Подготовка к егэ по истории и обществознанию





Скачать 75.54 Kb.
НазваниеПодготовка к егэ по истории и обществознанию
Дата публикации11.10.2013
Размер75.54 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию

Учитель истории и обществознания МОУ Магнитная СОШ Погорелова З.С.

О подготовке учащихся к ЕГЭ написано множество статей, пособий, печатается большое количество КИМов различных авторов, при желании эти материалы модно найти в методических журналах «Преподавание истории в школе» и «Преподавание обществознания в школе» и т.д., тем не менее учащиеся испытывают множество затруднений.

Трудности, которые испытывают учащиеся при выполнении:

  1. Эссе: учащиеся часто не могут выявить в предложенном высказывании социальную проблему и сформулировать ее. Бытовой уровень, эмоциональность, недостаточное использование общих терминов; выбор темы один, а информация приводится другая; недостаточная сформированность собственных суждений и аргументов?!

  2. Заданий к фрагментам документов, требующих соотнести положения текста со знаниями из общественного курса и со своим социальным опытом, которого у учащихся еще не достаточно.

  3. Заданий с анализом и классификацией социальной информации, представленной в различных знаковых системах: схемах, таблицах, диаграммах.

  4. При решении познавательных задач, которые включают не одно, а целый комплекс требований, например,

– Гражданка П. проголосовала на выборах губернатора под влиянием

телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли такой выбор считать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять в условиях массированного воздействия СМИ право на свободное волеизъявление?

– Условие задачи довольно малό, зато вопросов – 3.

– Данное задание надо рассматривать на границе взаимовлияние права, политики, культуры: СМИ как элемент культуры общества, СМИ как инструмент политики, избирательные права гражданина в демократическом обществе.

Ответы должны содержать примерно следующее:

Ответ на 1 вопрос: раскрыть роль СМИ в современном обществе как «четвертой власти», которая имеет огромные возможности воздействовать не только на общественное мнение, но и на поведение людей.

Ответ на 2 вопрос: в политике, особенно в период избирательной компании, СМИ выступают на стороне разных политических сил, при этом не всегда используются «чистые» средства, поэтому выбор своей позиции только после одной передачи.

– Такого рода выбор предполагает знакомство с различными материалами СМИ, программами кандидатов, наблюдения за предвыборной борьбой. Это положение, уточненное, можно считать ответом на третий вопрос.

Получив ответы, еще раз соотнесем их с поставленными вопросами и убедимся, что мы отвечаем на то, о чем нас спрашивают.

  1. Задание В 5 направлено на проверку умения различать в текстовом фрагменте положения фактического и оценочного характера, на развитие у выпускников критического мышления. Но образцы подобного типа заданий в учебно-методической литературе представлены слабо, они не достаточно внятно прописаны и с дидактической точки зрения.

Мне бы хотелось остановиться на некоторых формах работы, которые дают положительный результат, помогают учащимся справиться с определенным типом заданий, где требуются отработка знаний, умений, творческое воображение.

Формирование знаний и умений на основе работы учащихся с фрагментами текстов, которые посвящены проблемам, изучаемым в курсе обществознания. При этом можно использовать массу заданий, которые предлагают проверку умений:

– выделять главную мысль текста;

– распознавать термины в тексте, понятия, которые включены в содержание обязательного минимума, уметь их объяснять;

– объяснять общественное явление с помощью имеющихся в тексте аргументов;

– характеризовать изучаемый объект, выделяя ведущие признаки, представленные в тексте;

– делать выводы по изученному тексту и аргументировать их;

– составлять план-конспект;

– конспектировать;

– преобразовывать текстовую информацию в условно-графическую (схемы, таблицы и т.д.).

Например, текст «Экономика» Ж. Блардон

«При развитой модели рынка и совершенной конкуренции действующие в экономическом пространстве лица должны либо объединить усилия, чтобы регулировать общую деятельность (по такому пути пошла, например, Япония), либо положиться на государство. В последнем случае параллельно с возрастанием руководящей роли государства ослабевает роль рынка. Экономика многополюсная, с децентрализованным характером принятия решений …» (текст прилагается)

Вопросы к тексту:

  1. С какими понятиями курса связан этот текст?

  2. Какова главная идея этого текста?

  3. С какими положениями текста вы согласны? Приведите аргументы в их поддержку.

  4. Какие идеи документа вы не поддерживаете? Аргументируйте свою позицию.


Эссе по обществознанию

Это единственное альтернативное задание – ученик сам выбирает тему.

Предложить начать работу над эссе с такого алгоритма:

  • понятен ли мне смысл высказывания автора;

  • согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему;

  • какие обществоведческие понятия мне нужны, чтобы обосновать свою точку зрения;

  • с какими темами, проблемами обществознания связана данная тема;

  • какие я могу привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта.

А дальше можно использовать инновационную технологию «Попс-формулу».

П – позиция, где объясняется точка зрения автора, так, как она понята учеником, фраза: Я считаю, что…

О – обоснование, то есть не только объяснить свою позицию, но и доказать ее доводами, начиная со слов: потому, что… поскольку….

П – пример, слова: я могу подтвердить это тем, что…

С – следствие, то есть вывод, который надо сделать, слова: в этой связи…

Поможет в написании эссе и форма работы с краткими текстами.

Учащиеся работают с «краткими» текстами-конспектами, информационно насыщенными, ориентированными на кодификатор ЕГЭ по обществознанию плюс упражнения для тренинга и контроля. Такие тексты есть в ЕГЭ. Обществознание под редакцией Л.Ф. Ибрагимовой. У нее же кольцевая композиция эссе.
Фиксируется проблема

где где ученик приводит

Выступление (В) → тезис (Т) – мысль, → аргументы (АА) → вывод (В)

(лучше приводить их 2)

где ученик

Вскрывает противоречия это факты события, жизненные

ситуации опыт, литературные

задает вопросы научные доказательства, ссылки

на мнения ученых и т.д.

очерчивает тему где ученики

обществоведческими знаниями и здесь

обращаются

к собственной

точке зрения
То есть получается → ВТААВ, или ВТАТАВ, при этом соблюдать:

– красную строку

– каждый абзац, предыдущий и последующий, связаны между собой.

Дидактический синквейн

В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна, краткое резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу и формирует аналитические способности. В отличии от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жесткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Примеры:

Путин

Целеустремленный, энергичный

Общается, убеждает, руководит

Мне нравится его стиль

Экс-Президент, можно Премьер

Экономика

Трудная, интересная

Учит, подсказывает, требует

Мне нравится эта дисциплина

Наука

Медведев

Молодой, честолюбивый

Говорит, показывает, объясняет

Любит общаться в политическом блоге

Президент

Жириновский

Экстравагантный, взрывной

Выступает, обещает, ругается

Любит обращать на себя внимание

Политик



Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможны варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

  • коррекция и совершенствование готового синквейна;

  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующих частей (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки)

И все-таки есть проблемы.

Идет медленная переработка действующих учебников с учетом требований новых образовательных стандартов и для базового, и для профильного уровней обучения.

По прежнему много времени на выполнение задания В6 (вставить вместо пробелов понятия).

Нет конкретной информации о КИМах, используемых на экзамене непосредственно. Учителю важно не только то, как ученики сдали экзамен, но и какие ошибки (конкретно!!!) допустил каждый из них, чтобы иметь возможность работать над ошибками со следующими своими учениками, не допускать повторения таких ошибок. «Секретность» этих материалов, мне лично, как учителю, непонятна!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconПрограмма элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию"
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05. 03. 2004 №1089)
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconРабочая программа элективного курса "Подготовка к егэ по обществознанию"
Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована...
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconТема: «Решение графических задач части а подготовка к егэ по обществознанию»
Цель урока: целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – егэ; повторение темы, решение графических...
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconИ к поступлению в вуз. Интенсивно, доступно, результативно! Вам требуется...
Здесь можно скачать еще один хороший сборник для подготовки к егэ 2012 по обществознанию
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форму сдачи экзаменов по остальным предметам можно было выбрать самому: егэ или традиционный экзамен. Егэ по русскому языку сдавали...
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconПротокол № от № от 2012г Элективный курс «Подготовка к егэ по обществознанию»
Разработчик: Гизатуллина Л. Т. ст преп каф иностр языков отделения романо-германской филологии ифи кфу
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconПо обществознанию (письменный тест)
Эти тесты помогут получить представление о формулировках и уровне сложности экзамена егэ по истории в 2011 году
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconКурсы повышения квалификации
Теоретические и методические особенности преподавания истории в старшей школе. Подготовка к егэ
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconИнструкция для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений,...
Егэ может проводиться по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, истории России, обществознанию, географии, литературе,...
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconУважаемые участники егэ, родители, учителя!
Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)...
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconОбмен опытом работы по подготовке к егэ по обществознанию и истории
Моя роль на уроках организовать, заинтересовать, вдохновить учеников на самостоятельную работу будь то проект, презентация, эссе,...
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconТема: «Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки...
Программа собеседования для поступающих на сокращенные сроки обучения (на базе спо, впо)
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconЧерный список Уважаемые выпускники, абитуриенты, родители! В интернете...
Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)...
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconУрок практикум: «Онтогенез. Подготовка к егэ»
Цель урока: Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к егэ по данной...
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconПримерный перечень оснований (критериев) для начисления стимулирующих...
Результаты аттестации егэ после 4, 9, 11 классов, подготовка 100% учащихся к егэ
Подготовка к егэ по истории и обществознанию iconНазвание фирмы
Открыть пункты проведения экзамена в форме егэ по географии и обществознанию 10 июня 2011 года на территории области (далее – ппэ)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск