закон кз №1539» | Закон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон... Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз) |