«Методы и средства эффективного обучения младших школьников»





Скачать 213.95 Kb.
Название«Методы и средства эффективного обучения младших школьников»
Дата публикации16.09.2014
Размер213.95 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Военное дело > Доклад
c:\documents and settings\skola\рабочий стол\новый рисунок.bmp


Тема: «Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного процесса и внедрение современных педагогических технологий».

Цель: «Повышение качества обучения для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу».
Задачи: - повышать профессиональную квалификацию учителей;

      • проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;

      • внедрять в учебный процесс современные учебно- методические и дидактические материалы, автоматизированные системы обучения, системы информационного обеспечения занятий;

      • освоить технологию создания компетентностно- ориентированных заданий;

      • внедрить в процесс обучения мониторинг процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника;

      • совершенствовать формы работы с одарёнными учащимися;

      • осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.


Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в сответствии с ФГОС

- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

План

работы МО учителей начальных классов


Тема


Содержание

Ответственные

Заседание 1 (август)

Организационное

Утверждение плана работы МО на новый учебный год.

Утверждение тем самообразования.

Утверждение рабочих программ по предметам.


Руководитель МО

Зам. дир. по УВР

Работа на 1 четверть




Изучение нормативных документов.

Входные контрольные работы.

Оформление личных дел учащихся.

Диагностика учащихся 1 классов.


Учителя начальных классов


Заседание 2 (ноябрь)

Методы и средства эффективного обучения младших школьников

Доклад на тему: «Методы и средства эффективного обучения младших школьников»

Итоги успеваемости за первую четверть.

Разное.

Учителя начальных классов

Работа на 2 четверть




Участие во Всероссийской олимпиаде «Русский медвежонок»

Итоговые административные контрольные работы за первое полугодие во 2-4 классах.

Участие в мероприятиях, посвящённых Новому


Учителя начальных классов



Заседание 3 (февраль)

Развитие общеучебных умений и навыков учащихся как средство интенсификации учебного процесса

Развитие общеучебных умений и навыков учащихся как средство интенсификации учебного процесса

Итоги успеваемости в первом полугодии.

Контроль над ведением тетрадей в 1-х классах.

Разное.

Учителя начальных классов
Руководитель МО

Работа на 3 четверть




1.Организация индивидуальных занятий и консультаций для победителей школьных олимпиад, их подготовка к районным предметным олимпиадам.

2. Мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества.

3.Мероприятия, посвящённые 8 Марта.


Учителя начальных классов

Заседание 4 (апрель)

Формирование самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе.


Формирование самооценки младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

1.Промежуточный контроль 2-4 классы

2.Итоги успеваемости в третьей четверти.

«Разное.

Руководитель МО
Учителя начальных классов

Работа на 4 четверть




Диагностика учащихся 1 класса.

Итоговые контрольные работы.

Праздник «Прощание с Азбукой».

Праздник «Прощание с начальной школой».

Учителя начальных классов

Заседание 5 (май)

Подведение итогов работы за год.

Анализ работы МО за учебный год.

Задачи на новый учебный год.

Праздник «Прощай, начальная школа!»


Учителя начальных классов



СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Независимо от того, сколько усилий и времени тратится на обеспечение готовности детей к обучению в школе еще в дошкольном возрасте, в начальный период обучения с определенными трудностями сталкиваются практически все дети. Поэтому существует переходный период от дошкольного детства к школьному, который можно назвать периодом адаптации ребенка к школе

Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий. Ребенок должен перейти от реактивной программы к программе школьных предметов. Ребенок должен, во-первых, научиться различать разные стороны действительности, только при этом условии можно переходить к предметному обучению. Ребенок должен уметь видеть в предмете, в вещи какие-то ее отдельные стороны, параметры, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Во-вторых, для усвоения основ научного мышления ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной. Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит существенное изменение мотивации, которое в дальнейшем оказывает большое внимание на развитие ребенка.

Поэтому одна из основных задач обучения состоит в том, чтобы как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить ребенка учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным, усидчивым.

Следовательно, учебная программа должна быть составлена таким образом, чтобы вызвать и поддержать постоянный интерес учащихся.

Ещё одной задачей школьного обучения является саморегуляция поведения ребенка, его нужно научить сдерживать свои эмоции, регулировать двигательную активность, научить сосредотачивать и поддерживать внимание на занятиях.

Поиск ответа на традиционный вопрос - Как учить?- выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. МЕТОД - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы - средства обучения» является определяющей.

ТРАДИЦИОННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОВ ОБУЧЕНИЯ

Практический

Опыт, упражнения, учебно-производительный труд

Наглядный

Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся

Словесный

Объяснения, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут

Работа с книгой

Чтение, изучение, реформирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование

Видеометод

Просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя, контроль»



Формы организации учебных занятий.



КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ:

- Вводный урок

- Тренировочный урок

- Контрольный урок

- Урок закрепления знаний, умений, навыков

- Урок самостоятельной работы

- Урок ТСО

- Урок практической работы

- Комбинированный урок

- Повторительно-обобщающий урок

- Нетрадиционные типы

УРОК ФАНТАЗИРОВАНИЯ





- Урок-соревнование

- Урок открытых мыслей

- Урок-турнир

- Урок-диспут

- Урок-эврика

- Урок-зачёт

- Урок творчества

- Урок- спектакль

- Урок-конкурс

- Интегрированный урок

- Урок-игра

- Урок-сказка

- Урок взаимного обучения

- Урок-КВН

- Урок-путешествие

- Аукцион знаний

- Волшебный концерт

- Урок-конференция


Не следует, однако, замыкаться только указанными на схемах формами. Талант педагога всегда правильно подскажет форму педагогического общения.

Современная педагогика требует всё новых методов и форм обучения, что порождает новые педтехнологии.

Сейчас каждый педагог должен заботиться о духовном росте, комплексном развитии каждого ученика.

Наличие или отсутствие мотивации в деятельности детей и взрослых - главный фактор, который определит, будет или нет учиться ребенок, и будет ли он действительно здоров.

У меня в классе есть «дерево настроения», на которое дети ежедневно, в конце учебного дня вывешивают разноцветные яблоки.

Красный цвет яблочка обозначает, что у ребёнка настроение прекрасное;

Жёлтый – оставляет желать лучшего;

Зелёный – печальное, грустное.

Яблоки дети вешают около своих фотографий. Мне сразу видно, с кем нужно пошептаться, кому уделить времени больше, а кто может сам своим оптимизмом зарядить товарища. По мере необходимости я обращаюсь к помощи школьного психолога. В конце недели интересно посмотреть и проанализировать, для кого из детей неделя была окрашена только красным цветом. У кого были некоторые трудности, а кто очень трудно шёл всю неделю. Но в моём классе у учеников такого не было, «Дерево настроения» работает в классе социально-психологической картой моментальной обработки. Дети выполняют совместную работу по «сбору урожая» прошедшего дня, помогают товарищам в трудной ситуации.

Наверное, нам всем не стоит строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня по ряду объективных причин не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели – сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации.

Работая в школе много лет, я задумалась над тем, как организовать объяснение нового материала так на уроке, чтобы каждый ученик активно включался в работу, понял материал и чтобы материал был ему интересен. Классно-урочная система – это фронтальный метод обучения. Учитель один, учеников более двадцати. В такой ситуации происходит следующее: В начале урока знания учеников фактически одинаковы, когда учитель объясняет новый материал, то из-за разных способов подачи материала и его сложности только часть учеников активно включается в работу, а другая либо уходит вперёд, так как материал для них слишком прост и неинтересен, либо отстаёт. Это повторяется из урока в урок, таким образом, создаются условия, когда часть учеников начинает не понимать учителя.

Чтобы избежать непонимания, я использую на своих уроках математики методику взаимотренажа. Она способствует организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого методика имеет определённую образовательную для учащихся и организационно-управленческую значимость. Суть методики взаимотренажа в следующем. Предположим, необходимо упражняться в сложении и вычитании двухзначных чисел в пределах 100. Для этого на специальных карточках оформляется 5-6 заданий с ответами, например:

А 1


81-37=(44)


63-35=(28)


18+17=(35)


47=24=(71)


36+38=(74)


53-29=(24)


Таких карточек по каждому разделу составляется шесть (можно четыре). Для удобства карточки нумеруются. Буква в карточке обозначает раздел, а цифра – порядковый номер карточки. Например, карточка А3 будет того же типа, что и А1, а карточка Б2 будет содержать задания на деление или умножение двухзначных чисел.

С карточками ученики работают в паре. Например, у одного ученика карточка А1, у другого - А2. Первый ученик диктует второму задание своей карточки, не говоря ответ. Второй ученик отвечает на вопрос. Первый ученик по своей карточке проверяет ответ. Если ответ правильный, диктует второе задание, если неправильный – предлагает ещё раз проверить и ответить на вопрос. Если отвечающий опять ошибается, то первый ученик называе6т правильный ответ и переходит к следующему примеру.

Когда первый ученик продиктует все свои задания, ученики меняются ролями. Когда все задания выполнены, ученики меняют напарников.

Данную методику можно использовать не только в устном счёте, но и при усвоении и повторении таблицы умножения, правописания словарных слов(на уроках русского языка).

В зависимости от конкретных целей и конкретного случая могут быть изменены приёмы работы в парах. Так, при усвоении правописания словарных слов можно использовать приёмы взаимодиктанта или так называемого предупредительного диктанта. Важно, чтобы у одного ученика был правильный ответ, сверяясь с которым он сможет безошибочно проверить товарища.

