Скачать 91.91 Kb.
|
УДК 007: 304: 004. 9 Шайда Наталия Константиновна, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, аспирант кафедры радиовещания и телевидения Научный руководитель - доктор филилогических наук проф. В.В. Лизанчук Национальная идентичность как содержательный фактор радиовещания В статье проанализированы понятия идентичность и национальная идентичность. Выясняется роль радиовещания в процессе формирования национальной идентичности. Ключевые слова: идентичность, национальная идентичность, коммуникация, медиа- пространство, дискурс. The article analyzes the concept of identity and national identity. It turns out the role of broadcasting in the formation of national identity. Key words: identity, national identity, communication, media space, discourse. Термином «идентичность» в разных контекстах можно обозначать довольно разные понятия (например, тождество, принадлежность к определенной группе по ряду признаков, а с другой - уникальный набор характеристик, присущих отдельному индивиду, включая кредитные карты и паспорта). Американские исследователи Р. Брубейкер и Ф. Купер считают целесообразным использовать понятие идентичность для определения трех типов явлений: 1) определение инаковости, 2) самопонимание и ориентации в обществе, 3) общности, связности, групповой принадлежности [3, c. 24]. Несмотря на существенные различия в объяснении природы и механизма феномена отождествления индивида с нацией, ученые единодушны в том, что такое отождествление является важной потребностью для любого человека. Хотя первые попытки дать объяснение феномену идентичности в философии были осуществлены более двух с половиной тысяч лет назад и не прекращались в течение последующих веков, по-настоящему широкая научная дискуссия относительно природы этого понятия имеет значительно более скромную, потому едва столетнюю историю, ведь именно в современном мире проблемы, связанные с культурной идентичной идентификацией личности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные), приобрели глобального измерения [2, с. 10]. Едва ли не самым обсуждаемым современными исследователями проявлением процессов общественной идентификации является национальная идентичность. Корни этого научного интереса достигают XIX в., которое было периодами формирования национальных государств и зарождением национальных движений в Европе. Поэтому именно в модерную эпоху «идентичность начала толковаться преимущественно как национальная идентичность» [2, с. 11]. Эволюция понятия национальная идентичность прошла несколько этапов: на первом, охватывающий XIX - начало XX вв., Ее выводили из мистического опыта и отождествляли с объективным, независимым от воли отдельных субъектов нации понятием «национальная душа» и «национальный характер» (которые ввел в XIX в. немецкий философ В. Гегель и популяризировал французский мыслитель Э. Ренан), на втором этапе, который охватывает период 1920-1950-х гг (а в Украине до рубежа 2000-х годов, и даже до сих пор в общественно-политическом дискурсе националистического характера [14, 17]), ее отождествляли с более рациональным и от этого не менее объективным относительно роли отдельных индивидов понятием «национальная идея» [16]; Дискуссии о национальной идентичности особенно четко отражают спор между двумя конкурирующими моделями понимания идентичности - модерной и постмодерной. Первая из них ищет в национальной идентичности сущностный, аутентичный смысл, который выводится из этнокультурного опыта, следовательно отмечает ее экзистенциальный, то есть неизменный при любых обстоятельствах характер (лат. формула semper idem- «Всегда то же»). Вторая модель видит в идентичности чисто рукотворную реальность, которая формируется в рамках различных, конкурирующих культурных пластов и дискурсивных практик [8, с. 38]. Люди получают из собственного эмпирического опыта относительно незначительную часть информации о мире, который их окружает. Большинство информации выходит из коммуникационных источников, и именно они в конечном счете определяют их общественную идентичность [5, с. 25; 6. 40]. Коммуникация является, без сомнения, самым существенным признаком культуры, которая не может развиваться, выжить, распространяться и вообще добиться успеха без механизмов передачи и распространения. Раньше идентичность формировалась и воспроизводилась главным образом с помощью таких средств коммуникации как традиции и обряды. В современном мире средствам массовой информации принадлежит незаурядная роль в выработке и распространении национальной идентичности. За Э. Смитом, масс-медиа относятся (наряду с образовательной системой) к числу самых влиятельных «национальных институтов сплочения масс» [18, с. 20, 76]. С одной стороны, медиа воспроизводят общее для большинства членов общества представление о реальности существования национальных сообществ и принадлежность к ним каждого человека, с другой - поддерживают и частично набрасывают позитивное восприятие такой принадлежности (интегрирующая, агитационно-просветительская, воспитательная и другие функции) [10 , с. 100-131]. С осознанием того, что идентичности, как комплексы представлений, суждений, размышлений людей о себе, находятся в постоянном процессе создания и переформатирование, а сама идентификация является полем соперничества различных, часто взаимоисключающих информационных воздействий, связано и возрастание роли СМИ, как эффективных средств борьбы за сохранение или, наоборот, разрушение предварительно накопленного символического пласта культуры [13, с. 157]. Принимая во внимание вышесказанное, следует согласиться, что информационно-коммуникативные факторы (язык, СМИ, издательское дело) заслуживают наибольшего внимания среди всех механизмов формирования нации [4, с. 183]. Учитывая их пропагандистскую функцию, СМИ могут создавать на уровне духовной жизни оптимистическое за психологической тональностью чувство национальной идентичности индивидов и социальных групп. Именно поэтому задача возрождения пропагандистской функции СМИ очень актуальна. На сегодняшний день идентичность, в том числе и национальная, подрозумиваеться как результат воздействия и соперничества коммуникативно-дискурсивных практик, важнейшими из которых являются дискурсы государственных институтов, политикума и бизнес-окружений [8, с. 38; 19]. Очевидно, что массовое увлечение главными продуктами глобального и постиндустриального мира - «образом» и «« спектаклем »- ведет к снижению уровня политического сознания граждан и упадка национальной культурной жизни вследствие приверженности масс к примитивной продукции [7, c. 176-177]. Согласно с характеристикой французского исследователя Ж. Десольнье, такое содержание медийного дискурса «ускорил распад традиционных, религиозных, местных, а теперь и национальных связей, изменив эти полюса идентификации другими, абстрактным» [9, с. 141], т.е. основанными на глобальной, а не этнически уникальной культуре. Последняя, как элемент культурной традиции, имела хорошие шансы стать основой национальной идентичности в жестко разделенном государственными, языковыми, информационными границами мире эпохи модерна. Поток информации во время экономической и политической кооперации континентов больше не ограничивается системами воспроизводства нации как таковой и в результате человеческой мобильности, информация прежде всего выступает как внешний (наднациональный) фактор влияния на нацию, ее коммуникативное поле. Таким образом, национальная идентичность определяется не только автохтонными традициями, но и информационными воздействиями других, обычно масштабных в пространстве и мощных в демографическом и экономическом измерении, идентичностей. Это влияние, которое осуществляется через электронно-информационные технологии, видоизменяет менталитет, психологию народов, их культуру таким образом, что они превращаются в коллективы потребителей развлечений со стандартными транснациональными вкусами. Определяющее значение для скорости течения этого процесса имеет то, насколько медиа пространство той или иной нации окажется способным противостоять влиянию глобализации, а также то, каким образом направлены внешние информационные потоки, как они влияют на распределение информации внутри того медиа пространства, который становится объектом их экспансии [11, с. 30]. Таким образом процесс модернизации медиа пространства и средств коммуникации, которое является одним из последствий и одновременно факторов формирования наднациональных экономических и политических сообществ, стало большим вызовом для национальной идентичности отдельных индивидов и коллективов в то время, когда человек становится носителем множественного типа идентичности [22 ]. По мнению В. Набруска, в рамках активной «информационной политики, направленной на побуждение и контроль СМИ в процессе формирования национально-патриотических средств», радио является «эффективным средством формирования мировоззренческих позиций переходного общества и должно выполнять роль оберега традиционных нравственных императивов и носителя художественно-эстетических идеалов»[15]. Одна из важнейших задач государственного радио - своими средствами оперативно и всесторонне освещать события общественно-политической, социально-экономической, духовно-культурной жизни с целью создания оптимистичной, положительно целенаправленной модели общественного мнения, т.е. доносить до сознания анонимных радиослушателей понятны и точные формулы важнейших общественно-политических задач, направлять их волю в государственно русло, консолидировать их вокруг основополагающих принципов государственной национальной идентичности [15, 20, с. 107]. Литература 1. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности: Монография / Ян Ассман [пер. с нем.]. – Москва: Изд-во «Языки славянской культуры», 2004. – 368 с. 2. Ачкасов В. А. Этнополитология: Учебное пособие для вузов по специальности «Политология» / Валерий Алексеевич Ачкасов. – Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. – 337 с. 3. Бетлій О., Диса К. Усе про ідентичність Олена Бетлій, Катерина Диса // Міжкультурний діалог. – Т. 1: Ідентичність: Колективна монографія / [ред. О. Бетлій, К. Диса]. – Київ: Вид-во «Дух і Літера», 2009. – С. 11-53. 4. Вовканич С. Духовно-інтелектуальний потенціал України та її національна ідея: Монографія / Степан Вовканич. – Львів: Вид-во Львівської Богословської Академії, 2001. – 540 с. 5. Гнатенко П., Павленко В. Идентичность: Философский и психологический анализ: Монография / Павел Гнатенко, Владимир Павленко. – Киев: Изд-во «ООО Арт-Пресс», 1999. – 466 с. 6. Дубас О. Інформаційний розвиток сучасної України у світовому контексті: Монографія / Олексій Дубас. – Київ: Вид-во «Ґенеза», 2004. – 206с. 7. Ерасов Б. Социология культуры: Учебное пособие / Борис Ерасов. – Санкт-Петербург: Изд-во «Алетея», 2000. – 340 с. 8. Козловець М. А. Феномен національної ідентичності: Виклики глобалізації: Монографія / Микола Адамович Козловець. – Житомир: Видавництво ЖДУ імені І. Франка, 2009. – 558 с. 9. Кулик В. Дискурс українських медій: Ідентичності, ідеології, владні стосунки: Монографія / Володимир Кулик. – Київ: Вид-во «Критика», 2010. – 656 с. 10. Лизанчук В. Основи радіожурналістики: Підручник / Василь Лизанчук. – Київ: Вид-во «Знання», 2006. – 628 с. 11. Лильо Т. Комунікація. Ідентичність. Глобалізація: Монографія / Тарас Лильо. – Львів: Видавничий центр ЛНУ імені Івана Франка, 2004. – 134 с. 12. Мак-Квейл Д. Теорія масової комунікації: Посібник / Деніс Мак-Квейл [пер. з англ.]. – Львів: Вид-во «Літопис», 2011. – 537 с. 13. Москаленко А. Вступ до журналістики: Підручник. – Київ: Вид-во «Школяр», 1997. – 297 с. 14. Мосейчук В. Українська національна ідея: Монографія / Віталій Володимирович Мосейчук. – Тернопіль: Вид-во В. В. Мосейчука, 2007. – 80с. 15. Набруско В.І. Національна ідентичність, моральні обереги, досконалість технології – цивілізаційний поступ України (масово-комунікативний вимір): Інавгураційна доповідь 31 серпня 2009 р. / Віктор Іванович Набруско. – Луцьк: Волинський національний університет імені Лесі Українки, 2009. –20с.16. Носова Г. Ю. Національна ідея як фактор становлення ідентичності. «Міфічність» національної ідеї / Галина Юріївна Носова // Національні ідеї і соціальні трансформації в Україні: Колективна монографія / [ред. М.В. Попович]. – Київ: УЦДК, 2005. – С. 79-119.17. Сливка Ю., Панфілова Т. Українська національна ідея: Суть, етапи формування та реалізація: Монографія / Юрій Сливка, Тетяна Панфілова. – Львів: Центр досліджень визвольного руху, 2010. – 107 с. 18. Сміт Е. Національна ідентичність: Монографія / Ентоні Сміт [пер. з англ.].– Київ Вид-во «Основи», 1994. – 223 с. 19. Степула Н. Глибока криза ідентичності на тлі «запізнілого націєтворення»: Стаття / Надія Степула // http//www.radiosvoboda.org/content/article/1900907.html 20. Чайка О. Олександр Алфьоров: «Найцікавіші знахідки лежать на видноті...» / Оксана Чайка // Демократична Україна. – Київ, 13 серпня 2010. – № 32 (23819). 21. Шаповал Ю. Г. Звукове слово; Гармонія ефіру: Статті // Шаповал Ю. Національна журналістика. Наукові праці: В 2 т. / Юрій Григорович Шаповал. – Т. 2. – Львів: Видавничий центр Львівського національного університету ім. Івана Франка, 2006. – C. 385-394; 395-407. 22. Шимченко Л. А. Громадянська ідентифікація особи як чинник формування української політичної нації. Автореф. к. філос. наук: 21.03.01 / Людмила Анатоліївна Шимченко. – Київ: Національний ін-т стратегічних досліджень, 2006. – 18 с. |
Отчет по научно-исследовательской инициативной госбюджетной работе:... «Отбор, анализ и обобщения теоретического материала по проблематике триады «Язык, культура и национальная идентичность»» | С. В. Кортунов глобализация и национальная идентичность Стремительные изменения в мире в конце XX – начале XXI века, связанные в первую очередь с нарастающими и весьма противоречивыми процессами... | ||
Учебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор... Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества» | Самостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий... ... | ||
Итак, в начале своего исследования я должен выбрать определения ключевых... Главным словосочетанием моего исследования, что видно из названия, является национальная идентичность, но чтобы определить это понятие,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор... | ||
«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний» Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,... | Региональная идентичность как категория политической практики ... | ||
Самодина Н. И. Эриксон Э. Э 77 Идентичность: юность и кризис: Пер... ... | Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов... Информационно-аналитическое обеспечение правоохранительных органов Российской Федерации как фактор повышения | ||
Диплом За участие в семинаре «Использование икт, как фактор повышения эффективности увп» За участие в семинаре «Использование икт, как фактор повышения эффективности увп» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гражданская идентичность школьника есть результат процесса соотнесения себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, который... | ||
Методическая разработка «Самостоятельная работа как фактор активизирующий... «Самостоятельная работа как фактор активизирующий мыслительную деятельность учащихся 10-х классов на уроках биологии» | С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации Москва | ||
Доклад «Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения... «Информационно-коммуникационные технологии, как фактор повышения качества обучения в школе I ступени» | Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь Россия не рассматривается как фактор европейской политики, русская культура – как неотъемлемая часть культуры европейской, русский... |