КОНСПЕКТ НОД
-
Вид:
| интегрированное
| Тип:
| занятие-открытие с элементами экспериментирования
| Направление:
| познавательно-исследовательское
| Группа:
| Старшая группа
| Форма проведения:
| Подгрупповая
| ФГТ:
| Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Безопасность»
| Тема:
|
«Прогулка по пустыне»
| Цель:
| формирование познавательных процессов и активизация умственной деятельности через обогащенное содержание воспитательно-образовательной работы (использование доски условного ряда, экспериментирования).
| Задачи:
| образовательная:
расширять кругозор детей через формирование представлений о животном и растительном мире пустыни через использование мультимедийной презентации;
развивать навыки экспериментирования, обеспечивая максимальную образовательную нагрузку;
развивающая:
способствовать развитию логического мышления через работу с доской условного ряда;
способствовать развитию связной речи через свободное общение в разных видах деятельности, предусмотренных в НОД;
воспитательная:
• воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
формировать навыки позитивного сотрудничества в детско-взрослом сообществе;
здоровьесберегающая:
обеспечить психологическую комфортность, безопасность и рациональную двигательную активность каждого ребенка..
| Словарь:
| среда обитания;
верблюд;
верблюжья колючка;
рацион,
оазис,
тушканчик.
| Оборудование:
| 1. Современная мультимедиа-энциклопедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».
2.Глобус.
3.Картки с изображением деревьев(пальма, дуб, берёза, клён)
2.Оборудование для экспериментирования(подносы с песком)
3.Стаканчики с водой
4.Лупы.
5.Ящерицы.
6.. Восточная музыка
7.Глобус
8.Импровизированный кувшин.
9.Ковёр
|
мультимедийная установка
на каждого ребёнка
| Научно- энциклопедическая подготовка воспитателя
| Оазис-место в пустыне или полупустыне, где есть растительность и вода. Толковый словарь Ожегова.
Оазис — расположенный около источника воды островок растительности посреди пустыни. Оазисы могут существенно различаться по величине и характеру, от небольших прудов, окаймленных финиковыми пальмами до целых городов с сельскохозяйственной деятельностью и промышленностью. В Антарктике оазисом называется территория, свободная от снега и льда. Оазисы, искусственные или естественные, встречаются на территории любой крупной пустыни. Здесь можно напоить животных и пополнить оскудевшие запасы пищи и воды. Естественные оазисы встречаются в тех местах, где из-под земли бьют подземные ключи.
Пусты́ня — природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной .Википедия.
Верблюды— род млекопитающих семейства верблюдовых подотряда мозоленогие . Это крупные животные, приспособленные для жизни в засушливых регионах мира — пустынях, полупустынях и степях. Википедия.
Тушка́нчиковые, тушка́нчики— семейство млекопитающих отряда грызунов. Оно объединяет группу грызунов, населяющих степи, полупустыни и пустыни. Википедия.
| Свободная игровая деятельность детей.
| Введение сказочного персонажа.
Мозговой штурм.
Развитие кругозора через использование компьютерной программы «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Экспериментальная деятельность в лаборатории.
Активизация умственной деятельности детей через работу с доской условного ряда.
Заключительная
часть-рисование песком на планшете.
| Под восточную музыку появляется Хоттабыч из импровизированного кувшина.
Х. Здравствуйте ,дети. Благодарю вас за избавление меня из кувшина. Позвольте мне в знак глубочайшей признательности поиграть с вами .Что это у вас такое круглое,разноцветное? (на столе стоит глобус)
Д. Это глобус..
Х.: - Вай, вай , 1000 лет живу, но такого не слышал. Что такое глобус?
Д.: - Глобус – это модель нашей Земли. На нем можно увидеть, где находится наша страна, наш город. С помощью глобуса можно путешествовать.
Х.- А почему на этом вашем глобусе, столько синего и голубого цвета?
Д.: Синий цвет обозначает воду :реки, озёра., океаны, моря.
Х.: Да, я вспомнил, на земном шаре 78 % воды. А у вас в Псковской области тоже много воды? Какие реки и озёра вы знаете?
Д.: Река Великая ,Пскова ,Мирожка ,Псковское озеро.
Х.: Вай, вай, как интересно, умнейшие дети, а почему столько зелёного цвета ?
Д.: Это растительность-трава, деревья, цветущие растения.
Хоттабыч обращает внимание на картинки деревьев (пальма,клён,берёза,дуб)
Х.: Какие красивые растения, а это моё любимое дерево-пальма (показать картинку)А у вас такие деревья растут? А какие ?
Д.: Клён, берёза, дуб.
Х.: - О, мудрые отроки, как интересно! А я вижу коричневый и желтый цвет на глобусе. Что же он может обозначать? (Не знаете, я вам расскажу)
Д.- Песок, пустыню,горы.
Х.: Да, жёлтый цвет обозначает песок, пустыню, а ведь пустыня-это моя Родина. А где у вас можно встретить кусочек пустыни? Где много песка?
Д.: Песочница ,песочные часы.
Х.: Мои умнейшие дети, я приглашаю вас побывать на моей Родине, хотите? На чём мы отправимся путешествовать?
Д. перечисляют различные виды транспорта.
Х.: Итак, мои отроки, приготовимся к прогулке. Мы отправляемся в жаркую страну, что нам необходимо взять с собой?
Д.: Взять воду, одеть головные уборы. (имитационные движения)
Х.: Готовы к полёту? («летят» на ковре –самолёте)
Х.: Вот мы и добрались. Дети вместе с Хоттабычем подходят к мультимедиа ,на котором показана панорама пустыни.
Х.: Посмотрите, дети, сколько здесь песка, совсем нет воды, нет рек. Почему? А сейчас мы встретим с вами… Кого?(навести курсор на верблюда) Что вы знаете о них?
Дети отвечают.
Х.:А откуда вы это узнали?
Д.: из книг, от взрослых, из телепередач.
Х.Верблюды……..(рассказ о верблюде)
Далее дети рассматривают тушканчика, различных ящериц.
Х.: А ещё, умнейшие дети, в пустыне можно встретить оазис-это место ,где есть растительность и вода, но таких мест в пустыне очень мало. А теперь нам пора возвращаться. «Полетели» на ковре-самолёте, попили воды, сняли панамки.
Х.: Что это я вижу здесь? Наверное, это ваша лаборатория для опытов. Располагайтесь поудобнее.
1.Опыт № 1.« Свойств песка»
На каждого ребёнка контейнер с сухим песком и лупа. Дети обследуют песок с помощью лупы, трогают руками, пересыпают и находят в своём контейнере ящерицу.
Х:.как вы думаете, почему ящерица спряталась в песок?
Д.: прячется от солнца, от врагов.
Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера. Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные. Песок сыпучий, сухой. В пустыне в него закапываются различные животные.
2. Опыт № 2.«Легко ли верблюду шагать по песку?»
У детей ёмкости с песком., короткие палочки. ,на которых с одной стороны надеты пробки.
Х.Как вы думаете, а легко ли верблюду шагать по пустыне?
Д.(Версии детей)
Х.Давайте проверим.
Опыт: возьмите палочку и её острым концом пошагайте по песку. Что происходит? А теперь переверните её другим концом и «походите» по песку. Палочка проваливается в песок? Почему нет?
Вывод: у верблюда широкая перепончатая нога, которая не проваливается в песок и помогает ему шагать по пустыне.
3. Опыт № 3: «Что происходит с водой в пустыне? » Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в контейнер с песком. Что вы наблюдаете? Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.
Х.: Вытрите руки влажными салфетками.
Х.Итак, мои умнейшие дети, вам было интересно? Что нового вы можете рассказать дома о такой среде обитания, как пустыня? Давайте вспомним.
Работа с «доской условного ряда».
Дети выкладывают картинки:
-песок,
-тушканчик,
-верблюд,
-ящерица,
-верблюжья колючка,
-оазис,
-солнце,
-вода . Х.: Мы сегодня много узнали о песке, а вы любите с ним играть? А ещё на песке можно рисовать, я вам сейчас покажу. Ахалай-махалай... Трах-тибидох-тибидох.
Хоттабыч показывает детям планшет для рисования на песке.
Х.До встречи, мудрейшие дети, я приду к вам ещё и расскажу о ….А о чем. не скажу, вы узнаете об этом на следующем занятии. До свидания, ребята.
| |