Чтобы каждый ученик имел возможность на уроке говорить, его надо объединить в пару с другим учеником. Вместе они начинают активно работать и развивать свои умственные и творческие способности.

Очень помогают в работе с классом такие приёмы как: «язык жестов» и «светофор» - они помогают организовать «обратную связь» с первых же уроков, помогают организовать первоклассников и вносят, в тоже время, элемент игры. Так же это даёт каждому ученику чувство причастности к общему делу.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в школах наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка, оказывают большое влияние на воспитание ребёнка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности-игры, изменяются его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определённый дискомфорт. Не во всех классах школы сегодня ещё есть оснащённые технологические классы; устаревшие учебные программы и методические приёмы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивого педагога искать более современные средства и методы обучения

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространённых и апробированных в школах, является компьютер.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой так не хватает.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Я пока на занятиях пользуюсь только интерактивной доской, которая очень помогает провести такие мероприятия как: «Праздник прощания с букварём», «Земля наш край родной» и т.д.
Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника

Библиографическое описание: Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию[3,с.3]. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Ответы на эти вопросы мы найдём в программе надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках образовательной системы «Школа 2000…», пока находится в стадии апробации. Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учителя могут использовать элементы курса в предметных уроках, включать в классные часы или использовать во внеурочной деятельности.
Основной целью курса «Мир деятельности» для 1-4 классов общеобразовательной школы является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования [6, с.5]. Курс состоит из четырёх содержательно-методических линий: организационно-рефлексивной, коммуникативной, познавательной и ценностной.
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребёнком, не принесут ожидаемого эффекта[6, с.6].
В первом классе у детей складывается представление об учебной деятельности. Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду способ!». Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. Мы формируем и развиваем у учащихся умение проверять свою работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомим с алгоритмом исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать образцу. Таким образом, мы формируем у первоклассников регулятивные универсальные учебные действия. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей деятельностью. А. Г. Асмолов в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли» отмечает, что «в начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей. [3,с.76-77]. Так целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной деятельности.
В рамках занятий по коммуникативной линии данного курса учитель знакомит детей с основными правилами общения, правилами поведения на уроке, учащиеся выводят простейшие правила работы в парах, группах, а самое главное приобретают опыт совместной работы. В реальной практике не все педагоги любят применять групповую, парную работу на уроках. Почему? Многие учителя наивно полагают, если дать групповое или парное задание, то все пойдет само собой. На уроке очень часто возникает излишний шум, ссоры, некоторые из детей абсолютно не участвуют в работе. Это происходит на наш взгляд только потому, что школьниками не освоены модели деятельности в паре, в группе. Необходимо формировать представление детей о том, что важно обмениваться мыслями, понимать друг друга, договариваться, а также учить детей общаться, продуктивно сотрудничать друг с другом.
Задача ценностной линии – сформировать у ребёнка нравственно-этические и ценностные ориентиры, которые придадут его деятельности созидательный смысл [6,с.7]. У учащихся формируются первые представления о ценностях жизни, строится ценностная диаграмма класса.
Познавательная линия направлена на передачу учащимся инструментов познания[6,с.6], учащиеся учатся работать с информацией, с текстами, строят опорные сигналы и алгоритмы.
Таким образом, в руках у педагогов появился инструмент, который позволяет грамотно формировать у детей универсальные учебные действия.
В результате апробации данного курса мы заметили, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся переносят на предметные уроки. Мы видим, что общеучебные умения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой.
Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования на наш взгляд является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект (ученик) хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать [5, c.19]. Проблемная ситуация - средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.[5, c.11].
Наиболее общие дидактические способы создания проблемных ситуаций, которые могут быть использованы при изучении различных предметов, намечены М.И. Кругляком, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, И.К. Тарасенко, Р.А. Хабибом, М.Н. Скаткиным, Е. Л. Мельниковой. Эти исследователи рассматривают различные способы предъявления учащимся заданий. Учитывая, что противоречие составляет основное звено проблемной ситуации, можно рассматривать некоторые общие пути и способы создания проблемных ситуаций, получившие наибольшее распространение в практике обучения, как способы заострения противоречий в сознании учащихся.
Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы. Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:
- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)
- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, т. е. практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся. Так, на уроке русского языка в первом классе по теме «Имя собственное. Слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному» мы предлагаем учащимся следующую ситуацию:
- Одна девочка-первоклассница написала о себе в газету. Вот что у неё получилось:
«Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком».
- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.
- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)
- Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)
- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)
- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать.)
В школьной практике широкое применение получили проблемные ситуации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способов действия. Учащиеся сталкиваются с противоречием в том случае, когда их побуждают выполнять новые задачи, новые действия старыми способами. Поняв несостоятельность этих попыток, они убеждаются в необходимости овладения новыми способами действий.
Создание проблемных ситуаций на уроках дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий, так как «следующий этап работы в классе – решение поставленной задачи. Дети высказывают разные предложения, как можно решить поставленную задачу. Если дети быстро предлагают удачное (результативное) решение, дело учителя решить, можно ли переходить к следующему этапу урока. Если учитель не сомневается в том, что большинство детей понимают суть открытия (или это предложение сделано практически одновременно многими детьми), то можно двигаться дальше. Однако иногда возникает ситуация, когда суть хорошей идеи понимают один - два человека в классе, а остальные ещё не готовы воспринять её. Тогда учитель должен намеренно «нейтрализовать» догадавшихся детей, заставляя тем самым остальных продолжать додумывать» [1, c.34]. А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва в книге «Урок в развивающем обучении» отмечают: «На этом этапе работы учителю важно обеспечить участие каждого ребёнка в совместных действиях по удержанию и решению учебной задачи» [2, c.25].
На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок на наш взгляд нужен сегодняшнему ученику. Урок, на котором учитель учит ребёнка учиться, обучает деятельности. А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [4, c.5].
Представленный ниже фрагмент урока русского языка в третьем классе по теме «Непроизносимые согласные» иллюстрирует организацию работы класса в технологии деятельностного подхода.
Ученики под диктовку записывают слова: сказка, рассказ, книжка, суббота, класс.
- Какие орфограммы встретились в этих словах? (Удвоенные согласные и парные согласные.)
- Какие слова отнесём к первой группе, какие ко второй?
- Что мы знаем о парном согласном звуке на конце и в середине слов? (При произношении он может оглушаться.) Как проверить орфограмму?
- Что происходит с удвоенными согласными при произношении? (Они сливаются в один звук.)
- Ребята, запишите под диктовку слова: радостный, грустный, праздник.
Учащиеся работают в тетрадях, одновременно у доски с обратной стороны работают два ученика.
- Какие получились результаты? (Разные: радостный, грустный, праздник и радосный, грусный, празник.)
- Кто согласен с первым ответом? Со вторым? Мнения разделились. Почему? (Мы не знаем, как проверить.)
- Что у нас возникло? (Затруднение.)
- Чем это задание похоже на предыдущее? (Там тоже орфограмма – согласная.)
- Чем оно не похоже на предыдущее? (Там были слова, в которых согласные произносились, а здесь нет.)
- Какова причина вашего затруднения? (У нас нет знаний - нужно или не нужно писать согласную в слове, если её не слышно.)
Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.
- Вам важно знать, как пишутся слова: с согласной или без неё? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты, сочинения, переписываться по электронной почте.)
- Какую цель поставите на уроке? (Узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся.)
- Какая же тема урока сегодня? (Непроизносимые согласные.)
- Что нам поможет узнать пишутся ли в словах согласные, если они не произносятся? (Правило или алгоритм.)
-Значит, какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)
- Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и сравнения.)
В процессе такой систематической работы на уроке мы формируем и развиваем у учащихся регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать своё мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.
Таким образом, сегодня, на наш взгляд, использование в начальной школе курса Л. Г. Петерсон «Мир деятельности», включение в урок проблемных ситуаций, построение урока в технологии деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconАвтор: Хусаметдинова О. Ю., Моу «сош №43», г. Сыктывкар муниципальное...
Но для того чтобы чтение успешно выполняло эту свою роль эффективного средства обучения и одной из его важнейших целей, нужно, чтобы...
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconУрок-экскурсия Этап обучения: основной Методы преподавания : наглядно-образный,...
Средства обучения: презентация «Зоопарк», учебник, рабочие тетради, инд карточки, кросворд
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconФормирование мотивации младших школьников к изучению иностранного...
Методологические предпосылки исследования мотивации обучения младших школьников в условиях сотрудничества
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconУроки развивающей математики для младших школьников
«Теория и методика проведения курса «Уроки развивающей математики» для младших школьников» в рамках программы подготовки «Актуальные...
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью...
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconИспользование
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconГ. Шадринск Канунников Р. И
Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также...
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconРеферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников»
Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» icon«Методы и средства защиты информации»
...
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconМетодические рекомендации по формированию икт компетентности младших...
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconХаникова Р. И., заместитель директора по увр
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconПриемы и методы эффективного обучения различным видам чтения
Управление образования г. Троицка челябинской области муниципальное общеобразовательное учреждение «гимназия №23»
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» icon«Формирование условий для достижения нового результата обучения и...
Изменить подходы к проектированию образовательного процесса; использовать средства, методы, технологии и содержание, позволяющие...
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconУрока: в опросы по теме: Контрольно-оценочные средства
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения профессионального модуля пм. 02. «Организация внеурочной...
«Методы и средства эффективного обучения младших школьников» iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск