Скачать 117.29 Kb.
|
Мастер-класс Создание психологического комфорта на занятиях. Задачи:
Оборудование Концепция образования; Конвенция ООН о правах ребенка; закон «Об образовании»; маркеры; ватман, наглядные пособия для рефлексии; раздаточный материал «Эмоционально-личностные особенности младших школьников». ХОД МАСТЕРСКОЙ: Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на педагогической мастерской. Игра «У кого есть….» Кто живёт в Духовницком – потопайте. У кого много друзей – похлопайте. Кто умеет водить машину – «покрутите» руль. Кто умеет свистеть – свисните. У кого есть дети - поднимите руку. У кого есть кошка - помяукайте. Кто любит петь – скажите «Ля-ля-ля». Поднимите, пожалуйста, правую руку те, у кого прекрасное настроение! У кого есть две ладошки – левая и правая – покажите, будьте добры! Кто знает имя своего соседа справа, выкрикните его! Кто работает в дополнительном образовании более 5 лет – скажите «Я!» Вот мы с вами и познакомились. А теперь о серьёзном. Психологический настрой «Все в твоих руках» Есть такая очень хорошая притча, многим она уже известна, «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». В наших руках возможность создать на наших занятиях такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема моего мастер-класса: «Создание психологического комфорта на занятиях». Вхождение в тему (метод «Ассоциации») Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?» (Слова должны начинаться с букв данного слова.)
Теоретический ввод Сейчас особенно остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья школьников. В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в образовательном процессе атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе «Об образовании». Итак, что же такое комфорт? Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский). Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов). Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Главным критерием психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия ребенка тратится не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, а в оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии. В отличие от школы, в учреждении дополнительного образования детей нет стандартов, нет оценок; педагоги в праве разрабатывать авторские программы, самостоятельно определять цели и задачи, выбирать формы учебных и внеучебных занятий. Это наши права, но у нас есть и обязанности – мы ответственны перед родителями, обществом, государством и, прежде всего, перед каждым ребенком за те качества, которые мы развиваем в них. Ребёнок от природы добр и непорочен, наша задача - способствовать развитию хороших, лучших черт в детях. Еще одна отличительная черта системы дополнительного образования – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе школы. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса (даже если этот ребенок неуспевающий в школе). Эмоциональная насыщенность занятий – еще один очень важный фактор дополнительного образования. Его важность объясняется необходимостью противостоять стрессовым ситуациям и психологическому комфорту ребёнка. Таким образом, школьное образование можно назвать адаптирующим и корректирующим, а дополнительное - развивающим и реабилитирующим образованием, что очень важно для целостного развития личности. Так как в систему дополнительного образования абсолютно каждый ребёнок приходит добровольно, я не ставлю для детей каких-либо ограничений при вступлении в объединение. Группы комплектую разновозрастные, контингент детей в группах различный. Воспитание и обучение в объединении осуществляется "естественным путем" в процессе творческой работы. Своё участие в создании школьником поделок и композиций осуществляю "сквозь" ребенка, т.е. ребёнок получает от меня информацию и примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных соответствующих возрасту представлений о мире. При осуществлении педагогической деятельности особое внимание обращаю на стиль общения с детьми: в его основе личностно–ориентированный подход. Каждому маленькому целеустремлённому ребёнку, который наперекор всему хочет стать здоровым, полноценным, успешным и счастливым, предоставляется такая возможность. Атмосфера доверия и поддержки – вот необходимые условия для полноценного общения детей и реализации их творческого потенциала. Занятия провожу с использованием различных форм работы: как традиционных, так и игровых технологий, ведь в основе занятий лежит творческая конструкторская деятельность, и как результат этой деятельности – оригинальные, разнообразные и интересные работы. Детям очень нравится, что выполняемые ими игрушки и поделки многофункциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Главная задача педагога при работе с детьми – это содействие в развитии инициативы, выдумки, находчивости в атмосфере творчества и добра, использование в работе принципа поэтапности и повторяемости. На занятиях школьники по собственному выбору выполняют индивидуальные либо коллективные работы. Такие работы незаменимы для сплочения детского коллектива, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности. И как результат – множество прекрасных детских работ: открытки, панно из полосок бумаги, новогодние игрушки, вытынанки, аппликации, оригами. Доброжелательная, творческая обстановка в детском коллективе способствует проявлению индивидуальности каждого ребёнка. А посещение выставок, участие в конкурсах и выставках - является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Я могу сказать, что на моих занятиях дети отдыхают. Периодически мы проводим вечера – чаепития, когда дети за чашкой чая и собственноручно приготовленной ароматной выпечкой могут просто отдохнуть, расслабиться, пообщаться. Педагогическое общение – особый вид творчества. Он проявляется в умении понять состояние учащегося – взглянуть в мир ребенка и сразу понять, что с ним происходит. Надо постоянно уметь ставит себя на позицию ребенка, с которым вы общаетесь. Стремитесь искать в детях хорошее, и вы его обязательно найдете. Помните, к ребенку надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой.
Запомни главное: - демонстрируй на уроке своё полное доверие к детям; - помогай в решении целей задач, стоящих перед каждым учащимся; - исходи из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению; - развивай в себе способности чувствовать эмоциональный настрой каждого ребенка; - выступай источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний, умений, и навыков. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. Не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед. Какие ещё методы можно использовать для хорошей комфортной обстановки на занятиях. Например, упражнения – игры. Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения. Этой цели может служит и упражнение с условным названием «Комплимент» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Предупреждение: Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. (название отражает суть высказываний учащихся – это вербальное выражение положительных эмоций по отношению партнеру). Данное упражнение помогает установлению и поддержанию контакта, как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок. Или можно провести упражнения – релаксации. Т.к. наши занятия зачастую проходят во второй половине дня, после занятий в школе, иногда дети приходят не много уставшими или наоборот эмоционально возбужденными и чтобы настроить их на рабочий лад, можно провести вот такое упражнение. РелаксацияТихое озеро« Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня» Порхание бабочки«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациоз- ны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и боль- шие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдох- ните еще раз его аромат… и откройте глаза. Вы отдохнули » Мне было очень приятно и комфортно работать с вами. Скажите, пожалуйста, была ли полезной информация, которую я вам предоставила? Рефлексия «Все в твоих руках» На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение: «Большой» - для меня было важным и интересным... «Указательный» - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. «Средний» - мне было трудно (мне не понравилось). «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы. «Мизинец» - для меня было недостаточно...
|