Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения





Скачать 401.34 Kb.
НазваниеПриемы и методы эффективного обучения различным видам чтения
страница1/5
Дата публикации24.02.2015
Размер401.34 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. ТРОИЦКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 23»

Приемы и методы эффективного обучения

различным видам чтения

(Из опыта работы)

Михалева Надежда Геннадьевна

учитель английского языка, МОУ «Гимназия № 23»

г. Троицк, Челябинской области.


Троицк, 2009

Содержание:


1.

Введение

3

2.

Чтение как важное звено речевой деятельности

5




2.1. Виды чтения

2.1.1. Просмотровое чтение;

2.1.2. Ознакомительное чтение;

2.1.3. Изучающее чтение;

2.1.4. Поисковое чтение.

5

5

6

7

8




2.2. Этапы работы с текстом и формирование навыков извлечения информации из текста

2.2.1. Предтекстовой этап;

2.2.2. Текстовой этап;

2.2.3. Послетекстовой этап.

9
9

10

11

3.

Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

13




3.1. Прием викторины;

3.2. Метод семантической карты;

3.3. Прием восстановления/заполнения пропусков;

3.4. Прием деления на категории;

3.5 Прием «мозаика».

14

15

18

18

19

4.

Заключение

21

5.

Библиографический список

21

6.

Приложения

22 - 53



Введение

Реализация государственной Концепции развития современного российского образования направлена на значительное обновление содержания образования.

Одними из основных направлений модернизации общего образования являются:

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

Через организацию основных видов деятельности (познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную) должны быть сформированы ключевые компетенции учащихся, которые позволяют результативно действовать в нестандартных ситуациях, мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных жизненных обстоятельствах.

В условиях современного динамичного общества, которое социологи, историки называют информационным, особое значение приобретает информационно-коммуникативная деятельность и, сформированная на ее основе коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи; умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к информации.

Причины выбора темы: чтение является одним из главных видов речевой деятельности. Этот вид включен в единый государственный экзамен как в девятом классе, так и в одиннадцатом. Поэтому необходимо использовать не только новые технологии, но и отрабатывать уже проверенные временем.

Цель работы: обобщить опыт по отбору приемов и методов работы над разными видами чтения в течение всего периода обучения.

Задачи:

- дать характеристику чтению как аспекту обучения иностранному языку;

- дать характеристику разным видам чтения;

- дать характеристику этапам работы с текстом;

- систематизировать приемы обучения чтению;

- представить возможные варианты использования приемов обучения чтению.

2. Чтение как важное звено речевой деятельности.

Основоположник движения “Whole Language” Кеннет Гудман определил чтение как психолингвистический процесс, в котором читатель взаимодействует с текстом. Чтение может выступать как самостоятельный вид речевой деятельности и как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. Чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста.

Задачи обучения чтению: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи.

Чтение может выступать как средство формирования и контроля смежных речевых умений и языковых навыков, так как:

  • использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

  • коммуникативно-ориентировочные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

  • упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков и умений так же строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.


В зависимости от целевой установки различают выделяют следующие виды чтения: просмотровое/поисковое (scanning), ознакомительное (skimming), изучающее (intensive). Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость пере­хода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

2.1. Просмотровое чтение предполагает полу­чение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего пред­ставления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

Это беглое, выборочное чтение, чтение тек­ста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью опреде­лить, есть ли в ней интересующая читателя информа­ция, и на этой основе принять решение — читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и клю­чевого предложения и просмотреть текст. Количе­ство смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разде­лами. Этот вид чтения требует от читающего доволь­но высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читаю­щего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмыс­ления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Ско­рость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре тек­ста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным ком­муникативным заданием.

2.2. Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произ­ведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной уста­новки на последующее использование или воспроиз­ведение полученной информации.

При ознакомительном чтении основная коммуни­кативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие воп­росы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно тре­бует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художествен­ные произведения, газетные статьи, научно-популяр­ную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элемен­ты анализа исключаются.

Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского языка ниже 180.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25—30 % избыточ­ной, второстепенной информации.

2.3. Изучающее чтение предусматривает макси­мально полное и точное понимание всей содержащей­ся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изуче­ния» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой мате­риал. Изучающее чтение отличается большим коли­чеством регрессий, чем другие виды чтения,— повтор­ным перечитыванием частей текста, иногда с отчет­ливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языко­вых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для после­дующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50—60 слов в минуту.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имею­щие познавательную ценность, информативную зна­чимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

2.4. Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель — быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характери­стик, цифровых показателей, указаний). Оно направ­лено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текс­тов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа. При поисковом чте­нии извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, пред­полагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необхо­димую информацию по определенной проблеме, вы­брать и объединить информацию нескольких тек­стов по отдельным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по ука­занию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта: а) ознакомительное — изучающее — просмотро­вое— поисковое; б) изучающее — ознакомитель­ное — просмотровое — поисковое. Последний ва­риант представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.
2.2. Этапы работы с текстом. Формирование навыков извлечения информации из текста.

Работа с текстом состоит из нескольких этапов, которые позволяют выстроить порядок изучения текста и обработки информации.

2.2.1.Предтекстовые задания (этап антиципации) направлены на моделиро­вание фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учи­тываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Упражнения и задания:

  1. Работа с заголовком: определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.

  2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

- К какому жанру можно отнести текст?

- Кто будет главным героем, его профессия, национальность?

- Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. С новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.

5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Ответить на вопросы до чтения текста.
2.2.2. В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомитель­ное, просмотровое, поисковое), скорость и необходи­мость решения определенных познавательно-комму­никативных задач в процессе чтения.

Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:

  • они строятся на базе активно усвоенной лекси­ки и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

  • ответ на предваряющий вопрос должен отра­жать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;

  • вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражне­ний с текстом, обеспечивающих формирование соот­ветствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Упражнения и задания:

  1. Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:

-ответы на предложенные вопросы;

-подтверждение правильности /логичности утверждений;

-подходящий заголовок к каждому из абзацев;

-подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;

-предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;

-описание внешности /места /события /отношение;

  1. Догадайся:

-о значении слова по контексту;

-какая дефиниция /перевод наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;

-как будут развиваться события во 2 главе /части текста;
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconМетоды и приемы обучения
Методы и приемы обучения: диалогическое изложение, эвристическая беседа, тестирование, выполнение практических заданий
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconКонспект урока литературного чтения во 2 классе умк «Перспективная начальная школа»
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconТема: «Методы и приемы, способствующие эффективности урока. Формы...

Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы: метод творческого чтения-приемы: слово учителя, выразительное чтение отрывков из произведения
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconН. Я. Сацков Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности...
«Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя»: икф «Сталкер»; Донецк; 1998
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconИнтенсивные методы обучения ия
Гегечкори, Шехтер, Петрусинский, Китайгородская и др. Интенсивных методик много и они различный, что объясняется многообразием конкретных...
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconТеорема о трех перпендикулярах
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, наглядный, взаимоконтроль, самоконтроль
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconСодержание стр
Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconПредмет: биология. Тема
Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconКонспект нод вид
Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconКонспект открытого занятия
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconМоу ермаковская средняя общеобразовательная школа №2
Цель: показать коррекционные приемы на уроках чтения для формирования беглого, сознательного и выразительного чтения
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconТема : «Сказка о золотой рыбке»
Приемы и методы обучения: моделирование, проблемный подход, дифференциация, игровые моменты, творчество
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconПодготовила: Карпова Елена Васильевна
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconПояснительная записка статус документа
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения iconКонспект составил воспитатель Ермакова Г. П
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск