Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 117.29 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации01.04.2014
Размер117.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Психология > Урок
Мастер-класс

Создание психологического комфорта на занятиях.

Задачи:

  • разработать систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке;

  • создать условия для формирования у педагога дополнительного образования способности делать выводы на предложенную тему на основе анализа и обобщения.

Оборудование

Концепция образования; Конвенция ООН о правах ребенка; закон «Об образовании»; маркеры; ватман, наглядные пособия для рефлексии; раздаточный материал «Эмоционально-личностные особенности младших школьников».
ХОД МАСТЕРСКОЙ:
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на педагогической мастерской.
Игра «У кого есть….»

Кто живёт в Духовницком – потопайте.

У кого много друзей – похлопайте.

Кто умеет водить машину – «покрутите» руль.

Кто умеет свистеть – свисните.

У кого есть дети - поднимите руку.

У кого есть кошка - помяукайте.

Кто любит петь – скажите «Ля-ля-ля».

Поднимите, пожалуйста, правую руку те, у кого прекрасное настроение!

У кого есть две ладошки – левая и правая – покажите, будьте добры!

Кто знает имя своего соседа справа, выкрикните его!

Кто работает в дополнительном образовании более 5 лет – скажите «Я!»
Вот мы с вами и познакомились.

А теперь о серьёзном.
Психологический настрой «Все в твоих руках»
Есть такая очень хорошая притча, многим она уже известна, «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших руках возможность создать на наших занятиях такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема моего мастер-класса: «Создание психологического комфорта на занятиях».

Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К

Красота

О

Органичность

М

Мама

Ф

Фантазия

О

Отдых

Р

Радость

Т

Тепло

Теоретический ввод

Сейчас особенно остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья школьников. В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в образовательном процессе атмосферы психологического комфорта. Это декларируется в законе «Об образовании».

Итак, что же такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Главным критерием психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия ребенка тратится не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

Не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий, а в оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии. В отличие от школы,  в учреждении дополнительного образования детей нет стандартов, нет оценок; педагоги в праве разрабатывать авторские программы, самостоятельно определять цели и  задачи, выбирать формы учебных и внеучебных занятий.  Это наши права, но у нас есть  и обязанности – мы ответственны  перед родителями, обществом, государством и, прежде всего, перед каждым ребенком за те качества, которые мы развиваем в них. Ребёнок от природы добр и непорочен, наша задача - способствовать развитию хороших, лучших черт в детях.

Еще одна отличительная черта системы дополнительного образования – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе школы. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса (даже если этот ребенок неуспевающий в школе). Эмоциональная насыщенность занятий – еще один очень важный фактор дополнительного образования. Его важность объясняется необходимостью противостоять стрессовым ситуациям и психологическому комфорту ребёнка.

Таким образом, школьное образование можно назвать адаптирующим и корректирующим, а дополнительное - развивающим и реабилитирующим образованием, что очень важно для целостного развития личности.
Так как в систему дополнительного образования абсолютно каждый ребёнок приходит добровольно, я не ставлю для детей каких-либо ограничений при вступлении в объединение. Группы комплектую разновозрастные,  контингент детей в группах различный.

Воспитание и обучение в объединении  осуществляется "естественным путем" в процессе творческой работы.

Своё участие в создании школьником поделок и композиций осуществляю "сквозь" ребенка, т.е. ребёнок  получает от меня  информацию и примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных соответствующих возрасту представлений о мире.

При осуществлении педагогической деятельности особое внимание обращаю на стиль общения с детьми: в его основе  личностно–ориентированный подход.

Каждому маленькому целеустремлённому ребёнку, который наперекор всему хочет стать здоровым, полноценным, успешным и счастливым, предоставляется такая возможность.

Атмосфера доверия и  поддержки – вот необходимые условия  для полноценного общения детей  и реализации их творческого потенциала.

Занятия провожу с использованием различных форм работы: как традиционных, так и игровых технологий, ведь в основе занятий лежит творческая конструкторская деятельность, и как результат этой деятельности – оригинальные, разнообразные и интересные работы. Детям очень нравится, что выполняемые ими игрушки и поделки многофункциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

Главная задача педагога при работе с детьми – это содействие в развитии инициативы, выдумки, находчивости в атмосфере творчества и добра, использование в работе принципа поэтапности и повторяемости.  На занятиях школьники по собственному выбору выполняют индивидуальные либо коллективные работы. Такие работы незаменимы для сплочения детского коллектива, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

И как результат – множество прекрасных  детских работ: открытки, панно из полосок бумаги, новогодние игрушки, вытынанки, аппликации, оригами. Доброжелательная, творческая  обстановка в детском коллективе способствует проявлению индивидуальности каждого ребёнка. А посещение выставок, участие в конкурсах и выставках - является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Я могу сказать, что на моих занятиях дети отдыхают. Периодически мы проводим вечера – чаепития, когда дети за чашкой чая и собственноручно приготовленной ароматной выпечкой могут просто отдохнуть, расслабиться, пообщаться.

