Скачать 291.95 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Средняя общеобразовательная школа №24 г.Сочи Интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках русского языка Автор: Малахова Ольга Анатольевна, учитель русского языка Сочи 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Литературный обзор состояния вопроса……………………………………..3 1.1.История темы педагогического опыта в педагогике……………………....5 1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании…………………………………….6 1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………6 2.Психолого-педагогический портрет группы (класса) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………………….7 3.Педагогический опыт…………………………………………………………..8 3.1. Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте………………………………………8 3.2. Актуальность педагогического опыта……………………………………21 3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………….22 3.4. Результативность педагогического опыта……………………………..24 3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………………..28. 3.6. Технологичность предоставляемого педагогического опыта………...29 3.7. Из опыта работы………………………………………………………….30 Выводы…………………………………………………………………………30 Список литературы…………………………………………………………….33 1 Литературный обзор состояния вопроса Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Формирование информационной культуры закладывается в школе. Внедрение новых технологий требует постоянного обновления идей и содержания школьного образования, а также подготовки новых педагогических кадров, способных детально изучать и внедрять эти технологии в образование. Постановка проблемы и начальные этапы ее реализации были осуществлены в восьмидесятых годах двадцатого века А.П. Ершовым, Б.С. Гершунским, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызиной и другими учеными. Тем не менее, вопросы применения мультимедийных технологий в процессе обучения остаются открытыми. Использование мультимедийных технологий в обучении подразумевает, что выпускники общеобразовательных школ должны владеть механизмами поиска, анализа и сбора информации, должны уметь зрительно воспринимать выражение идей, понятий, процессов и уметь выражать свои идеи через использование различных видов информации. Мультимедийные технологии, которые соединяют в себе и возможность одновременного получения образа объекта, процесса в различных информационных представлениях: графика, звук, видео, и реализации динамизма движения, преобразования объектов в виде анимации, что повышает эффективность обучения. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время. Поскольку ИД – инновационное средство обучения, в литературе проблема эффективности использования его в учебных заведениях раскрыта весьма слабо, отсутствуют монографии и серьёзные научные труды, связанные с данной темой., однако на различных педагогических сайтах и порталах можно познакомиться с публикациями педагогов, активно использующих в работе интерактивную доску. Так, на портале Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества (http://www.openclass.ru/node/20885), в частности, Николаева М.А. в статье «Педагогика и интерактивные доски» отмечает, что «интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами». На сайте конгресса конференций Информационные технологии в образовании(http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/III/III-0-19.html) в статье «Особенности использования интерактивной доски и ЭОР нового поколения на уроках истории» Кавиева Л.А. пишет, что « интерактивная доска предоставляет учителю и обучающимся уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности. Она дает возможность реализовывать различные приемы индивидуальной, коллективной работы обучающихся, позволяет ребятам в классе быть активными участниками мероприятия. Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря интерактивной доске дети больше хотят учиться, результаты их обучения улучшаются», а Чернова Ю.Г. считает: « Электронная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. («Использование интерактивной доски в учебном процессе начальной школы» Pedsovet.su. Сообщество взаимопомощи учителей). Автор публикации \ «Здоровьесбережение школьников при работе с интерактивной доской» Шачнев Д.Г. (http://interaktiveboard.ru) поднимает немаловажную проблему: «… применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала.» 1.1 История темы педагогического опыта в педагогике В 1991 году компания SMART Technologies Inc. (www.smarttech.com) выпустила первую электронную интерактивную доску. С тех пор оборудование SMART пользуется неизменным успехом у профессионалов всего мира: в школах и ВУЗах, проектных организациях, государственных и бизнес-структурах, силовых ведомствах. Использование интерактивной доски на предметных уроках существенно расширяет традиционные возможности подачи учебного материала. Работа с этим учебным оборудованием делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Использование интерактивной доски освобождает от необходимости записывать всё в тетради благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске. 1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании Учителя школы №24 используют в своей работе интерактивные доски с 2009 года. За это время учителями разработаны уроки для ИД и создан банк уроков с применением ИД. Поскольку данная технология является инновационной, тема педагогического опыта разработана слабо и требует дальнейшего изучения. 1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта Интерактивный [англ. interactive взаимодействующий] — 1) относящийся к взаимодействию с компьютером, к диалогу «человек — машина», позволяющий осуществлять такое взаимодействие, и режим — диалоговый режим — режим взаимодействия пользователя с исполняемой программой или вычислительной системой, при котором пользователь управляет программой во время ее работы; 2) диалоговый, осуществляющий взаимодействие между человеком и средством массовой информации, напр. интерактивная телепередача, интерактивный опрос. Графический редактор – программа, предназначенная для рисования картинок, поздравительных открыток, рекламных объявлений, приглашений, иллюстраций к докладам и других изображений. Мультимедиа— совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео). Технология — (мысль, причина; методика, способ производства) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, обучение. Программное обеспечение – совокупность всех программам компьютера. 2 Психолого-педагогический портрет группы (класса) обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта Психолого-педагогическая характеристика класса. Состав класса: мальчиков – 12, девочек – 16. Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. Успеваемость: в классе большинство учеников «хорошисты», но есть ученики, которые вот-вот станут отличниками, если исправят некоторые предметы. Есть ученики, которые по некоторым предметам имеют оценки ниже 6 баллов. Дисциплина: класс очень активный, можно сказать «непоседы». На уроках учеников очень тяжело успокоить, они не всегда настраиваются на рабочий лад, ждут перемены, не хотят сидеть по рассадке классного руководителя. Но уже через 5-7 минут дети активно принимают участие на уроке, обсуждая пройденный материал и при изучении новой темы. Отношение к учению: не все ученики добросовестно готовятся к урокам. Многие на занятиях географии, биологии, литературе могут позволить себе готовиться к другому предмету, а именно переписывать домашнее задание по математике, физике, английскому и прочим предметам. Но есть в классе и ученики, которые «открыв рот» слушают новую информацию. В целом, в классе, если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы. 3 Педагогический опыт 3.1 Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: "Лучший отдых - это смена деятельности". Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале. Основные способы и приёмы работы с ИД:
В старших классах предпочтительнее формы и методы работы, позволяющие максимально улучшить качество подготовки к итоговой аттестации по русскому языку. (технологическую карту урока см. в приложении): \ \ 3.2 Актуальность педагогического опыта В современном мире для любой организации, в том числе и школы уже недостаточно просто приобрести проектор или экран. Мы живем в эру информатизации, одним из направлений которой становится процесс информатизации образования, предполагающий использование возможностей применения мультимедийной и интерактивной техники, методов и средств информатики для активизации процессов развития наглядно-действенного, наглядно-образного, теоретического типов мышления; для развития творческого, интеллектуального потенциала обучаемого. Способностей к коммуникативным действиям; для интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и качества. Поэтому компьютер является центральной фигурой в данном процессе. А также дополнительное оборудование, которое помогает перевести обучение на новый уровень. В соответствии с приоритетным проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке информатики и ИКТ не является сегодня экзотикой, и, наверное, впервые техническое оборудование школ в целом и кабинета информатики в частности, осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса. В современной школе применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на уроке становится очень распространенным явлением. И правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. В этом учителю помогает новое современное техническое средство – интерактивная доска, которая сменила меловую и маркерную доски. Использование интерактивной доски на уроках русского языка, литературы языка позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает учащимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов, ЕГЭ. Появилась возможность использовать мультимедийную и интерактивную технику на уроках русского языка, но уровень и качество использования говорят о необходимости дальнейшего исследования проблемы. В настоящее время большинством педагогов не выяснен смысл понятий, связанных с мультимедиа, не говоря уже о четко выстроенной технологии. Актуальным является продолжение обсуждения данной проблемы использования мультимедийной и интерактивной техники на уроках гуманитарного цикла. Таким образом, стоит отметить необходимость и новизну написания работ по данной тематике. 3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, вызванного социально-политическими и экономическими преобразованиями в жизни нашего общества, изменился и подход в преподавании школьных дисциплин. Это делает необходимым переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения предметам гуманитарного цикла,, учитывая при этом уже накопленный отечественный и зарубежный методический опыт. Особое значение приобретает использование инновационных технологий в преподавании русского языка, литературы и других школьных дисциплин. Мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения в школе на принципиально новый уровень, это новый интеллектуальный инструментарий учителя. Внедрение его в учебный процесс, как показывает практика, позволяет интенсифицировать обучение, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Этому способствуют особенности компьютерного обучения: пошаговость в организации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляются индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе. Применение интерактивной доски способствует повышению качества образования путем внедрения современных технологий. Система новых технологических решений, которые включают в себя современные технологии, помогают реализовать один из основных принципов «учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. Обучение детей никогда ещё не становилось таким привлекательным и захватывающим. Интерактивные средства вдохновляют и призывают учащихся к стремлению овладеть новыми знаниями, помогают достичь целей обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» внимание и экономить время, что помогает создать динамические уроки. 3.4 Результативность педагогического опыта Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но очевидно, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. На основании мониторинга качества знаний, проведённого в двух классах, в которых использовалась на уроках ИД, можно судить о том, что качество знаний учащихся стало лучше, благодаря использованию данной технологии. Так, в 2008-2009 учебном году в , когда доска не использовалась, качество знаний составило 64%, в период (2009-2010) – 75%. В параллельном классе соответственно: 62% и 74%. Мониторинг качества знаний учащихся по русскому языку при использовании технологии средств ИКТ в предметном обучении 9Б класс 8Б класс \ 9А 8А Улучшение качества знаний объясняется, безусловно, тем, что изменились личностные характеристики учащихся. В соответствии с исследованиями, проведёнными школьным психологом, повысились мотивационная, творческая и коммуникативная функции детей. Мониторинг развития личностных функций учащихся при использовании интерактивных средств обучения (доски Interwrite) \ 1.Мотивационная 2. Творческая 3. Коммуникативная Проблема оценки результативность использования интерактивной доски на уроке важна, так как есть опасность превратить урок в бесконечную игру с техникой и отойти от истинной цели её применения. Необходимо оценивать не только внешнюю, привлекательную, сторону, но и изменения в самих учащихся, в качестве их обученности и развития. Для оценки результативности использую различные методы и инструментарии: педагогическое наблюдение, тесты, анкеты, опрос, контрольные работы, самооценка учащимися своей работы, своего эмоционального состояния. Считаю, при определении результативности необходимо учитывать следующие показатели: 1. Повышение уровня обученности и интеллектуального развития. 2. Устойчивое повышение интереса к предмету. 3. Работоспособность обучающихся (здоровьесберегающие показатели). 4. Мотивационная устойчивость учебной деятельности учащихся. Первый показатель отслеживаю по итогам промежуточной и рубежной аттестации, используя тесты, задания и контрольные работы. Для этого ведётся мониторинг оценки образовательных достижений учащихся. За время применения интерактивной доски показатели выросли. В 8-9 классах качество знаний по истории с 2007-2008 учебного года по сравнению с 2009-2010 годом повысилось с 64 до 75%. Работоспособность учащихся можно отслеживать быстро и практически на каждом уроке путём рефлексии. Для этого в конце урока предлагаю учащимся оценить своё психологическое состояние с помощью смайликов, для себя фиксирую результат. На других уроках с этой же целью предлагаю анкету из 3 вопросов о самочувствии в конце урока. Большинство учащихся (58,4%) указывают на полученное удовольствие, радость от успешной работы. Показателем работоспособности и сбережения здоровья является отсутствие жалоб на головную боль и усталость в конце урока. Ребенок переживает положительные эмоции - чувство достижения успеха и гордости за себя, способного управлять большим экраном. Он ощущает рост своего статуса в глазах взрослых и своих одноклассников. Внимание на уроке концентрируется разнообразными способами с использованием всех пяти чувств. Педагогические наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски для коллективной работы в классе растёт внимание учащихся, и они реже отвлекаются на посторонние предметы. Факты позволяют утверждать, что интерактивная доска сделала обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность. Учебные интересы учащихся к предмету можно проверить с помощью тестирования или опроса. В опросных листах среди причин, вызывающих интерес к истории, многие учащиеся указывают использование интерактивной доски (2008-2009 уч.г.). В тех классах, она применяется реже, к предмету меньший интерес (2009-2010 уч.г.). Показателем повышения интереса к предмету является и выбор предмета для итоговой аттестации. Ученики с внутренней мотивацией стремятся работать у интерактивной доски для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений. Ученики с внешней мотивацией отдаются всеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с интерактивной доской вызывает стремление к активному участию в учебе. Показателем мотивационной устойчивости учебной деятельности учащихся является и посещаемость уроков. Интерес к изучению русского языка, активная работа на уроке предупреждают пропуски. Таким образом, можно различными методами оценить результативность использования интерактивной доски на уроке. Важно проводить такие исследования систематически на протяжении длительного времени, фиксировать результаты. Только в этом случае можно с уверенностью сказать об эффективности применения интерактивной доски. 3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Деятельность на уроке с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия. Интерактивные доски могут быть использованы учителем при групповой и фронтальной работе. Они позволяют разнообразить изучение предмета: учитель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры. Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм. Всю информацию, отображённую на интерактивной доске можно сохранить, распечатать, передать по электронной почте. Если учитель сохранит материалы прошедшего урока, ими могут воспользоваться те ребята, которые пропустили занятие или те, которые хотят освежить его в памяти. Учитель получает возможность управлять любой компьютерной демонстрацией — выводить на экран карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать интерактивные анимации, выделять важные моменты цветными маркерами, работать с любыми компьютерными программами. В совокупности с компьютером и мультимедийным проектором интерактивная доска позволяет учителю писать конспект (как на традиционной доске), вызывать с компьютера различные приложения, возвращаться к заданному месту в конспекте сколько угодно раз. Более того, учитель может заранее подготовить необходимые материалы, а на уроке лишь добавлять и модифицировать их. 3.6 Технологичность предоставляемого педагогического опыта Опыт работы с интерактивной доской показал, что на уроках русского языка наиболее эффективным оказалось использование средства при изучении орфографии, морфологии, морфемики, синтаксиса, а также на занятиях, посвященных материалу, выходящему за рамки школьного учебника. Благодаря ИД исключительно результативны формы работы с текстом. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие, определить, какие ресурсы могут помочь в работе. Перед началом работы с интерактивной доской преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение и его основные возможности. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время. Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно учителями и учениками. Это значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем. Как и любая другая современная техника, интерактивные доски устроены сложно, а управлять ими может и ребенок. В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке русского языка целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний уроке-контроле. 3.7 Из опыта работы См в приложении. Выводы
Список литературы
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_ no=13748&tmpl=com
Приложение Малахова О.А. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №24 г.Сочи Тема урока: Обобщение знаний по теме «Морфемика и словообразование» 10-11 класс Цель урока: Организовать повторение материала и систематизировать знания учащихся по теме «Морфемика и словообразование» в формате ЕГЭ по русскому языку. Оборудование: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор), раздаточный материал. Технологическая карта урока:
Приложение к уроку 1
Приложение к уроку 2 По своему значению субстантивированные прилагательные делятся на несколько групп. Они служат для называния лиц, помещений, документов, блюд и напитков, абстрактных понятий. Впишите в скобки рядом со словом группу, к которой данные слова принадлежат
Рабочий (___________),прачечная(___________), портной(___________), жаркое(___________), военныйм(___________), приемная(___________), будущее(___________), холодное(___________), былое(___________), мороженое(___________), дарственная(___________), парикмахерская(___________), детская(___________), лесничий(___________), постовой(___________), операционная(___________), пивная(___________), прошлое(___________), заливное(___________), купчая(___________), столовая(___________), дневальный(___________), рядовой(___________), кладовая(___________), булочная(___________), частное(___________), шампанское(___________), накладная(___________), учительская(___________), больной(___________), дежурный(___________), прекрасное(___________), пирожное(___________), профессорская(___________), приезжий(___________), прохожий(___________), сладкое(___________), душевая(___________), достойный(___________), белый(___________), приёмная(___________). |