Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр внешкольной работы»
Черемшанского муниципального района
Республики Татарстан «Утверждаю»
Директор МБОУ «Центр внешкольной работы»
______________ Ф. Гилязетдинова.
ПРОГРАММА
объединения «В мире шахмат»
двухгодичная программа обучения
Возраст учащихся -1996-2003. г.р
Руководитель объединения:
Сунчалеев Шамиль Яхиевич
Черемшанский муниципальный район РТ
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных ответственных турнирах партий.
Цель программы - организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач: познакомить с историей шахмат,
дать учащимся теоретические занятия по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного проведения.
привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них,
выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
научить уважать соперника,
развивать логические мышления, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.
Первый год обучения
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Темы и виды
деятельности
| Количество часов
| На теоретические занятия
| На практические занятия
| На индивидуальные занятия
| Итого
| 1
| Организационное занятие
| 1
|
|
| 1
| 2
| Шахматы – спорт, наука, искусство..
| 3
|
|
| 3
| 3
| Правила игры.
| 3
|
|
| 3
| 4
| Первоначальные занятия
| 2
| 2
| 1
| 5
| 5
| Тактика игры
| 7
| 6
| 4
| 20
| 6
| Стратегия игры
| 2
| 8
| 3
| 16
| 7
| Эндшпиль
| 3
| 6
| 3
| 12
| 8
| Дебют
| 5
|
|
| 5
| 9
| Конкурсы решения задач этюдов
|
| 11
|
| 11
| 10
| Сеансы одновременной игры
|
| 15
|
| 15
| 11
| Соревнования
|
| 20
|
| 20
| 12
| Итоговое занятие
| 1
|
|
| 1
|
| Всего:
| 27
| 74
| 11
| 112
| СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
| Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
| 2.
| Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.
| 3.
| Правила игры. Правила турнирного проведения. Правило «тронул-ходи».
| 4.
| Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, Ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.
| 5.
| Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подробных позиций, решение тематических этюдов.
| 6.
| Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
| 7.
| Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
| 8.
| Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющих ошибок.
| 9.
| Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
| 10.
| Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры с последующим разбором партий с кружковцами.
| 11.
| Соревнования (см. приложение №1)
| 12.
| Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
| ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце первого года обучения учащиеся:
Имеет представление об истории происхождении шахмат
Знает правила игры и турнирного проведения,
Знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы,
Владеет фундаментальными занятиями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля,
Умеет применять полученные теоретические знания на практике.
Умеет записывать партии,
Видит и осознает свои ошибки,
Знает нормы этикета при игре в шахматы.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Темы и виды деятельности
| Количество часов
| На теоретические занятия
| На практические занятия
| На индивидуальные занятия
| Итого
| 1
| Вводное занятие
| 1
|
|
| 1
| 2
| Шахматы -спорт, наука, искусство.
| 3
|
|
| 3
| 3
| Тактика игры.
| 4
| 10
| 2
| 16
| 4
| Стратегия игры.
| 2
| 5
| 2
| 9
| 5
| Эндшпиль.
| 4
| 4
| 3
| 11
| 6
| Дебют.
| 4
| 6
| 2
| 12
| 7
| Миттельшпиль
| 2
| 4
| 2
| 10
| 8
| Конкурсы решений задач и этюдов.
|
| 8
|
| 8
| 9
| Сеансы одновременной игры.
|
| 7
|
| 7
| 10
| Соревнования.
|
| 25
|
| 25
| 11
| Итоговое занятие
| 2
|
|
| 2
|
| Всего:
| 22
| 69
| 11
| 112
| СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
| Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
| 2.
| Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований.
| 3
| Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подробных позиций, решение тематических этюдов.
| 4.
| Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
| 5.
| Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
| 6.
| Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющих ошибок.
| 7.
| Миттельшпиль . основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
| 8.
| Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
| 9.
| Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры(в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.
| 10.
| Соревнования. (см. приложение №1)
| 11
| Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
| ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце второго обучения учащихся:
Знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
Имеет представление об организации шахматных соревнований,
Уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
Умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
Знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
С удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
Знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
Осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
Может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатка у каждой стороны, возможные варианты развития событий,
Для выигрыша партии не стремиться к излишнему перевесу в качестве,
Играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гик Е.А. Беседы о шахматах. –М., 1985
Костьев А.Н. Учителю шахматах. – М.,1986
Пожарский В.Н. Учителю о шахматах. – Рязань, 1994
Журнал «64» - М., 1983-2004
Костьев А.Н. Шахматный учебник в школе и пионерском лагере – М.,1980
Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. –Казань: Мастер Лайн, 2000
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. – М., 1997
Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества – М., 1981
Спутник шахматиста: Справочник / В.П. Елесин, Б.М.Волков, А И.Крюков. – М.: Воениздат, 1992
Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник . – М.: Агентство «ФАИР», 1997
Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. – М.: Наука, 1983
Линдер И.М., Шахматы на Руси. – М.: Наука, 1975
Приложение 1
ЕЖЕГОДНЫЙ ГРАФИК СОРЕВНОВАНИЙ
Октябрь-ноябрь
| Чемпионат по шахматам в «Черемшанском лицее»
| Октябрь- декабрь
| Первенство Черемшанского района по шахматам среди школ на приз «Белая ладья»
| Декабрь
| Квалификационные турниры на 4 и 3 спортивные разряды по шахматам
| Январь – март
| Первенство Черемшана по шахматам
| Апрель
| Первенство Черемшанского лицея по шахматам среди учащихся
| |