Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа»)
Учитель: Гончар О.В.
Автор:
Предмет: литературное чтение
Тема учебного занятия: М.Пришвин «Золотой луг»
Место урока в теме: 2-й урок
Тип урока: комбинированный
Цель: показать учащимся, что увидеть скрытую жизнь природы, проникнуть в её тайны и секреты может только внимательный, наблюдательный, любящий природу человек
Задачи:
Образовательная:
- учить детей внимательно перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты, работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;
Развивающая:
Развивать и обогащать речь учащихся, творческое мышление, эмоциональную сферу;
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, желание больше читать произведений о природе.
Содержание и технология урока:
Этап
| Задачи
| Деятельность учителя
| Деятельность
учащихся
| УУД
| Оборудование
| Самоопределение
(мотивация к деятельности)
| Мотивировать
к
деятельности
| - Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь на свои места.
– Какое время года наступило? Какой месяц?
Я рада, что вы подготовили дома рисунки на эту тему, когда я смотрю на ваши работы, мне представляется , как тепло пригревают солнечные лучи, начал таять снег, бегут весёлые ручьи, небо ярко-голубое, вся природа ждёт настоящей весны, настроение весёлое и радостное.
| Самопланирование учебной деятельности.
| Личностные. Самоопределение:
- знаю, что буду делать;
- понимаю, хочу делать или нет;
- думаю, что могу сделать или нет.
| презентация слайд №1
| Актуализация знаний и введение в тему урока
| Развивать учебно-познавательную активность детей
| – Ребята, как вы думаете, можно ли с помощью музыки создать хорошее настроение?
– Я предлагаю вам послушать, как это получилось у П.И. Чайковского в музыкальном произведении “Подснежник” из цикла “Времена года”.
– Закройте глаза и попробуйте представить чудесный весенний день.
| Слушают музыку.
Отвечают на вопросы. Отвечают домашнее задание
| Познавательные Коммуникативные Регулятивные
| презентация слайд №2
| Целеполагание
| Учить
определять
цель
| – Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем? (Ученики открывают Содержание учебника и начинают с ним работать).
– Какие произведения из этой главы мы изучили?
– Чему учат нас эти произведения?
|
формулируют тему и цель урока отвечают на вопросы
| Регулятивные Коммуникативные по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.
|
презентация слайд № 3
| Чтение и анализ текста
| совершенствовать умения работать с текстом с элементами рассуждения
воспитывать речевую культуру речи
развивать наблюдательность и мышление
| Прежде, чем начать знакомиться с рассказом М.Пришвина “Золотой луг”, Саида познакомит вас с краткой биографией М.Пришвина. начинает учитель,
(Доклад ученицы на тему: “Жизнь и творчество М.Пришвина”.)
ныне Елецкий район Липецкая область
– Ребята, Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что чудеса “совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем. – А сейчас, внимательно послушайте рассказ М.Пришвина “Золотой луг”.
(Чтение рассказа учителем)
Какие сложные слова нам встретились? (Промысел, пяту, фукну.) – С чем нам необходимо поработать?
(Необходимо в Толковом словаре найти значения этих слов.)
– Где найдем значение слова “фукну”?
(Ученики работают со словарями)
– Начнем работать по заданию учебника!
(Ученик читает вслух вопросы, остальные ребята отвечают.)
Кот сказал: “Одуванчик - загадочный цветок!”
–Кто разделяет мнение Кота? Почему?
(Одуванчик – загадочные цветок. Потому что в пору цветения и в пору созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок.)
– А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя-рассказчика?
(Об этом герой говорит в последнем предложении: “ С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали”.) – Рассказ Михаила Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? Докажи свое мнение строчками из текста.
(Рассказ ведется от лица мальчика.)
Кот сказал:
“Чтобы это доказать. Надо еще раз прочитать рассказ с самого начала до самого конца!”
Чтение текста учащимися.
– Ты соглашаешься с Котом?
(Да, потому что это видно только из последнего предложения текста.) – Можно ли сказать, что природа не всем сразу раскрывает свои секреты? Так кому же она их раскрывает?
(Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, заинтересованному человеку.) Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? Докажите.
(Мальчик наблюдательный, потому что когда рано утром он пошел на рыбалку, то заметил, луг был не золотой, а зеленый. А по возвращении домой он снова обратил внимание на луг. Луг снова превратился в золотой. Мальчик решил узнать, что же происходит с одуванчиками. Ему удалось раскрыть секрет этих цветков.) – Откройте с. 123. Рассмотрите картинку.
– Кто изображен на ней? (Мальчик и его брат Сережа.) – Что они делают? (Мальчики играют с одуванчиками.) – Почему мальчик справа закрыл лицо руками? (Мальчик закрыл лицо руками. Потому что брат дует ему одуванчиком прямо в лицо.)
|
(ученики слушают рассказ о биографии писателя, выразительное чтение учителем) отвечают на вопросы
Выполняют задание
(выборочное чтение) отвечают на вопросы
Выполняют задание
(выборочное чтение)
Выполняют задание,
(Старание, упорство, трудолюбие, доброту…)
отвечают на вопросы
(Он не умел рисовать.)
(Нет, он был маленький и многого ещё не умел, не понимал и не знал )
Работа в парах
(За всякое дело берись умело.
Мало хотеть, надо уметь.)
самопроверка отвечают на вопросы (выборочное чтение)
Самостоятельно читают отрывок отвечают на вопросы (Умение)
(выборочное чтение)
| Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные. Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.
Проверка своих предположений Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.
Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Соотнесение текста с иллюстрациями, сопоставление своего взгляда на прочитанное со взглядом художника.
|
презентация слайд №4
презентация слайд №5
презентация слайд №6
| Обобщение
|
Обогащать словарный запас детей
| - Сможете ли вы теперь, после чтения сказки, ответить на вопрос: «Кто самый великий из самых великих волшебников?» - Русский язык богат очень меткими образными выражениями. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Давыдовой Татьяны и скажите, как по - другому можно назвать руки трудолюбивого человека, которые могут творить чудеса. Бывают руки непростые, На вид, как все, обычные. Их называют золотые, Они к труду привычные.
В них дело спорится умело - Всё могут сделать, воссоздать. С душой берутся, ловко, смело. Таким не свойственно скучать. - Людей, у которых золотые руки называют умельцами, мастерами.
|
отвечают на вопросы
слушание
отвечают на вопрос
(золотые руки)
| Личностные
Познавательные
Коммуникативные
|
презентация слайд №7
презентация слайд №8
| Рефлексия
|
| - Какое открытие вы сегодня сделали, чему учит эта сказка? Выберите самое точное выражение.
Что люди смогли, то и я смогу.
Кто не работает, тот не ест.
Золотые руки все смыслят.
Без дела жить - только небо коптить.
Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.
Чтобы приносить миру добро и красоту, надо быть мастером в своём деле.
|
самостоятельная работа
самооценка
|
Регулятивные
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности ("Сегодня я научилась …", "Я ещё не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …")
Перечисление своих действий: читали рассказ (ФИО автора) " … (название произведения)" и т.д. Демонстрация главного итога: выразительное чтение, интерпретация текста, ответ на проблемный вопрос и пр.
|
презентация слайд №9
| Домашнее задание
|
| Научиться читать сказку «Волшебные краски» выразительно. выполнить иллюстрацию к произведению.
Или
Найти, прочитать и пересказать другое произведение Е. Пермяка
|
|
|
презентация слайд №10
| |