В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания





Скачать 91.91 Kb.
НазваниеВ. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания
Дата публикации10.07.2013
Размер91.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Журналистика > Документы


УДК 007: 304: 004. 9

Шайда Наталия Константиновна,
Львовский национальный университет имени Ивана Франко,
аспирант кафедры радиовещания и телевидения
Научный руководитель - доктор филилогических наук проф. В.В. Лизанчук

Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания

В статье проанализированы понятия идентичность и национальная идентичность. Выясняется роль радиовещания в процессе формирования национальной идентичности.

Ключевые слова: идентичность, национальная идентичность, коммуникация, медиа- пространство, дискурс.
The article analyzes the concept of identity and national identity. It turns out the role of broadcasting in the formation of national identity.
Key words: identity, national identity, communication, media space, discourse.

Термином «идентичность» в разных контекстах можно обозначать довольно разные понятия (например, тождество, принадлежность к определенной группе по ряду признаков, а с другой - уникальный набор характеристик, присущих отдельному индивиду, включая кредитные карты и паспорта). Американские исследователи Р. Брубейкер и Ф. Купер считают целесообразным использовать понятие идентичность для определения трех типов явлений: 1) определение инаковости, 2) самопонимание и ориентации в обществе, 3) общности, связности, групповой принадлежности [3, c. 24]. Несмотря на существенные различия в объяснении природы и механизма феномена отождествления индивида с нацией, ученые единодушны в том, что такое отождествление является важной потребностью для любого человека.

Хотя первые попытки дать объяснение феномену идентичности в философии были осуществлены более двух с половиной тысяч лет назад и не прекращались в течение последующих веков, по-настоящему широкая научная дискуссия относительно природы этого понятия имеет значительно более скромную, потому едва столетнюю историю, ведь именно в современном мире проблемы, связанные с культурной идентичной идентификацией личности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные), приобрели глобального измерения [2, с. 10].

Едва ли не самым обсуждаемым современными исследователями проявлением процессов общественной идентификации является национальная идентичность. Корни этого научного интереса достигают XIX в., которое было периодами формирования национальных государств и зарождением национальных движений в Европе. Поэтому именно в модерную эпоху «идентичность начала толковаться преимущественно как национальная идентичность» [2, с. 11]. Эволюция понятия национальная идентичность прошла несколько этапов: на первом, охватывающий XIX - начало XX вв., Ее выводили из мистического опыта и отождествляли с объективным, независимым от воли отдельных субъектов нации понятием «национальная душа» и «национальный характер» (которые ввел в XIX в. немецкий философ В. Гегель и популяризировал французский мыслитель Э. Ренан), на втором этапе, который охватывает период 1920-1950-х гг (а в Украине до рубежа 2000-х годов, и даже до сих пор в общественно-политическом дискурсе националистического характера [14, 17]), ее отождествляли с более рациональным и от этого не менее объективным относительно роли отдельных индивидов понятием «национальная идея» [16];

Дискуссии о национальной идентичности особенно четко отражают спор между двумя конкурирующими моделями понимания идентичности - модерной и постмодерной. Первая из них ищет в национальной идентичности сущностный, аутентичный смысл, который выводится из этнокультурного опыта, следовательно отмечает ее экзистенциальный, то есть неизменный при любых обстоятельствах характер (лат. формула semper idem- «Всегда то же»). Вторая модель видит в идентичности чисто рукотворную реальность, которая формируется в рамках различных, конкурирующих культурных пластов и дискурсивных практик [8, с. 38]. Люди получают из собственного эмпирического опыта относительно незначительную часть информации о мире, который их окружает. Большинство информации выходит из коммуникационных источников, и именно они в конечном счете определяют их общественную идентичность [5, с. 25; 6. 40]. Коммуникация является, без сомнения, самым существенным признаком культуры, которая не может развиваться, выжить, распространяться и вообще добиться успеха без механизмов передачи и распространения. Раньше идентичность формировалась и воспроизводилась главным образом с помощью таких средств коммуникации как традиции и обряды. В современном мире средствам массовой информации принадлежит незаурядная роль в выработке и распространении национальной идентичности. За Э. Смитом, масс-медиа относятся (наряду с образовательной системой) к числу самых влиятельных «национальных институтов сплочения масс» [18, с. 20, 76]. С одной стороны, медиа воспроизводят общее для большинства членов общества представление о реальности существования национальных сообществ и принадлежность к ним каждого человека, с другой - поддерживают и частично набрасывают позитивное восприятие такой принадлежности (интегрирующая, агитационно-просветительская, воспитательная и другие функции) [10 , с. 100-131]. С осознанием того, что идентичности, как комплексы представлений, суждений, размышлений людей о себе, находятся в постоянном процессе создания и переформатирование, а сама идентификация является полем соперничества различных, часто взаимоисключающих информационных воздействий, связано и возрастание роли СМИ, как эффективных средств борьбы за сохранение или, наоборот, разрушение предварительно накопленного символического пласта культуры [13, с. 157]. Принимая во внимание вышесказанное, следует согласиться, что информационно-коммуникативные факторы (язык, СМИ, издательское дело) заслуживают наибольшего внимания среди всех механизмов формирования нации [4, с. 183]. Учитывая их пропагандистскую функцию, СМИ могут создавать на уровне духовной жизни оптимистическое за психологической тональностью чувство национальной идентичности индивидов и социальных групп. Именно поэтому задача возрождения пропагандистской функции СМИ очень актуальна.

На сегодняшний день идентичность, в том числе и национальная, подрозумиваеться как результат воздействия и соперничества коммуникативно-дискурсивных практик, важнейшими из которых являются дискурсы государственных институтов, политикума и бизнес-окружений [8, с. 38; 19]. Очевидно, что массовое увлечение главными продуктами глобального и постиндустриального мира - «образом» и «« спектаклем »- ведет к снижению уровня политического сознания граждан и упадка национальной культурной жизни вследствие приверженности масс к примитивной продукции [7, c. 176-177]. Согласно с характеристикой французского исследователя Ж. Десольнье, такое содержание медийного дискурса «ускорил распад традиционных, религиозных, местных, а теперь и национальных связей, изменив эти полюса идентификации другими, абстрактным» [9, с. 141], т.е. основанными на глобальной, а не этнически уникальной культуре. Последняя, как элемент культурной традиции, имела хорошие шансы стать основой национальной идентичности в жестко разделенном государственными, языковыми, информационными границами мире эпохи модерна. Поток информации во время экономической и политической кооперации континентов больше не ограничивается системами воспроизводства нации как таковой и в результате человеческой мобильности, информация прежде всего выступает как внешний (наднациональный) фактор влияния на нацию, ее коммуникативное поле. Таким образом, национальная идентичность определяется не только автохтонными традициями, но и информационными воздействиями других, обычно масштабных в пространстве и мощных в демографическом и экономическом измерении, идентичностей. Это влияние, которое осуществляется через электронно-информационные технологии, видоизменяет менталитет, психологию народов, их культуру таким образом, что они превращаются в коллективы потребителей развлечений со стандартными транснациональными вкусами. Определяющее значение для скорости течения этого процесса имеет то, насколько медиа пространство той или иной нации окажется способным противостоять влиянию глобализации, а также то, каким образом направлены внешние информационные потоки, как они влияют на распределение информации внутри того медиа пространства, который становится объектом их экспансии [11, с. 30]. Таким образом процесс модернизации медиа пространства и средств коммуникации, которое является одним из последствий и одновременно факторов формирования наднациональных экономических и политических сообществ, стало большим вызовом для национальной идентичности отдельных индивидов и коллективов в то время, когда человек становится носителем множественного типа идентичности [22 ].

По мнению В. Набруска, в рамках активной «информационной политики, направленной на побуждение и контроль СМИ в процессе формирования национально-патриотических средств», радио является «эффективным средством формирования мировоззренческих позиций переходного общества и должно выполнять роль оберега традиционных нравственных императивов и носителя художественно-эстетических идеалов»[15]. Одна из важнейших задач государственного радио - своими средствами оперативно и всесторонне освещать события общественно-политической, социально-экономической, духовно-культурной жизни с целью создания оптимистичной, положительно целенаправленной модели общественного мнения, т.е. доносить до сознания анонимных радиослушателей понятны и точные формулы важнейших общественно-политических задач, направлять их волю в государственно русло, консолидировать их вокруг основополагающих принципов государственной национальной идентичности [15, 20, с. 107].

Литература

1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности: Монография / Ян Ассман [пер. с нем.]. – Москва: Изд-во «Языки славянской культуры», 2004. – 368 с.

2. Ачкасов В. А. Этнополитология: Учебное пособие для вузов по специальности «Политология» / Валерий Алексеевич Ачкасов. – Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. – 337 с.

3. Бетлій О., Диса К. Усе про ідентичність Олена Бетлій, Катерина Диса // Міжкультурний діалог. – Т. 1: Ідентичність: Колективна монографія / [ред. О. Бетлій, К. Диса]. – Київ: Вид-во «Дух і Літера», 2009. – С. 11-53.

4. Вовканич С. Духовно-інтелектуальний потенціал України та її національна ідея: Монографія / Степан Вовканич. – Львів: Вид-во Львівської Богословської Академії, 2001. – 540 с.

5. Гнатенко П., Павленко В. Идентичность: Философский и психологический анализ: Монография / Павел Гнатенко, Владимир Павленко. – Киев: Изд-во «ООО Арт-Пресс», 1999. – 466 с.

6. Дубас О. Інформаційний розвиток сучасної України у світовому контексті: Монографія / Олексій Дубас. – Київ: Вид-во «Ґенеза», 2004. – 206с.

7. Ерасов Б. Социология культуры: Учебное пособие / Борис Ерасов. – Санкт-Петербург: Изд-во «Алетея», 2000. – 340 с.

8. Козловець М. А. Феномен національної ідентичності: Виклики глобалізації: Монографія / Микола Адамович Козловець. – Житомир: Видавництво ЖДУ імені І. Франка, 2009. – 558 с.

9. Кулик В. Дискурс українських медій: Ідентичності, ідеології, владні стосунки: Монографія / Володимир Кулик. – Київ: Вид-во «Критика», 2010. – 656 с.

10. Лизанчук В. Основи радіожурналістики: Підручник / Василь Лизанчук. – Київ: Вид-во «Знання», 2006. – 628 с.

11. Лильо Т. Комунікація. Ідентичність. Глобалізація: Монографія / Тарас Лильо. – Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2004. – 134 с.

12. Мак-Квейл Д. Теорія масової комунікації: Посібник / Деніс Мак-Квейл [пер. з англ.]. – Львів: Вид-во «Літопис», 2011. – 537 с.

13. Москаленко А. Вступ до журналістики: Підручник. – Київ: Вид-во «Школяр», 1997. – 297 с.

14. Мосейчук В. Українська національна ідея: Монографія / Віталій Володимирович Мосейчук. – Тернопіль: Вид-во В. В. Мосейчука, 2007. – 80с.

15. Набруско В.І. Національна ідентичність, моральні обереги, досконалість технології – цивілізаційний поступ України (масово-комунікативний вимір): Інавгураційна доповідь 31 серпня 2009 р. / Віктор Іванович Набруско. – Луцьк: Волинський національний університет імені Лесі Українки, 2009. –20с.

16. Носова Г. Ю. Національна ідея як фактор становлення ідентичності. «Міфічність» національної ідеї / Галина Юріївна Носова // Національні ідеї і соціальні трансформації в Україні: Колективна монографія / [ред. М.В. Попович]. – Київ: УЦДК, 2005. – С. 79-119.


17. Сливка Ю., Панфілова Т. Українська національна ідея: Суть, етапи формування та реалізація: Монографія / Юрій Сливка, Тетяна Панфілова. – Львів: Центр досліджень визвольного руху, 2010. – 107 с.

18. Сміт Е. Національна ідентичність: Монографія / Ентоні Сміт [пер. з англ.].– Київ Вид-во «Основи», 1994. – 223 с.

19. Степула Н. Глибока криза ідентичності на тлі «запізнілого націєтворення»: Стаття / Надія Степула // http//www.radiosvoboda.org/content/article/1900907.html

20. Чайка О. Олександр Алфьоров: «Найцікавіші знахідки лежать на видноті...» / Оксана Чайка // Демократична Україна. – Київ, 13 серпня 2010. – № 32 (23819).

21. Шаповал Ю. Г. Звукове слово; Гармонія ефіру: Статті // Шаповал Ю. Національна журналістика. Наукові праці: В 2 т. / Юрій Григорович Шаповал. – Т. 2. – Львів: Видавничий центр Львівського національного університету ім. Івана Франка, 2006. – C. 385-394; 395-407.

22. Шимченко Л. А. Громадянська ідентифікація особи як чинник формування української політичної нації. Автореф. к. філос. наук: 21.03.01 / Людмила Анатоліївна Шимченко. – Київ: Національний ін-т стратегічних досліджень, 2006. – 18 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconОтчет по научно-исследовательской инициативной госбюджетной работе:...
«Отбор, анализ и обобщения теоретического материала по проблематике триады «Язык, культура и национальная идентичность»»
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconС. В. Кортунов глобализация и национальная идентичность
Стремительные изменения в мире в конце XX – начале XXI века, связанные в первую очередь с нарастающими и весьма противоречивыми процессами...
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор...
Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества»
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconСамостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий...
...
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconИтак, в начале своего исследования я должен выбрать определения ключевых...
Главным словосочетанием моего исследования, что видно из названия, является национальная идентичность, но чтобы определить это понятие,...
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания icon«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»
Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,...
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconРегиональная идентичность как категория политической практики
...
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconСамодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер...
...
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconИнформационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов...
Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов Российской Федерации как фактор повышения
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconДиплом За участие в семинаре «Использование икт, как фактор повышения эффективности увп»
За участие в семинаре «Использование икт, как фактор повышения эффективности увп»
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гражданская идентичность школьника есть результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, который...
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconМетодическая разработка «Самостоятельная работа как фактор активизирующий...
«Самостоятельная работа как фактор активизирующий мыслительную деятельность учащихся 10-х классов на уроках биологии»
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconС. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации
Москва
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconДоклад «Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения...
«Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения качества обучения в школе I ступени»
В. В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания iconГумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь
Россия не рассматривается как фактор европейской политики, русская культура – как неотъемлемая часть культуры европейской, русский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск