С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации





Скачать 42.43 Kb.
НазваниеС. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации
Дата публикации12.07.2013
Размер42.43 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Психология > Анализ
С.А. Русс

Мотивация успешности как фактор социализации
В психологической науке и практике отмечается значительный интерес исследователей к проблемам формирования успешности личности как фактора социализации.

Проблема детерминации мотивации успешности, в частности, ее связь с конфигурацией семьи, из которой происходит индивид, предполагающей либо наличие, либо отсутствие у него сиблингов, а так же с очерёдностью его рождения остается нерешенной. При этом к внутренним признакам мотивации, отличающим успешного человека от неуспешного, относят самооценку, общительность, энергичность. Внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).[2] Те и другие факторы формируются в семье.

Говоря о положении ребенка в семье, следует отметить, что самая распространенная ныне ситуация, когда ребенок - единственный. Дети, лишённые возможности общения с братьями и сёстрами, которые могли бы оказывать влияние на их развитие и поведение, теряются при малейшем конфликте со сверстниками, поскольку не имеют опыта построения отношений. Для отца и матери они выступают единственным объектом их родительских чувств, всецело принимая на себя как симпатию, так и (что тоже не исключено) неприязнь. В единственном ребенке родители желают видеть воплощение своих устремлений. Желая оправдать надежды родителей, он стремится к совершенству во всех своих начинаниях. Но далеко не во всем совершенство достижимо, а неизбежные неудачи воспринимаются очень болезненно [5].

Социализация индивидуума предполагает, что в его личностной модели важную роль играет успешность в деятельности [4]. Каковы внешние и внутренние признаки успешности единственных детей, как они связаны с их личностной направленностью, потребностями, интересами - вот тот круг открытых вопросов, которые обуславливают актуальность проблемы детерминации успешности единственных в семье детей и специфику факторов мотивации успеха в сравнении с детьми, имеющими сиблингов. В предпринятом нами исследовании участвовали респонденты 25-40 лет, являющиеся единственными детьми в семье - 24 человека, а также являющиеся неединственными в семье - 25 человек

Анализ зарубежных и отечественных концепций по проблеме мотивации единственных и неединственных в семье детей показал, что их мотивационная сфера личности формируется на всех жизненных этапах [3]. Единственные в семье дети, ощущая себя и центром семьи и мироздания, сталкиваются с трудностями, которые отсутствуют (а если и присутствуют, то в меньшей степени) у детей, имеющих братьев и сестёр. Однако мы придерживаемся того мнения, что положение единственного ребёнка точно так же имеет свои положительные и отрицательные стороны. В том и другом случае от семьи зависит развитие личности и его стремление к успеху. В ходе исследования обнаружены статистически достоверные различия между единственными и неединственными в семье детьми.

Единственные в семье дети более склонны к непостоянству, подвержены влиянию случая, наблюдается стремление не связывать себя правилами, изолироваться от влияния коллектива, чаще наблюдается преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству. В работе видят, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания. Когда ребёнок в семье растёт один положение первого и единственного даёт ему ощущение собственной исключительности.

У неединственных в семье детей чаще наблюдается осознанность принятых решений, упорство в достижении цели, ответственность, стремление придерживаться установленных пра­вил и поступать в соответствии со всеми ценностными ориентациями. Отношения братьев и сестёр – это модель человеческого общества в миниатюре, и поэтому в ней отражены все чувства, связанные с отношениями между людьми. Ребёнок, который растёт в коллективе, имеет больше возможностей для эмоционального и социального взросления, он учится отстаивать своё мнение и права, уважая права других, и принимая свои обязанности как объективную необходимость.

Проведённое нами эмпирическое исследование личностных свойств, как факторов, определяющих специфику мотивации успешности в семье детей, позволило нам сделать следующие выводы:

1. Мотивация успеха единственных детей связана с фактором доверчивости. Если единственные дети характеризуются умением взаимодействовать с людьми, заботиться о них, и лишены чрезмерной завистливости, то их мотивация на успех становится выше. Поскольку с детства единственный ребёнок обычно окружён усиленным вниманием родителей, то он привыкает общаться со спокойными и вежливыми взрослыми, учится от них правильно строить взаимоотношения и общаться с людьми. Наиболее выгодным в положение единственного ребёнка можно считать тот факт, что ему не нужно ни с кем делить любовь и внимание родителей. Основу такого подхода, объясняющего, почему дети, которые росли в семье одни, более уверены в себе, что положительно сказывается на их успехах, заложил А.Адлер в работе «Воспитание детей. Взаимодействие полов» [1].

2. Успешность неединственных в семье детей обусловлена таким фактором мотивации, как практичность, это объясняется их ориентацией на внешнюю реальность, общепринятые нормы. При этом возможный недостаток творческого воображения вероятней всего связан с тем, что когда в семье детей несколько, родители вынуждены распределять любовь, заботу и строгость на всех. В тенденции, неединственные дети более мотивированы на высокие цели, твёрдо придерживаются правил, общепринятых норм, и реально оценивают возможности и распределяют свои силы.

3. Факторами мотивации успешности неединственных детей являются эмоциональная устойчивость, уживчивость в группе, готовность к решению сложных жизненных ситуаций и осознанность принятых решений, упорство в достижении цели, ответственность, стремление придерживаться установленных пра­вил и поступать в соответствии со всеми ценностными ориентациями, что увеличивает мотивацию неединственных детей на успех.

Таким образом, можно сказать, что выявленные отличия личностных особенностей единственных и неединственных детей, по-разному детерминируют их мотивацию успешности.

Литература:

1.Адлер А., Воспитание детей. Взаимодействие полов./ пер. с англ.-Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 1998.-448 с.

2.Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность //Теоретические проблемы психологии личности - М., Наука, 1974

3.Реан А.А. Психология и психодиагностика личности.- СПб.: изд-во Прайм-Еврознак, 2008 г. – 255 с.

4.Шафажинская Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. М., 1986 г., с.22

5. http://mirslovarei.com/otnoshenua siblinqov - 34975.html

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconРабочая программа Миннебаевой Лилии Хатиповны учителя начальных классов 1 кв категории
Это повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconМетодическая работа педагогического коллектива
Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности»
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconМетодическими объединениями в школе были проведены
Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности»,...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconМотивация и удовлетворенность работой как фактор эффективной организации учебной деятельности
Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconПовышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности...
Мотивация учебной деятельности важнейший элемент успешности ученика. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно,...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconИнтеграция учебных предметов как фактор повышения мотивации к изучению...
Чем разностороннее учитель в технических приемах, чем больше связей с жизнью он показывает на своем предмете, тем интереснее предмет...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconМотивация учения – основное условие успешного обучения
Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу Образование как фактор...
Цели изучения дисциплины «Образование как фактор развития инновационного общества»
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconЗанятость во внеурочной деятельности как фактор социализации и развития...
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (фгос ноо) основная образовательная...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconСамостоятельная работа обучающихся наиболее важный фактор, обеспечивающий...
...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Принятие образа «хорошего ученика», уважительно относиться к чужому мнению, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию,...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волшебное слово для работы с детьми мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconОбразовательная программа «Система организации личной перспективы...
...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации icon«Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»
Степченко Т. С. «Формирование потребительской лояльности бренду как фактор рыночного развития компаний»// Дисс канд экон наук – Кр.,...
С. А. Русс Мотивация успешности как фактор социализации iconПояснительная записка Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе,...
Именно от классного руководителя, зависит степень успешности и социализации ученика. Для этого классный руководитель должен создавать...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск