Скачать 401.34 Kb.
|
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ТРОИЦКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 23» Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения (Из опыта работы) Михалева Надежда Геннадьевна учитель английского языка, МОУ «Гимназия № 23» г. Троицк, Челябинской области. Троицк, 2009 Содержание:
Введение Реализация государственной Концепции развития современного российского образования направлена на значительное обновление содержания образования. Одними из основных направлений модернизации общего образования являются:
Через организацию основных видов деятельности (познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную) должны быть сформированы ключевые компетенции учащихся, которые позволяют результативно действовать в нестандартных ситуациях, мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах. В условиях современного динамичного общества, которое социологи, историки называют информационным, особое значение приобретает информационно-коммуникативная деятельность и, сформированная на ее основе коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи; умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к информации. Причины выбора темы: чтение является одним из главных видов речевой деятельности. Этот вид включен в единый государственный экзамен как в девятом классе, так и в одиннадцатом. Поэтому необходимо использовать не только новые технологии, но и отрабатывать уже проверенные временем. Цель работы: обобщить опыт по отбору приемов и методов работы над разными видами чтения в течение всего периода обучения. Задачи: - дать характеристику чтению как аспекту обучения иностранному языку; - дать характеристику разным видам чтения; - дать характеристику этапам работы с текстом; - систематизировать приемы обучения чтению; - представить возможные варианты использования приемов обучения чтению. 2. Чтение как важное звено речевой деятельности. Основоположник движения “Whole Language” Кеннет Гудман определил чтение как психолингвистический процесс, в котором читатель взаимодействует с текстом. Чтение может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. Задачи обучения чтению: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи. Чтение может выступать как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, так как:
В зависимости от целевой установки различают выделяют следующие виды чтения: просмотровое/поисковое (scanning), ознакомительное (skimming), изучающее (intensive). Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. 2.1. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение — читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала. Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием. 2.2. Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются. Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского языка ниже 180. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25—30 % избыточной, второстепенной информации. 2.3. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения,— повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50—60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении. 2.4. Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения. Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта: а) ознакомительное — изучающее — просмотровое— поисковое; б) изучающее — ознакомительное — просмотровое — поисковое. Последний вариант представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения. 2.2. Этапы работы с текстом. Формирование навыков извлечения информации из текста. Работа с текстом состоит из нескольких этапов, которые позволяют выстроить порядок изучения текста и обработки информации. 2.2.1.Предтекстовые задания (этап антиципации) направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста. Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей. Упражнения и задания:
- К какому жанру можно отнести текст? - Кто будет главным героем, его профессия, национальность? - Где и в какое время может происходить действие? 3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. 4. С новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки. 5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику. 6. Ответить на вопросы до чтения текста. 2.2.2. В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Упражнения и задания:
-ответы на предложенные вопросы; -подтверждение правильности /логичности утверждений; -подходящий заголовок к каждому из абзацев; -подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте; -предложения со следующими словами /грамматическими явлениями; -описание внешности /места /события /отношение;
-о значении слова по контексту; -какая дефиниция /перевод наиболее точно отражает значение слова в данном контексте; -как будут развиваться события во 2 главе /части текста; |
Методы и приемы обучения Методы и приемы обучения: диалогическое изложение, эвристическая беседа, тестирование, выполнение практических заданий | Конспект урока литературного чтения во 2 классе умк «Перспективная начальная школа» Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | ||
Тема: «Методы и приемы, способствующие эффективности урока. Формы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы: метод творческого чтения-приемы: слово учителя, выразительное чтение отрывков из произведения | ||
Н. Я. Сацков Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности... «Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя»: икф «Сталкер»; Донецк; 1998 | Интенсивные методы обучения ия Гегечкори, Шехтер, Петрусинский, Китайгородская и др. Интенсивных методик много и они различный, что объясняется многообразием конкретных... | ||
Теорема о трех перпендикулярах Методы и приемы обучения: частично-поисковый, наглядный, взаимоконтроль, самоконтроль | Содержание стр Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество | ||
Предмет: биология. Тема Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество | Конспект нод вид Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество | ||
Конспект открытого занятия Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | Моу ермаковская средняя общеобразовательная школа №2 Цель: показать коррекционные приемы на уроках чтения для формирования беглого, сознательного и выразительного чтения | ||
Тема : «Сказка о золотой рыбке» Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество | Подготовила: Карпова Елена Васильевна Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | ||
Пояснительная записка статус документа Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества | Конспект составил воспитатель Ермакова Г. П Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества |