Скачать 75.54 Kb.
|
Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию Учитель истории и обществознания МОУ Магнитная СОШ Погорелова З.С. О подготовке учащихся к ЕГЭ написано множество статей, пособий, печатается большое количество КИМов различных авторов, при желании эти материалы модно найти в методических журналах «Преподавание истории в школе» и «Преподавание обществознания в школе» и т.д., тем не менее учащиеся испытывают множество затруднений. Трудности, которые испытывают учащиеся при выполнении:
– Гражданка П. проголосовала на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли такой выбор считать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление? – Условие задачи довольно малό, зато вопросов – 3. – Данное задание надо рассматривать на границе взаимовлияние права, политики, культуры: СМИ как элемент культуры общества, СМИ как инструмент политики, избирательные права гражданина в демократическом обществе. Ответы должны содержать примерно следующее: – Ответ на 1 вопрос: раскрыть роль СМИ в современном обществе как «четвертой власти», которая имеет огромные возможности воздействовать не только на общественное мнение, но и на поведение людей. – Ответ на 2 вопрос: в политике, особенно в период избирательной компании, СМИ выступают на стороне разных политических сил, при этом не всегда используются «чистые» средства, поэтому выбор своей позиции только после одной передачи. – Такого рода выбор предполагает знакомство с различными материалами СМИ, программами кандидатов, наблюдения за предвыборной борьбой. Это положение, уточненное, можно считать ответом на третий вопрос. Получив ответы, еще раз соотнесем их с поставленными вопросами и убедимся, что мы отвечаем на то, о чем нас спрашивают.
Мне бы хотелось остановиться на некоторых формах работы, которые дают положительный результат, помогают учащимся справиться с определенным типом заданий, где требуются отработка знаний, умений, творческое воображение. Формирование знаний и умений на основе работы учащихся с фрагментами текстов, которые посвящены проблемам, изучаемым в курсе обществознания. При этом можно использовать массу заданий, которые предлагают проверку умений: – выделять главную мысль текста; – распознавать термины в тексте, понятия, которые включены в содержание обязательного минимума, уметь их объяснять; – объяснять общественное явление с помощью имеющихся в тексте аргументов; – характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, представленные в тексте; – делать выводы по изученному тексту и аргументировать их; – составлять план-конспект; – конспектировать; – преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (схемы, таблицы и т.д.). Например, текст «Экономика» Ж. Блардон «При развитой модели рынка и совершенной конкуренции действующие в экономическом пространстве лица должны либо объединить усилия, чтобы регулировать общую деятельность (по такому пути пошла, например, Япония), либо положиться на государство. В последнем случае параллельно с возрастанием руководящей роли государства ослабевает роль рынка. Экономика многополюсная, с децентрализованным характером принятия решений …» (текст прилагается) Вопросы к тексту:
Эссе по обществознанию Это единственное альтернативное задание – ученик сам выбирает тему. Предложить начать работу над эссе с такого алгоритма:
А дальше можно использовать инновационную технологию «Попс-формулу». П – позиция, где объясняется точка зрения автора, так, как она понята учеником, фраза: Я считаю, что… О – обоснование, то есть не только объяснить свою позицию, но и доказать ее доводами, начиная со слов: потому, что… поскольку…. П – пример, слова: я могу подтвердить это тем, что… С – следствие, то есть вывод, который надо сделать, слова: в этой связи… Поможет в написании эссе и форма работы с краткими текстами. Учащиеся работают с «краткими» текстами-конспектами, информационно насыщенными, ориентированными на кодификатор ЕГЭ по обществознанию плюс упражнения для тренинга и контроля. Такие тексты есть в ЕГЭ. Обществознание под редакцией Л.Ф. Ибрагимовой. У нее же кольцевая композиция эссе. Фиксируется проблема где где ученик приводит Выступление (В) → тезис (Т) – мысль, → аргументы (АА) → вывод (В) (лучше приводить их 2) где ученик Вскрывает противоречия это факты события, жизненные ситуации опыт, литературные задает вопросы научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т.д. очерчивает тему где ученики обществоведческими знаниями и здесь обращаются к собственной точке зрения То есть получается → ВТААВ, или ВТАТАВ, при этом соблюдать: – красную строку – каждый абзац, предыдущий и последующий, связаны между собой. Дидактический синквейн В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Составление синквейна, краткое резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу и формирует аналитические способности. В отличии от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Примеры:
Вариативность Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с:
И все-таки есть проблемы. Идет медленная переработка действующих учебников с учетом требований новых образовательных стандартов и для базового, и для профильного уровней обучения. По прежнему много времени на выполнение задания В6 (вставить вместо пробелов понятия). Нет конкретной информации о КИМах, используемых на экзамене непосредственно. Учителю важно не только то, как ученики сдали экзамен, но и какие ошибки (конкретно!!!) допустил каждый из них, чтобы иметь возможность работать над ошибками со следующими своими учениками, не допускать повторения таких ошибок. «Секретность» этих материалов, мне лично, как учителю, непонятна! |
Программа элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию" Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05. 03. 2004 №1089) | Рабочая программа элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию" Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована... | ||
Тема: «Решение графических задач части а подготовка к егэ по обществознанию» Цель урока: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – егэ; повторение темы, решение графических... | И к поступлению в вуз. Интенсивно, доступно, результативно! Вам требуется... Здесь можно скачать еще один хороший сборник для подготовки к егэ 2012 по обществознанию | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форму сдачи экзаменов по остальным предметам можно было выбрать самому: егэ или традиционный экзамен. Егэ по русскому языку сдавали... | Протокол № от № от 2012г Элективный курс «Подготовка к егэ по обществознанию» Разработчик: Гизатуллина Л. Т. ст преп каф иностр языков отделения романо-германской филологии ифи кфу | ||
По обществознанию (письменный тест) Эти тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена егэ по истории в 2011 году | Курсы повышения квалификации Теоретические и методические особенности преподавания истории в старшей школе. Подготовка к егэ | ||
Инструкция для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений,... Егэ может проводиться по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, истории России, обществознанию, географии, литературе,... | Уважаемые участники егэ, родители, учителя! Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)... | ||
Обмен опытом работы по подготовке к егэ по обществознанию и истории Моя роль на уроках организовать, заинтересовать, вдохновить учеников на самостоятельную работу будь то проект, презентация, эссе,... | Тема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки... Программа собеседования для поступающих на сокращенные сроки обучения (на базе спо, впо) | ||
Черный список Уважаемые выпускники, абитуриенты, родители! В интернете... Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)... | Урок практикум: «Онтогенез. Подготовка к егэ» Цель урока: Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к егэ по данной... | ||
Примерный перечень оснований (критериев) для начисления стимулирующих... Результаты аттестации егэ после 4, 9, 11 классов, подготовка 100% учащихся к егэ | Название фирмы Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)... |