Педагогическое общение – особый вид творчества. Он проявляется в умении понять состояние учащегося – взглянуть в мир ребенка и сразу понять, что с ним происходит. Надо постоянно уметь ставит себя на позицию ребенка, с которым вы общаетесь. Стремитесь искать в детях хорошее, и вы его обязательно найдете. Помните, к ребенку надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой.


Для создания психологического комфорта на занятии нужно уметь:

1.Набдюдать за детьми - обращать внимание на их настроение - быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение детей.

2. Учиться видеть себя со стороны, глазами детей. Для этого: чаще анализировать собственную деятельность, - стремиться поставить себя на место ученика, - выявить какие наши личностные недостатки влияют на работу с детьми, - честно признавать свои ошибки, не стесняться сказать, что вы чего-то в данный момент не знаете.

3. Уметь слушать детей. Надо выслушать до конца, даже если ученик говорит неверно и у вас мало времени. Это важнейший показатель вашего внимания к личности ребенка. Проанализируйте себя: - всегда ли готовы выслушать до конца, - не возникает ли желание перебить, - не предъявляете ли вы к ребятам «взрослые» требования, - можете ли вы почувствовать, что ученик мыслит верно, но затрудняется высказать свои мысли точно и кратко.

4. В процессе работы могут возникать конфликты. Необходимо помнить: - конфликт может быть следствием вашей педагогической ошибки, его надо нейтрализовать - конфликт может быть результатом столкновения требований и привычек, и навыков, Нужно проанализировать причины - помните, что мы не имеем профессионального права обижаться на детей – в этом своеобразие педагогического общения.

5. Во время дискуссий убеждая в неправильности мнения, старайтесь не обидеть оппонентов, не задеть недостатков характера. «Ты неверно считаешь, потом что…», но не «Какой ты упрямый, нудный». Вы можете сказать: «Я глубоко разочарован в твоем поведении», но не «Ты ведешь себя безобразно». «Мне стыдно за тебя» вместо «Кошмарное поведение». В этом случае вы говорите о своем отношении к поведению, а не просто оцениваете поступки.

6. При общении с неконтактными учащимися, которые отвечают односложно, начинайте свои вопросы со слов «почему?», «как?», «для чего?» и т.п. В разговоре с ними губительны провалы, паузы, когда теряется нить живого взаимодействия общение должно быть постоянным и непрерывным.

7. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка располагает к общению, вызывает стремление к работе. Понаблюдайте за собой: - как часто вы улыбаетесь, - способны ли вы смеяться с детьми, - не лежит ли на вашем лице печать озабоченности и усталости.

8.Создавая психологический комфорт на занятии стремитесь чтобы чаще звучали одобрение, похвала и поощрение. Это ведет к тому, что ученик начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоции. Внушайте ученикам уверенность в их силах. Помните, что одобрение поддержка, доброжелательность _ важнейшее условие совместной творческой работы.

9.Помните, что людей всегда волнует их личность – ваше отношение к ней, понимание, уважение. Ученики, особенно подростки, хотят, чтобы их воспринимали как личность. В нашем общении всегда должны присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка и дети должны это ощущать

10.Следите за собственной речью, помните, что она отражение вашей личности; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок учащихся. Исключите их своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на учеников, вызывают эмоциональный дискомфорт.

Вот те основные психолого-педагогические требования к созданию психологического комфорта на занятии. Но все эти требования не принесут успеха, если не будет главного: любви к ребенку.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец или мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель», Л. Н. Толстой.

Запомни главное:
- демонстрируй на уроке своё полное доверие к детям;
- помогай в решении целей задач, стоящих перед каждым учащимся;
- исходи из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
- развивай в себе способности чувствовать эмоциональный настрой каждого ребенка;
- выступай источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний, умений, и навыков. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. Не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру педагога в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Какие ещё методы можно использовать для хорошей комфортной обстановки на занятиях. Например, упражнения – игры. Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения. Этой цели может служит и упражнение с условным названием  «Комплимент» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, За что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Предупреждение:

Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь.

(название отражает суть высказываний учащихся – это вербальное выражение положительных эмоций по отношению  партнеру). Данное упражнение помогает установлению и поддержанию контакта, как результат - достижение состояния готовности к общению; способствует установлению благоприятного психологического климата для дальнейшей коммуникации; влияет на изменение состояния, самочувствия, поведенческих установок.

Или можно провести упражнения – релаксации. Т.к. наши занятия зачастую проходят во второй половине дня, после занятий в школе, иногда дети приходят не много уставшими или наоборот эмоционально возбужденными и чтобы настроить их на рабочий лад, можно провести вот такое упражнение.

Релаксация

Тихое озеро


« Сядьте в удобное положение. Расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня»

Порхание бабочки


«Сядьте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.

Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок.

Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациоз- ны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и боль- шие крылья.

Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка.

Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдох- ните еще раз его аромат… и откройте глаза. Вы отдохнули »


Мне было очень приятно и комфортно работать с вами. Скажите, пожалуйста, была ли полезной информация, которую я вам предоставила?
Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец - это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

«Большой» - для меня было важным и интересным...

«Указательный» - по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

«Средний» - мне было трудно (мне не понравилось).

«Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы.

«Мизинец» - для меня было недостаточно...





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск