Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса





Скачать 71.05 Kb.
НазваниеПовышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса
Дата публикации23.09.2014
Размер71.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Повышение учебной мотивации школьников

как средство повышения эффективности познавательного процесса.
Мотивация учебной деятельности - важнейший элемент успешности ученика. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. они стали значимы для него.

Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами мотивации, включения ребёнка в процесс творчества на уроке в начальной школе являются:

  • игровая деятельность;

  • создание положительных эмоциональных ситуаций;

  • работа в парах;

  • проблемное обучение.

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации.

Признавая урок в качестве основной формы обучения, я постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования. Многое делаю для того, чтобы с первых минут начала урока овладеть активным вниманием учащихся. С этой целью стараюсь сразу включить детей в активную познавательную деятельность: провожу небольшие по объему фронтальные самостоятельные работы, устный счет и таким образом привлекаю всех детей к активной работе на уроке. Определенное значение для поддержания рабочего настроя учащихся имеет поэлементное усвоение учебного материала, т. е. подразделение его на небольшие законченные элементы, и последовательная отработка их до полного усвоения.

Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы.

В учебных занятиях с младшими школьниками необходимы элементы игры. Игра, являясь основным видом деятельности дошкольника, продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, она рассматривается в качестве важного компонента основной деятельности младших школьников — учения. Игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, способствуют развитию самостоятельности и инициативы, товарищества и взаимопомощи в труде. Игра — важное средство повышения мотивации учащихся, интереса к учению. В начальном обучении широко распространены дидактические, или обучающие игры. Они имеют познавательное содержание и направлены на умственное развитие учащихся. Также игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. На своих уроках я провожу творческие игры и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные и сюжетно-ролевые. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы.

Игра имеет большое значение в мотивации учащихся. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей . Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются мною в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики. В 1 и 2 классах любимыми играми учащихся были «Собери яблоки в корзину», «Укрась ёлку игрушками», «Помоги Незнайке», «Лабиринт» и др. В 3 и 4 классах ребятам предлагаю помочь Алёше Поповичу победить злого змея или узнать в каком ларце «лежит» клад, совершить путешествие по заданному маршруту, или полететь в космос на космическом корабле, выполнив необходимые вычисления.

Ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям, использую сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Постоянно применяю словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Урок стараюсь организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Для психологически грамотной организации мотивации учебы ориентируюсь при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников, поощряю и подкрепляю достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Для этого часто использую работу в парах. Здесь общее задание делится между членами микрогрупп. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение получила микрогруппа из 4-х человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым. Деление класса на группы помогает орга­низовать взаимопроверку работы друг друга и поднимает взаимную ответственность за вы­полнение заданий, так как опрос на уроке тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою значимость — он тоже выпол­няет посильную часть общей работы.

Как сделать урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали материал? С этими проблемами постоянно сталкивается каждый учитель при подготовке и проведении урока.

Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая создание проблемной ситуации на уроке.

Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме или в составлении памятки. Но сначала перед ними создаётся проблемная ситуация. Например, при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» на этапе изучения нового материала, предлагаю учащимся вставить пропущенные буквы в слова л…сной, гр…бник, на ветк…. Ученики обнаруживают, что букву в окончании нельзя проверить привычным способом. Далее перехожу к объяснению данной темы, уже замотивировав учащихся на успешное изучение нового правила.

Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у одноклассников. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся уроки - викторины по сказкам, речевые пятиминутки, использование фольклора, уроки -путешествия, например, «В страну Лукоморье», к любимым литературным героям и др.
Мотивация достижения успеха является позитивным мотивом учения. Для того, чтобы каждый ученик видел свой рост (даже незначительный) учащиеся класса ведут «папку достижений». С течением времени папка пополняется, мы называем её « пирамидой достижений». Начиная со 2 класса мои ученики с удовольствием участвуют в Международных конкурсах: «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Чип», стремятся к победе, с нетерпением ждут результатов, огорчаются неудачам.

Когда видишь горящие глаза учеников на уроке, то чувствуешь и понимаешь, что именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. 

Учитель начальных классов: Кутузова С.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И., Сергеева Т. М. На первом заседании в сентябре уточнили план работы на год, определили тему, над которой будет работать методическое...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconСценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения
Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса icon«Методы и средства эффективного обучения младших школьников»
Тема: «Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconТема «формирование учебной мотивации учащихся на уроках химии»
Поэтому в школе вопросу повышения эффективности урока и формированию учебной мотивации школьников должно уделяться особое внимание,...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса через повышение мотивации обучения и внедрение современных педагогических...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconАнализ работы мо учителей начальных классов за 2012 2013 уч год
«Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Есть много различных приемов, методов, влияющих на повышение уровня учебной мотивации, и как следствие на развитие познавательного...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Организация исследовательской деятельности как средство повышения мотивации школьников к изучению английского языка
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconПрограмма биологического и экологического воспитания учащихся Приложение...
«Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества обучения школьников»
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках русского языка
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconУрок как средство повышения мотивации изучения иностранного языка
Москва
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса icon98 пояснительная записка проведение предметных недель давно стало...
Чебно воспитательной работы школы является повышение учебной мотивации школьников. Качественное проведение предметной недели позволяет...
Повышение учебной мотивации школьников как средство повышения эффективности познавательного процесса iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск